Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы стратегического планирования
1.1 Сущность стратегического планирования
1.2 Особенности процессов стратегического планирования
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «Мискстура»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Стратегический анализ деятельности ООО «Мискстура»
Выручка от продаж в 2017 г. составила 1488580 тыс. руб. и выросла по сравнению с 2016 г. на 57,47%при росте себестоимости продукции на 61,14%, что дало увеличение валовой прибыли на 6,09% %. Коммерческие расходы, которые включают в себя затраты на продвижение продукции и ее обслуживание, за рассматриваемый период выросли на 53,73%, что при росте выручки на 57,47% % говорит о том что расходы на продвижение продукции растут с том же темпе, что и выручка продукции. Увеличение коэффициента оборачиваемости активов на 33,15 % говорит о том, что при увеличении стоимости активов компании, происходит также рост результатов ее деятельности, что является положительным моментом.
Рентабельность продаж за рассматриваемый период несколько снижается(с 21,89% до 20,23%), что обусловлено превышением темпов роста себестоимости продукции над темпами роста выручки, но данное изменение не является значительным и при достаточно высоком уровне рентабельности за период, говорит об эффективном функционировании предприятия.
Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Мискстура» представлены в таблице 3.
Таблица 3. Основные технико-экономические показатели ООО «Мискстура»
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
Изменение |
|
абсол. |
относ.% |
|||
1. Выручка |
945310 |
1488580 |
543270 |
57,47% |
2. Себестоимость |
706130 |
1137860 |
431730 |
61,14% |
3.Среднесписочная численность |
710 |
760 |
50 |
7,04% |
4. Стоимость основных фондов |
384260 |
391150 |
6890 |
1,79% |
5.Производительность труда 1 работника (П), тыс. руб./мес. |
110,95 |
163,22 |
52,27 |
47,11% |
6.Фондоотдача (Ф), руб./руб. |
2,46 |
3,81 |
1,35 |
54,70% |
Наблюдается небольшой рост производительности (5,9 %) труда при увеличении численности персонала на 13,2%, что является положительным фактором, а рост фондоотдачи на 1 руб. производимой продукции обусловлен снижением среднегодовой стоимости основных фондов, в первую очередь за счет амортизации.
Матрица БКГ ООО «Мискстура»
Матрица БКГ (модель Бостонской консалтинговой группы) представляет собой анализ конкурентоспособности продукции компании в разрезе конкретных товарных позиций и представляет собой характеристику позиций по таким параметрам, как относительная доля рынка для данного продукта компании и темп роста объема продаж продукции компании в сравнении с темпом роста рынка в данной сфере деятельности.
Относительная доля рынка рассчитывается как отношение доли рынка рассматриваемой компании к доле рынка наиболее сильного конкурента, а темп роста рынка по товарной позиции анализируется в сравнении с другими позициями, как и доля позиции в общем объеме продаж.
Данные по объемам продаж, доле рынка фирмы и доле рынка конкурента, темп роста объема продаж в 2016-2017 г., показатели относительной дол рынка приведены в таблице 4.
Таблица 4. Данные для формирования матрицы БКГ
Наименованиее показателя |
2016 г. |
2017 г. |
Доля рынка,% |
Рост рынка |
Относительная доля рынка |
Доля в объеме продаж,% |
|
фирмы |
конкур. |
||||||
Упаковка для пищевой продукции |
519920,5 |
848490,6 |
25 |
12 |
1,63 |
2,08 |
0,57 |
Упаковка для бытовой химии |
189062 |
327487,6 |
10 |
8 |
1,73 |
1,25 |
0,22 |
Упаковка для средств личной гигиены |
94531 |
119086,4 |
10 |
12 |
1,26 |
0,83 |
0,08 |
Упаковка для товаров для животных |
75624,8 |
119086,4 |
8 |
6 |
1,57 |
1,33 |
0,08 |
Упаковка для промышленных товаров |
66171,7 |
74429 |
6 |
6 |
1,12 |
1,00 |
0,05 |
На основании данных таблицы 7 построена матрица БКГ путем формирования «пузырьковой диаграммы» в Microsoft Excel, где диаметр «пузырька» представляет собой относительную долю продаж товарной позиции в общем объеме продаж. Итоговая матрица БКГ ООО «Мискстура» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Матрица БКГ
Для рассматриваемых товарных позиций за пограничные показатели (соответствуют точкам пересечения осей) приняты следующие: относительная доля рынка - 1,5, темп роста продаж – 1,0.
На основании построенной матрицы можно выделить следующие категории товаров ООО «Мискстура»:
«Звезды» - Упаковка для пищевых продуктов, характеризующиеся высокой долей рынка и высокими темпами роста, это основные продукты компании, на которые ей необходимо сделать акцент.
«Дикие кошки» - Упаковка для товаров для животных, для которого доля рынка пока невысока, но темы роста выше среднего, на данную категорию товаров компании нужно обратить особенное внимание и развивать ее показатели.
«Собаки» - в чистом виде таких товаров в портфеле компании не имеется, а упаковка для промышленных товаров и средств бытовой гигиены, хотя и характеризуется низкой долей рынка и достаточно низкими темпами роста, но все же эти темпы роста вполне приемлемы.
«Дойные коровы» - на границе со «Звездами» находится упаковка для бытовой химии, характеризующаяся высокой долей рынка и объемами продаж, но низкими темпами роста, необходимо вкладывать средства в поддержку роста в данной категории.
Анализ внутренней среды компании ООО «Мискстура» показывает, что продукция компании является конкурентоспособной, а функционирование компании устойчивым, основными сильными сторонами компании является высокой качество продукции, лидерство на российском рынке, широкий ассортимент и надежные партнерские взаимоотношения с производителем.
PEST - анализ
Внешняя среда организации подразделяется на макросреду и микросреду. В макросреде (дальнее окружение) организации выделяются 4 основные стратегические сферы: политическая (Р), экономическая (Е), социальная (СS) и технологическая (Т). Объектом анализа макросреды выступают ее стратегические сферы, а предметом - основные тенденции их влияния на цели и стратегии организации.
Основные возможности и угрозы влияния факторов внешней среды на деятельность организации ООО «Мискстура», а также степень влияния данных факторов представлены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5. PEST-анализ ООО «Мискстура». Возможности.
Стратегическая сфера |
Обозначение |
Возможности |
Степень влияния |
Вероятность изменения ситуации |
1.Политическая |
О1 |
1.1. Поддержка правительством инновационных разработок к сфере упаковки товаров |
Средняя |
Низкая |
О2 |
1.2.Государственная поддержка социально-ориентированного бизнеса |
Средняя |
Низкая |
|
2.Экономическая |
О3 |
2.1. Повышается конкурентоспособность в борьбе с иностранными компаниями в связи с падением курса рубля |
Высокая |
Высокая |
О4 |
2.2.Высокие темпы роста рынка гибкой упаковки |
Высокая |
Средняя |
|
О5 |
2.2.Стабильность потребления товаров, для которых производится упаковка |
Высокая |
Средняя |
|
3.Социальная |
О6 |
3.1.Рост популярности удобной упаковки товаров |
Высокая |
Средняя |
О7 |
3.2. Доверие потребителя сертифицированным продуктам |
Средняя |
Низкая |
|
О8 |
3.3. Рост популярности экологичной упаковки |
Средняя |
Средняя |
|
4.Технологическая |
О9 |
4.1.Отрасль развивается, инвесторы готовы вкладывать средства в развитие данной сферы |
Высокая |
Средняя |
О10 |
4.2. Быстрое развитие средств инфокоммуникаций |
Средняя |
Средняя |
Основными факторами, имеющими наиболее высокую степень влияния на организацию и вероятность увеличения степени влияния в ближайшем будущем, которые определяют возможности роста компании в будущем, являются рост рынка гибкой упаковки, рост популярности удобной и экологически чистой и безопасной упаковки для пищевых продуктов, бытовой химии, товаров для животных и товаров для бизнеса, а также развитие технологий и появления новых научных разработок в отрасли, в которые готовы вкладывать средства инвесторы.
Таблица 7. PEST-анализ ООО «Мискстура». Угрозы.
Стратегическая сфера |
Обозначение |
Угрозы |
Степень влияния |
Вероятность изменения ситуации |
1.Политическая |
Т1 |
1.1. Возможное снижение внимания государства к этой сфере ввиду кризиса |
Низкая |
Низкая |
2.Экономическая |
Т3 |
2.1. Снижение затрат бизнеса на упаковку товаров, риск потери части клиентов из-за кризиса |
Высокая |
Высокая |
Т4 |
2.2.Снижение платежеспособности клиентов |
Высокая |
Высокая |
|
Т5 |
2.3. Повышение уровня цен за пользование ресурсами(электроэнергия, вода, топливо) |
Средняя |
Средняя |
|
3.Социальная |
Т6 |
3.1.Изменения в образе жизни и приоритетов населения ввиду кризиса |
Средняя |
Низкая |
Т7 |
3.2. Снижение уровня доходов населения |
Средняя |
Средняя |
|
4.Технологическая |
Т9 |
4.1.Появления новых видов упаковочных материалов |
Высокая |
Средняя |
Т10 |
4.2.Появление более совершенных технологий и материалов у европейских и российских конкурентов |
Средняя |
Низкая |
Основными угрозами внешней среды являются кризисные явления в экономике России, когда клиенты компании могут снижать свои затраты на упаковку продукции, использовать более дешевые виды материалов, общий рост цен на все виды ресурсов, общая негативная тенденция к снижению всех видов затрат и настороженное отношение ко всем сферам деятельности со стороны населения, в области технологий угрозой является появление новых более совершенных видов упаковки и более совершенных технологий создания гибкой упаковки у конкурентов, так как данная сфера деятельности развивается достаточно быстро.
Анализ непосредственного окружения.
Непосредственное окружение можно проанализировать по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, определив степень неопределенности фактора, направленность влияния на организацию и степень влияния. Анализ непосредственного окружения ООО «Мискстура» приведен в таблице 8.
Таблица 8. Анализ непосредственного окружения ООО «Мискстура»
Фактор |
Степень неопределенности |
Направленность влияния |
Степень влияния на организацию |
Возможность влияния со стороны организации |
1 Покупатели |
2 |
+/- |
5 |
Существуют долгосрочные отношения с партнерами, возможен поиск новых партнеров, влияние организации высоко |
2 Поставщики |
1 |
+ |
3 |
В области простых материалов влияние высоко, но в области закупки оборудования есть зависимость от иностранных поставщиков |
3 Рынок рабочей силы |
2 |
+ |
2 |
Компании требуются специалисты высокой квалификации, рынок достаточно насыщен |
4 Конкуренты |
3 |
+/- |
4 |
Компания является лидером отрасли в России, но риск укрепления позиций конкурентов велик, как со стороны конкурентов в сфере гибкой упаковки, так и товаров-заменителей(других видов упаковки) |
5 Структура рынка |
2 |
+ |
2 |
Рынок является растущим, насыщение рынка в ближайшее время не предвидится, выход на новые рынки возможен |
Основными силами непосредственного окружения компании являются покупатели (круг покупателей достаточно ограничен, так как компания производит упаковку для предприятий-производителей), которые имеют самую высокую степень влияния на организацию ввиду специфики продукции, а также конкуренты, которые также, стараясб закрепиться на привлекательном рынке, совершенствуют свои технологии и разработки, а также систему продвижения продукции и привлечения новых клиентов, , ситуация на рынке труда, а также большое количество поставщиков ресурсов оказывают на компанию благоприятное влияние, как и сам рынок данной продукции(наблюдается стабильный рост, который будет оставаться таким в будущем).
На конкурентную борьбу и создание конкурентных преимуществ, а также на схему поиска заказчиков компании нужно обратить особое внимание, так как данные силы в ее окружении оказывают наиболее мощное влияние на ее деятельность.