Файл: Анализ клиентской базы с использованием методики RFM-анализа.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы сегментации рынка и ее основные критерии
1.1 Суть, виды и значение сегментации рынка
1.2. Этапы, критерии и методы сегментации рынка
Глава 2. Анализ клиентской базы с использованием методики RFM-анализа в ООО «Аплана»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Аплана»
2.2. Сегментирования рынка и выделение целевых сегментов на основе методики RFM-анализа
2.3. Обоснование стратегий развития сегментов рынка по результатам методики rfm-анализа
ООО «Аплана» имеет линейно-функциональный тип организационной структуры управления, схема которой представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Организационная структура компании
Основной принцип – разграничение полномочий и ответственности по функциям, и принятие решений по вертикали[12]. Управление в ООО «Аплана» осуществляется по линейной схеме, а функциональные подразделения помогают линейным руководителям в решении соответствующих управленческих функций.
Основные результаты деятельности ООО «Аплана» представлены в таблице 1.
Таблица 1. Технико-экономические показатели деятельности ООО «Аплана»
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
||||
2016- 2015 |
2017- 2016 |
2017- 2015 |
2016/ |
2017/ |
2017/ 2015 |
||||||
2015 |
2016 |
||||||||||
Выручка, тыс. руб. |
248421 |
230811 |
228 940 |
235 509 |
287 327 |
6 569 |
51 818 |
58 387 |
102,9 |
122 |
125,5 |
Себестоимость, тыс. руб. |
230012 |
215028 |
215 969 |
197 635 |
274 740 |
-18 334 |
77 105 |
58 771 |
91,5 |
139 |
127,2 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
18409 |
15783 |
12 971 |
37 874 |
12 587 |
24 903 |
-25 287 |
-384 |
292 |
33,2 |
97 |
Численность персонала, чел. |
456 |
463 |
478 |
486 |
502 |
8 |
16 |
-980 |
101,7 |
103,3 |
105 |
Выработка 1 работника |
544,8 |
498,5 |
479 |
484,6 |
572,4 |
5,6 |
87,8 |
-1051,3 |
101,2 |
118,1 |
119,5 |
Затраты на 1 руб. оказанных услуг, руб. |
0,93 |
0,93 |
0,94 |
0,84 |
0,96 |
-0,1 |
0,12 |
0,01 |
89 |
113,9 |
101,4 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
7011 |
4074 |
8696 |
8964 |
16536 |
268 |
7 572 |
7 840 |
103,1 |
184,5 |
190,2 |
Рентабельность, % |
3,0 |
1,9 |
4 |
4,5 |
6 |
0,5 |
1,5 |
2 |
112,6 |
132,7 |
149,5 |
Анализируя данные табл. 1, можно сделать следующие выводы. Объем реализации вырос на 51818 тыс. руб. (или на 22%) в 2017 г. по сравнению с 2016 г. При этом себестоимость выросла на 58771 тыс. руб., или на 39%, в связи с чем показатель затрат на рубль реализованных ИТ-услуг снижается в 2017 г. на 13,9% по сравнению с 2016 г. Если в 2016 г. в 1 рубле выручки было 84 копеек затрат, то в 2017 г. затраты выросли до 96 копеек. Рост себестоимости высшими темпами, чем рост выручки оказал влияние и на темп роста абсолютных показателей прибыли. Валовая прибыль в 2017 г. снизилась на 25287 тыс. руб. (и составила 33,2% от уровня 2016 г.).
Чистая прибыль предприятия имеет стабильную тенденцию роста, так в 2017 г. она выросла сравнительно с 2016 г. на 7572 тыс. руб., что составляет 184,5 % от уровня 2016 г.
Показатель рентабельности деятельности предприятия вырос в 2017 г. по сравнению с 2013 г. вдвое. Это связано с тем, что темп роста чистой прибыли превышает темп роста себестоимости, что оценивается положительно и свидетельствует об инвестиционной привлекательности предприятия.
Рост объемов реализации (который в свою очередь обусловлен еще и инфляционным фактором) повлек за собой и рост таких показателей, как численность работающих.
Если в 2013 г. численность ООО «Аплана» составляла 456 человек, то в 2017 г. в связи с ростом объема деятельности, произошло повышение численности персонала на конец 2017 г. до 502 человек.
Выработка на одного работника в 2017 г. выросла по сравнению с 2016 г. на 87,8 тыс. руб. (на 18,1%), при этом темпы роста выработки превышают темпы роста численности персонала ООО «Аплана», что является положительным моментом деятельности предприятия.
2.2. Сегментирования рынка и выделение целевых сегментов на основе методики RFM-анализа
Основными задачами сегментирования рынка ИТ-услуг в ООО «Аплана» являются следующие:
- точное выявление потребностей потребителя;
- увеличения спектра услуг оказываемого данному конкретному клиенту;
- четкое понимание потребностей и проблем данного отраслевого сегмента;
- поиск верного решения при оказании услуги;
- понимание основных игроков и конкурентоспособности данного рынка;
- концентрация сил и ресурсов специалистов на задачах клиента;
- понимание бизнеса клиента;
- высокая ориентация на потребителя, его задачи и решения;
- возможность выбора маркетинговой стратегии и оптимизации маркетинговых затрат.
ООО «Аплана» работает на рынке «бизнес-бизнесу». Его клиенты – это средние и крупные компании (банки, промышленные предприятия, страховые компании, операторы связи, либо компании, в которых есть собственный IT-департамент).
Проведение анализа клиентской базы ООО «Аплана» по критериям «вид бизнеса» и «прибыль» позволило выделить следующие сегменты, с которыми работало предприятие в 2017 году (таблица 6).
Таблица 6 .Характеристика ключевых сегментов рынка ООО «Аплана»
Сегменты |
Клиенты |
Количество клиентов |
Прибыль |
Уд.вес сегмента в прибыли, % |
|
тыс.руб. |
в % |
||||
Госструктуры |
Администрация Воронежской области |
3 |
580,4 |
4,6 |
7,0 |
ГУП «Моссвет» |
36,7 |
0,3 |
|||
ФГУП ФКЦ «Земля» |
262,5 |
2,1 |
|||
Банки и финансы |
МТС Банк |
9 |
756,2 |
6,0 |
62,2 |
Сбербанк |
1571,9 |
12,5 |
|||
ЦБ РФ |
780 |
6,2 |
|||
Хоум КредитэндФинанс Банк |
830,2 |
6,6 |
|||
ВТБ 24 |
772,1 |
6,1 |
|||
ДжиИ Мани Банк |
676,3 |
5,4 |
|||
Альфа-Банк |
808,5 |
6,4 |
|||
Газпромбанк |
755,2 |
6,0 |
|||
Райффайзенбанк |
881,5 |
7,0 |
|||
Топливно-энергетический комплекс |
ИБРАЭ |
2 |
254 |
2,0 |
4,0 |
Лукойл |
244,9 |
1,9 |
|||
Розничная торговля |
Юлмарт |
6 |
435,4 |
3,5 |
9,1 |
Sanofi |
77,8 |
0,6 |
|||
Филип Морис Интернэшнл |
24,8 |
0,2 |
|||
Эльдорадо |
127,5 |
1,0 |
|||
Procter&Gamble |
485,1 |
3,9 |
|||
Производство |
OTIS |
3 |
237,7 |
1,9 |
5,6 |
Tetra Pak |
457,3 |
3,6 |
|||
Скопинский ААЗ |
6,5 |
0,1 |
|||
Телекоммуникации |
Мегафон |
3 |
265,8 |
2,1 |
5,9 |
МТС |
161 |
1,3 |
|||
Сумма Телеком |
310 |
2,5 |
|||
Информационные технологии |
Спутник |
3 |
110,2 |
0,9 |
4,8 |
ITIS |
150,2 |
1,2 |
|||
Mtech |
338,1 |
2,7 |
|||
Транспорт и логистика |
ММА Домодедово |
2 |
157,2 |
1,2 |
1,5 |
РЖД |
32,4 |
0,3 |
|||
Итого |
30 |
12587,4 |
100,0 |
100 |
Как видно из представленных данных, наибольшую прибыль ООО «Аплана» приносит такой сегмент клиентов как «Финансы и банки» - 62,2% и «Розничная торговля (9,1%) (рис.4).
Рис.4. Распределение сегментов по вкладу в валовую прибыль ООО «Аплана» в 2017 году, %
Сегмент «Финансы и банки» также имеет наибольшую численность клиентов – 9, т.е. в среднем, каждый из клиентов обеспечил 6,9% валовой прибыли ООО «Аплана».
Однако такого рода информация требует детализации.
Для более качественной и системной сегментации клиентов с целью их ранжирования, обоснования пересмотра условий сотрудничества предлагается методика структурно-группового анализа - RFM-анализ.
RFM-анализ (анализ базы данных клиентов компании) позволяет, опираясь на сведения о давности действий клиента по отношению к компании (R), частоте обращений к компании (F) и индивидуальной доходности (M), прогнозировать поведение клиента в будущем[13].
RFM – это аббревиатура от слов Recency - новизна, Frequency – частота и Monetary, что означает затраты или вложения.
Recency – Дата последнего заказа клиента услуг.
Frequency –Количество общих покупок услуг клиентом.
Monetary – На какую сумму клиенты купили услуги.
Такого рода анализ дает возможность:
– сегментировать клиентов на основании степени их активности по отношению к компании;
– соотнося затраты по группам клиентов, определить целесообразность присутствия отдельных из них в клиентской базе, оценить возможность сокращения затрат по стимулированию клиентов;
– разработать целевые программы повышения лояльности клиентов, осуществлять точечное планирование систем стимулирования потенциальных клиентов.
В табл. 7 представлены исходные данные для сегментации базы клиентов OOO «Аплана». Данные определены за период с 1 января 2017 г. по 1 января 2018 г.; отчетной датой анализа выбрано 1 января 2018 г.
Таблица 7. Исходные данные для сегментации базы клиентов ООО «Аплана» (2017 год)
Клиент |
Количество заказов (F) |
Последнее обращение (на 1 января 2018 г.; в днях) (R) |
Валовая прибыль по клиенту, тыс.руб. (М) |
Скопинский ААЗ |
1 |
334 |
6,5 |
Администрация Воронежской области |
1 |
306 |
580,4 |
Сумма Телекомм |
6 |
198 |
310,0 |
Mtech |
4 |
99 |
338,1 |
МТС Банк |
4 |
31 |
756,2 |
ITIS |
7 |
1 |
150,2 |
Спутник |
4 |
61 |
110,2 |
OTIS |
6 |
183 |
237,7 |
Хоум Кредит энд Финанс Банк |
10 |
108 |
830,2 |
ВТБ 24 |
6 |
122 |
772,1 |
ММА Домодедово |
8 |
21 |
157,2 |
ИБРАЭ |
5 |
38 |
254,0 |
Мегафон |
6 |
140 |
265,8 |
ГУП «Моссвет» |
1 |
335 |
36,7 |
ФГУП ФКЦ «Земля» |
1 |
321 |
262,5 |
Альфа-Банк |
34 |
20 |
808,5 |
Эльдорадо |
2 |
183 |
127,5 |
ДжиИ Мани Банк |
21 |
14 |
676,3 |
Газпромбанк |
13 |
1 |
755,2 |
Лукойл |
1 |
215 |
244,9 |
Сбербанк России |
1 |
285 |
1571,9 |
Юлмарт |
4 |
123 |
435,4 |
МТС |
6 |
61 |
161,0 |
Tetra Pak |
3 |
123 |
457,3 |
Райффайзенбанк |
28 |
21 |
881,5 |
Procter&Gamble |
7 |
105 |
485,1 |
РЖД |
1 |
307 |
32,4 |
Филип Морис Интернэшнл |
1 |
31 |
24,8 |
Sanofi |
4 |
61 |
77,8 |
ЦБ РФ |
3 |
14 |
780,0 |
ИТОГО: |
12587,2 |
Все клиенты ООО «Аплана» за 2017 год разделены на 5 категорий. Где в первую категорию попадут клиенты с «наихудшими» показателями, а в пятую категорию – с «наилучшими». Для каждой категории в процентное соотношение с шагом в 20%.
В показатель «M», первой категории, попадут те клиенты, которые принимали услуги ООО «Аплана» и принесли ему до 20% прибыли от максимальной суммы всех значении поля «M». Во вторую категорию попадут от 20% до 40% от той же максимальной суммы. Так будет продолжаться, вплоть, до пятой категории, куда попадут клиенты с процентным соотношением от 80% до 100% принесенной прибыли. Аналогичный расчет проделан и с показателями «R» и «F».
Т.е. при распределении показателей RFM-анализа по критерию давности обращения клиента значения расставляются равномерно по квинтелям от большего числа, по показателям частоты заказа и доходности – равномерно по квантелям от меньшего числа (табл. 8).
Таблица 8. Распределение показателей RFM -анализа (2017 год)
Клиент |
R |
F |
М |
RFM |
Скопинский ААЗ |
1 |
1 |
1 |
111 |
Администрация Воронежской области |
1 |
1 |
2 |
112 |
Сумма Телекомм |
3 |
1 |
1 |
311 |
Mtech |
4 |
1 |
2 |
412 |
МТС Банк |
5 |
1 |
3 |
513 |
ITIS |
5 |
1 |
1 |
511 |
Спутник |
5 |
1 |
1 |
511 |
OTIS |
3 |
1 |
1 |
311 |
Хоум Кредит энд Финанс Банк |
4 |
2 |
3 |
423 |
ВТБ 24 |
4 |
1 |
3 |
413 |
ММА Домодедово |
5 |
2 |
1 |
521 |
ИБРАЭ |
5 |
1 |
1 |
511 |
Мегафон |
3 |
1 |
1 |
311 |
ГУП «Моссвет» |
1 |
1 |
1 |
111 |
ФГУП ФКЦ «Земля» |
1 |
1 |
1 |
111 |
Альфа-Банк |
5 |
5 |
3 |
553 |
Эльдорадо |
3 |
1 |
1 |
311 |
ДжиИ Мани Банк |
5 |
4 |
3 |
543 |
Газпромбанк |
5 |
2 |
3 |
523 |
Лукойл |
2 |
1 |
1 |
211 |
Сбербанк России |
1 |
1 |
5 |
115 |
Юлмарт |
4 |
1 |
2 |
412 |
ООО Тансу |
5 |
1 |
1 |
511 |
Tetra Pak |
4 |
1 |
2 |
412 |
Райффайзенбанк |
5 |
5 |
3 |
553 |
Procter&Gamble |
4 |
1 |
2 |
412 |
РЖД |
1 |
1 |
1 |
111 |
Филип Морис Интернэшнл |
5 |
1 |
1 |
511 |
Sanofi |
5 |
1 |
1 |
511 |
ЦБ РФ |
5 |
1 |
3 |
513 |