Файл: Показатели(Оценка) эффективности организационных структур (Глава 1. Теоретические и методологические основы изучения проблемы организационной структуры таможенных органов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 7 – Уровень таможенной стоимости за 2011 и 2012 гг.

Период времени

УТС общий,

долл. США за кг

УТС товаров, ввезенных из стран СНГ,

долл. США за кг

УТС товаров, ввезенных из стран ДЗ,

долл. США за кг

2011 год

2,27

1,70

4,00

2012 год

2,38

1,62

3,92

А в 2012 году УТС товаров, декларируемых из стран ДЗ, снизился на 2 % и составил 3,92 долл. США за кг (в 2011 году – 4,0 долл. США за кг), УТС товаров, декларируемых из стран-участниц СНГ, снизился на 4,7 %, и составил 1,62 долл. США за кг (в 2011 году УТС составлял 1,7 долл. США за кг).

За первое полугодие 2012 года в целях контроля за соблюдением участниками ВЭД актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования ОВК проведено 83 документальных проверки, что на 20 % меньше чем в аналогичном периоде прошлого года (в первом полугодии 2011 года проведено 104 проверки).

Рисунок 2 – Число документальных проверок за 2011-2012 гг.

В то же время в первом полугодии 2012 года результативность проводимых проверок по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования выросла более чем на 11%[27].

По заведенным делам Территориальные управления Росфиннадзора вынесли постановлений о наложении взысканий в виде штрафа на общую сумму 312,98 млн. руб.- рис.3 (за первое полугодие 2011 года – 1 054, 77 млн. руб.). Данные представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Суммы взыскания штрафов за 2011-2012 гг, млн. руб.

Всего по результатам проверок за первое полугодие 2012 года возбуждено 43 дела об административных правонарушениях на сумму 3 348, 81 млн. рублей, что в стоимостном выражении превышает результаты, достигнутые в аналогичном периоде прошлого года более чем в 12 раз (в первом полугодии 2011 года возбуждено 43 дела об АП на сумму 260,89 млн. рублей), в том числе по статьям, указанным в таблице 8.

Таблица 8 - Анализ выявленных правонарушений за 2011-2012 гг.

Статья 15.25 КоАП России – нарушение валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования

Первое полугодие 2011 года (тыс. руб.)

Первое полугодие 2012 года

(тыс. руб.)

Ст. 15.25 ч. 1 – осуществление незаконных валютных операций

0

0,00

0

0,00

Ст. 15.25 ч.4 – невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ:

непоступление (тыс.руб)

3

5 225,00

0

0,00

нарушение срока (тыс.руб)

0

0,00

0

0,00

Ст. 15.25 ч. 5- невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств , уплаченных нерезиденту за неввезенные на таможенную территорию РФ товары:

невозврат (тыс. руб.)

0

0,00

2

379 102,56

нарушение срока (тыс. руб)

0

0,00

0

0,00

представление недействительных (поддельных, фиктивных) ГТД (тыс. руб)

1

218 580,50

10

2 969 705,22

Ст. 15.25 ч. 6 Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок

39

37 081,90

31

Х

Итого

43

260 887,4

43

3 348 807,78


Отделение таможенной статистики. Весной 1992 года в таможне был создан отдел таможенной статистики со штатной численностью 5 человек.

Главные задачи ОТС – организация ведения таможенной статистики внешней торговли РФ в регионе деятельности Курской таможни, обеспечение соответствующей информацией органов государственной власти, правоохранительных органов и иных органов, которые определены законодательством РФ, подготовка информационно-аналитических материалов по таможенной статистике внешней торговли для руководства и структурных подразделений таможни[28].

В 2012 году в Курской таможне зарегистрировано 4 333 статистической формы перемещения товаров во взаимной торговле РФ с государствами – членами Таможенного союза (в том числе Железногорским т/п – 564 статформы, Орловским т/п – 710 статформ).

На диаграмме (см. рисунок 4) видно, что по сравнению с 2011 годом, число участников ВЭД – юридических лиц, осуществляющих таможенное оформление грузов, увеличилось на 55.5 %, количество физических лиц (предпринимателей) – на 27.1 %.

Рисунок 4 – Динамика изменения количества участников ВЭД

Суммарный вклад во внешнюю торговлю РФ участников ВЭД, декларировавших товары в Курской таможне за 2012 год, представлен на следующей диаграмме (см. рисунок 5).

Рисунок 5 - Суммарный вклад во внешнюю торговлю РФ участников ВЭД, декларировавших товары в Курской таможне за 2012 г.

Внешнеторговый оборот за 2012 год составил 1 790.0 млн. долл. США, что на 21.3 % меньше, чем за 2011 год. Экспорт составил 537.9 млн. долл. США, импорт – 1 252.2 млн. долл. США. По сравнению с 2011 годом объем импорта вырос на 24.0 %, а экспорта снизился на 27.5 %[29].

По итогам 2012 года сложилось отрицательное сальдо торгового баланса. Импорт превысил экспорт на 568.7 млн. долларов США.

Торговля со странами Дальнего зарубежья в 2012 году по стоимостным показателям составила 63.4% от общего объема товарооборота (или 1 134.5 млн. долл. США). Импорт превышает экспорт на 51.3%. Торговля со странами СНГ – 36.6% от общего объема внешнеторгового оборота (655.5 млн. долл. США). Импорт в 6.6 раза превышает экспорт.

Соотношение стоимостных показателей объемов экспортированной и импортированной продукции в торговле со странами СНГ и странами дальнего зарубежья за 2011 и 2012 года представлены на диаграмме (см. рисунок 6).


Рисунок 6 - Соотношение стоимостных показателей объемов экспорта и импорта.

Глава 3. Проблемы и пути совершенствования организационной структуры Курской таможни

3.1.Проблемы организационной структуры Курской таможни

Развитие системы таможенных органов России тесно связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, с распределения между ними прав и ответственности.

При неудачном построении организационной структуры рабочее время сотрудников может интенсивно растрачиваться, и в результате сама организация станет менее результативной и производительной.

К основным проблемам структуры управления в таможенных органах можно отнести следующие:

  • низкая мотивация;
  • запоздалые и неправильные решения;
  • конфликты интересов и слабая координация;
  • неадекватная реакция на изменение обстоятельств.

Если организационная структура перестает соответствовать целям организации, не успевает приспосабливаться к меняющимся условиям, значит, снижается эффективность деятельности системы в целом.

Проблемы структурного характера могут особенно явно проявиться в периоды изменений. Они часто возникают, когда преобразование организационной структуры происходит неразумно. Также они появляются, когда организация не в состоянии изменить структуру, когда изменения запаздывают. Нет такой структуры, которая была бы всегда эффективной. Организационные принципы распределения сфер ответственности и обеспечения сотрудничества необходимо изменять по мере появления новых обстоятельств и целей организации. В противном случае, структура будет становиться все менее и менее подходящей, и число проблем будет увеличиваться.

Организационная структура должна способствовать самоконтролю и наличию у работников внутренней мотивации, то есть минимальное количество сотрудников должно тратить время на организационно-управленческие вопросы.


Необходимо, чтобы организационная структура развивалась и оформлялась не сама по себе, а в процессе развития деятельности. Каждое подразделение таможенного органа, каждый сотрудник должен четко знать, где он находится, куда ему обращаться за информацией, а также кто принимает управленческие решения. Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, вынуждает сотрудников впустую расходовать время, раздражает их, задерживает принятие решений.

Организационная структура должна помогать каждому сотруднику понимать свою собственную задачу. Для этого она должна обеспечивать минимальную потерю информации на пути от вышестоящих уровней управления до нижестоящих, облегчать процесс принятия решения.

Организационная структура должна быть стабильной. Организация должна обладать устойчивостью во времени и способностью к самообновлению и саморазвитию. Этого можно достичь, прежде всего, за счет профессионального и личностного развития специалистов, новых лидеров.

Руководители любого уровня должны уметь "строить" двойную структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превращение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и урегулирование конфликта интересов).

К руководителю таможенного органа предъявляются повышенные требования, которые обязывают его осуществлять максимально плодотворное и эффективное взаимодействие с подчиненными, от деятельности которых во многом зависит результативность таможенного органа.

Остается низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.

Итак, выявленные проблемы организационной структуры необходимо решить для того, чтобы система таможенных органов Российской Федерации приносила ещё большую результативность, доход для своего государства и укрепляла международное сотрудничество в области таможенного дела.

3.2 Пути совершенствования организационной структуры Курской таможни

Рассмотрением и подготовкой предложений по вопросам совершенствования структуры и штатной численности таможенных органов РФ занимается организационно-структурная комиссия ФТС России (далее - ОСК), которая создается в соответствии с приказом ФТС России.


Организационно-структурная комиссия - коллегиальный орган, создаваемый в ФТС России и в региональных таможенных управлениях (кроме специализированных) для рассмотрения и выработки предложений о создании, ликвидации, реорганизации таможенных органов и их структурных подразделений, перераспределении штатной численности между таможенными органами, утверждении и изменении типовых структур и других вопросов, отнесенных к компетенции организационно-структурной комиссии.

Приказ ФТС России от 6 мая 2008 г. № 534 «О совершенствовании организационно-структурной работы в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России» содержит в себе Положение «Об организационно-структурной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России», которое устанавливает единый порядок внесения предложений на рассмотрение ОСК ФТС России и принятия решений по вопросам, отнесенным к ее компетенции и касающимся изменения структуры и штатной численности таможенных органов Российской Федерации, их структурных подразделений, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, а также структурных подразделений ФТС России.

Для совершенствования существующих организационных структур таможенных органов ОСК проводят их анализ, действуя при этом на основании собственных положений, утверждаемых приказами ФТС России или РТУ.

Важным направлением дальнейшего совершенствования организационной структуры Курской таможни является работа по защите интеллектуальной собственности. Предполагается совершенствование законодательной базы и изменение организационной структуры РТУ и таможен в части кадрового укрепления подразделений, занимающихся вопросами защиты прав интеллектуальной собственности.

Отмечается позитивная тенденция в работе оперативных подразделений Курской таможни по выявлению преступлений.

В оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности важнейшим направлением является борьба с преступлениями против интересов государственной службы и с коррупцией в таможенных органах.

Так как одной из главной проблем, стоящих перед таможенными органами является занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование, то следует повысить эффективность работы подразделений, занимающихся проверкой заявленной таможенной стоимости, возможно следует расширить отделы, занимающиеся данными вопросами.