Файл: Определение объема и достаточной информации при принятии решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с недостаточной информационной компетентностью новых сотрудников организации в системе ее управления большое внимание должно быть уделено формированию эффективного механизма управления.

1.2. Совокупность информации для принятия решения

Всю совокупность информации, необходимой для эффективной реализации системы стратегического планирования в компании, условно разделим на три группы (рисунок 1).

Рис.1. Потоки информации в процессе реализации стратегического управления финансами [8, c. 609]

Учетная информация представляет собой фактические сведения о текущем состоянии и совершенных операциях компании. Она носит количественный характер и подлежит сбору и обработке на более или менее регулярной основе. Учетная информация используется для финансово-экономического анализа и прогнозирования, на ее основе формируется финансовая и управленческая отчетность.

Рыночная информация (информация о внешней среде) представляет собой сведения, характеризующие окружающую среду, в которой работает и развивается компания. Мониторинг внешней среды является основой для позиционирования предприятия в окружающей среде и формирования прогнозов. В качестве основы для классификации такой информации считаем достаточным использование PEST-анализа.

Помимо количественной (учетной) информации в компании имеются сведения, не от- носящиеся к отчётным формам либо к учетным данным (нефинансовая информация): качество реализуемой продукции, степень удовлетворенности покупателей, загруженность мощность, износ оборудования, наличие неиспользуемых активов и так далее [15, c. 98].

Для устранения выявленного слабого звена моделей стратегического планирования с целью повышения эффективности данного процесса нами разработан подход формированию информационной базы в условиях стратегического управления (рисунок 2).

Рис. 2. Технологическая схема формирования информационной базы стратегического управления финансами [8, c. 608]

База данных является хранилищем специально организованных и логически связанных информационных данных. В этой связи можем выделить входящие и исходящие потоки информации в компании (рисунок 3).


Рис. 3. Состав информационных потоков в системе стратегического управления финансами компании[16, c. 79]

Для формирования внешних и внутренних факторов деятельности компании используются разнообразные виды информации: учетная, отчетная, рыночная, нефинансовая. Помимо информационной базы факторов внешней и внутренней среды компании, на информационный банк воздействует эффективная система критериев, выполнение которых позволит достичь поставленную стратегическую цель.

Организация информационного обеспечения системы стратегического управления, сложившаяся к настоящему времени в теории и практике управления, не всегда отвечает современным требованиям в силу ее ориентации, в основном, на выявление внешних и внутренних факторов, воздействующих на компанию. Рыночные условия хозяйствования в российской экономике изменили приоритеты использования информационных ресурсов от фискальных функций к информационному обеспечению менеджмента. В современных условиях функционирования отечественных предприятий нередко базой управленческих решений является неполная и несвоевременная информация. Одним из основных внутренних факторов неопределенности в решении управленческих задач является неполная информация о текущем состоянии внутренней и внешней среды, перспективах развития предприятия, что является следствием неэффективной организации информационного обеспечения управления. Отличительные особенности разработанной модели совершенствования системы стратегического планирования заключаются в концентрации внимания пользователя на выделении блока информационного обеспечения.

Отличительное свойство информации – это способность вызывать изменения и преобразования. При возникновении обновленной информации изменениям подвергаются и восприятие, и потребности людей, поэтому обязательным условием обеспечения «выживания» в рыночных условиях и сохранения конкурентоспособности является адаптация к изменяющимся потребностям. Информация, обеспечивающая принятие решений, привносит определяющий вклад в решение, становится фактором производства и аналогично с трудом, материалами и капиталом формирует богатство.

Сбор, обработка и предоставление информации для принятия управленческих решений представляет собой главный этап. Так, методы обработки экономической информации рассмотрим по этапам жизненного цикла механизма принятия управленческого решения (Рисунок 4).


Рис. 4. Этапы цикла принятия решения [11, c. 413]

Наиболее важными видами информации принято считать источники внутри самой организации, специализированных групп сотрудников, а также их деятельность, периодические отчеты, публикуемые источники (научные публикации, журналы, справочники и списки и пр.), другие организации, в том числе конкуренты, поставщики, заказчики, а также рекламные агентства и средства массовой информации и др. [8, c. 609].

Подход к сбору информации в условиях принятия управленческого решения носит функциональный характер и характеризуется функцией информационного окружения. Другими словами, функционируют определенные базы данных внутренней и внешней информации, используемые функциональными службами для принятия решения.

К качеству информации предъявляются определенные требования. Прежде всего, она должна быть полезной, т.е. удовлетворять пользователей информации, актуальной, достоверной, доступной и понятной, в определенных случаях – конфиденциальной и т.п. (Таблица2).

Таблица 2

Принципиальные требования информационного обеспечения управленческих решений [20, c. 62]

Принципы

Обеспечение их соблюдения

Актуальность

Представление реальных сведений в нужный момент времени

Достоверность

Адекватность сведений, обеспечиваемая соблюдением научных принципов сбора и обработки информации, борьбой с любой тенденциозностью

Релевантность

Обеспечивается получением информации в соответствии с поставленными задачами

Полнота отображения

Обеспечивается составлением плана исследования, выявлением сущности явления, его иерархической структуры и связей

Целенаправленность

Соответствие информации генеральной цели исследования

Информационное единство

Подчинение методологии обработки данных требованиям теории информатики и статистической теории наблюдений

Информация в процессе принятия управленческого решения представляет собой основополагающую роль. Выделим три стадии управленческого решения:

1. Подготовка. На данном этапе осуществляется экономический анализ ситуации на различных уровнях, который включает поиск, сбор и обработку информации, также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения;

2. Принятие решения. На данном этапе осуществляется разработка и анализ альтернативных решений, выбор оптимального решения, выбор и решение лучшего решения;


3. Реализация решения. На данном этапе принимаются меры для уточнения и доведения решения до исполнителей, осуществляется контроль за ходом выполнения, вносятся при необходимости поправки.

Так как информационный процесс охватывает всю организацию в целом (все подразделения и стороны деятельности), следовательно, деятельность предприятия во многом зависит от коммуникационного процесса. Однако в рамках процесса коммуникации информация может быть искажена, неправильно понята или воспринята. Эффективный обмен информацией происходит в системе «передача информации – правильное восприятие». В современных условиях информационные потоки столь велики, что может произойти и перезагрузка информационного канала. Часто в процессе одновременной переработки информации и необходимостью ведения обмена информации руководитель не всегда может отреагировать на всю информацию. Поэтому объемы информационных потоков должны адекватно регулироваться руководителями структурных подразделений.

Таким образом, можно сделать вывод, не претендуя на оригинальность, что информация в системе принятия решений играет одну из значительных ролей, и от ее качества, своевременности, адекватности, достоверности, правильной обработки зависит и функционирование организации в целом.

1.3. Развитие информационной составляющей корпоративного управления

Совокупности информационных потоков в системе корпоративного управления можно выделить по трём ключевым признакам:

- по отношению к системе корпоративного управления: входящие, исходящие и внутренние информационные потоки;

- по степени публичности: публичная и управленческая информация;

- по предметной направленности: информация для принятия решений о финансировании бизнеса, информация для текущего управления и планирования, информация для освещения текущей практики корпоративного управления.

Дополнительно информационная система выполняет следующие функции: аудит и управленческий контроль, обеспечение поддержки управленческих коммуникаций.

К числу входящих информационных потоков корпоративного управления относят: информацию о характеристиках внешней среды, данные для осуществления финансового и управленческого учёта, прочую информацию о компании.


Среди исходящих информационных потоков корпоративного управления выделяют: консолидированную финансовую отчётность, нефинансовую информацию, данные планирования и бюджетирования, для осуществления текущего и стратегического планирования.

В качестве основных блоков корпоративной информационной системы необходимо выделить следующие: блок стратегического анализа и моделирования, блок корпоративного планирования, информационно-аналитический блок, организационно-учетный блок, программно-технический блок (рисунок 5).

Рис. 5. Модель корпоративной информационной системы [10, c. 16]

Информационно-аналитический блок представляет собой систему информационного обеспечения управленческих решений по вопросам оперативного, тактического и стратегического планирования.

Данный блок аккумулирует информацию об уровне корпоративного управления и служит для формирования отчётности о реализации мероприятий в рамках системы корпоративного управления, эффективности реализации процессов развития. Информация данного блока служит для привлечения внешних инвесторов, осуществления информационной поддержки акционеров, членов Совета директоров и прочих стейкхолдеров, формирования предпосылок для роста капитализации.

Подсистема поддержки принятия решений является диалоговой и предназначена для обработки информации и реализации моделей по решению отдельных слабоструктурированных управленческих задач на основе информации о положительном прошлом опыте принятия решений в сходных ситуациях, хранящейся в базе данных. При этом банк моделей позволяет руководителям определить возможность для моделирования ситуации, а банк методов – определить наиболее оптимальный вариант решения проблемы на основе различных методов решения: экономических, правовых, маркетинговых и т.д. [3]

Данная подсистема также обеспечивает снижение трудоемкости осуществления стандартных операций, когда в оформляемый документ различные подразделения вносят необходимые изменения.

В отсутствие информационной системы им каждому изначально пришлось бы по одному и тому же вопросу формировать свои документы. В целом, корпоративная информационная система как информационная составляющая механизма реализации и развития корпоративного управления служит следующим целям:

- информационное обеспечение системы корпоративного управления и стейкхолдеров;

- организационная проработка системы корпоративного управления, определение обязанностей, прав и полномочий;