Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Глава 1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц
1.1.Экономическая сущность и становление налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Глава 2. Современное состояние налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Анализ налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.2. Перспективы развития налогообложения физических лиц в России
Таким образом, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер за последние года. Объём поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения. Рассмотрим показатели по поступления транспортного и земельного налогов с физических лиц, а также налога на имущество физических лиц за 2016-2017 гг. (табл. 2).
Таблица 2 - Поступления по транспортному налогу и по местным налогам за 2016-2017 гг., млн. руб.
Вид налога |
2016 г. |
2017 г. |
Изменение в 2017 г., млрд. руб. |
Темп роста в 2017 г., % |
Транспортный налог с физ. лиц |
123 793,9 |
132 600,4 |
8 806,5 |
107,1 |
Земельный налог с физ. лиц |
36 051,3 |
43 164,9 |
7 113,6 |
119,7 |
Налог на имущество физ. лиц |
27 130,0 |
30 295,5 |
3 165,5 |
111,67 |
Проанализировав поступления транспортного налога в бюджет за 2015-2016 гг., можно сделать вывод о положительной динамике по поступлениям налога. На основании представленных данных можно констатировать, что поступления по транспортному налогу в 2016 г. по сравнению с 2015 г. выросли на 7,1% или на 8 млрд. 806 млн. руб. и составили 132,6 млрд. руб. Рост поступлений по налогу обусловлен увеличением количества автотранспортных средств и их мощности, приобретенных физическими лицами. [26]
Проанализировав поступления по местным налогам за 2015-2016 гг., можно сделать вывод о положительной динамике по поступлениям налога. Зачисления земельного налога с физических лиц в 2016 г. возросли по сравнению с 2015 г. на 19,7% или на 7 млрд. 113 млн. руб. и составили 43,16 млрд. руб. Поступления по налогу на имущество физических лиц в 2016 г. возросли на 11,67% или на 3 млрд. 165 млн. руб. и составили 30 млрд. 295 млн. руб. На сегодняшний день существует немало проблем, связанных с взиманием всех налогов, в частности и налогов с физических лиц. [27]
В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.
Первоочередной задачей Российской Федерации, является разработка и создание современной налоговой системы, соответствующей требованиям.
Согласно налоговому законодательству НДФЛ является федеральным налогом – устанавливается НК РФ и обязателен к уплате на всей территории России. Однако по положениям БК РФ за счет НДФЛ формируются налоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты: нормативы отчислений составляют 85% и 15% соответственно.[28]
Общей тенденцией развития налоговых систем большинства стран в последние годы продолжают оставаться меры, направленные на мобилизацию доходов бюджетов. Согласно плоской шкале налогообложения доходов физических лиц, в России наблюдается стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, и уменьшения суммы НДФЛ.
На практике основной обязанностью налоговых агентов по НДФЛ, является правильное и своевременное исчисление, удержание у налогоплательщика суммы подоходного налога и перечисление его в бюджет РФ. При этом, удержать сумму налога налоговый агент в состоянии лишь при условии, что налогооблагаемый доход выплачивается налогоплательщику в денежной форме.[29]
Физические лица – резиденты и нерезиденты России являются плательщиками НДФЛ. Рассчитаем величину налогового обязательства для чего налогоплательщик должен установить налоговую базу и налоговую ставку, по которой облагается получаемый доход.
По общему правилу, которое установлено в п. 1 ст. 210 НК РФ, в налоговую базу российский налогоплательщика должен включить совокупные налогооблагаемые доходы, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, a также доходы в виде материальной выгоды. Отметим, что налоговая база НДФЛ определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки. Налоговая база по доходам от долевого участия определяется отдельно от иных доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 224 НК РФ, т.е. ставка 13%.[30]
Необходимо отметить, в зависимости от статуса физического лица и вида получаемого им дохода, налог может исчисляться по ставкам – 9%, 13%, 15%, 30% и 35%. Ставка 13% считается общей ставкой налога, все иные являются специальными. В таблице 3 представлено распределение поступлений от НДФЛ по бюджетам разных уровней в соответствии с БК РФ.
Таблица 3 - Распределение поступлений от НДФЛ в бюджеты РФ
Уровень бюджета |
Процент отчислений |
Всего отчислений |
Примечания |
Федеральный бюджет |
50% |
100% |
При уплате НДФЛ иностранными гражданами по деятельности на основании патента |
Бюджеты субъектов РФ |
50% |
||
Федеральный бюджет |
85% |
100% |
При уплате НДФЛ в бюджет автономного округа |
Бюджеты субъектов РФ |
15% |
||
Федеральный бюджет |
85% |
100% |
При уплате НДФЛ в бюджет поселений и муниципального района |
Бюджеты субъектов РФ |
10% |
||
Федеральный бюджет |
85% |
100% |
При уплате НДФЛ в бюджет поселений и межселенной территории |
Бюджеты муниципальных районов |
15% |
||
Федеральный бюджет |
85% |
100% |
При поступлении НДФЛ в бюджет городского округа |
Бюджеты городских округов |
15 |
Данные таблицы 3 демонстрируют, что доход от НФДЛ распределяется по всем уровням бюджетов РФ, следующим образом:[31]
1. При распределении НДФЛ уплаченными иностранными гражданами по деятельности на основе патента, в федеральный бюджет Российской Федерации (доля 50%) и бюджеты субъектов РФ (50%).
2. При распределении НДФЛ в федеральный бюджет и, уплаченными, в бюджет автономного округа, бюджет поселения и муниципального района, бюджет поселения и межселенной территории, бюджет городского округа, доли составляли 85% на 15% соответственно.[32]
Таким образом, отчисления подоходного налога зависят как от категории налогоплательщика, так и от статуса территории. Далее проведем анализ поступления от налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет субъектов РФ и местные бюджеты РФ. Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему России за 2016-2017 гг.
Таблица 4 - Поступления по уровням бюджета РФ за 2016-2017 гг.
Вид бюджета |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Относительное отклонение (%) |
||
2016 к 2016 |
2017 к 2016 |
2015 к 2014 |
2017 к 2016 |
||||
Консолидированный бюджет в млрд. руб. |
14496,90 |
13788,30 |
14482,90 |
-709,0 |
694,6 |
95,1 |
105,0 |
Федеральный бюджет, млрд. руб. |
6214,5 |
6 880,5 |
6 929,1 |
666,0 |
48,6 |
110,7 |
100,7 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ, млрд. руб. |
6 239,16 |
6 907,8 |
7 553,7 |
669,0 |
645,9 |
110,7 |
109,4 |
Общая величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней России с 2017 г., в сравнении с 2016 г. увеличилась, и составили: Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд.; Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. руб. и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике; в консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9 млрд. руб.[33]
В таблице 4 представлены суммы поступления от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ, местные бюджеты и общие налоговые доходы данных бюджетов за 2011–2013 гг. В 2015 г., по сравнению с 2014 годом, поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ увеличилось на 4,7%, в местные бюджеты увеличилось на 6,7%, а в 2016 г. – на 7,5% в консолидированный бюджет РФ и на 7,9% в местные бюджеты.[34]
Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ в налоговых доходах за 2015 г. составила в консолидированном бюджете 40,6%, что на 0,6% меньше по сравнению с 2014 г., а в 2016 г. – 41,2%, что на 0,6% больше, чем в 2014 г.
Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в местные бюджеты в 2015 г. составила 63,6%, что на 4,3% меньше, чем в 2014 г., а в 2016 г. — 64,1%, что на 0,5% больше чем в 2015 г.
Таблица 5 - Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и местные бюджеты за 2014–2016 гг., млрд. руб.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Относительное отклонение (%) |
||
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
||||
Поступления НДФЛ Консолидированный бюджет РФ |
2 679,50 |
2806,50 |
3017,3 |
127 |
210,8 |
104,7 |
107,5 |
Местные бюджеты |
812,5 |
867,2 |
932,24 |
55 |
65,04 |
106,7 |
107,5 |
Всего: |
3 492,00 |
3673,70 |
3949,54 |
182 |
275,84 |
105,2 |
107,5 |
Доля НДФЛ в налоговых доходах, % |
|||||||
Консолидированный бюджет РФ |
41,5 |
40,6 |
41,2 |
-0,9 |
0,6 |
97,8 |
101,5 |
Местные бюджеты |
67,9 |
63,6 |
64,1 |
-4,3 |
0,5 |
93,7 |
100,8 |
Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет и местные бюджеты Российской Федерации в 2015 г. увеличилось по сравнению с 2014 г., а также в 2016 г. наблюдался рост поступлений от налога РФ по сравнению с 2015 г.[35]
Выполним анализ влияние различных факторов на динамику налоговых поступлений от НДФЛ в бюджеты различных уровней. Анализ данных показателей по РФ за 2014–2016 гг. представлена в таблице 4. Данные таблицы 4. свидетельствуют о том, что рост среднегодовой численности населения РФ занятого в экономике в 2015 году на 785 тыс. чел. приводит к увеличению среднедушевого денежного дохода на 2113 руб. (29879 руб.).[36]
Повышение роста цен на товары и услуги в 2016 году на 7,1% приводит к росту среднемесячной заработной платы населения на 2722 руб. (до 36703 руб.).[37]
По сравнению с 2015 годом, в 2016 г. среднегодовая численность экономически активного населения также увеличилась на 4264 тыс. чел., что привело к сокращению показателя среднедушевого дохода населения до 26267 руб. (минус 12% или 3612 руб.).
Таблица 6 - Динамика экономических факторов, влияющих на поступления НДФЛ в бюджет РФ за 2014–2016 гг.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Относительное отклонение (%) |
||
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
||||
Среднедушевой денежный доход, руб. |
27766 |
29879 |
26267 |
2 113 |
-3612 |
107,6 |
87,9 |
Среднемесячная заработная плата, руб. |
32495 |
33981 |
36703 |
1 486 |
2722 |
104,6 |
108,0 |
Среднегодовая численность населения занятого в экономике, тыс. чел. |
71539 |
72324 |
76588 |
785 |
4264 |
101,1 |
105,9 |
Индекс роста потребительских цен, % |
107,8 |
115,5 |
107,1 |
8,0 |
-8,4 |
107,1 |
92,7 |
На рисунках 1, 2., 3 представим структуру консолидированного бюджета РФ, за период 2014-2016 гг.