Файл: Эффективность стратегического менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, а основные функции менеджмента (организации, мотивация, контроль) должны быть ориентированы на выработку стратегических планов.

Стратегическое планирование в организации должно строиться на глубоком анализе ее внешней и внутренней среды, сильных и слабых сторон деятельности, положения фирмы на рынке и основных возможностей и угроз, которые характерны для данной отрасли.

Только комплексных и качественный анализ деятельности организации позволит выработать наиболее оптимальный сценарий ее развития: минимизировать слабые стороны организации, укрепить сильные стороны и достичь благоприятного эффекта в условиях изменчивости внешней среды и непосредственного окружения.

Объектом исследования в данной работе является организация ООО «Мискстура» г. Казань, которая производством гибкой упаковки.

Предметом исследования является внешняя и внутренняя среда организации, его сильные и слабые стороны, степень конкурентоспособности продукции, анализ возможностей и угроз, которые характерны для рынка в данной отрасли, а также исследование факторов, влияющих на себестоимость продукции и построение стратегического плана деятельности организации на основе SWOT-анализа и плана по снижению себестоимости продукции.

Основными методами исследования в работе являются методы анализа и синтеза, статистические методы исследования динамики, индексный анализ, факторный анализ, SWOT-анализ, матрица БКГ, дерево целей.

ГЛАВА 1. Теоретические основы стратегического планирования

1.1 Сущность стратегического планирования

Для выяснения сущности стратегического планирования рассмотрим понятие "план". Многие ученые не отделяют планирования от менеджмента, утверждая, что, как планирование, так и менеджмент (управление) - это по сути, одно и то же: принятие решений относительно будущей деятельности фирмы; Ф.Денисон отмечал, что "почти любую работу, чтобы ее вообще сделать, надо спланировать, по крайней мере информационно и на несколько минут вперед [1]. По мнению других ученых, планирование - это получение контроля над будущим: не только рассуждения о перспективах, но и активные, направленные на него действия [2]. Р. Акофф считает, что планирование - это разработка желаемого будущего, а также способов, которыми его можно было бы реализовать [3], а Н. Снайдер определял планирования как деятельность, касающуюся заблаговременного определения того, какие действия и / или человеческие и физические ресурсы нужны для достижения цели, оно включает определение альтернативы, анализ каждой из них и выбор лучших [4] .


Г. Минцберг отмечает, что аналогично этому в определенных источниках государственного сектора термин "планирование" использовался как синоним "принятие решений" и "проектный менеджмент" [5].

По мнению И.Ансоффа, выбор стратегии и формирования политики в первую очередь является процессом принятия решения:

во-первых, это установление целей, после чего с применением серии аналитических методов определяются альтернативы и (опять-таки с помощью аналитических методов) осуществляется выбор между ними [6]. В свою очередь, Г. Минцберг критикует такое определение, указывая на то, что описанный И. Ансоффом способ выработки стратегии далеко не единственный: "Дальнозоркие лидеры также интегрируют решения, но они делают это неформально или интуитивно". Однако планирование и интуитивные решения менеджеров являются вещами противоположными. Итак, сам факт принятия решения еще не означает, что в этом случае было применено планирования [5].

Возникает логичный вопрос: в чем же тогда разница между менеджментом и планированием?

Г. Минцберг считает, что планирование отличается от других видов решений формализацией процесса. Планирование - это формализованная процедура, направленная на получение четко определенного результата, который имеет форму интегрированной системы решений.

В этом случае формализация, по Г Минцбергу, означает:

а) разложение на компоненты;

б) их четкое формулирование;

в) формализацию процессов принятия решений и их интеграции в организациях [5].

Итак, можно сделать вывод, что планирование, так же, как и менеджмент, по своей сути является процессом принятия решений относительно будущей деятельности организации, но разница между ними заключается в том, что планирование - это формализованный и системный процесс принятия управленческих решений, который является его отличительным и ключевым признаком.

В приведенных выше цитатах И.Ансоффа [6] и Г. Минцберга [5] понятие "стратегия" употребляется как синоним понятия "план". Возникает вопрос: идентичные понятия планирования и стратегия, и насколько корректно такое употребление?

Практика употреблять слово "стратегия", когда речь идет о планировании и наоборот распространено в научной литературе. Это связано с тем, что же стратегию часто определяют как план действий. "Стратегия - генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей" [7]. "Стратегия - это план, интегрирующий в некоторое согласованное целое такие компоненты:


главные цели;

политику (ценности, философию, идеологию);

применяемые действия" [8, с. 20].

"Стратегия - это комплексный план деятельности предприятия, разрабатывается на основе творческого научно обоснованного подхода и предназначается для достижения долгосрочных глобальных целей предприятия" [9, с. 9].

Однако встречаются и другие определения стратегии как модели взаимодействия организации с внешней средой или набора или системы определенных принципов и правил. Например, П. Дойль связывает стратегию с выработкой определенной модели поведения. Он отмечает, что стратегическое планирование концентрирует внимание организации (компании, фирмы) на ее рыночных возможностях, его основная задача - поиск путей их реализации посредством использования "стратегических окон» или, другими словами, изменения парадигм, то есть изменения концепции, модели поведения [10]. Такого же мнения относительно стратегии придерживается И.Ансоффа, определяя ее, прежде всего, как "определенный набор правил для принятия долгосрочных решений" [11].

Без различия понятия "план" и "стратегия", Г. Минцберг, однако, делает акцент на существовании противоречий в определениях и в понимании понятия "стратегия", обращая внимание на то, что на вопрос "что такое стратегия?" любой из планировщиков даст ответ: "Стратегия - это план или что-то вроде этого: направление, вектор или курс будущих действий, путь отсюда туда и т.д., а потом спросите этого же человека о стратегии, которую используют конкуренты или их фирма, и окажется, что стратегия это одно из тех слов, которому мы непременно приписываем одно значение, а используем в другом: стратегия - это также модель, определенная последовательность событий во времени "[5].

Г. Минцберг считает, что эти оба определения стратегии заслуживают внимания. По его мнению, они связаны с существованием двух видов стратегий: первый вид стратегии - это планы будущих действий, а второй - это модель действий, которая базируется на прошлом опыте. Г. Минцберг называет первый подход "задуманной стратегии", а второй - "реализованной стратегией" [5, с. 21]. Однако такое определение лишь вносит путаницу, поскольку в нем предлагается обозначать одним и тем же словом два существенно отличающихся понятия.

На наш взгляд, ценность этого определения в том, что ее автор фактически разделил два понятия: стратегический план как план будущих действий и стратегию как модель действий. В первом случае речь идет о плане определенных действий, которые должны привести организацию к желаемому результату - предлагаем называть его стратегическим планом, во втором - о модели действий, наборе определенных правил и принципов поведения, использование которых должно обеспечить организации достижения желаемых результатов - предлагаем называть это стратегией . Возможно, Г. Минцберг с нами и не согласился бы, но, по нашему мнению, эти "два вида стратегий" не только не исключают друг друга, но взаимосвязанные, особенно тогда, когда речь идет о стратегическом планировании. Можно считать, что стратегический план - это план реализации стратегии в виде определенной модели поведения фирмы, которая должна обеспечить ей конкурентные преимущества. Ценность стратегии заключается в том, что она представляет собой модель поведения, набор принципов и правил, следуя которым предприятие (организация) способно обеспечить конкурентные преимущества и выживания на рынке. Качественная правильно выбранная стратегия не требует изменений в зависимости от изменений внешней среды, поскольку она сама по себе является необходимым условием выживания в условиях постоянных изменений, тогда как стратегический план как комплекс интегрированных и взаимосвязанных в пространстве и времени действий должен постоянно корректироваться в зависимости от внешних обстоятельств и выбранной стратегии.


Итак, стратегия - это модель поведения, направленного на достижение поставленных целей, набор правил для поиска и использования возможностей. Стратегический план -последовательность определенных шагов и действий, интегрированных в пространстве и времени, которые приводят к изменению текущего положения на желаемое. План не имеет гибкости и реализуется только при определенных внешних условиях, стратегия применяемая в любых ситуациях. План должен постоянно корректироваться в зависимости от изменений во внешней среде, тогда как стратегию нужно менять только при внутренних изменениях (по собственному желанию).

Во многих дефинициях термин "стратегия" определяется прежде всего как долгосрочный план. Для того чтобы окончательно понять, что такое стратегическое планирование, нужно избавиться от мифа, что стратегичность плана определяется сроком, на который он составляется.

Прежде всего следует констатировать, что существуют долговременные планы работы организации, целью которых является достижение стратегических ориентиров. Во-вторых, не все стратегические цели требуют длительного периода для их достижения.

Выясним, всегда ли длительный план является стратегическим и в чем различие между стратегическим планом и обычным долгосрочным планом?

Когда речь шла о том, чем стратегический план отличается от стратегии, было определено, что стратегический план - это план реализации стратегии в виде определенной модели поведения, которая должна обеспечить выживание организации в конкурентных условиях.

Таким образом, отличие стратегического плана от других, прежде всего, заключается в том, что в его основу положена стратегия.

Конкуренция между корпорациями побудила предприятия к поиску новых методов в планировании. В условиях непредсказуемости внешней среды и жесткой конкуренции главным в планировочной деятельности предприятий становится не столько определение необходимых объемов выпуска продукции, сколько потребности потребителей. Акцент планировочной деятельности смещается в сторону маркетинга, следствием чего становится дифференциация товарных рынков и развитие послепродажного сервиса.

На первый план выходит стратегическое планирование как метод, который должен обеспечить выживание предприятия в постоянно меняющихся условиях внешней среды и жесткой конкуренции. Чтобы добиться конкурентных преимуществ перед фирмами, которые производят похожую продукцию, нужно было предложить потребителям товар с качественно новыми свойствами и донести до потребителей соответствующую информацию. Такие задачи и цели часто требовали серьезных капиталовложений в научно-исследовательские разработки, внедрения инновационных технологий. Поэтому стратегическое планирование очень часто связывают с инновационной деятельностью предприятий.


1.2 Особенности процессов стратегического планирования

Стратегическое планирование представляет собой действия и решения руководства по разработке специфических стратегий, которые помогают организации достичь своих целей. Стратегическое планирование способствует принятию управленческих решений по комплексным проблемам деятельности организации: определению размеров инвестиций и источников их финансирования; внедрению прогрессивных технологий; диверсификации производства и обновлению выпускаем! продукции; совершенствованию управления организацией[12].

Предпосылками стратегического планирования являются: стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные современным этапом научно-технического развития и усилением конкуренции за ресурсы и рынки сбыта; интернационализация деловой жизни; принципиальные изменения роли человека в производстве и рост его творческих возможностей.

Эти и другие обстоятельства обусловливают неопределенность путей развития организации и ее окружения, даже в перспективе. Одним из средств частичного ослабления этой неопределенности является разработка стратегических планов. Главным результатом стратегического планирования является принятие обоснованных инвестиционных решений по всем направлениям деятельности организации, а также создание эффективных условий для оперативного и текущего планирования.

Стратегическое планирование - это системный, аналитический подход, который анализирует бизнес и окружающую среду, как единое целое. Стратегическое планирование обеспечивает обработку интегрированного, координированного и последовательного видения пути, которым организация желает продвигаться, что способствует быстрой его адаптации к изменениям внешней экономической среды.

В стратегическом планировании выделяют четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое видение [13-15].

Распределение ресурсов включает распределение фондов, управленческих кадров и технологического опыта.

Адаптация к внешней среде включает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с окружением. Необходимо адаптироваться как к благоприятным внешним условиям, так и к опасным, определять подходящие варианты, которые обеспечат эффективное приспособление стратегии к внешним условиям.