Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но ничто не может сравниться по силе воздействия на психику человека, как другое свойство его личности - эмоции. Эмоции можно охарактеризовать, как особые индивидуальные переживания, имеющие приятную или неприятную психическую окраску, и связанные с удовлетворением имеющих жизненно важное значение потребностей. Среди основных видов эмоций выделяют: настроение (отражает общее состояние человека в определённый момент), простейшие эмоции (переживания, которые связаны с удовлетворением органических потребностей), аффекты (бурные непродолжительные эмоции, особо проявляющиеся внешне (жесты, мимика)), чувства (спектр переживаний, связанных с определёнными объектами), страсть (ярко выраженные чувства, не поддающиеся (в большинстве случаев) управлению), стресс (совокупность эмоций и физического состояния организма).

Эмоции обладают характерной особенностью оказывать серьезное влияние на жизнь человека. Под воздействием определённых эмоций в определенные моменты человек может принимать решения, совершать поступки. Знание о том, что такое эмоции и умение ими управлять - это очень важные аспекты в развитии личности и жизни в целом. [13, с. 93-94]

Главенствующую роль в свойствах личности занимает мотивация, так как влияет на желание узнать больше о себе и погрузиться в психологию личности, на интерес к чему-то новому, ранее неизвестному. В поведении человека существуют две дополняющие друг друга стороны - побудительная (обеспечивает активизацию поведения и его направленность) и регуляционная (отвечает за то, как поведение складывается в конкретных условиях). Мотивация тесно связана с такими явлениями, как побуждения, намерения, мотивы, потребности и т.п. В наиболее узком понимании мотивацию можно определить, как совокупность причин, которые объясняют поведение человека. В основе этого понятия лежит термин «мотив».

Мотив - это любой внутренний физиологический или психологический позыв, отвечающий за активность и целенаправленность поведения. Мотивы бывают осознанными и неосознанными, мнимыми и реально действующими, смыслообразующими и побудительными. На мотивацию человека оказывают следующие явления: потребность (состояние нужды человека в чём бы то ни было необходимом для нормального существования, а также психического и физического развития), стимул (любой внутренний или внешний фактор, вкупе с мотивом управляющий поведением и направляющий его на достижение определённой цели), намерение (продуманное и принятое сознательно решение, согласующееся с желанием что-то совершить), побуждение (не до конца осознанное и неопределенное (возможно) стремление человека к чему-либо). [11]


Неповторимость сочетания природных и социальных качеств индивида, воплощается в проявлениях его темперамента, характера, способностей, специфике потребностей и интересов, стиля деятельности, определяется понятием "индивидуальность". Согласно теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, индивидуальность человека состоит из индивидуальных особенностей, принадлежащих к различным уровням ее организации от биохимического до социального. Он выделил 3 иерархических уровня: нижний (биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства организма); средний (психические свойства личности; темперамент, черты характера и т.д.); выше (социально-психологические свойства: роли человека в малых и больших группах).

Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность» не совпадают полностью, хотя имеют определенную общую площадь, в которую входят те свойства личности, которые составляют базис его индивидуальности. [16]

Личность человека - сложное образование, процесс развития, становления, формирование которого зависит от многих компонентов и факторов как внешнего, так и внутреннего характера.

Согласно В.М. Мясищева, вопрос структуры - это отношение содержательных тенденций, которые, реализуясь в различных видах деятельности, связанные с условиями жизни соответствующего момента, вытекающие из основных отношений, то есть стремлений, требований, принципов и потребностей ... структура более отчетливо проявляется в отношении определяющей роли отдельных потребностей. Еще более характерно интегральное соотношение основных тенденций личности, которое позволяет говорить о гармоничности, целостность, единство или раздвоенность, расщепленность, отсутствие единства личности.

При анализе структуры личности существуют 2 основных способа ее построения: эмпирический и теоретический. Эмпирический способ основывается на выделении элементов структуры с помощью применения методов математической статистики (чаще факторного анализа) к большому массиву эмпирических данных. Теоретический способ построения структуры личности основывается на выдвижении теоретического принципа, который связывает между собой отдельные уровни и элементы. [19, с. 6-7]

О.Г. Ковальов включил в структуру личности: темперамент (структура природных свойств), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

При анализе структуры личности С. Костюк опирается на анализ ее деятельности. Качества личности, которые формируются в ходе деятельности, включаются в структуру ее дальнейшей деятельности, изменяются и становятся компонентами структуры личности, которая является устойчивой и динамичной системой психических свойств. В структуру личности включаются различные психические свойства, прежде всего сознание и самосознание. Важной подсистемой структуры личности является направленность ее деятельности, определяется потребностями, интересами, ценностными ориентациями, целями, установками, моральными чувствами и т.


Итак, в современной психологии не существует единой, общепринятой структуры личности, поскольку существуют различные подходы к решению данной проблемы: социально-психолого-индивидуальный, деятельностный, генетический, выступающие базовыми параметрами для психологической структуры личности. [16]

Ведущей характеристикой личности большинство исследователей считают ее направленность, хотя толкуют ее сущность по-разному. Так, для С.Л. Рубинштейна направленность - это "динамическая тенденция", для А.Н. Леонтьева - "системообразующий мотив", для В.М. Мьясищева - "доминирующее отношение", для Б.Г. Ананьева - " основная жизненная направленность", для А.С. Прангишвили -" динамическая организация сущностных сил человека". Исследование направленности личности осуществляется путем изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений и т.д. Таким образом, направленность является системообразующей свойством личности, определяет ее психический склад.

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, и относительно независимых от конкретных ситуаций. Направленность личности является социально обусловленной и формируется путем воспитания. Она включает иерархически связанные между собой формы: мотив (самая биологическая форма направленности); желание (осознанная потребность и влечение к чему-то определенного); стремление (желание при включении волевого компонента); интерес (познавательная форма направленности на определенный предмет); склонность (интерес при включении волевого компонента); идеал (предметная цель, конкретизирована в виде или представлении); мировоззрение (система философских, этических, эстетических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир); убеждение (высшая форма направленности, которая понимается как система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядов, принципов, мировоззрения). [19, с. 13-15]

В направленности личности ведущая роль принадлежит осознаваемым мотивам. Потребностно-мотивационная сфера частично характеризует направленность личности, является фундаментом, на котором формируются жизненные цели личности.

Следует различать цели деятельности и жизненные цели. В течение жизни человек выполняет большое количество деятельностей, реализуя в каждой из них определенную цель. Жизненная цель выступает интегратором отдельных целей, связанных с определенными деятельностями. В жизненных целях оказывается осознанная "концепция собственного будущего". Осознание личностью не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.


Важными характеристиками личности являются ее самооценка и уровень притязаний. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и своего места среди других людей. Можно выделить следующие разновидности самооценки: завышенную, нормальную, или адекватную и заниженную. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желанная самооценка личности (уровень образа "Я"), которая проявляется через меру трудностей в достижении поставленной цели.

Формирование уровня притязаний порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудач. В случае успеха уровень притязаний, как правило, повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, в случае неуспеха, соответственно, снижается. [16]

Подведем небольшие итоги. Категория личности занимает в современных научных исследованиях и в общественном сознании одно из центральных мест. Благодаря категории личности возникают возможности для целостного подхода, системного анализа и синтеза психологических функций, процессов, состояний, свойств человека. Важным теоретическим заданием психологической науки является раскрытие психологических основ тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, личность и индивидуальность. Самыми общими характеристиками индивида является целостность психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром, активность.

В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Неповторимость сочетания природных и социальных качеств индивида, воплощается в проявлениях его темперамента, характера, способностей, специфике потребностей и интересов, стиля деятельности, определяется понятием "индивидуальность".

ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ


2.1. Трудности мотивации (в психологии)

Потребности человека являются исходным побуждением к деятельности. Объекты, побуждающих к деятельности, выступают в форме сознательных образов или представлений, мысли или понятия, идеи или нравственного идеала. Мотив - это то, что, отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. В общем виде мотив - это отражение потребности, которая действует как о Активная закономерность, выступает как объективная необходимость.

Многочисленные мотивы индивида являются отражением потребностей, присущих различным сообществам, к которым он принадлежит. Этим определяется сложная картина динамической стороны мотивов, их согласованность или противоречие, дифференциация или интеграция и тому подобное. Но человек не всегда осознает свои мотивы. Она знает фактическую сторону своей жизни, но часто не осознает (или осознает недостаточно четко) истинные причины или побуждение к совершению определенных поступков или действий. [18, с. 16-17]

Считается, что в основе поведения всегда лежит мотивация, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах. Основой любой деятельности является мотив, который побуждает человека к этой деятельности. В процессе деятельности мотив может изменяться и, наоборот, при сохранении мотива может меняться выполняемая деятельность. В психологии мотив - это то, что активизирует поведение, либо поддерживает и направляет его. Мотив выступает компонентом сложной системы - мотивационной сферы личности. Под мотивационной сферой личности понимается вся совокупность мотивов, формируются и развиваются в течение ее жизни. Эта сфера динамична и развивается в зависимости от обстоятельств. [17]

Сложность и противоречивость изучения процесса мотивации объясняется тем, что каждый автор имеет свой взгляд на данную проблему, каждый по-своему трактует содержание данного процесса, структуру мотива. В разработанных мотивационных концепциях мотив приравнивается к одному отдельному феномену, но как справедливо отметил Е.П. Ильин, что попытка искать одну единственную детерминанту того или иного явления - это тупиковый путь. Для объяснения мотива, как сложного психологического образования необходим системный подход к исследованию этого феномена. Выделение границ мотива позволяет выделить психологические компоненты, которые могут входить в структуру мотива. Е.П. Ильин относит их к 3 блокам «потребностному» (биологические, социальные потребности), «внутреннего фильтра» (нравственный контроль, оценку внешней ситуации, оценку своих возможностей и личные предпочтения) и «целевому» (образ предмета, могущего удовлетворить потребность, опредмеченное действие, потребностная цель и пр.). Мотивация - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Вопросы трудовой мотивации являются важными для любой организации, поскольку считается, и не без достаточных на то оснований, что эффективный работник — это высоко мотивированный работник. Понимая мотивы, которые побуждают человека к активности, можно целеустремленно влиять на его поведение и деятельность. Анализ и актуализация мотивов имеют важное значение для руководства профессиональной деятельностью. Руководители, умеющие активизировать других, достигают, как правило, значительных успехов, задействовав мотивы подчиненных, мобилизует их на достижение общей цели. На протяжении нескольких веков исследователи, руководители искали «ключ» эффективного управления персоналом. [17]