Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Глава 1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. Система налогообложения - совокупность налогов и сборов, которые уплачивает организация в определенном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) порядке.

Производство и торговля на сегодняшний день является самым распространенными видами предпринимательской деятельности, чем и объясняется пристальное внимание со стороны контролирующих органов и возникновение споров, которые нередко приходится решать в судебном порядке. Для того, что бы минимизировать риск попадания в поле зрения инспекторов налоговой службы перед каждой организацией стоит задача подбора системы налогообложения, которая не только экономически выгодна, но отвечает всем нормам налогового законодательства. Кроме того, выбрав систему налогообложения руководство предприятия должно непрерывно следить за изменениями, вносимыми чиновниками в действующие законы и нормативные акты.

Выбор любой системы налогообложения не только наделяет ее объект определенными правами, но и налагает определенные обязательства, несоблюдение которых влечет за собой административную, а порой и уголовную ответственность. 

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что налоги играют важнейшую роль в механизме формирования прибыли организаций и индивидуальных предпринимателей, а получение максимальной прибыли это основная цель любой предпринимательской деятельности.
Кроме того, своевременный расчет по налогам и сборам с бюджетом и внебюджетными фондами свидетельствует о хорошем финансовом состоянии предприятия.

В случае нарушения хозяйствующим субъектом порядка и сроков расчетов с бюджетом к нему применяются финансовые санкции, что может существенно ухудшить финансовое положение предприятия.

Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических основ налогообложения физических лиц, рассмотреть практическое применение законодательных норм, а также проанализировать эффективность и разработать предложения по совершенствованию данной системы налогообложения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучение экономической сущности, значения и становления налогообложения физических лиц;
  2. Изучение законодательных норм налогообложения физических лиц зарубежных стран;
  3. Анализ организации учета по налогу на налогу на доходы физических лиц;
  4. Выявить недостатки системы налогообложения;
  5. Разработать предложения по совершенствованию системы налогообложения по налогу на доходы физических лиц.

Объектом исследования выступает система налогообложения доходов физических лиц.

Предметом исследования является совокупность теоретических и практических проблем эффективности применения законодательных норм системы налогообложения доходов физических лиц.

Глава 1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц

1.1.Экономическая сущность и становление налогообложения физических лиц в Российской Федерации

Налоговая система – это важный элемент рыночных отношений, который играет значительную роль в успехе экономических преобразований. В налоговую систему входят множество налогов, сборов и других платежей, которые платят физические и юридические лица.[1]

Огромную роль при формировании доходной части бюджета страны занимают налоги, которые появились с образованием государства, они являются обязательными индивидуальными безвозмездными платежами, взимаемыми с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств на общегосударственные нужды.

О значимости налогов, и в частности налога на доходы физических лиц высказываются многие российские экономисты: Е.Е. Смирнова, Е.М. Ерченкова, В.Г. Гетьман, В.В. Шпинчевский, Е.В Федина, В.В. Новиков и многие другие.

В.В. Понкратов в своей работе «Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов в России» пишет: «Основную массу доходных поступлений в региональные и местные бюджеты дают отнюдь не их собственные региональные и местные налоги, к коим относится налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог – на их долю приходится лишь 13,5 % доходных поступлений. Главные поступления – это отчисления от федеральных налогов, удельный вес которых составляет 80,5 % (преимущественно, налог на прибыль и НДФЛ)»[2].


Возникновение налогообложения физических лиц следует связывать с возникновением налогообложения как такового. Это обусловлено тем, что именно на физических лиц изначально и легло бремя первых появившихся в мире налогов, по крайней мере, в силу того, что корпоративных образований на тот момент просто не существовало.

Процесс становления налогообложения изначально не был простым, поскольку в его основе коренилось перераспределение доходов. Профессор И.И. Кучеров в одной из своих работ отметил, что «осознанное желание делиться с кем бы то ни было результатами своего труда, изначально вряд ли было присуще человеку в первозданном его состоянии. Необходимость в распределении плодов стала утверждаться в человеческом сознании много позже, одновременно с развитием процесса объединения людей в семьи, рода, племена. Объективной предпосылкой этого явилось разделение труда, а главным побуждающим мотивом – возникновение неких общих потребностей, удовлетворение которых требовало объединения усилий соплеменников, в том числе посредством участия каждого из них в общих делах своим имуществом»[3].

В Российской Федерации традиционно основная налоговая нагрузка приходится на организации, тем не менее доля налогов с физических лиц в доходах бюджетов бюджетной системы также весьма значительна.

Кроме того, следует принимать во внимание, что среди всех категорий налогоплательщиков физические лица составляют значительное большинство. К примеру, только индивидуальных предпринимателей в нашей стране зарегистрировано более 15 млн. чел.[4] Все это говорит о возрастающей роли налогов с физических лиц в формировании бюджетов всех уровней.

Обращает на себя внимание и то, что в рамках реформирования налоговой системы предусмотрено совершенствование самых различных элементов системы налогообложения физических лиц.[5]

Так, в Основных направлениях налоговой политики РФ в течение нескольких последних лет предусмотрена реализация ряда мер, направленных на совершенствование налогообложения физических лиц. В частности, предполагается:[6]

- освободить от представления налоговой декларации физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, а также упростить порядок заполнения налоговой декларации;

- проиндексировать предельные размеры суточных, не облагаемых налогом на доходы физических лиц;


- уточнить определение налогового резидентства физических лиц; внести изменения в законодательство о налогах и сборах в части уплаты налога на доходы физических лиц, направленных на оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок;

- уточнить в законодательном порядке перечень доходов, освобождаемых от налогообложения;

- ввести налог на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц и др.

Многие из этих мер уже введены, принятие и введение остальных ожидается в самое ближайшее время.

Все это в значительной степени указывает на важность налогообложения физических лиц и повышает научной интерес к его проблемам, в том числе с позиций правового регулирования.

Если говорить о роли физических лиц налогоплательщиков в формировании доходной части бюджета, нельзя не сказать о налоговой грамотности граждан, об отношении к уплате налогов и к налоговой политике в общем. К сожалению, большинство наших граждан считает за правило не платить налоги, есть даже особая категория, которые гордятся этим. В этом и есть главная беда. Многие не понимают и не хотят понимать сути института налогов. А ведь понятия «государство» и «налоги» не разделимы. Они не могут существовать друг без друга. Такова историческая действительность.[7]

Поэтому, если говорить о физическом лице как о субъекте, мы увидим, что оно является одним из определяющих элементов в юридической конструкции рассматриваемых налогов, взимаемых с физических лиц. В XIX веке известным отечественным цивилистом Е.В. Васьковским отмечалось, что самостоятельное существование человека начинается с момента его рождения. С этого же момента он становится правоспособным лицом. Однако одного факта рождения еще не достаточно для того, чтобы родившийся стал лицом, обладать правами может только живой человек3. Соответственно нести бремя налогообложения также способны только живые люди.[8]

Наряду с указанным выше биологическим аспектом применительно к физическим лицам следует принимать во внимание и психологический аспект. Ведь именно физические лица обладают исключительной способностью осмысленно относиться к существующему налогообложению в целом и к своим налоговым обязанностям в частности. И именно это, как правило, критическое отношение до настоящего времени является определяющим в деле проверки состоятельности той или иной налоговой системы, даже несмотря на то, что в современном действительности основная налоговая нагрузка уже стала уделом организаций. Из этого следует, что соответствующие фискальные притязания публичных субъектов в первую очередь должны соотноситься с налоговой способностью физических лиц, а также учитывать их желание либо нежелание уплачивать налоги и сборы. История же налогообложения содержит много примеров иного рода, когда такие притязания не отвечали требованиям справедливости и другим известным современной науке принципам.


В связи с этим отношение физических лиц к своим налоговым обязанностям с самого начала не было однозначным. Уже в древности широкое распространение получило такое явление как неуплата налогов. Примером одного из первых налоговых бунтов может служить ситуация в Древнем Египте, которая возникла около 1700 г. до н.э., когда восставшие крестьяне захватывали города и имения, имущество, при этом уничтожая податные списки. Позднее, уже во времена римского господства над Египтом (30 г. до н.э.), неэффективность системы сбора налогов неоднократно приводила к восстаниям египтян и отказу платить подати.[9]

К примеру, в античном мире налоги, помимо того, что не являлись основными источниками доходов, рассматривались как нечто унизительное для свободных граждан, к ним прибегали только в том случае, когда проблему с централизацией доходов нельзя было решить как-нибудь иначе, например посредством взимания сборов с покоренных народов.

Во Франции в XVII - XVIII вв. одним из наиболее ненавистных для народа сборов стал так называемый габель - налог, включавшийся в цену соли, вся торговля которой еще в XIV в. была провозглашена королевской монополией. Это явилось причиной массового распространения контрабанды соли. [10]

В России в XIX в. несправедливость действовавшей налоговой системы, изымающей более половины дохода крестьян, вызывала с их стороны острое противодействие, которое проявлялось в массовом отказе от уплаты налогов. Уклонение крестьян от отбывания денежных повинностей замечалось в различных губерниях. Например, как отмечалось современником, в Калужской губернии случаев сопротивления властям при взыскании окладных сборов хотя и не было, но все же отказы от платежа повинностей имели место.[11] Подобным образом физические лица стремились отстаивать свои имущественные права, выражали свое негативное отношение к несоразмерному (не соотносящемуся с их налоговой способностью) налоговому бремени и несправедливому налогообложению. В конечном счете государствам приходилось корректировать налоговую политику и соизмерять свои фискальные притязания с налоговой способностью плательщиков - физических лиц.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что физические лица на самых ранних этапах возникновения налогообложения выступали в качестве налогообязанных лиц – субъектов налогов, чья налоговая способность и осознанное исполнение налоговых обязанностей являлись определяющими факторами первоначально при формировании общинно-племенных фондов имущества для совместного потребления, а позднее – государственных доходов.