Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования кадровой стратегии корпораций
1.1 Понятие, сущность и виды кадровой стратегии корпораций
1.2 Основные этапы формирования кадровой стратегии корпораций
2. Анализ кадровой стратегии в ЗАО «Мебельная корпорация Новый стиль»
2.1 Организационно-экономическая характеристика корпорации
2.2 Оценка кадровой стратегии корпорации
3. Мероприятия по улучшению кадровой стратегии в ЗАО «Мебельная корпорация Новый стиль»
3.1 Рекомендации по улучшению работы персонала в корпорации
3.2 Мероприятия по повышению эффективности кадровой стратегии корпорации
Стратегии инвестирования придерживаются фирмы, чья бизнес-стратегия считает приоритетом товарную дифференциацию, а не лидерство по издержкам. Усилия этих корпораций направлены на раскручивание своих торговых марок, повышение качества или функциональности товаров. Данные корпорации полагаются на контролируемую гибкость и приспосабливаемость работников, результатом чего является характерный для подобных корпораций широкий разброс квалификации сотрудников.
Стратегия вовлеченности характерна для организаций со смешанной бизнес-стратегией, сфокусированной одновременно на лидерстве по издержкам и инновационности. Типичной для таких корпораций является децентрализованная структура управления, направленная на получение максимального эффекта от вложенных ресурсов и в то же время способная быстро реагировать на действия конкурентов и изменение рыночного спроса. Для поддержания инновационности на высоком уровне корпорации, придерживающиеся данной стратегии, уделяют большое внимание структурированию рабочих функций, четкому контролю и системе вознаграждений. Важными целями при данной стратегии являются повышение преданности делу и компетентности сотрудников, что достигается путем укомплектования штата корпорации значительной долей высокопрофессиональных сотрудников с высоким уровнем подготовки и знанием новейших технологий. Структурирование возлагаемых на работников функций призвано обеспечить наибольшую изобретательность, вовлеченность и автономность, что играет важную роль для мотивации творческих, компетентных сотрудников. Задача, связанная с максимизацией вклада сотрудников в выполняемую работу, достигается путем выстраивания четкой связи между полученными результатами и вознаграждением. Важной формой вознаграждения является также постоянное развитие персонала, вовлечение его в управление производством, вплоть до самоуправления и самоконтроля как высших форм доверия со стороны руководства корпораций. Разумеется, конкретный вид эффективной стратегии зависит от экономического развития общества, его культуры, а также от отрасли и величины корпорации.
Таким образом, «кадровая стратегия» - это, прежде всего, концепция работы с персоналом, концепция формирования, использования и развития человеческого ресурса, производная от бизнес-стратегии корпорации. Это генеральная линия в работе с персоналом, которая предполагает разработку состава и последовательности принимаемых решений для достижения системой управления персоналом поставленных целей, это замысел корпорации о своем будущем в области управления персоналом. Кадровая стратегия создает условия для принятия решений, удовлетворяющих и предприятие, и персонал корпорации. С ее помощью определяется насколько, реализуема общая стратегия корпорации, и что необходимо изменить в работе с персоналом.
1.2 Основные этапы формирования кадровой стратегии корпораций
Рассмотрим процесс формирования и реализации кадровой стратегии. Особенностью является то обстоятельство, что данный процесс, прежде всего, основан на процессе формирования общефирменной стратегии корпорации.
Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач, как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления. Подобная конкретизация кадровой стратегии и доведение ее до стратегических задач и отдельных действий воплощается в стратегическом плане - документе, содержащем конкретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществления и ответственных исполнителей по каждой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.).
Стратегия в области персонала должна способствовать: усилению возможностей корпорации (в области персонала) противостоять конкурентам на соответствующем рынке, эффективно использовать свои сильные стороны во внешнем окружении; расширению конкурентных преимуществ корпорации за счет создания условий для развития и эффективного использования трудового потенциала, формирования квалифицированного, компетентного персонала; полному раскрытию способностей персонала к творческому, инновационному развитию, для достижения как целей корпорации, так и личных целей работников.
Основные этапы формирования и реализации кадровой стратегии корпорации представлены на рисунке 1.1[5].
Первым шагом на пути формирования кадровой стратегии является выработка кадровой концепции. Кадровая концепция - это основные принципы работы с персоналом, «миссия», связанная с кадровой подсистемой корпорации. В ней должны быть отражены основополагающие принципы, от которых отталкивается кадровая служба и руководство корпорации во всем, что связано с приемом, увольнением, продвижением, ротацией, повышением квалификации и другими действиями.
Рисунок 1.1 - Основные этапы формирования и реализации кадровой стратегии корпорации
Следующим этапом при формировании кадровой стратегии является выработка стратегических целей работы с персоналом. Менеджерам, занимающимся формированием стратегии, следует четко понимать, что миссия корпорации, или, в данном случае, кадровая концепция останется только хорошими намерениями и замечательными идеями, если она не будет реализована в конкретных долгосрочных планах. Следует четко определить, каких конкретных показателей в кадровой работе следует достигнуть и к какому сроку, чтобы добиться тех целей, которые выражены в кадровой концепции.
Следующим шагом будет анализ тех возможностей и ограничений, которые имеются внутри корпорации и в окружающей среде, т.е. анализ внешней и внутренней среды.
Анализ внутренней среды корпорации даст возможность ответить на вопрос, на какие рынки рабочей силы корпорации необходимо выходить и в ка ком количестве привлекать дополнительных работников, если для обеспечения стратегических целей необходимо такое привлечение; есть ли необходимость в сокращении штатов, переобучении и переквалификации; каким образом осуществлять мотивацию работников для повышения производительности их труда. Для этого необходимо осуществить оценку наличных трудовых ресурсов и выявить возможности для более оптимальной расстановки кадров.
После определения основных показателей текущей ситуации внутри корпорации и вне его, для формирования кадровой стратегии необходимо осуществить прогноз изменения этих показателей (как по отдельности, так и всех вместе) в будущем. Для этих целей наиболее эффективным, на наш взгляд, является использование таких классических методов прогнозирования, как PEST-анализ и метод сценариев (сценарное планирование), а также статистического и математического анализа и прогнозирования[6]
В результате анализа внешней и внутренней среды с помощью метода SWOT выявляются сильные и слабые стороны корпорации в области управления персоналом, а также возможности, которыми она располагает, и угрозы, которых следует избегать. Сильные и слабые стороны корпорации в области персонала в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования корпорации. Поэтому в рамках стратегического управления персоналом при анализе внутренней среды важно выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные направления управления персоналом и система управления персоналом в целом. Для решения этой задачи используются такие известные в стратегическом управлении методы и приемы, как метод SWOT, матрицы возможностей, угроз, составление профиля среды и др[7]. На этом этапе важным критерием выбора кадровой стратегии корпорации является факторы внешней и внутренней среды. В связи с этим рассмотрим факторы, характеризующие выбор кадровой стратегии корпорации (табл. 1.2).
Таблица 1.2 - Факторы, характеризующие выбор кадровой стратегии корпорации.
Фактор |
Характеристика влияния фактора |
1 |
2 |
Внешние факторы |
|
Конкуренция |
Определяет влияние стратегии достижения конкурентных преимуществ на деловые стратегии развития корпорации и на отдельные функциональные стратегии. |
Рынки сбыта и снабжения |
Возможность сбыта производственных товаров и услуг, а также пополнения запасов, необходимых для процесса производства. |
Положение на рынке труда |
Наличие квалифицированной рабочей силы обуславливает пути приспособления к сложившейся ситуации. |
Общественные ценности |
Влияние на структуру мотивации работников и те ожидания, которые они связывают со своим работодателем. |
Демографическая ситуация |
Наличие потенциальных сотрудников на внешних рынках труда в настоящем и будущем. |
Внутренние факторы |
|
Бизнес-стратегия корпорации |
Необходимость соответствия управления персоналом стратегическому направлению развития корпорации. |
Организационная структура управления предприятием |
Наличие подразделения, разрабатывающего и реализующего кадровую стратегию, скорость и обоснованность принятия решений, скорость прохождения информации, степень централизации и уровень делегирования полномочий, степень доступности оперативной информации о стратегических планах корпорации у руководителя службы управления персоналом. |
Продолжение таблицы 1.2
1 |
2 |
|
Организационная структура служб управления персоналам |
Определяет количество иерархических звеньев (ступеней иерархии). |
|
Этап жизненного цикла корпорации |
Приведение в соответствие кадровых стратегий с деловыми стратегиями, характерными для каждой фазы жизненного цикла корпорации. |
|
Технология производства продукции и обработки информации |
Оказывает влияние на структуру персонала и методы работы с ним. |
|
Трудовые отношения |
Характеризует совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между участниками по поводу отношений занятости |
|
Стиль руководства |
Необходимо обеспечить соответствие стиля управления выбранной стратегии управления персоналом корпорации. |
|
Философия (стратегическое намерение) |
Оформляется в виде общего заявления о видении и миссии корпорации и/или выражается в более конкретной формулировке целей и задач, реализуемых в долгосрочной перспективе. |
|
Культура |
Важно учесть степень соответствия существующей организационной культуры выбранной стратегии управления персоналом, или разработка стратегии в целях изменения культуры в требуемом направлении. |
|
Финансы |
Характеризует объем собственных средств, участвующих в бизнесе, возможность привлечения кредитов, оперативность управления финансами, доля прибыли, направляемая на организационное развитие и проведение изменений, наличие специальных резервных фондов. |
|
Ключевые компетенции |
Отличительные способности, которые описывают способность корпорации к специализации или производству уникального продукта. |
Таким образом, формирование кадровой стратегии должно учитывать большое количество факторов, способствовать эффективному использованию трудового потенциала для достижения целей корпорации.
Завершающим этапом процесса формирования кадровой стратегии корпорации является выбор варианта кадровой стратегии.
Критериями выбора стратегии могут быть объемы выделенных для ее реализации ресурсов, временные ограничения, наличие достаточного профессионально-квалификационного уровня персонала и некоторые другие. В целом выбор стратегии основывается на сильных сторонах и разработке мероприятий, усиливающих возможности корпорации в конкурентной среде за счет преимуществ в сфере персонала. Качество выполнения этого этапа, а также успешность всего процесса формирования стратегии в целом во многом зависит от того, насколько добросовестно и ответственно подошли менеджеры ко всем предыдущим этапам.
Прежде всего, выбор стратегической альтернативы базируется на кадровой концепции корпорации. В зависимости от того, привержена ли фирма в большей степени американским или японским методам работы с персоналом, по-разному будет осуществляться весь процесс управления персоналом. В таблице 1.3 представлены различия кадровых мероприятий при использовании этих двух систем
Таблица 1.3 - Содержание кадровых мероприятий на стратегическом уровне управления персоналом для различных типов кадровой стратегии корпорации.
Стадии жизненного цикла корпорации |
Американский (открытый) тип кадровой стратегии |
Японский (закрытый) тип кадровой стратегии |
Формирование |
Привлечение молодых перспективных профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам. |
Создание собственных (фирменных) институтов. |
Рост |
Активная политика привлечения профессионалов. |
Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (например, пожизненный). |
Стабилизация |
Разработка новых форм корпорации труда под новые технологии. |
Разработка схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат. |
Спад |
Не рассматривается. |
Не рассматривается. |
«Возрождение» |
Оценка потребности в персонале для различных этапов жизни корпорации. |
Создание «инновационных отделов». Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектов. |