Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Система здравоохранения как система обеспечения качества жизни населения
1.2 Проблемы кадровых стратегий в системе здравоохранения
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА УРОВНЕ РЕГИОНА (КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ)
2.2 Анализ кадрового потенциала в ОГБУЗ «ССМП и МК»
2.3 Проблемы кадрового обеспечения ОГБУЗ «ССМП и МК»
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГБУЗ «ССМП и МК»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена приоритетной ролью государственной кадровой политики в современных модернизационных процессах в системе российского здравоохранения. Являясь важным видом государственной социальной политики стратегия кадровой политика в системе здравоохранения Российской Федерации формируется и осуществляется на разных уровнях и видах управления этой социальной сферой.
Проблемный характер разработки и реализации государственной кадровой политики в медицинских организациях, да и в целом по стране вытекает из исторических и теоретических аспектов формирования данной системы кадровых отношений. Совершенствование нормативно-правовых и организационных основ государственной кадровой политики современного российского здравоохранения, требует новых методологических подходов к исследованию кадровых процессов и отношений, как их объектов, в широкой сети медицинских организаций.
Цель курсовой работы - исследовать кадровую стратегию современной организации.
Основные задачи курсовой работы:
- раскрыть понятия здравоохранения как системы обеспечения жизни качества населения;
- рассмотреть проблемы кадровых стратегий в системе здравоохранения;
- дать краткую характеристику объекта и его организационной структуры;
- провести анализ механизмов кадрового обеспечения региона;
- выявить проблемы кадрового обеспечения в объекте исследования;
- разработать рекомендации по совершенствованию кадрового обеспечения ОГБУЗ «ССМП и МК».
Объекта исследования – ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф».
Предмет исследования: кадровая стратегия.
Методы исследования:
- научно-теоретический;
- аналитический;
- наблюдение;
- сравнение.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Система здравоохранения как система обеспечения качества жизни населения
Здравоохранение - это отрасль, которая обеспечивает охрану здоровья населения. Глобальная задача медицины состоит в улучшении качества и продолжительности жизни человека. Государственная система здравоохранения оказывает медицинскую помощь взрослым и детям - от первичной медико-санитарной помощи (неотложная, поликлиники, больницы) до специализированной (диспансеры) и высокотехнологичной помощи (лечение сложных патологий, операции на сердце, мозге и пр.) [2].
В сферу здравоохранения входят: профилактическая медицина (санитария, эпидемиология, гигиена), клиническая медицина (хирургия, психиатрия, педиатрия и т.п.), фармакология. Примеры профессий в сфере здравоохранения: врач, акушер, нарколог, стоматолог, косметолог, врач-диетолог, фармацевт, фельдшер, хирург, анестезиолог, генетик, отоларинголог, физиотерапевт, врач-рентгенолог, инженер по медицинской технике, врач космической медицины, логопед, практический психолог, ветеринар, санитарный врач, медицинская сестра, медицинский представитель фармацевтической компании [8].
Самые востребованные и высокооплачиваемые специалисты во всем мире - это представители медицинских профессий: хирург и анестезиолог.
Охрана здоровья населения - важнейшая задача социального государства, предусмотренная Конституцией РФ. Для ее решения необходим комплекс мер различного характера: политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, гигиенических, противоэпидемических, научных. Они направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, предупреждение и лечение заболеваний [20].
Государственную политику охраны здоровья населения определяет Государственная дума (ГД) РФ, которая принимает законы об охране здоровья, закон о бюджете, включая расходы на здравоохранение, и контролирует его исполнение [11].
Правительство РФ осуществляет государственную политику охраны здоровья, разрабатывает и утверждает федеральные целевые программы развития здравоохранения, координирует деятельность органов и организаций в вопросах здравоохранения независимо от формы собственности [3].
Основа российского здравоохранения — принципы, разработанные Н.А. Семашко в 1918 г., развитые и дополненные в дальнейшем, — бесплатность и общедоступность медицинской помощи, профилактика заболеваний, санитарная грамотность населения, государственный характер здравоохранения, единство медицинской науки и практики. Трудно оспаривать соответствие большинства этих принципов требованиям граждан в отдельности и общества в целом в организации и оказании медицинской помощи [2].
Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством:
- соблюдение прав человека и гражданина на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- социальная защищенность граждан при утрате здоровья;
- ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан на охрану здоровья;
- доступность медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
В российской медицине занято более 700 тысяч человек, то есть, примерно 1% от всего трудоспособного населения страны. Затраты на здравоохранение в стране составляют 7,07% от ВВП (по данным 2016 года). По уровню развития здравоохранения Россия находится только на 55 месте в мире (по обзору американского агентства Bloomberg) – на уровне Бразилии, Азербайджана, Иордании и Колумбии. Тем не менее, по данным рейтингов за последние 20 лет качество российской медицины постепенно растет, и в 2017 году в России был побит исторический максимум продолжительности жизни – 72,5 года [22].
В 2017 году в России принят закон о телемедицине, легализующий консультирование пациентов через интернет. Ожидается, что в ближайшем будущем все российские больницы и поликлиники будут подключены к интернету, и часть медицинской помощи будет оказываться дистанционно. Мировой и российский опыт здравоохранения показывает, что наиболее перспективным и эффективным подходом в здравоохранении является разработка превентивных мер: не ждать, когда пациент придет на острой стадии заболевания, а больше внимания уделять профилактике и предотвращению заболеваний. Это означает, что в медицинской системе страны акцент должен делаться на постоянный контроль здоровья, раннюю диагностику и повышение качества результатов лечения, а также распространение здорового образа жизни [26].
Российская медицина – это сфера деятельности усердных и самоотверженных людей. По данным исследования Министерства здравоохранения на 2018 год, доля работников, которые зарабатывают меньше прожиточного минимума, в сфере здравоохранении была выше, чем в экономике в целом. За последние несколько лет зарплаты медиков выходят на более достойный уровень. Тем не менее, большинство врачей в регионах вынуждены совмещать несколько мест работы - работу в государственных и частных медучреждениях, а также преподавание [15].
Средние зарплаты медиков по стране:
- Младший персонал – от 15 до 40 000 руб./месяц
- Средний персонал – от 30 до 60 000 руб./ месяц
- Врачи высокой квалификации – от 60 до 300 000 руб./ месяц [22].
В развитых странах медицинские профессии, наоборот, относятся к разряду самых высокооплачиваемых. Получение медицинского образования означает для молодого человека будущий стабильный доход и безбедную старость [27].
Рост населения планеты и увеличение продолжительности жизни повышает и нагрузку на здравоохранение. При возникновении проблем со здоровьем человек сейчас вынужден много времени проводить в медучреждениях, в будущем эта проблема будет решена с помощью своевременной профилактики. Данные о здоровье человека будут поступать не только в момент его прихода в медучреждение, но постоянно накапливаться, блокчейн-технологии только в помощь. Контроль за здоровьем будут производить портативные персональные медицинские устройства, например, в виде браслета. Данные будут собираться в электронных медкартах, автоматически обрабатываться и предупреждать владельца о риске для здоровья [25].
В медицину приходят информационные технологии и робототехника. Сегодня человек, потерявший конечности или даже полностью парализованный, может жить жизнью, близкой к полноценной. Уже разработаны инвалидные кресла, управляемые силой мысли, протезы разных частей тела. Благодаря развитию искусственного интеллекта появились камеры-датчики, которые помогают слабовидящим лучше ориентироваться в пространстве, и слуховые аппараты, которые позволяют людям, потерявшим слух, слышать лучше тех, кто нормально слышит. Протезирование и медицинские инженерные технологии будут все шире распространяться и станут доступны большему числу людей.
1.2 Проблемы кадровых стратегий в системе здравоохранения
Кадровая стратегия - это набор инструментов, методов, принципов и целей работы с персоналом в конкретной организации [10]. Данные параметры могут отличаться, в зависимости от типа организационной структуры, сферы деятельности предприятия, а также ситуации во внешней среде.
Под кадрами здравоохранения понимается интеллектуальный потенциал отрасли, требующий длительной подготовки, профессионального развития и пристального внимания органами управления в субъектах Российской Федерации. На международном уровне признали, что эффективность работы систем здравоохранения определяет качество и доступность оказываемой медицинской помощи населению кадровыми ресурсами [13].
В последние годы одной из наиболее острых проблем мирового масштаба становится дефицит медицинских кадров. В докладе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «A Universal Truth: No health without a workforce», сделанном на Третьем глобальном форуме по кадровым ресурсам здравоохранения в ноябре 2013 года, отмечено, что в 2035 году в мире будет не хватать 12,9 миллионов работников здравоохранения; на сегодняшний день нехватка исчисляется в 7,2 миллиона человек. Исследование вопроса дефицита медицинских кадров является актуальным как для всего мира, так и для России и в частности [21].
Оценивая проблемы кадрового обеспечения системы здравоохранения РФ, сотрудник Министерства здравоохранения, Вероника Скворцова сообщила, что несмотря на принимаемые в последнее время меры, общий дефицит в сфере среднего медперсонала в России составляет 270 тыс. человек, а дефицит врачей - 40 тыс. человек по следующим специальностям : анестезиология-реаниматология - 33%; неонатология - 35%; онкология - 14%; наркология - 32%; патологическая анатомия - 35%; педиатрия - 27%; фтизиатрия - 33%. Каждый год из российского здравоохранения уходят 8-10% врачей. Только 2-2,5% из них выходят на пенсию, остальные разочаровываются в профессии или в условиях работы.
По данным социологического исследования в 2015, проведенного в пяти субъектах по заказу Министерства здравоохранения Российской Федерации при поддержке Национальной медицинской палаты, одной из причин дефицита кадров здравоохранения является низкий уровень привлекательности работы. При опросе только 14% медицинских работников ответили, что морально и материально удовлетворены своей деятельностью, 17% собирались сменить место работы, 47% не хотели бы, чтобы их дети стали врачами. Наиболее уязвимой группой с позиции потери кадров являются выпускники учреждений медицинского образования. В последние годы такие учреждения выпускают около 30 тыс. врачей в год. Этого было бы достаточно при условии, что все выпускники останутся работать в здравоохранении. Однако, по данным проведенных опросов, 11% студентов уже в процессе обучения не планируют работать в медицине по окончании ВУЗа, 25% хотели бы работать в коммерческих медицинских учреждениях, 22% - высказывают намерение продолжить образование за рубежом, половина из них хотят остаться там работать [15].
Растущий дефицит медицинских кадров и снижение укомплектованности медицинским персоналом оказывают негативное влияние на деятельность муниципального здравоохранения. Причинами этого является: несоответствие заработной платы затрачиваемому труду и условиям проживания в сельской местности, социальной незащищенностью медицинских работников, отменой системы распределения, снижением престижа профессии, повышением требований к качеству медицинской помощи на фоне увеличения объема работы и нагрузки, переходом кадров из бюджетной системы здравоохранения в коммерческие структуры и т.д [5].