Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования кадровой стратегии корпораций
1.1 Понятие, сущность и виды кадровой стратегии корпораций
1.2 Основные этапы формирования кадровой стратегии корпораций
2. Анализ кадровой стратегии в ЗАО «Мебельная корпорация Новый стиль»
2.1 Организационно-экономическая характеристика корпорации
2.2 Оценка кадровой стратегии корпорации
3. Мероприятия по улучшению кадровой стратегии в ЗАО «Мебельная корпорация Новый стиль»
3.1 Рекомендации по улучшению работы персонала в корпорации
3.2 Мероприятия по повышению эффективности кадровой стратегии корпорации
Введение
Актуальность темы исследования. Практическая деятельность каждой корпорации связана с постоянным стремлением сохранить и преумножить свои позиции: предложить лучший товар, увеличить продажи, получить прибыль, превзойти конкурентов. Эти тенденции прямо или косвенно диктуют необходимость изменения в содержании труда, способах и методах управления человеческими ресурсами. Как следствие, актуализируются проблемы постоянного развития системы управления персоналом организа-ции, усиления ее стратегической, инновационной направленности в условиях модернизационных изменений.
Таким образом, в настоящее время человеческий капитал определяет потенциал развития, как экономики страны, так и отдельно действующего субъекта. Завоевание и сохранение последним своих рыночных позиций обуславливает практическую потребность в дальнейшем развитии стратегического подхода к управлению персоналом, реализации активной сбалансированной кадровой стратегии. Ее непременными условиями являются освоение методов и технологий стратегического менед-
жмента, использование возможностей и преимуществ передовых подходов к управлению персоналом.
Будучи функциональной стратегией корпорации, кадровая стратегия является одним из основополагающих элементов управления, инструментом достижения глобальных корпоративных целей.
Кадровая стратегия создает условия для принятия решений, удовлетворяющих и организацию, и ее персонал. Кроме того, разработка кадровой стратегии способна стать импульсом к формированию общей стратегии корпорации, ориентированной на перспективу, позволяющей предвидеть и минимизировать риски во всех функциональных сферах. Разрабатывая кадровую стратегию, организация подтверждает уникальность, высокую значимость сотрудников в ее деятельности, развитии ее конкурентной позиции. Кадровая стратегия позволяет сформировать
конкурентное преимущество, основанное на эффективном управлении персоналом, одна из очевидных выгод которого состоит в его не воспроизводимости.
Целью исследования является разработка методических подходов и практических рекомендаций по эффективному формированию и реализации кадровой стратегии корпорации в ЗАО «Мебельная корпорация Новый стиль»
Для достижения цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования кадровой стратегии корпорации;
- провести анализ кадровой стратегии в ЗАО «Мебельная корпорация Новый стиль»;
- разработать мероприятия по улучшению кадровой стратегии в ЗАО «Мебельная корпорация Новый стиль»
Объектом исследования является система управления персоналом в ЗАО «Мебельная корпорация Новый стиль»
Предметом исследования выступает совокупность отношений, возникающих в процессе формирования и реализации кадровой стратегии корпорации (на примере ЗАО «Мебельная корпорация Новый стиль»)
Методологической базой выполнения исследования явились, методы и приемы научного анализа: статистические методы обработки информации, элементы системного и комплексного подхода, методы сравнительного анализа, анкетирование, а также методы проектирования.
Теоретическая и практическая база исследования заключается в том, что разработанные в курсовой работе методические подходы формирования и реализации кадровой стратегии корпорации и отдельных ее элементов представляют интерес для руководителей предприятий.
1. Теоретические аспекты формирования кадровой стратегии корпораций
1.1 Понятие, сущность и виды кадровой стратегии корпораций
Состояние персонала корпорации, уровень его квалификации и профессионализма, способность наемных сотрудников оптимально решать стоящие перед ними производственные задачи и приносить прибыль предприятию напрямую зависят от тех теоретических подходов и практических методов работы с людьми, которые используют в своей повседневной работе менеджеры компании. Иными словами, они сопряжены с реализуемой предприятием кадровой стратегией.
В современной отечественной и зарубежной литературе совместно с понятием «кадровой стратегии» используются понятия «стратегия управления человеческими ресурсами», «персонал - стратегии», «стратегия управления персоналом», «кадровая политика» и прочее. Кроме того, достаточно широко используются понятия «управления персоналом», «управления трудовыми ресурсами или человеческими ресурсами» и прочее.
Многие авторы предлагают сгруппировать понятия, связанные со словами «персонал» (и в том числе, «кадры», «человеческие ресурсы», «трудовые ресурсы») и «стратегия». И можно отметить, что основные понятия группируются по матричному принципу путем комбинации терминов «система управления», «стратегия», «персонал» (кадры, человеческие ресурсы и прочее), в две разнородные группы, в которых ключевым словом выступают слова «управление» и «стратегия». Разграничим первоначально понятия, связанные с понятием «управление и персонал» от понятий, связанных с понятием «стратегия и персонал», для этого рассмотрим, как данные понятия представлены у разных групп авторов.
А.Я. Кибанов выделяет «систему управления персоналом» и «концепцию управления персоналом». Система управления персоналом - система, в которой реализуются функции управления персоналом: маркетинг и планирование персонала; наем и учет; регулирование трудовых отношений; развитие персонала. Концепция же управления персоналом корпорации - это система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования корпорации. При этом, «стратегия управления персоналом - это разработанное руководством корпорации приоритетное, качественно определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи корпорации и ее ресурсные возможности»[1].
СВ. Шекшня считает, что под «системой управления персоналом» понимает методы, процедуры и приемы воздействия на своих сотрудников с целью максимального использования их для достижения организационных целей. Под «стратегией» управления персоналом (человеческими ресурсами) СВ. Шекшня предлагает понимать определение путей развития компетенций всего персонала корпорации и каждого из ее сотрудников в отдельности[2].
Луи Масон, считает, что «важность стратегического управления трудовыми ресурсами заключается в том, что оно обеспечивает механизм, при помощи которого фирма увязывает свою кадровую политику и методы работы с более широкими стратегическими целями и задачами корпорации». Л. Масон подчеркивает, что стратегическое управление трудовыми ресурсами делает процесс работы с персоналом упорядоченным и целенаправленным[3].
Таким образом, в литературе представлены две группы понятий, объединенных вокруг ключевого понятия «система управления персоналом» и «стратегия управления персоналом». Очевидно, что само понятие «стратегия» по отношению к человеку (персоналу, трудовым ресурсам и прочее) не является только данью моде, охватившей страны Западной Европы в последние десять лет по аналогии с «маркетингом». Понятие стратегического управления человеческими ресурсами превосходит, как подчеркивают многие авторы, просто объединение концепций социального управления, будь то классическое управление персоналом или современное управление человеческими ресурсами. Главное, что отличает, по нашему мнению, это новое направление - целевой подход к ресурсам, которыми необходимо управлять.
Понятие «стратегии или концепции управления персоналом» включает, стремление преодолеть разрозненность в работе с персоналом, объединив все направления работы с персоналом (или по терминологии других авторов: трудовыми ресурсами, кадрами, человеческими ресурсами), и планировать сегодняшний день корпорации исходя из ее будущего. В понятие «управление персоналом, кадрами, человеческими, трудовыми ресурсами» все авторы вкладывают совокупность предметных областей или компонентов или направлений работы с персоналом, кадрами, трудовыми или человеческими ресурсами компании.
В настоящее время можно выделить три варианта стратегий в отношении персонала: инвестирования, стимулирования и вовлеченности. При этом различные цели, средства и стратегии, применяемые в большинстве компаний.
Вклад сотрудников в выполняемую работу связан с ожиданиями сотрудников фирмы. Речь идет об инновационности, гибкости в управлении, эффективности и создании атмосферы творчества.
Цели, связанные с успешной расстановкой персонала, заключаются в первую очередь в создании эффективной команды с учетом всего разнообразия национальностей, возрастных и половых групп сотрудников, а также уровня их квалификации и компетентности. Особое значение имеет при этом стратегическое видение персонала (прежде всего его продвижение и дальнейшее развитие).
Связь между стратегиями, целями и средствами представлена в таблице 1.1[4].
Таблица 1.1 Типология стратегий в отношении персонала корпорации
Цели |
Стратегия инвестирования |
Стратегия стимулирования |
Стратегия вовлеченности |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Стратегии |
||||||
Вклад |
Высокая степень инициативности и творчества; большие ожидания, связанные с выполнением работы; определенная гибкость |
Сравнительно небольшая степень инициативности и творчества; очень высокие стандарты выполнения работы; некоторая гибкость |
Крайне высокая степень инициативности и творчества; очень большие ожидания от выполняемой работы; значительная гибкость; самоконтроль и управление |
|||
Композиция (расстановка) |
«Удобная» численность персонала (основной и дополнительный, выступающий в роли буфера); превалирование высококвалифицированного персонала; средний размер штата |
"Скудная" численность персонала (превалирование низкоквалифицированного персонала; минимальный размер штата |
"Удобная" численность персонала (основной персонал защищен от ряда негативных изменений); минимальный размер штата |
|||
Компетентность |
Высокая |
Адекватная |
Очень высокая |
|||
Преданность делу |
Высокая; отожествление себя с компанией/фирмой |
Высокая; основанная на выполнении своей работы |
Очень высокая; четкое отожествление себя с выполняемой работой, командой и компанией |
|||
Средства |
||||||
Подбор персонала |
Тщательный подбор персонала; экстенсивное планирование карьеры; определенная гибкость; минимальное сокращение кадров |
Тщательный подбор персонала; ограниченный набор вариантов развития карьеры; минимальное сокращение кадров |
Очень тщательный подбор персонала; определенное планирование карьеры; экстремальная гибкость; минимальное сокращение кадров |
Продолжение таблицы 1.1
1 |
2 |
3 |
4 |
Развитие персонала |
Обширное; постоянное обучение |
Минимальное |
Обширное; постоянное обучение |
Система оплаты труда |
Дифференцированная система оплаты труда: заработная плата, варьируемая в зависимости от выполняемых функций; множество дополнительных бонусов |
Единая, четкая система оплаты труда: высокие, варьируемые ставки; разделение прибыли; минимальные бонусы |
Единая, четкая: высокие, частично варьируемые ставки заработной платы, основанные на уровне квалификации и компетентности; распределение дохода, гибкая бонусная система |
Система Организа-ции труда |
Широкие полномочия; инициативность сотрудников; работа в команде |
Четкие (узкие) полномочия; четко разработанная пошаговая система корпорации труда; индивидуализм |
Расширенные полномочия; работа в командах на основе самоконтроля и самоуправления |
Контроль |
Всеобъемлющий, лояльный |
Минимальный, директивный |
Минимальный, мотивирующий |
Взаимоотношения сотрудников |
Различные формы коммуникации между сотрудниками; принятие решений на основе голосования; взаимопомощь сотрудников приветствуется |
Некоторые формы коммуникации; принятие некоторых решений путем голосования; эгалитаризм ("уравниловка") |
Открытые взаимоотношения; принятие решений на основе голосования; эгалитаризм; распространена некоторая система взаимопомощи |
Профсоюз-ное движение |
Отсутствует |
Уклонение от создания профсоюзов, в противном случае -конфликт |
Уклонение от создания профсоюзов и/или сотрудничество |
Взаимотношения с предста-вителями власти |
Полное взаимодействие |
Взаимодействие |
Взаимодействие |
Стратегия стимулирования наиболее часто применяется корпорациями, работающими в жесткой конкурентной среде. Для таких корпораций характерна тактика четкого фокусирования на текущих издержках, поддержания минимального количества персонала и обеспечения таких условий, чтобы процесс превращения сырья в товар был безопасен от различного рода срывов по вине работников. Данные корпорации делают упор на максимальный вклад сотрудников в выполняемую работу с целью минимизации издержек по найму, подбору и развитию персонала, узко очерчивая и делая работу рутинной, с тем, чтобы снизить уровень необходимой квалификации и понимания своего места в производственном процессе. Такие корпорации стремятся выстроить четкую ассоциативную связь между прилагаемыми усилиями в работе и уровнем оплаты труда.