Файл: Общие особенности кадровой стратегии корпораций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегии инвестирования придерживаются фирмы, чья бизнес-стратегия считает приоритетом товарную дифференциацию, а не лидерство по издерж­кам. Усилия этих корпораций направлены на раскручивание своих торговых марок, повышение качества или функциональности товаров. Данные корпорации по­лагаются на контролируемую гибкость и приспосабливаемость работников, ре­зультатом чего является характерный для подобных корпораций широкий разброс квалификации сотрудников.

Стратегия вовлеченности характерна для организаций со смешанной биз­нес-стратегией, сфокусированной одновременно на лидерстве по издержкам и инновационности. Типичной для таких корпораций является децентрализованная структура управления, направленная на получение максимального эффекта от вложенных ресурсов и в то же время способная быстро реагировать на действия конкурентов и изменение рыночного спроса. Для поддержания инновационности на высоком уровне корпорации, придерживающиеся данной стратегии, уделяют большое внимание структурированию рабочих функций, четкому контролю и системе вознаграждений. Важными целями при данной стратегии являются по­вышение преданности делу и компетентности сотрудников, что достигается пу­тем укомплектования штата корпорации значительной долей высокопрофес­сиональных сотрудников с высоким уровнем подготовки и знанием новейших технологий. Структурирование возлагаемых на работников функций призвано обеспечить наибольшую изобретательность, вовлеченность и автономность, что играет важную роль для мотивации творческих, компетентных сотрудников. Задача, связанная с максимизацией вклада сотрудников в выполняемую работу, достигается путем выстраивания четкой связи между полученными результата­ми и вознаграждением. Важной формой вознаграждения является также посто­янное развитие персонала, вовлечение его в управление производством, вплоть до самоуправления и самоконтроля как высших форм доверия со стороны руко­водства корпораций. Разумеется, конкретный вид эффективной стратегии зависит от экономиче­ского развития общества, его культуры, а также от отрасли и величины корпорации.

Таким образом, «кадровая стратегия» - это, прежде все­го, концепция работы с персоналом, концепция формирования, использования и развития человеческого ресурса, производная от бизнес-стратегии корпорации. Это генеральная линия в работе с персоналом, которая предполагает раз­работку состава и последовательности принимаемых решений для достижения системой управления персоналом поставленных целей, это замысел корпорации о своем будущем в области управления персоналом. Кадровая стратегия создает условия для принятия решений, удовлетво­ряющих и предприятие, и персонал корпорации. С ее помощью определяется насколько, реализуема общая стратегия корпорации, и что необходимо изме­нить в работе с персоналом.


1.2 Основные этапы формирования кадровой стратегии корпораций

Рассмотрим процесс формирования и реализации кадровой стратегии. Осо­бенностью является то обстоятельство, что данный процесс, прежде всего, осно­ван на процессе формирования общефирменной стратегии корпорации.

Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит отражение в тес­ной взаимосвязи решения стратегических задач, как на длительную перспекти­ву, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стра­тегического, тактического и оперативного управления. Подобная конкретиза­ция кадровой стратегии и доведение ее до стратегических задач и отдельных действий воплощается в стратегическом плане - документе, содержащем кон­кретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществ­ления и ответственных исполнителей по каждой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.).

Стратегия в области персонала должна способствовать: усилению возмож­ностей корпорации (в области персонала) противостоять конкурентам на соот­ветствующем рынке, эффективно использовать свои сильные стороны во внеш­нем окружении; расширению конкурентных преимуществ корпорации за счет создания условий для развития и эффективного использования трудового по­тенциала, формирования квалифицированного, компетентного персонала; пол­ному раскрытию способностей персонала к творческому, инновационному раз­витию, для достижения как целей корпорации, так и личных целей работников.

Основные этапы формирования и реализации кадровой стратегии корпорации представлены на рисунке 1.1[5].

Первым шагом на пути формирования кадровой стратегии является вы­работка кадровой концепции. Кадровая концепция - это основные принципы работы с персоналом, «миссия», связанная с кадровой подсистемой корпорации. В ней должны быть отражены основополагающие принципы, от которых отталкивается кадровая служба и руководство корпорации во всем, что связано с приемом, увольнением, продвижением, ротацией, повышением квалификации и другими действиями.

Рисунок 1.1 - Основные этапы формирования и реализации кадровой стратегии корпорации


Следующим этапом при формировании кадровой стратегии является выра­ботка стратегических целей работы с персоналом. Менеджерам, за­нимающимся формированием стратегии, следует четко понимать, что миссия корпорации, или, в данном случае, кадровая концепция останется только хо­рошими намерениями и замечательными идеями, если она не будет реализована в конкретных долгосрочных планах. Следует четко определить, каких конкрет­ных показателей в кадровой работе следует достигнуть и к какому сроку, чтобы добиться тех целей, которые выражены в кадровой концепции.

Следующим шагом будет анализ тех возможностей и ограничений, ко­торые имеются внутри корпорации и в окружающей среде, т.е. анализ внешней и внутренней среды.

Анализ внутренней среды корпорации даст возможность ответить на во­прос, на какие рынки рабочей силы корпорации необходимо выходить и в ка ком количестве привлекать дополнительных работников, если для обеспечения стратегических целей необходимо такое привлечение; есть ли необходимость в сокращении штатов, переобучении и переквалификации; каким образом осуще­ствлять мотивацию работников для повышения производительности их труда. Для этого необходимо осуществить оценку наличных трудовых ресурсов и вы­явить возможности для более оптимальной расстановки кадров.

После определения основных показателей текущей ситуации внутри корпорации и вне его, для формирования кадровой стратегии необходимо осущест­вить прогноз изменения этих показателей (как по отдельности, так и всех вме­сте) в будущем. Для этих целей наиболее эффективным, на наш взгляд, являет­ся использование таких классических методов прогнозирования, как PEST-анализ и метод сценариев (сценарное планирование), а также статистического и математического анализа и прогнозирования[6]

В результате анализа внешней и внутренней среды с помощью метода SWOT выявляются сильные и слабые стороны корпорации в области управле­ния персоналом, а также возможности, которыми она располагает, и угрозы, которых следует избегать. Сильные и слабые стороны корпорации в области персонала в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существова­ния корпорации. Поэтому в рамках стратегического управления персоналом при анализе внутренней среды важно выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные направления управления персоналом и система управления персоналом в целом. Для решения этой задачи используются такие известные в стратегическом управлении методы и приемы, как метод SWOT, матрицы воз­можностей, угроз, составление профиля среды и др[7]. На этом этапе важным критерием выбора кадровой стратегии корпорации является фак­торы внешней и внутренней среды. В связи с этим рассмотрим факто­ры, характеризующие выбор кадровой стратегии корпорации (табл. 1.2).


Таблица 1.2 - Факторы, характеризующие выбор кадровой стратегии корпорации.

Фактор

Характеристика влияния фактора

1

2

Внешние факторы

Конкуренция

Определяет влияние стратегии достижения конкурентных преимуществ на деловые стратегии развития корпорации и на отдельные функциональные стратегии.

Рынки сбыта и снабжения

Возможность сбыта производственных товаров и услуг, а также пополнения запасов, необходимых для процесса производства.

Положение на рынке труда

Наличие квалифицированной рабочей силы обуславливает пути приспособления к сло­жившейся ситуации.

Общественные ценности

Влияние на структуру мотивации работников и те ожидания, которые они связывают со своим работодателем.

Демографическая ситуация

Наличие потенциальных сотрудников на внешних рынках труда в настоящем и буду­щем.

Внутренние факторы

Бизнес-стратегия корпорации

Необходимость соответствия управления персоналом стратегическому направлению развития корпорации.

Организационная

структура управления предприятием

Наличие подразделения, разрабатывающего и реализующего кадровую стратегию, скорость и обоснованность принятия решений, скорость прохождения информации, степень централизации и уровень делегирования полномочий, степень доступности опе­ративной информации о стратегических планах корпорации у руководителя службы управления персоналом.

Продолжение таблицы 1.2

1

2

Организационная струк­тура служб управления персоналам

Определяет количество иерархических звеньев (ступеней иерархии).

Этап жизненного цик­ла корпорации

Приведение в соответствие кадровых стратегий с деловыми стратегиями, характерными для каждой фазы жизненного цикла корпорации.

Технология произ­водства продукции и обработки информации

Оказывает влияние на структуру персонала и методы работы с ним.

Трудовые отношения

Характеризует совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между участниками по поводу отношений занятости

Стиль руководства

Необходимо обеспечить соответствие стиля управления выбранной стратегии управ­ления персоналом корпорации.

Философия (стратегическое

намерение)

Оформляется в виде общего заявления о видении и миссии корпорации и/или выражается в более конкретной формулировке целей и задач, реализуемых в долгосрочной пер­спективе.

Культура

Важно учесть степень соответствия существующей организационной культуры вы­бранной стратегии управления персоналом, или разработка стратегии в целях измене­ния культуры в требуемом направлении.

Финансы

Характеризует объем собственных средств, участвующих в бизнесе, возможность при­влечения кредитов, оперативность управления финансами, доля прибыли, направляемая на организационное развитие и проведение изменений, наличие специальных резервных фондов.

Ключевые компетенции

Отличительные способности, которые описывают способность корпорации к специа­лизации или производству уникального продукта.


Таким образом, формирование кадровой стратегии должно учитывать боль­шое количество факторов, способствовать эффективному использованию тру­дового потенциала для достижения целей корпорации.

Завершающим этапом процесса формирования кадровой стратегии корпорации является выбор варианта кадровой стратегии.

Критериями выбо­ра стратегии могут быть объемы выделенных для ее реализации ресурсов, вре­менные ограничения, наличие достаточного профессионально-квалификационного уровня персонала и некоторые другие. В целом выбор стратегии основывается на сильных сторонах и разработке мероприятий, уси­ливающих возможности корпорации в конкурентной среде за счет преиму­ществ в сфере персонала. Качество выполнения этого этапа, а также успешность всего процесса фор­мирования стратегии в целом во многом зависит от того, насколько добросо­вестно и ответственно подошли менеджеры ко всем предыдущим этапам.

Прежде всего, выбор стратегической альтернативы базируется на кадровой концепции корпорации. В зависимости от того, привержена ли фирма в боль­шей степени американским или японским методам работы с персоналом, по-разному будет осуществляться весь процесс управления персоналом. В таблице 1.3 представлены различия кадровых мероприятий при использовании этих двух систем

Таблица 1.3 - Содержание кадровых мероприятий на стратегическом уровне управления персоналом для различных типов кадровой стратегии корпорации.

Стадии жизненного

цикла корпорации

Американский

(открытый) тип

кадровой стратегии

Японский

(закрытый) тип

кадровой стратегии

Формирование

Привлечение молодых перспективных

профессионалов.

Активная политика информирования о

фирме.

Формирование требований к кандидатам.

Создание собственных (фирменных) инсти­тутов.

Рост

Активная политика привлечения профес­сионалов.

Планирование карьеры.

Разработка нетрадиционных способов найма

(например, пожизненный).

Стабилизация

Разработка новых форм корпорации труда под новые технологии.

Разработка схем оптимизации труда, сокра­щения трудовых затрат.

Спад

Не рассматривается.

Не рассматривается.

«Возрождение»

Оценка потребности в персонале для раз­личных этапов жизни корпорации.

Создание «инновационных отделов». Разработка программ стимулирования твор­ческой активности сотрудников. Проведение конкурсов проектов.