Файл: Упаковка, условия хранения, перевозки и товарные обработки товаров.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 333
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты формирования ассортимента и потребительских свойств кофе
1.1 Особенности химического состава и пищевой ценности кофе
1.2 Характеристика традиционного ассортимента кофе
1.3 Требования к качеству кофе
1.5 Влияние упаковки на сохранность кофе
2. Исследование особенностей упаковки кофе и влияние на степень сохранности продукта
2.1 Роль упаковки в сохранении качества товара
2.2 Роль упаковки в рекламировании товара
2.5 Результаты исследования потребительского поведения покупателей кофе г. Астрахань
Бумага/фольга/ПЭ. Материал обладает исключительной аромато-, паро- и газонепроницаемостью, хорошо термосваривается в пределах от 140-180 градусов. При использовании мелованной этикеточной бумаги дает возможность нанесения высококачественной офсетной наружной печати и пригоден для использования в автоматах вертикального и горизонтального типов (российского и зарубежного производства) для упаковки методом горячей фасовки при температуре до 80 градусов. Применяется для упаковки специй, детского питания, кофе, пищевых ингредиентов,.
Трехслойные упаковочные материалы на основе алюминиевой фольги и полимерных пленок обладают высокими барьерными свойствами по газопроницаемости, высокой влагостойкостью, высокой стойкостью к посторонним запахам, защитой от солнечного света, высокой прочностью, стабильной формой упаковки, высокой прочностью и герметичностью сварного шва.
Трехслойным упаковочным материалам на основе металлизированных полимерных пленок характерны следующие свойства высокие барьерные свойства по газопроницаемости, высокая влагостойкость и стойкость к посторонним запахам, высокие прочностные характеристики упаковки и сварного шва упаковки [17].
Упаковка для сухих напитков и прочих сублимированных продуктов должна обеспечивать герметичность упаковки и низкую влагопроницаемость благодаря очень низкому содержанию влаги этих продуктов. Кроме того, для такого продукта, как кофе, который обладает ярко выраженным собственным ароматом, стойкость упаковки к проникновению посторонних запахов извне также является важнейшим свойством.
2.4 Дизайн упаковки
Завоевать внимание и лояльность потребителя к продукту на полке магазина помогает профессионально разработанная упаковка. Упаковка должна раскрыть потенциальному покупателю основные потребительские преимущества продукта, акцентировав внимание на ценностях бренда. Если бренд начинает терять свою долю на рынке, при наличии конкурентного качества продукта, пора задуматься над сменой дизайна упаковки[19].
Основные этапы разработки дизайна упаковки:
1. Уточнение главной идеи бренда
Разработка дизайна упаковки или этикеток невозможна без сбора информации о конкурентах и целевой аудитории, а также анализа ситуации вокруг бренда. Глубокое понимание идеи бренда даёт максимально точное направление для того, чтобы разработать уникальный дизайн упаковки, выражающий потребительскую выгоду и основные ценности бренда.
2. Разработка концепции дизайна упаковки
Разработка дизайна этикеток и упаковки, в рамках утверждённой стратегии бренда, это творческий многоступенчатый процесс. Творческий поиск формы и графического решения идеи упаковки рождает множество интересных образов, из которых только лучшие представляются клиенту. В процессе принятия решения мы помогаем заказчику выбрать именно тот дизайн упаковки, который наиболее чётко передаёт ценности бренда, его обещания и помогает создать лояльные взаимоотношения с покупателем.
3. Развитие выбранной концепции дизайна упаковки
Детальная проработка утверждённой концепции дизайна упаковки подразумевает: разработку формы упаковки, подбор полиграфических материалов, подбор шрифтовых групп и работу со шрифтом, подготовку иллюстративного и фотографического материала, формирование цветовой гаммы всей продуктовой линейки [9].
4. Допечатная подготовка дизайн-макетов упаковки
Вёрстка и подготовка дизайн-макетов упаковки для передачи в типографию, в соответствии с техническими требованиями, предоставленными типографией-подрядчиком. Обязательное авторское сопровождение файлов в типографию на приладку первого тиража.
Для упаковки каждого продукта важно, чтобы упаковка демонстрировала вид самого продукта. Не является исключением и кофе. Любая фирма, будь то Nescafe или Кофейня на паях, так или иначе представляет свой продукт глазу потребителя. Это происходит посредсвом стеклянной упаковки, либо дизайна и выбранной катинки. Но так или иначе потребитель видит, что он покупает. Цветовая гамма для упаковки кофе преимущественно одна и та же для всех производителей кофе. Поэтому для того, чтобы покупатель узнавал продукт, на первый план всегда выдвигают логотип [15]. А логотип – это наработанная годами часть упаковки, которую покупатели видят на прилавке издалека. Таким образом, можно сделать вывод, что главным в разработке дизайна упаковки является создание запоминающегося логотипа.
2.5 Результаты исследования потребительского поведения покупателей кофе г. Астрахань
Для полноценного достижения цели исследования проведен анкетированный опрос потребителей кофе в магазине «Магнит», расположенного по ул.28 Армии в г. Астрахань. Опрос проводился методом анкетирования в январе 2017 года (см. Приложение 1).
Рассмотрев возможные вопросы, отобрав те, которые необходимо задать, выбрав их форму и последовательность, была составлена анкета. Проанализировав ответы респондентов по собранным анкетам, получили достаточно объективную информацию об их восприятии каждой из исследуемых нами компаний. Для начала приведем данные о количестве опрошенных респондентов, их возраст и пол. Из 30 участников 58% составили женщины и 42% - мужчины( рис.1).
Рис. 1. Состав респондентов, принявших участие в опросе
Что касается возраста респондентов, то основная масса опрошенных – люди в возрасте 25-45 лет, также немалую часть составляют респонденты свыше 45 лет и наименьшую – в возрасте до 25 лет (рис.2).
Рис. 2. Распределение участников опроса по возрасту
Чтобы выяснить частоту употребления потребителями и кофе, в рис.3 приведем результаты обработки ответов респондентов по вопросам анкеты.
Рис. 3 Группы потребителей по частоте употребления и кофе
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что 60% (18 из 30) опрошенных употребляют кофе каждый день, еще 10% употребляют один раз в неделю, ещё 20% - от случая к случаю и 10% - несколько раз в неделю.
Чтобы выяснить предпочтения потребителей относительно компании-продавца и кофе, рассмотрим ответы респондентов на данный вопрос (рис. 4).
Рис.4 Предпочтения покупателей относительно компании-продавца кофе
Явным лидером относительно предпочтений покупателей является фирма «NESCAFÉ», за которую отдали свои голоса 14 респондентов из 30 (46%). На втором месте находится компания «Московская кофейня на паях», за которую отдано 5 голосов (16%), затем идут «Кофейная кантата» и «Кофейная компания» - по 4 голоса (13%) и «ПИК и Ко» и «Чайкофф» - по 2 голоса (6%).
Высокую популярность среди покупателей «Nescafé» завоевала неспроста. Дело в том, что уровень цен в магазине немного ниже, чем в остальных сетевых магазинах. А так как потребителем кофе в основном является покупатель со средним достатком, то лидерство на кофейном рынке г.Астрахань абсолютно обоснованно.
Для выяснения мотивации потребителей при покупке кофе, на рис.5 представлены ответы респондентов на следующий вопрос анкеты.
Рис. 5 Группы потребителей по факторам, влияющим
на приобретение кофе
По данным рис. 5 большинство опрошенных респондентов (50%) приобретают данный товар, руководствуясь непосредственно показателями качества, 18% отмечают его вкус, цена товара оказывает влияние на 26 % опрошенных, а 6% - полагаются на рекомендации знакомых при выборе. Таким образом, большинство покупателей интересует качество товара при условии приемлемой цены.
Результаты ответов на вопрос анкеты средств получения информации о товаре представлены в диаграмме 6.
Из диаграммы видно, что на большинство респондентов оказывает влияние реклама в средствах массовой информации (на телевидении, радио и др.) (15 голосов из 30), на втором месте – рекламные акции в торговых центрах (9 голосов), потом – советы знакомых и друзей (3 голоса), и реклама в интернете также 3 голоса.
Рис.6 Предпочтения потребителей среди средств получения
информации о товаре
Уровень расходов респондентов за месяц на приобретение и кофе распределился следующим образом, представленным на рис. 5.
Рис.5 Распределение числа респондентов по уровню
расходов на приобретение кофе
Большинство респондентов обладают средним и выше среднего уровнем дохода, т.к. расходы на покупку кофе составляют 1-2 т. руб. (15 человек) и более 2 т. руб. (9 человек). Поэтому чувствительность большей массы респондентов к цене товара предположительно будет ниже, чем, если бы они были малообеспеченными, но не менее значима.
Предложения и пожелания покупателей, направленные на увеличение объемов продажи кофе и оказание дополнительных услуг покупателям согласно результатам опроса в магазине следующие:
- периодические дегустации кофе для облегчения выбора покупателям;
- варка кофе в кофе - машине;
- открытие в супермаркетах отделов - кафетериев:
- продажа дисков с фильмами о кофе для ознакомления покупателей с историей и культурой потребления кофе (1 респондент).
Также респондентам был задан вопрос относительно предпочтений в упаковке.
Результаты представлены на рис. 6.
Рис. 6 Распределение числа респондентов по предпочтениям в упаковке
Можно сделать вывод о том, что большинство респондентов предпочитают покупать кофе в классически и, возможно, наиболее распространенном варианте упаковки – картонных и жестяных банках.
Таблица 1 - Маркировка упаковочной единицы
Наименование показателя |
Чайкофф |
Кофейная кантата |
Московская кофейня на паях |
ПИК и Ко |
Nescafé |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тип натурального растворимого кофе |
100% кофе натуральный растворимый сублимированный |
100% натуральный растворимый гранулированный кофе |
100% натуральный растворимый сублимированный кофе |
100% натуральный растворимый сублимированный кофе |
100% натуральный растворимый сублимированный кофе |
Масса нетто упаковочной единицы |
95г. |
50г. |
47,5г. |
200г. |
100г. |
Дата изготовления и упаковывания |
изг.- 06.2016 |
изг.-08.2016 |
изг. и упак.- 09.2016 |
изг.- 01.2017 |
изг.- 05.2016 |
Срок хранения с даты изготовления |
годен до 06.2018 |
24 мес. с даты упаковывания |
24 месяца с даты упаковывания |
24 месяца с даты изготовления |
24 месяца с даты изготовления |
Обозначение настоящего стандарта |
РСТ АЯ 61 ГОСТ Р 51881 |
РСТ АЯ 24 ТУ 9198-330-04605473 |
РСТ АЯ 24 ТУ 9198-330-04605473 |
РСТ АЯ 85 ГОСТ Р 51881 |
РСТ ПР 71 ГОСТ Р51881-2002 |
Способ приготовления |
имеется |
имеется |
имеется |
имеется |
имеется |
Вывод. Все образцы имеют маркировку, соответствующую ГОСТ, никаких отклонений и нарушений не выявлено.
За последние 10 лет рынок кофе показал выдающийся рост и существенное изменение во вкусах потребителей. За эти годы кофе превратился в один из базовых продуктов потребительской корзины, однако объемы потребления все еще ниже, чем в западных странах. Кроме того, увеличение платежеспособного спроса, изменения стиля жизни, и как следствие, структуры расходов населения, изменили структуру рынка в пользу более дорогих сортов кофе.
В ходе данного исследования установлено, что наиболее популярной маркой кофе среди астраханцев является Nescafé. Потребительские предпочтения находятся в полном соответствии с качеством кофе: потребители предпочитают покупать более дорогой, и соответственно более качественный кофе известных и популярных брендов. Пьют кофе в среднем 1-2 раза в день, наиболее популярной маркой кофе является Nescafe. Предпочтение отдается средней по размеру упаковке (100 г).
В рамках данной работы были рассмотрены несколько образцов кофе на предмет соответствия упаковки и маркировки государственному стандарту. В ходе исследования нарушений выявлено не было.
Упаковка реализует множество функций в особенности сохраняющие, когда продукт должен оставаться целым, свежим, новым и т.д. до непосредственного контакта с потребителем. Упаковка также очень важный источник информации о продукте, т.е. о фирме-производителе, о правилах пользования, о сроках хранения и т.д. и упаковка, безусловно, является лицом продукта, так как именно упаковка помогает (или, наоборот, мешает) рассеянному взгляду потребителя выхватить нужный товар среди пестрого многообразия прилавка.
Рынок кофе представлен большим количеством производителей, которые выпускают данную продукцию и постоянно пополняют ее ассортимент. Практически весь ассортиментный ряд продукции представлен в наиболее крупных торговых точках города Астрахани.
На российском рынке, в основном, преобладает растворимый кофе (80%). Быстрота и простота приготовления такого кофе экономит время, и это один из значимых факторов у нынешних потребителей для принятия решения о покупке именно растворимого кофе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные документы