Файл: Потребительские свойства товаров (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ЧАЯ, РЕАЛИЗУЕМОГО В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 1996
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ ЧАЯ, РЕАЛИЗУЕМОГО В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.2. Классификация потребительских свойств чая
ГЛАВА 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ЧАЯ, РЕАЛИЗУЕМОГО В ООО «ПРОДУКТЫ»
2.1. Общая характеристика ООО «Продукты»
2.2. Объекты исследования и методы испытания чая, реализуемого в ООО «Продукты»
Отечественный (краснодарский), а также грузинский и азербайджанский чай по качеству делят на пять торговых сортов: букет, высший, первый, второй, третий. В торговлю третий сорт не поступает, а направляется на переработку для получения прессованного чая. Зеленый байховый чай имеет такие же coрта, что и черный. На чаеразвесочных фабриках России индийский, цейлонский, китайский и вьетнамский чаи выпускают высшего, первого и второго сортов (кроме гранулированного СТС, который может быть только первого, второго и третьего сорта). Чаи черные байховые (грузинский, азербайджанский, краснодарский) по аромату и вкусу ближе к китайским, по интенсивности и окраске настоя напоминают индийские.
Особенно высокими органолептическими свойствами обладают чаи сорта Букет, которые по качеству не уступают многим мировым чаям и оцениваются 5-6 баллами.
Краснодарский чай, который производят по новой технологии, напоминает некоторые цейлонские чаи; он более душистый, чем грузинский и азербайджанский.
В рецептуру краснодарского, грузинского и азербайджанского чаев вводят китайский, индийский и цейлонский. Китайский чай имеет тонкий цветочный аромат, мягкий полный вкус и красивый настой.
Цейлонский чай близок к индийскому. Особенно ценится чай, получаемый на горных плантациях. В мировом экспорте ценятся индийские чаи. Лучшим сортом считается сорт Дарджилинг, который титесторы оценивают до 9 баллов.
Черный байховый чай должен иметь хороший букет – сочетание вкуса и аромата. Вкус должен быть «полным», т.е. достаточно интенсивным, приятно-терпким. Во вкусе оценивают «тело», т.е. экстрактивность. Аромат должен быть приятным, нежным (оттенки: цветочный, медовый, розанистый, жасминовый и т.д.).
Зеленый чай – имеет тонкий сильный аромат; янтарно-желтый цвет настоя, оливково-зеленый цвет чаинок. К нему подходит арбузное и ореховое варенье.
Желтый чай – назывался императорским. В древнем Китае императоры награждали этим чаем сановников за большие заслуги. По содержанию катехинов близок к зеленому, но имеет более интенсивный янтарно-желтый цвет настоя, более мягкий и лишь слегка терпкий вкус и более утонченный аромат.
Обладает наиболее сильным возбуждающим действием, хорошо ароматизируется жасмином. Очень распространен в Китае. Получают из типсов.
Красный чай – «оолонг» или «улун». Цвет чаинок – темно-синий с металлическим блеском (от типса). Цвет настоя – ярко-красный, приятный пикантный вкус, приятный аромат. Катехинов в 2 раза больше, чем в черном, но меньше, чем в желтом и зеленом.
Хорошо ароматизируется. Ароматизированный чай называется «пушонг». «Юньнаньский чай» и чай с о. Тайвань – лучший красный чай в мире [10].
В Россию чай поступает в нефасованном виде (фабричные сорта) из стран-производителей и фасованном (по реэкспорту) – из Англии, Германии, Финляндии, а также из стран-производителей чая (торговые сорта). Нефасованный чай направляется на чаеразвесочные государственные и частные предприятия.
ГЛАВА 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ЧАЯ, РЕАЛИЗУЕМОГО В ООО «ПРОДУКТЫ»
2.1. Общая характеристика ООО «Продукты»
Объектом исследования является магазин ООО «Продукты». Магазин ООО «Продукты» – розничное торговое предприятие. Целью создания данного магазина является получение прибыли.
Миссией ‑ более полное насыщение рынка продовольственными товарами и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создания дополнительных рабочих мест и получения дополнительной прибыли.
Данный магазин успешно ведет свою работу, о чем по моим личным наблюдениям свидетельствует наличие большого количества постоянных покупателей. Успешная работа магазина объясняется удобным для клиентов расположением магазина, большим ассортиментом качественного товара, всегда приветливым и обходительным отношением обслуживающего персонала.
Одним из немало важных факторов успешной работы магазина, является график работы, который учитывает интересы и возможности групп потенциальных покупателей, то есть круглосуточно.
Далее рассмотрим организационную структуру управления в ООО «Продукты» (рис. 4).
Рис. 4. Организационная структура управления ООО «Продукты»
Как видно из рис.1, ООО «Продукты» имеет линейно-функциональную организационную структуру.
В целом, вся ответственность компании ложится на генерального директора. Следует также отметить и слабые стороны линейно-функциональной структуры управления:
- неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами;
- нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения;
- разногласия между линейными и функциональными службами.
Далее более подробно рассмотрим структуру управления ООО «Продукты» и дадим характеристику каждому отделу (рис. 5).
Рис. 5. Структура управления
Генеральный директор занимается важнейшими организационными, кадровыми и финансовыми вопросами.
Бухгалтера – два человека ‑ ведут документацию всего предприятия. Менеджер по закупкам связывается с поставщиками выполняя заявки, полученные от менеджеров склада.
Главный продавец – специалист в каждом магазине по управлению обращением товаров, организует работу в магазине.
Главный менеджер склада осуществляет документационную передвижку товара склад–магазин, подает заявки по недостающей продукции менеджеру закупок.
Грузчик, помощник (количество зависит от количества поставок) осуществляют физическую работу по движению товара склад – магазин.
Фасовщик отвечает за внешний вид витрин, выкладку товаров и отслеживает срок годности продукции на витрине.
Кассир, продавец-консультант осуществляют непосредственную работу с покупателями.
2.2. Объекты исследования и методы испытания чая, реализуемого в ООО «Продукты»
Как уже указывалось, чай в России – традиционный напиток. Сегодня в связи с расширением ассортимента, увеличивается удельный вес в потреблении зеленой чая и других видов чая.
Объект настоящего исследования ‑ зеленый байховый чай, поскольку сегодня спрос на этот вид чая достаточно велик за счет своих полезных свойств и тонизирующего эффекта, вкуса.
Сегодня на рынке представлен широкий ассортимент зеленых байховых чаев. Поэтому требуется оценка качества чая.
Цель исследования ‑ сравнительная характеристика и исследование качества зеленого байхового чая.
Задачи:
- исследование образцов на соответствие требованиям нормативных документов к особенностям маркировки и упаковки;
- исследование показателей качества чая по соответствующим нормативным документам;
- определение сорта исследуемых образцов чая и сравнение полученной информации с заявленной на маркировке;
- выявление фальсификации и нарушения технологии производства исследуемых образцов; анализ результатов.
Для проведения сравнительной характеристики качества исследуемого объекта было выбрано 4 образца байхового чая, являющиеся наиболее распространенными торговыми марками на современном рынке чая:
Рис. 6. «Greenfield flying Dragon»
Образец 1: «Greenfield flying Dragon» - китайский байховый чай (рис. 6);
Рис. 7. Princess Java Traditional
Образец 2: «Princess Java Traditional» - китайский байховый чай, крупнолистовой (рис. 7);
Рис. 8. «Tess Style»
- Образец 3: «Tess Style» - китайский байховый чай, крупнолистовой (рис. 8);
Рис. 9. «Ahmad» - китайский байховый чай, крупнолистовой
- Образец 4: «Ahmad» - китайский байховый чай, крупнолистовой (рис. 9).
2.3. Результаты экспертизы чая ООО «Продукты»
Первым этапом проведения оценки качества исследуемой группы товаров является определение полноты маркировки.
На упаковку товара наносят маркировку, которая, в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 54004-2010 «Продукты пищевые».
Информация для потребителей. Общие требования», должна содержать определенные сведения и информацию о товаре и его производителе.
Характеристика маркировки исследуемых образцов и требований, предъявляемых к ней, представлены в таблице 1.
Исходя из маркировочных данных исследуемых образцов различных торговых марок байхового чая, можно сделать вывод о том, что маркировка соответствует требованиям.
Таблица 1
Характеристика маркировки исследуемых образцов
Требования, предъявляемые к маркировке |
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 |
Образец 4 |
---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Наименование продукта (наименование чая может быть дополнено местом происхождения, в наименовании чая гранулированного указывают: «гранулированный»); |
Китайский байховый чай «Greenfield flying Dragon» |
Китайский байховый крупнолистовой чай «Princess Java» |
Китайский байховый крупнолистовой чай «Tess Style» |
Китайский крупнолистовой байховый чай «Ahmad» |
Наименование аромата, если при изготовлении чая применяются ароматизаторы |
Ароматизаторы не применяются |
|||
Наименование и местонахождение изготовителя [юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)] и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии) |
Специально для Greenfield Tea Ltd под контролем ООО «Орими Трейд», Россия, 194044, Санкт-Петербург, ул. Тобольская, д. 3. Произведено ООО «НЕП», Россия, 188682, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. им. Свердлова, мкр. 1, 15/4 |
ООО «Мол Ком», 141009, Россия, Московская обл., г. Мытищи, Олимпийский пр., д. 2а. Цех фасовки: 141070, г. Королев, ул. Пионерская, д. 1. |
||
Дата изготовления и дата упаковывания, месяц и год |
06.2012 |
05.2012 |
06.2012 |
06.2012 |
Масса нетто |
100 г |
100 г |
100 г |
100 г |
Товарный знак изготовителя |
В наличии |
|||
Условия хранения |
Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении, без посторонних запахов, при ОВВ не выше 70% |
Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении, без посторонних запахов, при ОВВ не выше 70% |
Хранить в чистом, хорошо вентилируемом помещении, без посторонних запахов, при ОВВ не выше 70% |
Хранить в сухом прохладном месте при ОВВ не более 70% |
Сорт (при наличии) |
«Букет» |
«Экономи» |
«Бест» |
Высший |
Срок годности |
3 года |
3 года |
3 года |
3 года |
Способ приготовления или рекомендации по использованию (при необходимости). |
Засыпать чай в заварной чайник из расчета 1 ложка на чашку. Залить кипятком и настаивать 3-5 минут. |
Засыпать чай в заварной чайник из расчета 1 ложка на чашку. Залить кипятком и настаивать 3-5 минут. |
Засыпать чай из расчета 1 чайная ложка на чашку, залить кипятком и настаивать 3-5 минут. |
Засыпать чай, примерно 1 чайную ложку на человека, в подогретый чайник. Залить горячей водой (90°С). настаивать 1,5-2 минуты. |
Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт |
ТУ 9191-001-39420178-97 |
ТУ 9191-001-39420178-97 |
ТУ 9191-001-39420178-97 |
ТУ 9191-0040582 |
Информация о подтверждении соответствия |
В наличии (РСТ) |
Маркировка данных образцов полная, соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р 54004-2010 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования» и содержит все необходимые данные. Однако при исследовании маркировки данных образцов зеленого байхового чая была выявлена информационная фальсификация за счет предоставления искаженных сведений о сорте образцов 2 и 3, так как современная классификация чая предполагает лишь 5 сортов чая: «Букет», высший, первый, второй, третий.
Таких сортов, как «Экономи» и «Бест», заявленных на маркировке образцов 2 и 3 не существует.
Также было установлено, что образцы 1,2 и 3 были произведены под контролем крупнейшего поставщика ООО «Орими Трейд» одним и тем же производителем (ООО «НЕП») по одним и тем же техническим условиям, что может говорить о том, что данные образцы должны обладать примерно одинаковыми показателями качества, не противоречащими действующему стандарту ГОСТ 1939-90 «Чай байховый фасованный. Технические условия».
На следующем этапе проведения оценки качества исследуемой группы товаров проводится оценка качества по органолептическим показателям. Органолептический метод оценки чая является единственным экспрессным методом, позволяющим в течение нескольких минут определить всю совокупность свойств чая.
Таблица 2
Характеристика органолептических показателей качества исследуемых образцов
Наименование показателя |
Образец 1 |
Образец 2 |
Образец 3 |
Образец 4 |
---|---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Внешний вид (уборка чая) |
Ровный, однородный, хорошо скрученный |
Неоднородный, чаинки плохо скручены |
Ровный, однородный, хорошо скрученный |
Недостаточно ровный, скрученный |
Аромат и вкус |
Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус |
Грубоватый аромат, недостаточно выраженная терпкость |
Приятный аромат, достаточно терпкий вкус |
Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус |
Настой |
Прозрачный, светло-зеленый с желтоватым оттенком |
Прозрачный, светло-желтый |
Прозрачный, светло-желтый |
Прозрачный, светло-желтый |
Цвет разваренного листа |
Однородный с зеленоватым оттенком |
Неоднородный, темно-желтый |
Недостаточно однородный, с желтоватым оттенком |
Однородный, с зеленоватым оттенком |