Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Глава 1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц
1.1.Экономическая сущность и становление налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Глава 2. Современное состояние налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Анализ налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.2. Перспективы развития налогообложения физических лиц в России
Рис. 1. Структура консолидированного бюджета РФ за 2014 г.
Налог на доходы физических лиц является одним из основных по объему поступлений в консолидированный бюджет РФ налоговых доходов.[38]
Рис. 2. Структура консолидированного бюджета РФ за 2015 г.
В структуре налоговых поступлений консолидированного бюджета РФ наблюдается увеличение доли НДФЛ, с 18,5% в 2014 г. до 20,8% в 2016 г.[39]
Рис. 3. Структура консолидированного бюджета РФ 2016 г.
Таким образом, НДФЛ составляет значительную часть (доля 20,8%) консолидированного бюджета Российской Федерации.[40]
Рис. 4. Структура консолидированного бюджета РФ 2014-2016 гг.[41]
На величину поступление НДФЛ в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения, занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние). В таблице 7 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2014-2016 гг.[42]
Таблица 7 - Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ по их видам за 2014-2016 гг.
Виды налогов |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Относительное отклонение (%) |
||
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
2015 к 2014 |
2016 к 2015 |
||||
НДФЛ |
2679,5 |
2 806,5 |
3017,3 |
127 |
210,8 |
104,7 |
107,5 |
Налог на прибыль |
2732,7 |
2 598,8 |
2 770,2 |
-134 |
171,4 |
95,1 |
106,6 |
НДПИ |
3392,3 |
3 226,8 |
2 929,4 |
-165 |
-297,4 |
95,1 |
90,8 |
НДС |
2609,5 |
2448,3 |
2657,4 |
-161 |
209,1 |
93,8 |
108,5 |
Акцизы |
1014,8 |
1 014,4 |
1 293,9 |
0 |
279,5 |
99,9 |
127,6 |
Имущественные |
1159,7 |
1 068,4 |
1 116,9 |
-91 |
48,5 |
92,1 |
104,5 |
Прочие налоги |
908,85 |
788,0 |
865,7 |
-284 |
72,3 |
68,7 |
111,6 |
Всего |
14497 |
13788,0 |
14482,9 |
-709 |
694,9 |
95,1 |
105,0 |
По данным таблицы 5 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. На увеличение НДФЛ за 2014-2016гг. на 337,8 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения РФ и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.[43]
Таблица 8 - Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ
Виды налогов |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||
Млрд. руб. |
В % к объёму |
Млрд. руб. |
В % к объёму |
Млрд. руб. |
В % к объёму |
|
НДФЛ |
2679,5 |
18,5 |
2 806,5 |
20,4 |
3017,3 |
20,8 |
Налог на прибыль |
2732,7 |
18,9 |
2 598,8 |
18,8 |
2 770,2 |
19,1 |
НДПИ |
3392,3 |
23,4 |
3 226,8 |
23,4 |
2 929,4 |
20,2 |
НДС |
2609,5 |
18,0 |
2448,3 |
17,8 |
2657,4 |
18,3 |
Акцизы |
1014,8 |
7,0 |
1 014,4 |
7,4 |
1 293,9 |
8,9 |
Имущественные |
1159,7 |
8,0 |
1 068,4 |
7,7 |
1 116,9 |
7,7 |
Прочие налоги |
908,85 |
6,3 |
788,0 |
4,5 |
865,7 |
4,8 |
Всего |
14497 |
100,0 |
13788,0 |
100,0 |
14482,9 |
100,0 |
Данные таблицы 8 отражают структуру поступлений в консолидированный бюджет РФ в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в консолидированный бюджет РФ с 2014 на 2015 гг. сократилось на 909,0 млрд. руб., с 2015 г. на 2016 г. увеличилось на 695 млрд. рублей. С 2014 по 2015 гг. доходная часть консолидированного бюджета РФ сократилась на 13,9 млрд. руб. Таким образом, за период 2014-2016 гг. доля подоходного налога в структуре консолидированного бюджета РФ увеличилась на 2,3 п. п.[44]
Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в НК РФ.
Для дальнейшей оценки значимости НДФЛ, в доходной части российской экономике, проведем анализ поступлений и задолженности по данному налогу в бюджет за период 2014-2016 гг. (табл. 9).
Таблица 9 - Динамика поступлений и задолженности по НДФЛ 2014-2016 гг.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Отклонение, млрд. руб. 2016 / 2014 |
Темп роста, %, 2016 /2014 |
Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет РФ, млрд. руб. |
2 702,6 |
2 806,5 |
3 017,3 |
314,7 |
111,64 |
Задолженность по НДФЛ, млрд. руб. |
86,4 |
89,8 |
108,7 |
22,3 |
125,8 |
Удельный вес задолженности к поступлению НДФЛ,% |
3,19 |
3,21 |
3,6 |
- |
- |
Данные, представленные в таблице 7, свидетельствуют о росте поступлений в бюджет НДФЛ – темп роста составляет 111,6%, что связано с сокращением задолженности по заработной плате в 2016 г. и темпов роста общей численности безработных. При этом следует отметить более быстрый темп роста совокупной задолженности по налогу в бюджет – 125,8%.[45] На прирост задолженности в 2016 г. помимо экономической ситуации большое влияние оказали факторы банкротства организаций и изменение администрирования НДФЛ.
На базе представленной статистики можно сделать вывод о том, что на динамику поступлений и задолженности по НДФЛ в большей степени оказывают влияние экономические факторы: уровень доходов населения (динамика отрицательная), динамика субъектов реального сектора экономики (динамика отрицательная), общая экономическая обстановка в стране (наличие структурных проблем в экономике). Поэтому и фискальная функция в настоящее время реализуется не в полной мере по причине действия перечисленных факторов.[46]
В рамках НДФЛ, важное значение, имеют налоговые вычеты: с одной стороны, с их помощью реализуются государственные целевые программы, а с другой – происходит стимулирование сбережений налогоплательщиков, а также потребительского спроса на финансовые продукты и недвижимость.
Отметим динамику применения физическими лицами налоговых вычетов за 2014-2016 гг. (табл. 10). Данные, представленные в таблице 10, свидетельствуют о снижении количества стандартных вычетов, темп роста – 99,5% в виду роста задолженности по заработной плате и уровня безработицы в 2014-2016 гг.
Динамика по имущественным и социальным вычетам, наоборот, является положительной как по количеству налогоплательщиков, которым предоставлены такие вычеты, так и по суммам вычетов – темп роста составляет 137,6% и 135,8% соответственно.
Таблица 10 - Динамика применения налоговых вычетов в РФ за 2014-2016 гг.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Отклонение, млрд. руб. 2016 / 2014 |
Темп роста, %, 2016 /2014 |
Стандартные вычеты |
|||||
Количество налогоплательщиков по данным формы 2-НДФЛ, млн. шт. |
18,10 |
18,01 |
17,9 |
-93,2 |
99,5 |
Сумма вычетов, млрд. руб. |
325,13 |
326,7 |
319,5 |
1,6 |
100,5 |
Имущественные вычеты |
|||||
Количество налогоплательщиков по данным формы 3-НДФЛ, млн. шт. |
4,99 |
4,83 |
4,76 |
0,19 |
104,1 |
Сумма вычетов, млрд. руб. |
2 658,91 |
2 745,28 |
2 698,3 |
750,51 |
137,6 |
Социальные вычеты |
|||||
Количество налогоплательщиков по данным формы 3-НДФЛ, млн. шт. |
1,62 |
1,83 |
1,79 |
0,38 |
126,2 |
Сумма вычетов, млрд. руб. |
66,1 |
77,41 |
72,21 |
20,4 |
135,8 |
В 2015 г. законодателем был расширен размер социальных вычетов по негосударственному пенсионному страхованию и долгосрочному страхованию жизни. С 2016 г. у налогоплательщиков появилась возможность реализовать свое право на получение ряда социальных вычетов у работодателя, а с 2017 г. появился дополнительный социальный вычет, полагающийся физическому лицу, из личных средств оплатившему проведение независимой оценки своей квалификации.[47]
Поэтому, можно сказать, что социальная функция НДФЛ реализуется достаточно полно, поскольку ежегодно растет количество физических лиц, использующих право на налоговый вычет, а также государство совершенствует работу по предоставлению таких налоговых вычетов. [48]
Положительное изменение показателя среднегодовой численности населения, занятого в экономике, приводит к увеличению значения среднедушевого дохода населения. Следует помнить, что рост индекса потребительских цен должен приводить к увеличению показателя среднемесячной заработной платы. Данное обстоятельство будет способствовать повышению уровня жизни населения.
2.2. Перспективы развития налогообложения физических лиц в России
Одним их направлений совершенствования подоходного налогообложения является повышение качества налогового администрирования, увеличение собираемости налога на доходы физических лиц в условиях действующей налоговой системы.
Увеличение социального расслоения по-прежнему остается одной из основных остро стоящих проблем России. К счастью, пока удается избежать конфликтных ситуаций, однако дальнейшее затягивание решения этого вопроса может привести к крайне негативным последствиям.
Кроме уровня доходов населения, большое значение на уровень поступления НДФЛ в бюджетную систему регионов оказывает принцип установления шкалы налогообложения, когда все налогоплательщики в равной доле (13%) выплачивают налог со своих доходов.[49]
С переходом к плоской шкале НДФЛ перестал быть приоритетным принцип социальной справедливости, а на передний план выдвинулся принцип экономического равенства налогоплательщиков. В последние годы много говорится о бесперспективности и социальной вредности консервации существующей модели нейтрального НДФЛ к уровню доходов, но ничего не делается, чтобы хоть как-то исправить положение.[50]
Переход к пропорциональной ставке налога на доходы физических лиц, кроме упрощения его администрирования, не решил ни одной из насущных задач.
В российской практике применения налога на доходы физических лиц (до 2001 подоходного налога с физических лиц) с введением 23 главы НК РФ используется плоская шкала налогообложения, основной целью введения которой было привлечение к обложению высокодоходных слоев населения, а также сокращение выплат теневой заработной платы.[51]
Споры относительно ставок НДФЛ не утихают с самого начала применения пропорциональной ставки налога в 13% к трудовым доходам.