Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе психологического воздействия применяются различные вербальные и невербальные приемы и средства воздействия на другого человека, рассмотрим их более подробно.

Вербальные (от лат. «устный, словесный») средства – это речь. Под речью понимается естественный звуковой язык, система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Невербальные (неречевые) средства воздействия или язык тела – включают в себя нашу мимику, жесты, зрительный контакт, позы тела и даже интонации нашего голоса.

Важным аспектом является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера по общению в целях изменения его поведения.

Коммуникативные формы убеждающего общения - убеждающая и призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия переговоры презентация и др. Одной из профессионально значимых качеств руководителя должна быть общая культура речи, грамотное владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и управления людьми. Существенно важное значение для усиления действия вербальной коммуникации имеет пространственное размещение общающихся. [7]

Методы психологического воздействия на работника:

1. убеждение (воздействие на сознание, чувства, волю посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить его взгляды, установки, позиции, отношения и оценки, либо разделить мысли или представления).

Среди других методов этой группы можно назвать внушение (подобно вторжению в сознание человека, происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания) и манипулятивные (форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно) тактики.

Зная параметры поведенческого портрета, к которым относятся отдельные особенности внешнего вида, можно воздействовать на человека в интересах профессиональной деятельности. [14]


В качестве типичных тактических приемов, реализуемых в конфликтной ситуации, могут использоваться: маневрирование вероятностной информацией без ее конкретной детализации; предъявление имеющихся в распоряжении руководителя сведений; единичное предъявление доказательства; создание у противоборствующего субъекта представления о большей осведомленности руководителя; передача косвенной, скрытой информации, которая в силу сложных ассоциативных связей приводит к внезапному проговору; использование допустимого психологического воздействия иных лиц реализуется непосредственно перед взаимодействием при привлечении к общению лиц, способных оказать определенное воздействие на сотрудника; демонстрация при разговоре объектов, воспринимаемых служащим как имеющих существенное значение для дела; реализация приемов, направленных на сокрытие конкретных целей разговора; неожиданное изменение тактики разговора; маскировка главного вопроса среди второстепенных; форсирование темпа разговора. [10]

Подведем небольшие итоги. Равные условия труда, психологического воздействия вызывают разные состояния, поэтому возникает необходимость проектировать или совершенствовать условия труда, психологическое воздействие в частности, применительно к индивидуальным особенностям служащих. «Индивидуальный стиль» включает в себя внешние практические способы действия, способы и приемы организации психической деятельности. Ключевая роль в психолого-педагогическом воздействии принадлежит уровню развития личности, именно в нем индивидуум, сохраняя индивидуальность, осуществляет контроль за проявлением черт своего характера и темперамента.

Цель любого психологического воздействия - преодоление субъективных защит и барьеров индивида, переструктурирование его психологических характеристик или моделей поведения в нужном направлении. Искусство психологического воздействия зависит как от точности «попадания» семантического поля «субъекта» в семантическое поле «объекта», взаимной упорядоченности их пространств, так и от своевременности этого «попадания», определяемой наличием актуальной психологической готовности, или обоюдной пространственно-временной «заряженностью» взаимодействующих друг с другом систем. В практике предпочтение должно быть отдано развивающей стратегии. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении приёмов. Для решения задач в профессиональной деятельности руководителя большое значение имеет выбор правильной тактики поведения, позволяющей выиграть в достаточно сложном взаимодействии со служащим.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, методы психолого-педагогического воздействия используют и формируют экономические интересы, взаимоотношения между людьми и их правовые отношения.

Формирование психологической устойчивости в профессиональной деятельности и умение владеть собой в кризисных и экстремальных ситуациях предполагает выработку определенных качеств личности (ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержку) в каждом сотруднике. Для разрешения конфликтной ситуации большое значение имеет выбор правильной тактики поведения. Владение приемами и методами воздействия на персонал является частью профессионального мастерства руководителя. Освоение современных навыков управления процессами взаимодействия поможет научиться избегать служебных неприятностей, добиваться в большинстве случаев положительных результатов.

Недостаточный уровень компетенции сотрудников в области профессиональной деятельности является существенным препятствием в их работе. В каждой подструктуре профессионального взаимоотношения возникают проблемы, тормозящие процесс работы. Нацеливание на решение этих проблем способствует формированию у сотрудников определенных ценностей профессионального общения. Развитие ценностей профессионального общения сотрудников организации, порождая профессиональные качества, такие как ответственность пред коллективом, умение работать в команде, отзывчивость и уважительность, порядочность, одновременно реализует в обществе принципы гуманизма, справедливости и законности.

В управлении недопустимо ставить вопрос о постоянном приоритете тех или иных приемов и методов воздействия. В различных обстоятельствах, при решении различных задач на передний план могут выдвигаться разные приемы и методы. Руководитель должен безупречно владеть всеми методами управления в их единстве, в системе. Это означает, что он должен обладать высокой экономической культурой, профессионализмом в области правовых отношений и быть высококомпетентным психологом и воспитателем.

Все подходы управления служащими можно свести к следующим практическим рекомендациям руководителю:

1. Говоря о результатах и поставленных целях, выражаться четко и однозначно. Удостовериться, что их уяснили.

2. Говорить с работником на понятном языке. В сомнительных случаях спрашивать, понял ли он сказанное.


3. Поддерживать нормальные взаимоотношения со всеми сотрудниками. Заботиться о том, чтобы на руководителе не отражались чьи-то плохие взаимоотношения.

4. Соотносить согласованные конечные цели со способностями подчиненных и определять каждому правильное место. Следить за тем, чтобы достижение конечных целей требовало от персонала достаточно серьезных усилий. Задачи, с которыми не справились, так же вредны, как и слишком легкие задачи.

5. Контролировать достижение результатов.

6. Следить за психическим и физическим состоянием подчиненных, а также немедленно реагировать при появлении критических моментов.

7. Обеспечивать положительное подкрепление или вызывать максимальное число реакций удовлетворения.

8. Избегать отрицательного подкрепления; не вызывать реакции недовольства; критиковать мотивированно.

9. Стремиться к достижению конечных целей постепенно, по восходящей линии.

10. Быть активным руководителем. При этом не заниматься опекой подчиненных и не вдаваться в детали.

СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Анцупов А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие: Юнити-Дана, 2015. – 391 с.

Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие. - Юнити-Дана, 2015. – 439 с.

Бельский В. Ю., Кравченко А. И. Курганов С. И. Социология для юристов: учебное пособие. - Юнити-Дана, 2015. – 398 с.

Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник. - Оренбургский государственный университет, 2015. – 355 с.

Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. / Е.Е. Вершигора. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРЛ-М, 2017. – 283 с.

Вульфов Б.З. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для бакалавров / под ред. П.И. Пидкасистого. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2015. URL: http://studme.org/46706/pedagogika/pedagogika (Дата обращения: 02.04.2018)

Грибов В. Д. Основы управленческой деятельности [Электронный ресурс]: учебник и практикум для СПО / В. Д. Грибов, Г. В. Кисляков. - М.: Юрайт, 2016. URL: http://studme.org/42581/menedzhment/osnovy_upravlencheskoy_deyatelnosti (Дата обращения: 02.04.2018)

Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н., Островский Э.В., Подвойская Л.Т. Психология и этика делового общения: учебник. - Юнити-Дана, 2015. – 415 с.

Индивидуальный стиль деятельности работника [Электронный ресурс] // Psyera.ru. – 2018. URL: https://psyera.ru/ (Дата обращения: 02.04.2018)