Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Глава 1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер за последние года. Объём поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения. Рассмотрим показатели по поступления транспортного и земельного налогов с физических лиц, а также налога на имущество физических лиц за 2016-2017 гг. (табл. 2).

Таблица 2 - Поступления по транспортному налогу и по местным налогам за 2016-2017 гг., млн. руб.

Вид налога

2016 г.

2017 г.

Изменение в 2017 г., млрд. руб.

Темп роста в 2017 г., %

Транспортный налог с физ. лиц

123 793,9

132 600,4

8 806,5

107,1

Земельный налог с физ. лиц

36 051,3

43 164,9

7 113,6

119,7

Налог на имущество физ. лиц

27 130,0

30 295,5

3 165,5

111,67

Проанализировав поступления транспортного налога в бюджет за 2015-2016 гг., можно сделать вывод о положительной динамике по поступлениям налога. На основании представленных данных можно констатировать, что поступления по транспортному налогу в 2016 г. по сравнению с 2015 г. выросли на 7,1% или на 8 млрд. 806 млн. руб. и составили 132,6 млрд. руб. Рост поступлений по налогу обусловлен увеличением количества автотранспортных средств и их мощности, приобретенных физическими лицами. [26]

Проанализировав поступления по местным налогам за 2015-2016 гг., можно сделать вывод о положительной динамике по поступлениям налога. Зачисления земельного налога с физических лиц в 2016 г. возросли по сравнению с 2015 г. на 19,7% или на 7 млрд. 113 млн. руб. и составили 43,16 млрд. руб. Поступления по налогу на имущество физических лиц в 2016 г. возросли на 11,67% или на 3 млрд. 165 млн. руб. и составили 30 млрд. 295 млн. руб. На сегодняшний день существует немало проблем, связанных с взиманием всех налогов, в частности и налогов с физических лиц. [27]

В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

Первоочередной задачей Российской Федерации, является разработка и создание современной налоговой системы, соответствующей требованиям.


Согласно налоговому законодательству НДФЛ является федеральным налогом – устанавливается НК РФ и обязателен к уплате на всей территории России. Однако по положениям БК РФ за счет НДФЛ формируются налоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты: нормативы отчислений составляют 85% и 15% соответственно.[28]

Общей тенденцией развития налоговых систем большинства стран в последние годы продолжают оставаться меры, направленные на мобилизацию доходов бюджетов. Согласно плоской шкале налогообложения доходов физических лиц, в России наблюдается стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, и уменьшения суммы НДФЛ.

На практике основной обязанностью налоговых агентов по НДФЛ, является правильное и своевременное исчисление, удержание у налогоплательщика суммы подоходного налога и перечисление его в бюджет РФ. При этом, удержать сумму налога налоговый агент в состоянии лишь при условии, что налогооблагаемый доход выплачивается налогоплательщику в денежной форме.[29]

Физические лица – резиденты и нерезиденты России являются плательщиками НДФЛ. Рассчитаем величину налогового обязательства для чего налогоплательщик должен установить налоговую базу и налоговую ставку, по которой облагается получаемый доход.

По общему правилу, которое установлено в п. 1 ст. 210 НК РФ, в налоговую базу российский налогоплательщика должен включить совокупные налогооблагаемые доходы, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, a также доходы в виде материальной выгоды. Отметим, что налоговая база НДФЛ определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки. Налоговая база по доходам от долевого участия определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ, т.е. ставка 13%.[30]

Необходимо отметить, в зависимости от статуса физического лица и вида получаемого им дохода, налог может исчисляться по ставкам – 9%, 13%, 15%, 30% и 35%. Ставка 13% считается общей ставкой налога, все иные являются специальными. В таблице 3 представлено распределение поступлений от НДФЛ по бюджетам разных уровней в соответствии с БК РФ.

Таблица 3 - Распределение поступлений от НДФЛ в бюджеты РФ


Уровень бюджета

Процент

отчислений

Всего

отчислений

Примечания

Федеральный бюджет

50%

100%

При уплате НДФЛ иностранными гражданами по деятельности на основании патента

Бюджеты субъектов РФ

50%

Федеральный бюджет

85%

100%

При уплате НДФЛ в бюджет автономного округа

Бюджеты субъектов РФ

15%

Федеральный бюджет

85%

100%

При уплате НДФЛ в бюджет поселений и муниципального района

Бюджеты субъектов РФ

10%

Федеральный бюджет

85%

100%

При уплате НДФЛ в бюджет поселений и межселенной территории

Бюджеты муниципальных районов

15%

Федеральный бюджет

85%

100%

При поступлении НДФЛ в бюджет городского округа

Бюджеты городских округов

15

Данные таблицы 3 демонстрируют, что доход от НФДЛ распределяется по всем уровням бюджетов РФ, следующим образом:[31]

1. При распределении НДФЛ уплаченными иностранными гражданами по деятельности на основе патента, в федеральный бюджет Российской Федерации (доля 50%) и бюджеты субъектов РФ (50%).

2. При распределении НДФЛ в федеральный бюджет и, уплаченными, в бюджет автономного округа, бюджет поселения и муниципального района, бюджет поселения и межселенной территории, бюджет городского округа, доли составляли 85% на 15% соответственно.[32]

Таким образом, отчисления подоходного налога зависят как от категории налогоплательщика, так и от статуса территории. Далее проведем анализ поступления от налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъектов РФ и местные бюджеты РФ. Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему России за 2016-2017 гг.

Таблица 4 - Поступления по уровням бюджета РФ за 2016-2017 гг.

Вид бюджета

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение, +/-

Относительное

отклонение (%)

2016 к

2016

2017 к

2016

2015 к

2014

2017 к

2016

Консолидированный

бюджет в млрд. руб.

14496,90

13788,30

14482,90

-709,0

694,6

95,1

105,0

Федеральный

бюджет, млрд. руб.

6214,5

6 880,5

6 929,1

666,0

48,6

110,7

100,7

Консолидированные

бюджеты субъектов РФ, млрд. руб.

6 239,16

6 907,8

7 553,7

669,0

645,9

110,7

109,4


Общая величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней России с 2017 г., в сравнении с 2016 г. увеличилась, и составили: Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд.; Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. руб. и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике; в консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9 млрд. руб.[33]

В таблице 4 представлены суммы поступления от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ, местные бюджеты и общие налоговые доходы данных бюджетов за 2011–2013 гг. В 2015 г., по сравнению с 2014 годом, поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ увеличилось на 4,7%, в местные бюджеты увеличилось на 6,7%, а в 2016 г. – на 7,5% в консолидированный бюджет РФ и на 7,9% в местные бюджеты.[34]

Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ в налоговых доходах за 2015 г. составила в консолидированном бюджете 40,6%, что на 0,6% меньше по сравнению с 2014 г., а в 2016 г. – 41,2%, что на 0,6% больше, чем в 2014 г.

Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2015 г. составила 63,6%, что на 4,3% меньше, чем в 2014 г., а в 2016 г. — 64,1%, что на 0,5% больше чем в 2015 г.

Таблица 5 - Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты за 2014–2016 гг., млрд. руб.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Абсолютное отклонение, +/-

Относительное

отклонение (%)

2015 к

2014

2016 к

2015

2015 к

2014

2016 к

2015

Поступления НДФЛ

Консолидированный

бюджет РФ

2 679,50

2806,50

3017,3

127

210,8

104,7

107,5

Местные бюджеты

812,5

867,2

932,24

55

65,04

106,7

107,5

Всего:

3 492,00

3673,70

3949,54

182

275,84

105,2

107,5

Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Консолидированный

бюджет РФ

41,5

40,6

41,2

-0,9

0,6

97,8

101,5

Местные бюджеты

67,9

63,6

64,1

-4,3

0,5

93,7

100,8


Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет и местные бюджеты Российской Федерации в 2015 г. увеличилось по сравнению с 2014 г., а также в 2016 г. наблюдался рост поступлений от налога РФ по сравнению с 2015 г.[35]

Выполним анализ влияние различных факторов на динамику налоговых поступлений от НДФЛ в бюджеты различных уровней. Анализ данных показателей по РФ за 2014–2016 гг. представлена в таблице 4. Данные таблицы 4. свидетельствуют о том, что рост среднегодовой численности населения РФ занятого в экономике в 2015 году на 785 тыс. чел. приводит к увеличению среднедушевого денежного дохода на 2113 руб. (29879 руб.).[36]

Повышение роста цен на товары и услуги в 2016 году на 7,1% приводит к росту среднемесячной заработной платы населения на 2722 руб. (до 36703 руб.).[37]

По сравнению с 2015 годом, в 2016 г. среднегодовая численность экономически активного населения также увеличилась на 4264 тыс. чел., что привело к сокращению показателя среднедушевого дохода населения до 26267 руб. (минус 12% или 3612 руб.).

Таблица 6 - Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет РФ за 2014–2016 гг.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Абсолютное отклонение, +/-

Относительное

отклонение (%)

2015 к

2014

2016 к

2015

2015 к

2014

2016 к

2015

Среднедушевой денежный доход, руб.

27766

29879

26267

2 113

-3612

107,6

87,9

Среднемесячная заработная плата, руб.

32495

33981

36703

1 486

2722

104,6

108,0

Среднегодовая численность

населения занятого в экономике, тыс. чел.

71539

72324

76588

785

4264

101,1

105,9

Индекс роста потребительских

цен, %

107,8

115,5

107,1

8,0

-8,4

107,1

92,7

На рисунках 1, 2., 3 представим структуру консолидированного бюджета РФ, за период 2014-2016 гг.