Файл: Методы принятия управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 685

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день, в условиях рыночных преобразований в России, большое значение имеет потребность в обеспечении качественного управления различными процессами и явлениями. Одним из главных элементов управленческого процесса является разработка и принятие управленческих решений.

Среди огромного количества проблем современного менеджмента важнейшими из них являются этапы управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Эта проблема имеет серьезное значение, которое возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, которые требуют управленческого решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.

Разработка управленческих решений чрезвычайно важный процесс, который связывает основные функции управления: мотивацию, планирование, организацию, контроль. На каждом предприятии, управленческие решения определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире. Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности. Следовательно, развитие теории управления проходило одновременно с развитием науки о принятии решений.

Основная часть работы менеджеров предприятия – это процесс принятия управленческих решений. Именно поэтому понимание всех тонкостей процесса принятия решений в различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений – центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организации путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.

Принятие решений непосредственно связано с целенаправленной деятельностью человека. В личной жизни каждый человек принимает решения об устройстве семьи, распределении бюджета, проведении отдыха, выборе профессии, т.п. Формирование и выбор этих решений, как правило, производится эмпирически: путем логического мышления и интуиции. Параллельно с принятием личных решений человек рассматривает различные решения, возникающие в процессе своей служебной деятельности. Данная деятельность характеризует труд, как менеджеров, так и труд руководителей, которые как лично принимают решения, так и организуют работу своих сотрудников по подготовке и реализации тех или иных решений.


Управленческие решения – это способ постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую, или говоря другими словами субъекта управления на объект [8, с. 74]. Данное воздействие в конечном итоге приведет к достижению намеченных целей.

Проанализировав труды отечественных и зарубежных авторов, управленческое решение можно представить как результат прогнозирования, анализа, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели.

Импульсом управленческих решений является необходимость устранения, снижения актуальности или решения проблемы, то есть в будущем приближение существующих параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Целью данной работы является процесса построения модели управленческих решений.

Объект курсовой работы: управленческие решения.

Предмет работы: управленческое решение и особенности его принятия.

Для решения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, сущность, классификацию управленческих решений;

2. Рассмотреть типологию управленческих решений;

3. Рассмотреть особенности метода правил ранжировок в разработке управленческих решений.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области управленческих решений, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 Сущность и принципы принятия управленческих решений

Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений в коммерческой организации.

Подготовка решений происходит на основе совокупности необходимой информации о ситуации, тщательного анализа и оценок.

В ходе первого этапа разработки управленческого решения в коммерческой организации необходимо:


- получить необходимую информации о ситуации;

- определить целей;

- разработать оценочную ситуацию;

- проанализировать оценочную ситуацию;

- диагностировать ситуацию;

- разработать прогноз развития ситуации.

Рассмотрим данный этап более подробно.

Получаемая информация о ситуации должна обладать достоверностью и относительной полнотой. Недостоверная или недостаточно полная информация может привести к принятию неэффективных и ошибочных решений.

Далее определяем цели. Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления. В исследуемой коммерческой организации разработаны и используются методы формирования деревьев цели, которые позволяют определить иерархическую структуру системы целей, и критериев, которые оценивают степень достижения целей.

Основная задача анализа ситуации – выявление факторов, которые определяют динамику ее развития.

Диагностика ситуации состоит в выделении ключевых проблем, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния.

В ходе второго этапа разработки управленческого решения в коммерческой организации необходимо:

- сгенерировать альтернативные варианты решений;

- разработать сценарии развития ситуации.

Процедура генерирования альтернативных вариантов решений предусматривает специальную организацию и проведение экспертиз с использованием метода «мозговой атаки».

Разработка сценариев развития ситуации проводится преимущественно с использованием технологий экспертного оценивания и ситуационного анализа, которые дают возможность анализировать и учитывать как качественную, так и количественную информацию.

В ходе третьего этапа разработки управленческого решения в коммерческой организации необходимо:

- использовать коллективную экспертную оценку принятия решений;

- разработать план действий;

- осуществлять контроль реализации плана,

- анализировать результаты развития ситуации после управленческих воздействий.

Коллективные экспертизы обеспечивают большую обоснованность и большую эффективность принимаемых управленческих решений. К их числу можно отнести методы «мозговой атаки», Делфи, и.т.д.

Результаты экспертиз поступают к лицу, которое принимаем управленческое решение, и служат базой для принятия решения. Наряду с результатом экспертизы лицо принимающее решение при принятии управленческого решения учитывает дополнительную информацию об объекте принятия данного решения, которая может быть доступна лишь ему как руководителю.


После процесса принятия управленческого решения не менее важной задачей является его успешная реализация. Для этого необходимо выработать план действий. Ход реализации плана должен постоянно отслеживаться.

Результатом контроля реализации плана должна стать адекватная корректировка плана управляющих воздействий, которая обеспечивает наименьшее отклонение от поставленных целей.

Анализ результатов управленческих воздействий является основанием для оценки возможностей организации. Распределение полномочий на этапах процесса принятия управленческих решений в коммерческой организации представлено в табл. 1.

Таблица 1

Распределение полномочий на этапах процесса принятия решений

Этапы управленческого решения

Субъекты управленческого решения

Подготовка управленческого решения

Руководитель предприятия

Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения

Руководитель предприятия

Планирование управленческого решения

Руководитель предприятия, коммерческий директор, главный бухгалтер, руководители подразделений

Выполнение управленческого решения

Все отделы и подразделения

Контроль за выполнением решения

Руководитель предприятия

Как видно из табл. 1 принятие управленческих решений в коммерческой организации сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения принимаются только одним человеком – руководителем предприятия.

1.2 Факторы в принятии управленческих решений

На организацию управленческого решения оказывают влияние внутренние факторы и факторы внешней среды. К внутренним факторам относятся организационные и технико-технологические особенности производства, такие как: состав выпускаемой продукции (работ, услуг); технология, тип производства; формы специализации цехов (технологическая, предметная, предметно-технологическая с замкнутым циклом); наличие/отсутствие незавершенного производства; потребляемые сырье и материалы; формы организационных структур управления. Также на организацию управленческого решения влияют формы собственности, масштаб организации, уровень компетентности специалистов и руководителей, степень централизации/децентрализации управления, уровень автоматизации информационных потоков и др. Эти вопросы довольно хорошо проработаны в литературе и, как правило, учитываются в практике организации управленческого решения.


Наиболее проблематичны вопросы, связанные с внешними факторами, особенно сильно влияющими на организацию стратегического управленческого решения [9]. К ним относятся: конкурентные, международные, политические, инновационные и др. Влияние затрагивает не только организационные аспекты.

Усиление конкурентных факторов бизнес-среды привело к качественным скачкам в развитии методологии управленческого решения в области калькуляционных систем в связи с необходимостью обеспечения адекватной информацией новейших теорий управления, направленных на поддержание ключевых факторов успеха, а также в связи со сменой технико-экономических парадигм. Это касается системы производства и управления точно в срок (just in time, JIT), управления операциями бизнес-процессов (activity-based management ABM), теории ограничений (The Theory of constraints, TOC) и др.

К аналитическим инструментам стратегического управленческого решения относятся ССП (система сбалансированных показателей), EVA, анализ затрат цепочки ценностей. Проблематика применения ССП является частью актуальных вопросов о новых моделях отчетных данных для бизнеса, получивших отклики у научной общественности и в бизнес-среде, о чем свидетельствует обзор исследований западных специалистов, выполненный исследовательской группой ICAEW [7, с. 171]. Остается открытой область для исследований влияния факторов конкурентной среды на организацию управленческого решения, в том числе степень ее интенсивности.

При создании организационных структур по ведению управленческого решения осуществляются:

- группировка задач с целью определения видов работ (объектов учета);

- выбор формы организации специалистов: централизованной или децентрализованной. Организация централизованной службы осуществляется в специальном отделе или в рамках бухгалтерии. При децентрализации образуются группы по управленческому учету в составе разных структурных подразделений, например в бухгалтерии, отделах экономического анализа, планового, финансового, производственно-диспетчерского;

- определение функций подразделения, взаимосвязей с другими подразделениями предприятия; проектирование систем коммуникаций, обеспечивающих координацию и контроль. Причем речь идет не только о взаимодействии структур, выполняющих функции управленческого решения, но и всех структур, вовлеченных в формирование и использование информационных потоков;