Файл: Показатели(Оценка) эффективности организационных структур (Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения проблемы организационной структуры таможенных органов).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Понятие организационной структуры
1.2.Типы организационных структур и понятие структурных подразделений
1.3.Структура таможенных органов Российской Федерации
Глава 2. Практические основы организационной структуры таможенных органов
2.1 Организационная структура Федеральной таможенной службы Российской Федерации
2.2.Анализ организационной структуры Курской таможни
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования организационной структуры Курской таможни
3.1.Проблемы организационной структуры Курской таможни
3.2 Пути совершенствования организационной структуры Курской таможни
Основные усилия в кадровой работе направлены на кадровое обеспечение таможенных органов региона. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке кадров. Это еще одна позитивная тенденция в работе Курской таможни.
В таможенных органах применяется и дополняется принципиально новая организационная система, которая предполагает реализацию принципов «одного окна» (однократное представление информации) и «одной остановки» (интегрированный таможенный контроль).
Важную роль играет создание единой автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации, а также обустройство таможенной границы, развитие приграничной инфраструктуры, создание единой структуры, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска. Это позволит внедрять единые нормы, правила строительства и эксплуатации, значительно сократить расходы на содержание пунктов пропуска.
Следует также отметить, что автоматизация таможенных процессов - это внедрение самых современных технических средств при таможенном оформлении. Такая глобальная компьютеризация процессов таможенного оформления решает сразу две задачи. С одной стороны это безусловное ускорение процедуры, так как декларацию можно подать, не выходя из своего офиса в любой пункт России. С другой стороны, это повышение эффективности и прозрачности работы таможни, к тому же исключает личный контакт инспектора с импортером. Возможно, следует уделить больше внимания и расширить отделы, занимающиеся вопросами таможенного оформления и контроля после выпуска товаров.
Таможенные органы по роду своей деятельности контролируют участников внешнеэкономической деятельности, пресекая незаконные сделки, и осуществляют борьбу с наркобизнесом. Поэтому борьба с коррупцией является важным условием и основным требованием эффективной работы таможенной системы.
Заключение
Организационная структура таможенного органа - перечень структурных подразделений и отдельных должностей таможенного органа, представленный в виде схемы с указанием управленческих связей и штатной численности структурных подразделений (отдельно сотрудников, государственных гражданских служащих и работников) и утверждаемый согласно установленному порядку.
Структура управления в единой системе таможенных органов состоит из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможен и таможенных постов.
Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним).
В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие категории организационных структур:
- бюрократические структуры: линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная;
- адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная.
Каждая из этих структур имеет свои достоинства и недостатки.
Сегодня особое место в системе таможенных органов России занимает Центральное таможенное управление (далее - ЦТУ). Оно дает пятую часть от всех таможенных платежей и является одним из самых крупных региональных таможенных управлений ФТС России. Территориально регион деятельности ЦТУ соответствует границам Центрального федерального округа, в который поступает до 70 % направляемых в Россию товаров и транспортных средств.
Организационный фундамент системы таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.
Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. Деление таможен России на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным. Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные — со штатом до тысячи и более сотрудников
Курская таможня создана приказом ГТК России от 14 февраля 1992 г. № 45 «О создании таможенных органов». Регионом деятельности таможни является Курская и Орловская области.
В структуру таможенных органов Республики Беларусь входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее – ГТК РБ) и таможни.
В структуру Курской таможни входит: руководство таможни, 1 служба, 24 отдела, 13 отделений (отдельных подразделений), 3 отдельных должности и 9 таможенных постов:
- внутренние посты: Курский, Железногорский, Мирный, Крупецкий, Орловский, Курский таможенный пост (центр электронного декларирования);
- пограничные посты: таможенный пост МАПП Суджа, таможенный пост МАПП Крупец и Глушковский.
Контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в зоне деятельности Курской таможни осуществляется через следующие пункты пропуска:
- автомобильных: «Суджа-Юнаковка», «Крупец-Екатериновка», «Теткино – Рыжевка»;
- 1 железнодорожный пункт пропуска «Глушково - Волфино»;
- 1 воздушный пункт пропуска – «Аэропорт Курск».
К основным проблемам структуры управления можно отнести следующие:
- низкая мотивация;
- запоздалые и неправильные решения;
- конфликты интересов и слабая координация;
- неадекватная реакция на изменение обстоятельств.
Рассмотрением и подготовкой предложений по вопросам совершенствования структуры и штатной численности таможенных органов РФ занимается организационно-структурная комиссия ФТС России.
Можно сделать выводы и выделить следующие пути совершенствования организационной структуры таможенных органов:
- оптимизация в иерархической структуре управления; повышение организованности таможенной системы и сокращения связей; упрощение сложных структур управления и увеличение их гибкости; исключение дублирования в организационных структурах управления; обеспечение максимальной степени типизации;
- совершенствование методов управления (обеспечение относительно равномерной нагрузки на каждое таможенное подразделение; четкое разграничение функций, прав и обязанностей руководителей и подчиненных; наличие действенного контроля за исполнением решений);
- повышение научного уровня в управлении за счет разработки научно обоснованного программно-целевого развития таможенной системы.
Если организационная структура перестает соответствовать целям организации, не успевает приспосабливаться к меняющимся условиям, значит, снижается эффективность деятельности системы в целом. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать организационную структуру организации.
Список использованных источников и литературы
- Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
- Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
- Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
- Уголовный кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
- Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»;
- Положение об отделении валютного контроля Курской таможни ЦТУ ФТС России;
- Положение об отделе таможенного оформления и таможенного контроля Железногорского таможенного поста Курской таможни ЦТУ ФТС России;
- Положение об отделе таможенного оформления и таможенного контроля Глушковского таможенного поста Курской таможни ЦТУ ФТС России;
- Агабалаев М.И. Организационно-правовые основы деятельности таможенных органов Российской Федерации: учеб, пособие, Экономика, 2010 г. // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 81 с.;
- Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов: учеб, пособие, Деловой двор, 2008 г. // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 57 с.;
- Кислов-ский Ю.Г. Контрабанда: история и современность: учеб, пособие, Феникс, 2011 г. // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 46 с.;
- Клементьев Г.И., Вожжов П.Ф. Структуры управления организацией: учеб, пособие, Омега-Л, 2011 г. // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 68-69 с.;
- Коник Н.В. Таможенные органы Российской Федерации: учеб, пособие , Омега-Л, 2012 г. // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 34 с.;
- Маховикова Е.А., Е. Е. Павлова Структура таможенных органов РФ: учеб, пособие, Феникс, 2012 г. // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 102 с.;
- Молчанова О.В., Коган М.В. Таможенное дело: учеб, пособие, Феникс, 2009 г. // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 55-59 с.;
- Ошеров А.Г. Курской таможне-20 лет. Юго-Западный форпост России: учеб, пособие // [Текст] ООО «Полстар», 2012 г. - 31-124 с.;
- Пиляева В.В. Таможенная политика России в XXI веке: учеб, пособие, БалтРус, 2010 г. // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 85 с.;
- Покровская В.В. Таможенное дело: учеб, пособие, Юрайт, 2012 г // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 73 с.;
- Соловьев А.А. Таможенное дело на современном этапе: учеб, пособие, Приор-издат, 2011 г. // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 63 с.;
- Толкушкин А.В. Таможенное дело: учеб, пособие, Юрайт, 2012 г. // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 21 с.;
- Ясенев В.Н. Информационная безопасность в экономических системах: учеб, пособие, ННГУ, 2009г. // [Электронный ресурс] URL: www.elibrary.ru, свободный – 11 с.;
- Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] URL: www.customs.ru, свободный;
- Центральное таможенное управление [Электронный ресурс] URL: www.ctu.customs.ru, свободный;
- КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru, свободный;
- Виртуальная таможня [Электронный ресурс] URL: www.vch.ru, свободный;
- Всё о таможне [Электронный ресурс] URL: www.tks.ru, свободный;
- Таможня.ру [Электронный ресурс] URL: www.tamognia.ru, свободный;
- Российская газета [Электронный ресурс] URL: www.rg.ru, свободный;
- Сведения о таможне, таможенном посте [Электронный ресурс] URL: www.transportall.ru, свободный;
- Статистика Курской области [Электронный ресурс] URL: www.kurskstat.gks.ru, свободный;
- ГТК РБ [Электронный ресурс] URL: www.gtk.gov.by, свободный;
-
Толкушкин А.В. «Таможенное дело», Юрайт, 2012 г. ↑
-
Маховикова Е.А., Е. Е. Павлова «Структура таможенных органов РФ», Феникс, 2012 г. ↑
-
Приказ ФТС РФ от 14 января 2005 г. № 8 «Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах РФ и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» ↑
-
Молчанова О.В., Коган М.В. «Таможенное дело», Феникс, 2009 г. URL: www.elibrary.ru, свободный. ↑
-
Коник Н.В. «Таможенные органы Российской Федерации», Омега-Л, 2012 г. URL: www.elibrary.ru, свободный. ↑
-
Соловьев А.А. «Таможенное дело на современном этапе», Приор-издат, 2011 г. URL: www.elibrary.ru, свободный. ↑
-
Маховикова Е.А., Е. Е. Павлова «Структура таможенных органов РФ», Феникс, 2012 г. URL: www.elibrary.ru, свободный. ↑
-
Покровская В.В. «Таможенное дело», Юрайт, 2012 г URL: www.elibrary.ru, свободный. ↑
-
Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» ↑
-
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» ↑
-
Приказ ФТС России от 12 января 2005 г. № 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» ↑
-
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» ↑
-
Федеральная таможенная служба URL: www.customs.ru, свободный. ↑
-
Виртуальная таможня URL: www.vch.ru, свободный ↑
-
Приказ ГТК России от 14 февраля 1992 г. № 45 «О создании таможенных органов» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» ↑
-
Центральное таможенное управление URL: www.ctu.customs.ru, свободный ↑
-
Ошеров А.Г. «Курской таможне-20 лет. Юго-Западный форпост России», ООО «Полстар», 2012 г. ↑
-
Ошеров А.Г. «Курской таможне-20 лет. Юго-Западный форпост России», ООО «Полстар», 2012 г. ↑
-
Ошеров А.Г. «Курской таможне-20 лет. Юго-Западный форпост России», ООО «Полстар», 2012 г. ↑
-
Ошеров А.Г. «Курской таможне-20 лет. Юго-Западный форпост России», ООО «Полстар», 2012 г. ↑
-
Статистика Курской области URL: www.kurskstat.gks.ru, свободный ↑
-
Статистика Курской области URL: www.kurskstat.gks.ru, свободный ↑
-
Статистика Курской области URL: www.kurskstat.gks.ru, свободный ↑
-
Ошеров А.Г. «Курской таможне-20 лет. Юго-Западный форпост России», ООО «Полстар», 2012 г ↑
-
Ошеров А.Г. «Курской таможне-20 лет. Юго-Западный форпост России», ООО «Полстар», 2012 г ↑
-
Статистика Курской области URL: www.kurskstat.gks.ru, свободный ↑
-
Статистика Курской области URL: www.kurskstat.gks.ru, свободный ↑
-
Ошеров А.Г. «Курской таможне-20 лет. Юго-Западный форпост России», ООО «Полстар», 2012 г ↑
-
Статистика Курской области URL: www.kurskstat.gks.ru, свободный ↑