Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Глава 1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты сущности и особенности налогообложения физических лиц
1.1.Экономическая сущность и становление налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Глава 2. Современное состояние налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.1. Анализ налогообложения физических лиц в Российской Федерации
2.2. Перспективы развития налогообложения физических лиц в России
Таким образом, наряду с реформированием НДФЛ, должны быть решены задачи, которые фактически напрямую вытекают из выделенных проблем:[52]
- повышение уровня доходов населения,
- проведение разъяснительной и воспитательной работы с налогоплательщиками,
- повышение качества предоставляемых общественных благ,
- снижение социальной напряженности и других.
Кроме изменений в применении шкалы налогообложения на объем поступления НДФЛ оказывают влияние льготы, применение которых ведет к сокращению налоговых доходов. С одной стороны, недовольство налогоплательщиков несправедливым распределением налогового бремени вследствие применения плоской шкалы налогообложения для налогоплательщиков с разным уровнем доходов, рост уклонений: от налогов, снижение инициативы к труду вследствие низкого уровня заработной платы вызывает необходимость изменения налоговой политики по отношению к индивидуальным доходам. С другой стороны, рост бюджетного дефицита ограничивает возможности сокращения налоговых доходов и снижения налогов. Поэтому, провозглашенный в развитых странах принцип нейтральности па практике трудно соблюдать, так как предоставляемые налоговые льготы по НДФЛ имеют конкретную социальную ориентацию и их сокращение или отмена может вызвать недовольство заинтересованных в них налогоплательщиков.
Для современных тенденций в сфере действия налоговых льгот по налогу на индивидуальные доходы в развитых странах характерно:[53]
- сокращение ранее существовавших скидок и льгот;
- замена предоставления налоговых льгот в сфере налоговых скидок с облагаемого дохода предоставлением «налоговых кредитов»;
- установление четких ограничений максимальных и минимальных размеров налоговых обязательств для получателей высоких доходов;
- поощрение взносов в частные пенсионные фонды, предоставление налоговых льгот для вкладов в государственные банки, облигации и займы центральных и местных органов власти, для частных инвестиций в акции определенных видов: производственных предприятий, новых предприятий, венчурных компаний, государственных программ;
- отмена льготы по пособиям по безработице и по болезни в ряде стран (США, Великобритания, Финляндия) и включение их в облагаемый доход.
Посредством изменения направлений применения налоговых льгот, отмены дорогостоящих для государственного бюджета налоговых льгот страны с рыночной экономикой стремятся сделать подоходное обложение нейтральным, чтобы не снижать стимулов к труду, предпринимательской деятельности, сбережениям и инвестициям.[54]
Изначально предполагалось, что введение налога на недвижимость должно поспособствовать объединению и замене трех таких налогов как: земельного налога, налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций. Но было принято решение ограничиться только налогом на имущество физических лиц.
На данный момент налогообложение имущества физических лиц осуществляется двумя налогами: земельным и на имущество физических лиц.
В Российской Федерации земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачивается только собственниками. В мировой практике существуют такие случаи, когда в качестве налогоплательщиков выступают арендаторы или пользователи недвижимости. Примером данной практики может послужить Франция, где налог на недвижимость представлен в виде двух налогов: на недвижимость (налогоплательщик – собственник недвижимости) и на использование недвижимости (налогоплательщик – либо собственник, пользующийся недвижимостью, либо арендатор), а также в Нидерландах, где налог платит как собственник, так и пользователь недвижимости. [55]
В России собственник земельного участка становится налогоплательщиком, с момента государственной регистрации права собственности, но до этого момента налогоплательщиком является продавец земельного участка. В настоящее время в Налоговом Кодексе РФ существует два вида ставок: 0,3% и 1,5%. Ставка в размере 0,3% применяется для: земель сельскохозяйственного назначения, для дачного хозяйства, земель, занятых жилищным фондом и земель предоставленных для обеспечения обороны и безопасности страны. В отношении всех остальных земель применяется ставка 1,5%.[56]
Налоговой базой по рассматриваемому налогу, как правило, выступает рыночная стоимость недвижимости. Доходный подход определения рыночной стоимости применяется в различных видах во Франции и Великобритании. Сравнительный (рыночный) подход применяет метод сделок (или продаж) в основном используется в Америке или Японии. Также существует еще один подход к определению рыночной стоимости недвижимости - это затратный подход. Такой метод применяется достаточно редко или же в сочетании с другими. Еще один специфический метод – стоимостной. Он ближе остальных находится к методике определения инвентаризационной стоимости имущества физических лиц в России.
Принятие Федерального закона №51763-4, который должен был внести нужные изменения в НК РФ и ввести налог на недвижимость в налоговую систему страны, постоянно переносилось. Вместо введения налога и совершенствования в этой сфере НК с 1 января 2015 г. в части 2 НК РФ появилась 32 глава «Налог на имущество физических лиц».[57]
Начиная с 2016 года, налог на имущество физических лиц рассчитывается (за налоговый период 2015 года и далее) по новым правилам, в соответствии с введенной главой 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих следующие ставки:[58]
- 0,1% по отношению к: жилым домам, помещениям, объектам незавершенного строительства (если проектируемым является жилой дом), единым недвижимым комплексам, гаражам и машино-местам, хозяйственным строениям или сооружениям, площадь каждого из которых не должна превышать 50 квадратных метров индивидуального жилищного строительства;
- 2% по отношению к объектам, предусмотренным п.7 ст.378.2 настоящего Кодекса, объектам налогообложения, предусмотренным абз.2 п.10 ст. 378.2 настоящего Кодекса и объектам налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
- 5% по отношению к другим объектам налогообложения.
Если налоговая база определяется, исходя из инвентаризационной стоимости, налоговые ставки устанавливаются путем умножения коэффициента-дефлятора на суммарную инвентаризационную стоимость объектов налогообложения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), в таких рамках:[59]
- До 300 000 рублей включительно, ставка налога варьируется до 0,1% включительно;
- Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно, ставка налога варьируется от 0,1 до 0,3 % включительно;
- Свыше 500 000 рублей, ставка налога превышает 0,3, но не превышает 2,0%.
Все регионы РФ должны перейти на новую систему налогообложения имущества физических лиц, исходя из кадастровой стоимости имущества, с 1 января 2020 года.
Такие изменения имеют и плюсы, и минусы. Они будут зависеть от времени приобретения имущества, времени проведения оценки, также зависит от такого фактора – новостройка это или старое жилье. Одним из спорных моментов является вопрос по льготникам и по установлению налоговых ставок. Также будет стоять вопрос кадастровой оценки объектов налогообложения, и вообще не придется ли собственникам имущества платить налог с завышенной кадастровой стоимостью.[60] Введение налога на недвижимость будет способствовать обновлению производственной базы, развитию территорий, стимулированию эффективного использования земель и объектов недвижимости. На основе рассмотренного выше можно предположить, что в ближайшие годы налог на недвижимость в РФ не будет введен, потому что основные цели, ради которых как таз и планировалось ввести данный налог, уже существуют в виде модернизированного налога на имущество физических лиц.
На основании вышеизложенного отметим, что основными преградами для введения налога на недвижимость выступают следующие моменты:[61]
1) отсутствие полных сведений о недвижимом имуществе;
2) в ряде случаев имеются недостоверные данные в системе Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о якобы физическом существовании объекта недвижимости и связанных с ним вещных правах на недвижимость;
3) нехватка молодых квалифицированных специалистов в области кадастровой оценки и независимой оценки недвижимости;
4) коррумпированность или повышенный уровень риска сговора заказчика независимой оценки – налогоплательщика и независимого оценщика в целях указания в отчете об оценке нужных налогоплательщику результатов оценки;
5) сознательное занижение цен на недвижимость в договорах купли-продажи, в результате недостоверные цены в договорах, представляемые на регистрацию в Росреестр, и отсутствие возможности сформировать верный статистический отчет о сложившихся на текущую дату усредненных дифференцированных по категориям объектов стоимостных показателях на рынке недвижимости.
Таким образом, для целей совершенствования налога на доходы физических лиц необходимо:[62]
1. Ввести прогрессивную ставку налогообложения. На данный момент в РФ действует пропорциональная процентная ставка в размере 13%. Перспективным вариантом будет установление прогрессивной процентной ставки, при которой увеличение размера налогообложения будет происходить при росте налогооблагаемой базы.
2. Ввести необлагаемый минимум. Если в РФ не будет введена прогрессивная шкала налогообложения, то целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 7500 рублей, то есть на уровне минимального размера оплаты труда.
3. Ужесточить контроль за собираемостью налога.
Для совершенствования взимания транспортного налога необходимо:
1. Сохранить данный налог в имеющемся виде;
2. Ввести пропорциональное увеличение налоговых ставок.
На данный момент в РФ транспортный налог взимается исходя из мощности транспортного средства, при этом существующая дифференциация по ставке налогообложения нуждается в доработке. Так, налогоплательщики – физические лица за автомобиль мощностью 150 лошадиных сил уплачивают налог при ставке в 25 руб. за л.с., а за 151 л.с. уже. 45 руб. за л.с. (ставка может меняться в зависимости от субъекта РФ).[63]
Для совершенствования взимания местных налогов необходимо: [64]
1. В полном объеме провести кадастровую оценку объектов налогообложения. В РФ до 2020 г. предусмотрен переход всех субъектов на исчисление местных налогов по кадастровой стоимости.
2. Создать единую централизованную базу данных о налогоплательщиках. Так, при формировании базы данных для исчисления местных налогов инспекции налоговых служб могут формировать эту базу только по сведениям различных информационных ресурсов, а именно с помощью: органов местного самоуправления, БТИ и Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. Однако информационный обмен, на сегодняшний день остается достаточно несовершенным и имеется ряд недоработок. Поэтому для решения данной проблемы требуется создать единую централизованную базу данных с возможностью автоматизированного учета.
3. Ввести минимальный пороговый уровень суммы уплаты местных налогов и сборов. Так, затраты осуществляемые в процессе взимания местных налогов и сборов могут превышать саму сумму налога по отдельным налогоплательщикам. Решением данной проблемы может послужить введение минимального порогового уровня суммы уплаты местных налогов и сборов.
4. Увеличить меры ответственности за неуплату местных налогов и сборов.
В заключение следует отметить, что совершенствование системы налогообложения доходов физических лиц должно осуществляться поэтапно с усилением социальной функции налога на доходы физических лиц, что, в свою очередь, будет способствовать снижению неравенства населения как одного из факторов роста экономики государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система налогообложения - совокупность налогов и сборов, которые уплачивает организация в определенном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) порядке.
Производство и торговля на сегодняшний день является самым распространенными видами предпринимательской деятельности, чем и объясняется пристальное внимание со стороны контролирующих органов и возникновение споров, которые нередко приходится решать в судебном порядке. Для того, что бы минимизировать риск попадания в поле зрения инспекторов налоговой службы перед каждой организацией стоит задача подбора системы налогообложения, которая не только экономически выгодна, но отвечает всем нормам налогового законодательства. Кроме того, выбрав систему налогообложения руководство предприятия должно непрерывно следить за изменениями, вносимыми чиновниками в действующие законы и нормативные акты.