Файл: Анализ клиентской базы с использованием методики RFM-анализа.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 355
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы сегментации рынка и ее основные критерии
1.1 Суть, виды и значение сегментации рынка
1.2. Этапы, критерии и методы сегментации рынка
Глава 2. Анализ клиентской базы с использованием методики RFM-анализа в ООО «Аплана»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Аплана»
2.2. Сегментирования рынка и выделение целевых сегментов на основе методики RFM-анализа
2.3. Обоснование стратегий развития сегментов рынка по результатам методики rfm-анализа
Проведенный анализ показал, что наиболее проблемными моментами клиентской базы становятся разовое обращение клиентов за ИТ-решениями и значительная давность заказов.
Как мы видим, Скопинский ААЗ, ГУП «Моссвет», ФГУП ФКЦ «Земля», «РЖД» являются наиболее пассивными клиентами для ООО «Аплана», и имеют показатели в виде «111» (Recency – 1; Frequency – 1; Monetary – 1).
Можно сделать вывод, что в компании ООО «Аплана» практически отсутствует разработанная практика закрепления клиентов на более долгосрочный период, например путем разработки индивидуальных систем стимулирования групп клиентов.
Итоги сегментации клиентов подведены в табл. 9.
Анализируя выделенные группы клиентов, целесообразно подойти к формированию стратегий поведения ООО «Аплана» в отношении каждой группы отдельно.
Группа А. К этой группе относятся клиенты, которые достаточно часто обращаются к услугам ООО «Аплана», однако частота обращения не свидетельствует о значительной их доходности для компании. Основная задача – повлиять на объем поступлений средств от данной группы клиентов. Для этого стоит проанализировать доходность отдельных ИТ-услуг компании ООО «Аплана» и разработать систему комплексного ИТ-обслуживания клиентов этой группы.
Таблица 9. Матрица сегментов клиентов ООО «Аплана» по критериям «активность клиента» и «доходность клиента»
R (активность клиента) |
|||
М (доходность клиента) |
Низкая |
Активные клиенты |
«Спящие» клиенты |
Группа А ITIS 511 Спутник511 ИБРАЭ 511 ООО Тансу 511 Филип Морис Интернэшнл 511 Sanofi 511 ММА Домодедово 521 Mtech 412 Юлмарт 412 Tetra Pak 412 Procter&Gamble 412 |
Группа D Скопинский ААЗ 111 ГУП «Моссвет» 111 ФГУП ФКЦ «Земля» 111 РЖД 111 Администрация Воронежской области 112 Лукойл 211 Сумма Телекомм 311 OTIS 311 Мегафон 311 Эльдорадо 311 |
||
Значительная |
Группа В ВТБ 24 413 Хоум Кредит энд Финанс Банк 423 МТС Банк 513 ЦБ РФ 513 Газпромбанк 523 ДжиИ Мани Банк 543 Альфа-Банк 553 Райффайзенбанк 553 |
Группа С Сбербанк России 115 |
В группу В входят относительно активные и доходные клиенты общей группы клиентов, которые заинтересованы в собственном развитии, в том числе с использованием ИТ. Поскольку ключевыми трудностями большинства клиентов ООО «Аплана» являются проблемы взаимоотношений с потребителями и оценка рыночной среды, компания планирует обратиться к реализации и внедрению ИТ-проектов с целью решить обозначенные проблемы заказчика. Такие проекты могут затрагивать:
– программное анкетирование и массовые опросы потребителей (например, программная технология анкетирования потребителей Simple Anketter);
– сегментирование рынка и использование программных продуктов, позволяющих составить карту позиционирования товара и его положение относительно сегментов рынка и товаров конкурентов;
– использование программного обеспечения для построения прогнозов несезонных и сезонных продаж;
– работу с клиентами (CRM-система).
Группа С представлена одним клиентом – Сбербанк России, степень доходности которого оказалась значительной, но обращение к услугам ООО «Аплана» достаточно редкое. Тем не менее, это не означает, что внимание к данной группе клиентов следует ограничить. Для данного сегмента необходимо применять стратегию эффективных взаимоотношений, построение лояльности и приверженности.
Группа клиентов D – потенциальные претенденты на исключение из списка клиентов. Обращение их за услугами носит преимущественно случайный характер, при этом данные клиенты склонны покупать разные ИТ-услуги у разных поставщиков. Это создает значительные трудности для компании ООО «Аплана», так как:
– возникает система обязательств компании, связанная с ответственностью за качество работы ИТ-инфраструктуры клиента вне зависимости от степени участия в обеспечении ее работоспособности на предшествующих и последующих этапах;
– компания ограничена в реализации права выполнить работу качественно, так как вынуждена участвовать в системе взаимодействия компании-заказчика с непрофильными компаниями, имеющими персонал низкой квалификации, нести временные затраты по согласованию технических вопросов.
В группу D входят все клиенты сегмента «Госорганы». ООО «Аплана» требует обратить особое внимание на такой аспект деятельности в сфере ИТ-услуг, как предоставление услуг ИТ-аутсорсинга государственным учреждениям.
Близость к государству стала некоторой гарантией безопасности ИТ-компаний, которые реализуют систему сотрудничества с государственными организациями по реализации ИТ-проектов. К сожалению, для обеспечения компании ООО «Аплана» гарантированным спросом на ИТ-услуги со стороны государства необходима некоторая аффилированность во взаимосвязях с госструктурами, которой на данный момент у компании нет.
Как видно из представленного анализа, создание проекта стратегического развития становится реальной необходимостью для ООО «Аплана» вследствие значительной динамики рынка ИТ-услуг и меняющегося характера потребностей ключевых его клиентов. В этой связи основными целями реализации проекта стратегического развития ООО «Аплана» являются закрепление существующих клиентов путем расширения и диверсификации услуг самой компании, а также корректировка направления развития компании в соответствии с результатами проведенной сегментации.
2.3. Обоснование стратегий развития сегментов рынка по результатам методики rfm-анализа
Для различных сегментов клиентов ООО «Аплана» предлагается использование следующих стратегий (таблица 10):
Таблица 10. Набор стратегий для сегментов рынка ООО «Аплана»
Сегмент |
Стратегия |
Тактические действия |
А |
Стратегия глубокого проникновения |
Активная реклама и продвижение |
В |
Стратегия фокусирования |
Построение эффективных взаимоотношений, построение лояльности и приверженности. |
С |
Стратегия дифференциации |
Расширение товарного предложения, сервисная дифференциация |
D |
Стратегия частичного свертывания и получения прибыли в краткосрочном периоде |
Пассивный маркетинг |
Таким образом, компания выбирает несколько сегментов рынка и разрабатывает отдельный маркетинговый план для каждого.
Для активных клиентов с низкой рентабельностью (сегмент А) предлагается использовать стратегию глубокого проникновения, которая позволит расширить численность данных клиентов и увеличить доход.
Для активных клиентов с высокой доходностью предлагается стратегия фокусирования, необходимо построение лояльности и приверженности, чтобы удержать и развивать данных клиентов.
Для пассивных клиентов с значительной доходностью (сегмент С) в качестве стратегического развития ООО «Аплана» предлагается стратегия дифференциации продукции, которая связана с расширение товарного предложения, повышением сервиса, что будет способствовать привлечению большего числа покупателей.
Для аутсайдеров (клиентов с низкой активностью и малой доходностью) предлагается использовать стратегию частичного свертывания и получения прибыли в краткосрочном периоде.
Реализация предлагаемых стратегий на базе матрицы сегментов будет способствовать повышению конкурентоспособности ООО «Аплана» и стимулированию предприятия к разработке ИТ-продуктов, отвечающих требованиям потребителей и рынка.
Заключение
На основании проведенного исследования теоретических и практических аспектов анализа клиентской базы с использованием методики RFM-анализа. сделаны следующие выводы.
Cегментация рынка - разбивка рынка на части по различным признакам.
В работе представлен комплексный анализ существующего положения ООО «Аплана» на нем. Анализ финансово-экономических показатели позволил установить рост выручки , прибыли и рентабельности деятельности предприятия.
Автором обосновано, что основой для оценки перспектив развития бизнеса ООО «Аплана» становится RFM-анализ сегментов, преимуществом которого является сопоставление давности действий клиента по отношению к компании (R), частоты обращений каждого клиента к компании (F) и индивидуальной доходности (M). Данный метод сегментации рынка позволяет спрогнозировать поведение клиентов, доходность в будущем от каждого клиента и обоснованность затраты по укреплению лояльности клиентов.
Проведённая в работе сегментация рынка ООО «Аплана» с использованием RFM-анализа позволила установить, что наиболее привлекательным по критериям вида деятельности и доходности является сегмент «Финансы и банки» и «Розничная торговля».
Сегментирование клиентов ООО «Аплана» по критериям «активность клиента» и «доходность клиента» позволило определить стратегии взаимоотношений ООО «Аплана» с ними, реализация которых может существенно повысить доходность компании.
Список использованных источников
- Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник / О.И. Аверина, Е.Г. Москалева, Л.А. Челмакина [и др.]. — 2-еизд., перераб. — М. : КНОРУС, 2016.
- Агентство прогнозирования экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.apecon.ru / Prognoz - inflyatsii - v - RF / Prognoz - inflyatsii - v - Rossii - na - 2015–2016 – i - 2017 - gody.html
- Баюров И.В. Какая стратегия нужна компании для лидерства на своем рынке? // Стратегический менеджмент. – 2014. - № 3. – С.12-15
- Безрукова Т.Л., Целых К.Н. Механизм методического обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур: монография. – М.: ООО «КноРус», 2013.
- Виноградова Т.Г. Методы отбора целевого рынка и рыночные стратегии//Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2015. № 38. С. 116-121.
- Данько Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость / Т.П.Данько: Учебник. — Москва: ИНФРА-М, 2013.
- Иванчук А.В., Захарова Ю.Н.Сегментирование рынка на современном этапе развития информационных технологий//Аллея науки. 2017. Т. 2. № 8. С. 501-504.
- Ильин И.В., Изотов А.В., Широкова С.В., Ростова О.В., Левина А.И.Методика поддержки принятия решений при анализе ИТ-рынка//Международная конференция по мягким вычислениям и измерениям. 2017. Т. 2. С. 454-457
- Котлер Ф.Маркетинг менеджмент.15-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер, 2018.
- Куртц Дэвид, Бун, Л. Современный маркетинг [Электронный ресурс] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. (060000) и «Коммерция» (351300) / Луис Бун, Дэвид Куртц; пер. с англ. [В. Н. Егорова]. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
- Матюшкин В.С.Сегментирование покупателей и маркетинговые стратегии//Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 4 (8). С. 4-8
- Меркулова Ю.В. Сборник методических рекомендаций по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования/Ю. В. Меркулова. - 2017
- Новоселова О.В., Волкова Г.Д. Методология проектирования прикладных автоматизированных систем: решение предметных задач, подлежащих автоматизации // Вестник МГТУ «Станкин». Научный рецензируемый журнал. М: Издательский центр МГТУ «Станкин». № 1 (19), 2012. С. 104-106
- Паклин Н.Б. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям / Н.Б. Паклин. — Санкт-Петербург: Питер, 2013.
- Проскуряков В.В. Разработка маркетинговых стратегий конкурентоспособного развития предприятия. // Наука и бизнес: пути развития. - 2014. - № 4. - С. 118-123.
- Пфеффер Дж. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса / Дж. Пфеффер, Р. Саттон; пер с англ. – М.: Эксмо, 2014. – 384 с.
- Руденко Л.Г.Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров/Л.Г.Руденко - М.: Дашков и К, 2016. - 240 с.
- Сьюэл К. Клиенты на всю жизнь. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.
- Цахаев, Р. К. Маркетинг [Электронный ресурс] : Учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.
- Эриашвили Н.Д. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. - М.: Бек, 2014.
- Якимов А.В. Теория и практика стратегического планирования / А.В. Якимов // Бизнес-журнал. – 2014. - №5.- С.23-28
- Якимов А.С., Баженов Р.И. Сегментация клиентов с помощью RFM- анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/7064
- Янковская В. В.Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. -
- Яценко С.А. Методология исследования маркетинговой среды функционирования компании // Вестник ИрГТУ. - 2015. - №5. - С. 135-140.
- W. Freyer. Tourismus-Marketing. Marktorientiertes Management im Mikro- und Makrobereich der Tourismuswirtschaft. – 4., Auflage. – München, Wien, 2004.
- Wendell R.Smith Product Differentiation and Market Segmentation as Alternative Marketing Strategies //Journal of Marketing. – July 1956. - 20(3).
PЕST-анализ деятельности ООО «Аплана»
Фактор |
Суть |
Влияние |
Политические |
||
Переход на электронную форму торгов в соответствии с N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, |
Все аукционы проводятся в соответствии с законом, который устанавливает единый порядок размещения заказов. К несовершенству закона относится допуск фирм однодневок к торгам. |
Отрицательно сказывается на компании, так как вызывает высокую конкуренцию с более мелкими компаниями. «Аплана» защищает себя требованиями к наличию лицензий. |
Коррупция |
В стране существует высокий уровень коррупции, аукцион может быть сфальсифицирован и чиновники требуют взяток. |
Сказывается отрицательно, так как создаются барьеры для ведения честного бизнеса. |
Правительственная политика |
Из-за смена мэра, его политики по сокращению бюджета, инвентаризации информационных систем проводится мало торгов и контракты сокращаются до полугода. |
Сказывается отрицательно, так как компания получает значительно меньше прибыли от своего главного клиента. «Аплана» защищает себя лоббированием своих аукционов. |
Лицензии |
Для выполнения госзаказов требуется наличие лицензий. |
Сказывается положительно, так как «Аплана» – крупная компания и у нее есть возможности получения лицензий, что дает значительное конкурентное преимущество. |
Экономические |
||
Кризис 2008-2009 года, восстановление после него |
Произошло резкое падение спроса, как со стороны госсектора, так со стороны и коммерческих компаний. В данный момент растет рынок региональных услуг. |
Сказывается отрицательно, так как резко уменьшился объем заказов, снизилась прибыль, компании пришлось сократить часть штата. В связи с ростом рынка регионов, «Аплана» желает услуги на всей территории РФ по единым стандартным качествам. |
Уровень инфляции |
Инфляция за 2016 год составила 12 %. По прогнозам минэкономразвития в 2017 и 2018 году инфляция составит 6,5% и 5% соответственно. |
Сказывается отрицательно, так как высокий уровень инфляции не только повышает издержки, но, самое главное, понижает покупательскую способность клиентов. |
Социально-культурные тенденции |
||
Тенденции ведения бизнеса |
Так как российская экономика осуществляет переход на рыночный тип, то ведение бизнеса преимущественно ориентируется на Запад. |
Сказывается положительно, так как «Аплана» «идет в ногу» со временем, применяет современные тенденции ведения бизнеса у себя на производстве, периодически повышает квалификацию своего персонала и имеет множество сертификатов международного образца. |
Растет компьютеризация населения. |
Увеличивается число проданных собственных решений, ужесточается лицензирование программ. |
Сказывается положительно, так как «Аплана» увеличивается объем оказания ИТ-услуг. |
Технологические инновации |
||
Развитие IT |
IT-сфера являются одной из самых быстро совершенствующихся. В настоящее время возрастает популярность виртуализации и удаленного администрирования. |
Сказывается положительно, так как благодаря крупным размерам «Аплана» имеет много возможностей для ведения бизнеса. Также компания является прямым партнером Intel и Microsoft. «Аплана» предоста-вляет и удаленно поддерживает различные сервисы. |
Потенциал технологий |
В условиях рынка для поддержания конкуренции компаниям необходимо разрабатывать какие-то продукты/услуги, на которые в будущем будет большой спрос и которые смогут дать значительное конкурентное преимущество. |
Сказывается положительно, так как «Аплана» занимается развитием своих собственных технологий. Например, в Центре Исследований и Экспертизы ведутся разработки не имеющих аналогов в России программных продуктов для управления ИТ-инфраструктурой. |