Файл: Показатели(Оценка) эффективности организационных структур (Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения проблемы организационной структуры таможенных органов).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 400
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1.1.Понятие организационной структуры
1.2.Типы организационных структур и понятие структурных подразделений
1.3.Структура таможенных органов Российской Федерации
Глава 2. Практические основы организационной структуры таможенных органов
2.1 Организационная структура Федеральной таможенной службы Российской Федерации
2.2.Анализ организационной структуры Курской таможни
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования организационной структуры Курской таможни
3.1.Проблемы организационной структуры Курской таможни
3.2 Пути совершенствования организационной структуры Курской таможни
На сегодняшний день функционируют региональные таможенные управления, представленные а таблице 1.
Таблица 1 – Региональные таможенные управления РФ
Наименование таможенного управления |
Краткое наименование |
Место нахождения |
Центральное |
ЦТУ |
г. Москва |
Северо-Западное |
СЗТУ |
г. Санкт-Петербург |
Южное |
ЮТУ |
г. Ростов-на-Дону |
Приволжское |
ПТУ |
г. Нижний Новгород |
Уральское |
УТУ |
г. Екатеринбург |
Сибирское |
СТУ |
г. Новосибирск |
Дальневосточное |
ДВТУ |
г. Владивосток |
Северо-Кавказское |
СКТУ |
г. Минеральные Воды |
РТУ осуществляет руководство деятельностью таможен (за исключением таможен, непосредственно подчиненных ФТС России) и таможенных постов, подчиненных РТУ, находящихся в регионе деятельности РТУ и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.
Полномочия регионального таможенного управления определены «Общим положением о региональном таможенном управлении», утвержденным Приказом ФТС России от 12.01.2005 №7.
Глава 2. Практические основы организационной структуры таможенных органов
2.1 Организационная структура Федеральной таможенной службы Российской Федерации
Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ и санитарно-карантинного, карантинного, фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями[12].
Главным документом, регулирующим деятельность ФТС РФ является Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе», в котором указываются полномочия ФТС.
Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. На данный момент руководителем ФТС России является Бельянинов Андрей Юрьевич.
Структура и штатное расписание центрального аппарата ФТС России утверждаются руководителем ФТС России в пределах установленной Правительством РФ численности должностных лиц и утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Структура центрального аппарата ФТС России включает руководство (руководителя и его заместителей) ФТС России, помощников (советников) руководителя и главные управления. В главных управлениях ФТС России образуются отделы. В штатное расписание центрального аппарата ФТС России включаются должности сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, правовыми актами ФТС России. Структура центрального аппарата ФТС РФ приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Структура центрального аппарата ФТС РФ
Полное наименование |
Сокращенное название |
Главное организационно-инспекторское управление |
ГОргИУ |
Главное управление информационных технологий |
ГУИТ |
Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля |
ГУОТОиТК |
Главное управление по борьбе с контрабандой |
ГУБК |
Главное управление тылового обеспечения |
ГУТО |
Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования |
ГУФТДиТР |
Главное финансово-экономическое управление |
ГФЭУ |
Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров |
ГУТКПВТ |
Управление таможенных расследований и дознания |
УТРиД |
Правовое управление |
ПУ |
Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля |
УТОВиЭК |
Управление делами |
УД |
Продолжение таблицы 2 |
|
Управление государственной службы и кадров |
УГСиК |
Управление таможенного сотрудничества |
УТС |
Управление таможенной статистики и анализа |
УТСиА |
Контрольно-ревизионное управление |
КРУ |
Управление товарной номенклатуры |
УТН |
Аналитическое управление |
АУ |
Управление рисков и оперативного контроля |
УРиОК |
Главное организационно-инспекторской управление занимается такими вопросами, как:
- контроль за деятельностью таможенных органов РФ;
- инспектирование деятельности таможенных органов;
- обеспечение ведения организационно-структурной работы в таможенных органах и организациях, находящихся в ведении ФТС России;
- организация планирования деятельности таможенных органов.
Главное управление информационных технологий. В 2012 году основные усилия ФТС России по информационно-техническому обеспечению деятельности таможенных органов были направлены на техническое оснащение и автоматизацию таможенных операций, на организацию информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в электронном виде[13].
В 2012 году начал работу «Портал электронного декларирования». Портал позволяет осуществлять декларирование товаров без использования услуг информационных партнеров и без вложения средств в дополнительное программное обеспечение.
Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля. С 17 июня 2012 года в странах Таможенного союза введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых автомобильным транспортом. Сейчас организации более 98% предварительной информации представляют до прибытия автомобильного транспортного средства в пункт пропуска, а 2 % - в течение ближайших двух часов.
Основным результатом работы ФТС России на международном направлении в 2012 году явилось заключение 26 международных документов в таможенной сфере с 15 странами, а также в рамках СНГ, ШОС и Всемирной таможенной организации. В 2012 году руководителями таможенных служб России и Украины утвержден Порядок обмена между таможенными органами РФ и Украины информацией и документами о результатах таможенного контроля товаров и транспортных средств[14]. Динамично развивается сотрудничество с таможенными службами государств дальнего зарубежья.
Сотрудничество с таможенными службами европейских государств осуществляется в рамках проектов сотрудничества Россия - ЕС на двусторонней основе: наиболее активно с таможенными службами Германии, Финляндии. Заметно активизировались контакты с Польшей, Латвией, Литвой и Эстонией.
2.2.Анализ организационной структуры Курской таможни
Курская таможня создана приказом ГТК России от 14 февраля 1992 г. № 45 «О создании таможенных органов», в котором было установлено, что штатная численность Курской таможни составляла 50 единиц (с учетом выделения дополнительной штатной численности для вновь создаваемых таможенных постов, в том числе 1 заместитель начальника таможни и 2 начальника отделов). Регионом деятельности таможни является Курская и Орловская области. Таможня является пограничной. Общая протяженность российско-украинской границы в регионе деятельности составляет 296 км[15].
Особенностью деятельности таможни является значительная удалённость таможенных постов, входящих в её состав, от г. Курска - административного центра Курской области и места расположения таможни, на расстояние 110 - 170 км, а пункты пропуска 125 – 210 км[16].
В настоящее время в структуру Курской таможни входит: руководство таможни, 1 служба, 24 отдела, 13 отделений (отдельных подразделений), 3 отдельных должности и 9 таможенных постов:
- внутренние посты: Курский, Железногорский, Мирный, Крупецкий, Орловский, Курский таможенный пост (центр электронного декларирования);
- пограничные посты: таможенный пост МАПП Суджа, таможенный пост МАПП Крупец и Глушковский.
Контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ в зоне деятельности Курской таможни осуществляется через следующие пункты пропуска:
- автомобильных: «Суджа-Юнаковка», «Крупец-Екатериновка», «Теткино – Рыжевка»;
- 1 железнодорожный пункт пропуска «Глушково - Волфино»;
- 1 воздушный пункт пропуска – «Аэропорт Курск».
Подразделения и отдельные должности прямого подчинения начальнику таможни:
- отделение защиты государственной тайны и специальной документационной связи;
- отдел бухгалтерского учета и финансового мониторинга;
- правовой отдел;
- отдел по противодействию коррупции;
- организационно-аналитическое отделение;
- отдел таможенного контроля после выпуска товаров;
- отдел документационного обеспечения;
- отдел таможенной охраны и оперативно-дежурной службы;
- отделение таможенной охраны;
- оперативно-дежурное отделение[17].
Отделение защиты государственной тайны и специальной документационной связи. Отделение было создано по приказу начальника таможни от 28декабря 1995 г. № 473. Первоначально в отделение входило 2 человека, а в 2007 году численность была увеличена до 3 человек.
Основными задачами этого небольшого подразделения является обеспечение установленного режима секретности в таможне и ведение специального делопроизводства.
Отдел бухгалтерского учета и финансового мониторинга. Изначально в отделе работало 6 человек, из которых 4 трудятся по настоящее время. Первым главным бухгалтером Курской таможни была Евдокимова Татьяна Александровна.
Правовой отдел. Задачи: правовое обеспечение деятельности таможни и таможенных постов, правовая защита государственных интересов и интересов таможенных органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, контроль соблюдения законности при принятии должностными лицами таможни, таможенными постами решений, совершении действий при осуществлении ими функций в области таможенного дела. Все издаваемые таможней правовые акты, решения по ведомственному контролю проходят правовую экспертизу на соответствие действующему законодательству.
Отдел по противодействию коррупции. Данный отдел занимается разработкой системы мер по противодействию коррупции. Так, в 2012 году в Курской таможне осуществлялась работа, направленная на выполнение требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и плана Курской таможни по противодействию коррупции на период 2012-2013 гг., утвержденного приказом Курской таможни от 26 сентября 2012 г. № 351. В 2012 году принято справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 705 должностных лиц и 1059 членов их семей. В 2012 году в отношении 3 должностных лиц таможни (в том числе 2 бывших) возбуждено 3 уголовных дела: одно - по ст. 159 УК РФ (мошенничество), два - по ч.2 ст.292 УК РФ (служебный подлог) и ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий)[18].
Организационно-аналитическое отделение/ОРГАО. Первоначально ОРГАО было создано в таможне 1 сентября 2001г. согласно приказу ГТК России от 16 августа 2001 г. № 870 «Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах» со штатной численностью – 3 человека.
Отделение осуществляет контроль за выполнением решений, принятых на оперативных совещаниях, проводимых начальником таможни, контроль в пределах компетенции таможни за выполнением решений, принятых на заседаниях коллегии, организационно-структурных комиссий, на совещаниях ФТС России и РТУ, разрабатывает предложения о совершенствовании деятельности таможни и таможенных постов. Взаимодействует, в пределах компетенции, с правоохранительными и другими контролирующими органами, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, гражданами. Осуществляет организацию и координацию деятельности структурных подразделений таможни, в том числе таможенных постов, проводит инспектирование их деятельности, контроль за устранением выявленных в ходе инспекторских проверок недостатков и нарушений. На подразделение возложены также функции по подготовке соответствующей документации при проведении организационно-структурных мероприятий, связанных с созданием либо ликвидацией таможенных органов в зоне деятельности таможни[19].