Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Глава 1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1. Структура консолидированного бюджета РФ за 2014 г.

Налог на доходы физических лиц является одним из основных по объему поступлений в консолидированный бюджет РФ налоговых доходов.[38]

Рис. 2. Структура консолидированного бюджета РФ за 2015 г.

В структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ наблюдается увеличение доли НДФЛ, с 18,5% в 2014 г. до 20,8% в 2016 г.[39]

Рис. 3. Структура консолидированного бюджета РФ 2016 г.

Таким образом, НДФЛ составляет значительную часть (доля 20,8%) консолидированного бюджета Российской Федерации.[40]

Рис. 4. Структура консолидированного бюджета РФ 2014-2016 гг.[41]

На величину поступление НДФЛ в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения, занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние). В таблице 7 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2014-2016 гг.[42]

Таблица 7 - Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ по их видам за 2014-2016 гг.

Виды налогов

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Абсолютное отклонение, +/-

Относительное

отклонение (%)

2015 к

2014

2016 к

2015

2015 к

2014

2016 к

2015

НДФЛ

2679,5

2 806,5

3017,3

127

210,8

104,7

107,5

Налог на прибыль

2732,7

2 598,8

2 770,2

-134

171,4

95,1

106,6

НДПИ

3392,3

3 226,8

2 929,4

-165

-297,4

95,1

90,8

НДС

2609,5

2448,3

2657,4

-161

209,1

93,8

108,5

Акцизы

1014,8

1 014,4

1 293,9

0

279,5

99,9

127,6

Имущественные

1159,7

1 068,4

1 116,9

-91

48,5

92,1

104,5

Прочие налоги

908,85

788,0

865,7

-284

72,3

68,7

111,6

Всего

14497

13788,0

14482,9

-709

694,9

95,1

105,0


По данным таблицы 5 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. На увеличение НДФЛ за 2014-2016гг. на 337,8 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения РФ и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.[43]

Таблица 8 - Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ

Виды налогов

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Млрд. руб.

В % к

объёму

Млрд. руб.

В % к

объёму

Млрд. руб.

В % к

объёму

НДФЛ

2679,5

18,5

2 806,5

20,4

3017,3

20,8

Налог на прибыль

2732,7

18,9

2 598,8

18,8

2 770,2

19,1

НДПИ

3392,3

23,4

3 226,8

23,4

2 929,4

20,2

НДС

2609,5

18,0

2448,3

17,8

2657,4

18,3

Акцизы

1014,8

7,0

1 014,4

7,4

1 293,9

8,9

Имущественные

1159,7

8,0

1 068,4

7,7

1 116,9

7,7

Прочие налоги

908,85

6,3

788,0

4,5

865,7

4,8

Всего

14497

100,0

13788,0

100,0

14482,9

100,0

Данные таблицы 8 отражают структуру поступлений в консолидированный бюджет РФ в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в консолидированный бюджет РФ с 2014 на 2015 гг. сократилось на 909,0 млрд. руб., с 2015 г. на 2016 г. увеличилось на 695 млрд. рублей. С 2014 по 2015 гг. доходная часть консолидированного бюджета РФ сократилась на 13,9 млрд. руб. Таким образом, за период 2014-2016 гг. доля подоходного налога в структуре консолидированного бюджета РФ увеличилась на 2,3 п. п.[44]

Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в НК РФ.


Для дальнейшей оценки значимости НДФЛ, в доходной части российской экономике, проведем анализ поступлений и задолженности по данному налогу в бюджет за период 2014-2016 гг. (табл. 9).

Таблица 9 - Динамика поступлений и задолженности по НДФЛ 2014-2016 гг.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Отклонение,

млрд. руб.

2016 / 2014

Темп

роста, %,

2016 /2014

Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб.

2 702,6

2 806,5

3 017,3

314,7

111,64

Задолженность по НДФЛ, млрд. руб.

86,4

89,8

108,7

22,3

125,8

Удельный вес задолженности к

поступлению НДФЛ,%

3,19

3,21

3,6

-

-

Данные, представленные в таблице 7, свидетельствуют о росте поступлений в бюджет НДФЛ – темп роста составляет 111,6%, что связано с сокращением задолженности по заработной плате в 2016 г. и темпов роста общей численности безработных. При этом следует отметить более быстрый темп роста совокупной задолженности по налогу в бюджет – 125,8%.[45] На прирост задолженности в 2016 г. помимо экономической ситуации большое влияние оказали факторы банкротства организаций и изменение администрирования НДФЛ.

На базе представленной статистики можно сделать вывод о том, что на динамику поступлений и задолженности по НДФЛ в большей степени оказывают влияние экономические факторы: уровень доходов населения (динамика отрицательная), динамика субъектов реального сектора экономики (динамика отрицательная), общая экономическая обстановка в стране (наличие структурных проблем в экономике). Поэтому и фискальная функция в настоящее время реализуется не в полной мере по причине действия перечисленных факторов.[46]

В рамках НДФЛ, важное значение, имеют налоговые вычеты: с одной стороны, с их помощью реализуются государственные целевые программы, а с другой – происходит стимулирование сбережений налогоплательщиков, а также потребительского спроса на финансовые продукты и недвижимость.

Отметим динамику применения физическими лицами налоговых вычетов за 2014-2016 гг. (табл. 10). Данные, представленные в таблице 10, свидетельствуют о снижении количества стандартных вычетов, темп роста – 99,5% в виду роста задолженности по заработной плате и уровня безработицы в 2014-2016 гг.


Динамика по имущественным и социальным вычетам, наоборот, является положительной как по количеству налогоплательщиков, которым предоставлены такие вычеты, так и по суммам вычетов – темп роста составляет 137,6% и 135,8% соответственно.

Таблица 10 - Динамика применения налоговых вычетов в РФ за 2014-2016 гг.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Отклонение,

млрд. руб.

2016 / 2014

Темп

роста, %,

2016 /2014

Стандартные вычеты

Количество налогоплательщиков по данным формы 2-НДФЛ, млн. шт.

18,10

18,01

17,9

-93,2

99,5

Сумма вычетов, млрд. руб.

325,13

326,7

319,5

1,6

100,5

Имущественные вычеты

Количество налогоплательщиков по данным формы 3-НДФЛ, млн. шт.

4,99

4,83

4,76

0,19

104,1

Сумма вычетов, млрд. руб.

2 658,91

2 745,28

2 698,3

750,51

137,6

Социальные вычеты

Количество налогоплательщиков по данным формы 3-НДФЛ, млн. шт.

1,62

1,83

1,79

0,38

126,2

Сумма вычетов, млрд. руб.

66,1

77,41

72,21

20,4

135,8

В 2015 г. законодателем был расширен размер социальных вычетов по негосударственному пенсионному страхованию и долгосрочному страхованию жизни. С 2016 г. у налогоплательщиков появилась возможность реализовать свое право на получение ряда социальных вычетов у работодателя, а с 2017 г. появился дополнительный социальный вычет, полагающийся физическому лицу, из личных средств оплатившему проведение независимой оценки своей квалификации.[47]

Поэтому, можно сказать, что социальная функция НДФЛ реализуется достаточно полно, поскольку ежегодно растет количество физических лиц, использующих право на налоговый вычет, а также государство совершенствует работу по предоставлению таких налоговых вычетов. [48]


Положительное изменение показателя среднегодовой численности населения, занятого в экономике, приводит к увеличению значения среднедушевого дохода населения. Следует помнить, что рост индекса потребительских цен должен приводить к увеличению показателя среднемесячной заработной платы. Данное обстоятельство будет способствовать повышению уровня жизни населения.

2.2. Перспективы развития налогообложения физических лиц в России

Одним их направлений совершенствования подоходного налогообложения является повышение качества налогового администрирования, увеличение собираемости налога на доходы физических лиц в условиях действующей налоговой системы.

Увеличение социального расслоения по-прежнему остается одной из основных остро стоящих проблем России. К счастью, пока удается избежать конфликтных ситуаций, однако дальнейшее затягивание решения этого вопроса может привести к крайне негативным последствиям.

Кроме уровня доходов населения, большое значение на уровень поступления НДФЛ в бюджетную систему регионов оказывает принцип установления шкалы налогообложения, когда все налогоплательщики в равной доле (13%) выплачивают налог со своих доходов.[49]

С переходом к плоской шкале НДФЛ перестал быть приоритетным принцип социальной справедливости, а на передний план выдвинулся принцип экономического равенства налогоплательщиков. В последние годы много говорится о бесперспективности и социальной вредности консервации существующей модели нейтрального НДФЛ к уровню доходов, но ничего не делается, чтобы хоть как-то исправить положение.[50]

Переход к пропорциональной ставке налога на доходы физических лиц, кроме упрощения его администрирования, не решил ни одной из насущных задач.

В российской практике применения налога на доходы физических лиц (до 2001 подоходного налога с физических лиц) с введением 23 главы НК РФ используется плоская шкала налогообложения, основной целью введения которой было привлечение к обложению высокодоходных слоев населения, а также сокращение выплат теневой заработной платы.[51]

Споры относительно ставок НДФЛ не утихают с самого начала применения пропорциональной ставки налога в 13% к трудовым доходам.