Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение особенностей психологии профессионального общения сотрудников позволяет раскрыть психологические механизмы функционирования стилей общения и его особенностей. Профессиональная роль сотрудника, многосторонне влияет на личность, преобразует внешний и внутренний облик человека. Осознание личных затруднений и их причин позволяет работнику развить те психологические качества, которые необходимы для успешного ведения профессиональной деятельности. Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь при наличии прагматических целей, конструктивности решений, психологической готовности каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации, и в частности, эффективного психологического и педагогического воздействия со стороны руководства.

Актуальность и значимость темы объясняется тем, что в основе эффективности управления служащими лежит личностный подход, означающий, что только искренний и глубокий и всесторонний интерес к каждому участнику деловых отношений может обеспечить устойчивый морально-психологический климат в организации и порядок в целом. От правильно выбранной стратегии и приемов поведения в процессе воздействия зависит исход запланированного дела и кампании в целом.

Целью курсовой работы является изучение приемов психолого-педагогического воздействия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:

- проанализировать особенности личности, ее свойства и характеристики;

- рассмотреть мотивирующие положения сотрудников;

- охарактеризовать стратегии психолого-педагогического воздействия.

Объектом курсовой работы являются приемы психолого-педагогического воздействия.

Предметом курсовой работы являются стратегические подходы психолого-педагогического воздействия на служащих.

В работе был использованы научные труды таких авторов как Грибов В.Д., Павелко Н.Н., Вульфов Б.З, Макогон И.К., Дорошенко В.Ю., Лавриненко В.Н., Подвойская Л.Т., Лобан Н.А., Астахова Н.И. и других. Позиции данных авторов считаются одними из наиболее важных в психолого-педагогической литературе, они достаточно подробно и понятным языком объясняют смысл заявленной темы курсовой работы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ


1.1. Общее понятие о личности

Личность - это не чисто психологическое понятие, и изучается она всеми общественными науками - философией, социологией, этикой, педагогикой и др. Пониманию природы личности способствуют литература, музыка, изобразительное искусство. Личность играет значительную роль в решении политических, экономических, научных, культурных, технических проблем, в целом в подъеме уровня человеческого бытия.

Категория личности занимает в современных научных исследованиях и в общественном сознании одно из центральных мест. Благодаря категории личности возникают возможности для целостного подхода, системного анализа и синтеза психологических функций, процессов, состояний, свойств человека. [1, с. 20-21]

В психологической науке не существует общепринятого определения природы личности. Эпоху активного научного изучения проблем личности можно условно разделить на 2 этапа:

1. С конца XIX до середины XX в. и примерно совпадает с периодом становления классической психологии. В это время были сформулированы фундаментальные положения о личности, заложены основные направления исследования психологических особенностей личности;

2. Со второй половины XX в.

Важным теоретическим заданием психологической науки является раскрытие психологических основ тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» (от лат. Individuum - неделимое) определяет родовую принадлежность человека. Этим понятием обозначается отдельный представитель человеческого рода в единстве его приобретенных и врожденных особенностей, носитель индивидуально своеобразных психофизических черт. Это человек как единичное природное существо, представитель homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. Говоря о человеке как индивида, Б. Ананьев описывает его природные особенности, анатомофизиологическое основу личности. Индивид, как правильно отмечает К.В. Шорохова. означает человека как одну из людей, как носителя общих свойств, как единственность. [3, с. 90-91]

Самыми общими характеристиками индивида является целостность психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между различными функциями и механизмами, реализующих жизненные отношения индивида. Устойчивость характеризует собой сохранение главных отношений индивида к действительности, предусматривая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.


Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных отношений и процессов, в результате чего приобретает особую социальной качество - становится личностью.

В понятии «субъект» (от лат. Subjectum - подлежащее) фиксируется такая характеристика индивида или группы, как способность быть носителем предметно-практической деятельности, источником активности, направленной на объект. Объект - фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ней субъекта.

Для философии, социологии, психологии и других наук главным объектом исследования является личность человека, который стал фокусом пересечения экономических, политических, духовных, религиозных граней жизни общества.

Б.Г. Ананьев выделил 4 уровня человеческой организации: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Несмотря на многочисленные попытки найти общие подходы, в трудах исследователей существует много определений личности, что связано с многозначностью этого понятия. И. С. Кон считает, что, с одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (человека) как субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социально определенный индивид, интегрирует социально значимые черты, созданные в процессе прямого и косвенного взаимодействия с другими людьми, и делает его субъектом труда, познания и общения.

Обобщая известные подходы, можно определить, что личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют ее нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и для окружающих. [16]

1.2. Свойства и характеристики личности

В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек проявляется в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Ниже мы рассмотрим каждое из них в отдельности. [2, с. 75-76]


Понятие «способности можно истолковать по-разному. Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души. Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивают аффективное выполнение человеком разного рода функций. И, в-третьих, способности – это всё то, что нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, но с помощью чего можно объяснить их приобретение, использование и закрепление.

Человек имеет огромное количество различных способностей, которые можно разделить на несколько категорий:

1. Элементарные (простейшие) способности – способности, связанные с функциями органов чувств и простейшими движениями. Они присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать. Сложные способности - способности в различной деятельности, связанной с человеческой культурой. Такие способности называют социально обусловленными, т.к. они не являются врождёнными.

2. Общие способности - способности, имеющиеся у всех людей, но развитые у всех в различной степени (общие двигательные, умственные). Именно ими определяется успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание). Специальные способности - способности, встречающиеся не у всех и для которых, в большинстве случаев требуется наличие определённых задатков (художественно-изобразительные, литературные. актёрские, музыкальные).

3. Теоретические способности - способности, которые обуславливают склонность индивида к абстрактно- логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи. Практические способности - способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.

4. Учебные способности - способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков и умений. Творческие способности - способности, определяющие умение человека создавать предметы духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершение открытий и т.п.

5. Коммуникативные способности - способности, которые включают в себя ЗУН, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживанием связей, нахождением общего языка, расположением к себе и воздействием на людей. Предметно-деятельностные способности - способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами. [2, с. 66-69; 4, с. 224-226]


В психологии также применяются и такие термины, как «гениальность», «талант», «одарённость», указывающие на более тонкие нюансы индивидуальности личности. Одаренность - это наличие у человека с рождения задатков для лучшего развития способностей. Талант - это способности, которые раскрываются в наиболее полной мере благодаря приобретению навыков и опыта. Гениальность - это необычайно высокий уровень развития каких-либо способностей.

Наряду со способностями, как с одним из основных свойств личности, можно выделить темперамент. Темперамент - совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности психических процессов и состояний человек, а также его поведения. Гиппократ, древнегреческий философ V в. до н.э. дал определение различным типам темпераментов, которыми люди пользуется и по сей день: меланхолический (свойственен людям мрачного настроя, с напряжённой и сложной внутренней жизнью), холерический (более всего характерен для вспыльчивых людей), флегматический (хладнокровные люди, которые более склонны к пребыванию в состоянии бездеятельности, чем в состоянии активной работы), сангвинический (люди весельчаки, оптимисты, юмористы и шутники). Данные описания типов темперамента содержат самые характерные для них черты. [13, с. 83-84]

Характером называются приобретённые в определённых социальных условиях способы взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми, составляющие - тип его жизнедеятельности.

В процессе общения между людьми характер проявляется в манере поведения, способах реакции на поступки и действия других. Характер включает в себя множество черт, которые современные специалисты разделяют на 3 группы: коммуникативные, деловые волевые. Также существуют черты характера мотивационные и инструментальные.

Углублённое понимание себя даёт уникальную возможность увидеть, как и почему именно так вы реагируете на жизненные ситуации и события, и что нужно в себе культивировать, чтобы ваш образ жизни стал максимально продуктивным и полезным, и вы смогли полностью реализоваться. [13, с. 86-87]

Одним из самых важных свойств личности, оказывающих наиболее серьёзное влияние на процесс жизнедеятельности человека и его результат, является воля. Воля - свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями. Благодаря воле человек способен осознанно управлять собственным поведением, и своими психическими состояниями, и процессами. Главным образом, воля - это то, что помогает человеку преодолевать жизненные трудности и препятствия на пути, то, что помогает добиваться новых результатов и развиваться.