Файл: Роль кадровой службы в формировании и реализации кадровой стратегии (1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1 Система здравоохранения как система обеспечения качества жизни населения

1.2 Проблемы кадровых стратегий в системе здравоохранения

2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА УРОВНЕ РЕГИОНА (КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ)

2.1 Организационная характеристика Областного Государственного Бюджетного учреждение здравоохранения (ОГБУЗ) «ССМП и МК» и ее место в системе здравоохранения региона

2.2 Анализ кадрового потенциала в ОГБУЗ «ССМП и МК»

2.3 Проблемы кадрового обеспечения ОГБУЗ «ССМП и МК»

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГБУЗ «ССМП и МК»

3.1 Совершенствование системы кадрового обеспечения за счет оптимизации системы мотивации сотрудников ОГБУЗ «ССМП и МК»

3.2 Разработка мероприятий по улучшению условий труда с целью минимизации текучести кадров ОГБУЗ «ССМП и МК»

Заключение

БИБЛИОГРАФИЯ

Сейчас это снижает доступность и качество бесплатной медицинской помощи, особенно в сельской местности, а также приводит к невозможности выполнения стандартов и оказания медицинской помощи на должном уровне.

Отсутствует мотивация к работе, маленькая заработная плата, недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения приводит к снижению притока молодых специалистов в отрасль здравоохранения и «старению» врачебных кадров [6].

Недостаточное техническое оснащение рабочих мест, слабая поддержка со стороны управляющего персонала, устаревшие принципы работы кадровых служб, непривлекательная социальная инфраструктура сельских населенных пунктов и многое другое также является проблемой.

В настоящее время реализуется программа «Сельский доктор», эффективность которой могла бы быть намного выше путем реализации системных мер. Безусловно, солидные подъемные – весомый стимул, но молодые специалисты выбирают территории, привлекательные с точки зрения условий труда, профессионального роста, перспектив жизнеустройства. Потому есть в регионах как лидеры по привлечению молодых кадров, так и аутсайдеры [13].

Разработка комплекса мер социальной поддержки медицинских работников осуществляться на основе: действующих законов и иных нормативных правовых актов; изучения кадровой ситуации в системе здравоохранения; изучения особенностей демографической ситуации, географических, экономических условий, характерных для субъекта Российской Федерации, а также прогноза их развития; определения плановых показателей системы здравоохранения с учетом прогноза развития ситуации в субъекте Российской Федерации; анализа достижений «лучших практик» в сфере социальной поддержки медицинских кадров в других субъектах или отраслях Российской Федерации; определения приоритета мероприятий в сфере социальной поддержки медицинских кадров в субъекте Российской Федерации [26].

Например, подпрограммой «Развитие кадрового потенциала» на 2018-2020 годы» предусмотрены следующие мероприятия: совершенствование учебно-методической работы и качества профессионального образования в средних профессиональных медицинских учреждениях образования; развитие системы среднего профессионального образования для подготовки специалистов по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика», «Стоматология ортопедическая», «Фармация» с учетом введения государственного образовательного стандарта нового поколения; методическое обеспечение учебных программ и образовательных учреждений; повышение эффективности последипломного образования с использованием дистанционных методов обучения; осуществление целевой подготовки врачебного персонала; осуществление послевузовской подготовки (ординатура, переподготовка) врачей; организация стажировок врачей в ведущих зарубежных клиниках; обеспечение социальных гарантий медицинских работникам [23].


В число мероприятий по закреплению молодых специалистов рекомендуется включить комплекс мер социальной поддержки:

Решение проблем с жильем: полная или частичная компенсация арендной платы; обеспечение служебным жильем (в течение определенного времени, предположим, в течение 3-ех или 5-и лет - это жилое помещение должно относиться к разряду служебных, для того, чтобы специалист, приватизировав жилье, не покинул место работы); социальные выплаты на частичную оплату первоначального взноса по договору на строительство (приобретение) жилья или по договору ипотечного жилищного займа на строительство (приобретение) жилья;

Оплата жилищно-коммунальных услуг (принять различные нормативные акты, регулирующие вопросы обеспечения выплат молодому специалисту в компенсации расходов на оплату коммунальных услуг;

Внеочередное предоставление мест в детских садах для детей медицинских работников [28].

Рекомендуется повышать информированность о программе «Сельский доктор», а также информировать выпускников школ о возможности поступления в медицинские ВУЗы по целевому контракту; информировать студентов выпускных курсов о возможности обучения в интернатуре и ординатуре по целевому контракту, с заключением трехстороннего договора.

Понятно, что эти меры потребуют дополнительного финансирования из бюджета, но экономический эффект от привлечения молодых специалистов в муниципальное здравоохранение вполне может компенсировать эти затраты, так как модернизация здравоохранения позволит повысить качества оказания медицинской помощи и получит подготовленные кадры.

Кадровая политика — это генеральное направление кадровой работы, включающее совокупность принципов, методов, форм организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание высокопроизводительного, сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка [15]. В современных условиях, наблюдается тенденция к повышению внимания к ведению кадровой политики, т.к. с помощью нее обеспечивается оптимальный баланс процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда [14].

Также к причинам повышения значимости кадровой политики
относится:

  • рост требований к качеству выполняемой персоналом работы, сокращение рынка узкоспециализированной рабочей силы, непрерывный рост расходов на содержание персонала предприятия и оказываемое персоналом социальное давление на руководство;
  • обеспечение создания благоприятных условий труда для работников, обеспечение возможности продвижения по карьерной лестнице;
  • значительный рост в течение последних десятилетий уровня жизни, и как результат, рост уровня и содержания требований населения к профессиональной деятельности [25].

Говоря об объектах и целях кадровой политики, то их представляют кадры. Объясняется это тем, что реализация кадровой политики предполагает формирование, распределение и рациональное использование квалифицированных работников, занятых в производственных и непроизводственных отраслях общественного производства, т. е. собственно, кадров [17].

Особое значение занимают кадры, в области здравоохранения, приобретающие ещё более высокую ценность за счет повышения своих профессиональных навыков, которые имеют особую значимость для населения [15].

Основополагающими направлениями для кадровой политики области здравоохранения является оптимальный набор численности и структуры кадров. Данное направление кадровой политики в здравоохранении подразумевает планирование. Планирование является одной из важнейших функций управления персоналом и содержит определяющие аспекты по количественному, качественному временному и пространственному определению потребности в персонале, который необходим для четкой, слаженной работы с целью охраны здоровья населения [29].

В ходе решения кадрового обеспечения системы здравоохранения планирование основывается на необходимости выпуска числа врачей и средних медицинских кадров в соотношении медицинских работников и численности населения, а также показателей спроса на медицинские услуги.

2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НА УРОВНЕ РЕГИОНА (КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ)

2.1 Организационная характеристика Областного
Государственного Бюджетного учреждение здравоохранения (ОГБУЗ) «ССМП и МК» и ее место в системе здравоохранения региона


К муниципальной системе здравоохранения в области относятся:

  • муниципальные органы управления здравоохранением;
  • лечебно-профилактические, образовательные и иные организации здравоохранения, основанные на муниципальной собственности.

За счет средств местного бюджета осуществляется финансирование:

  • муниципальных организаций здравоохранения;
  • муниципальных целевых программ;
  • первичной медико-санитарной помощи и проведение диагностических исследований органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в муниципальных медицинских организациях;
  • медицинских мероприятий и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в муниципальных медицинских организациях;
  • муниципального органа управления здравоохранением [20].

При формировании местного бюджета органы местного самоуправления предусматривают средства на лечение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также на дорогостоящие виды медицинской помощи в медицинских организациях муниципальных образований.

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает:

  • лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний;
  • проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний;
  • санитарно-гигиеническое образование;
  • проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства [16].

Кроме того, МУЗ оказывает платные медицинские услуги в плановом порядке:

  • если у пациента нет российского гражданства;
  • если у пациента нет страхового медицинского полиса;
  • по желанию пациента;
  • при анонимном лечении (кроме обследования на СПИД);
  • в случаях, не входящих в Программу государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.

Муниципальное учреждение оказывает платные услуги физическим и юридическим лицам. Право на оказание платных услуг зафиксировано в Уставе учреждения (Приложение 1). Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями на основе договоров между медицинским учреждением «Центральная районная больница» (МУ ЦРБ) и юридическими (физическими) лицами, договоров добровольного страхования, договоров с посредниками (исполнителями) по безналичному расчету, по квитанциям строгой отчетности, через отделения Сбербанка, через кассу бухгалтерии.


Оказывают следующие виды платных медицинских услуг:

  • прием врачей-специалистов всех профилей для взрослого и детского населения;
  • обследование и подбор индивидуальной терапии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, органов дыхания, эндокринной системы и других заболеваний;
  • оказание специализированной помощи больным алкоголизмом и наркоманией;
  • проведение манипуляций: хирургических, травматологических, дерматовенерологических, проктологических, урологических, отоларингологических, офтальмологических, аллергологических и других;
  • медицинские освидетельствования граждан на право ношения оружия, для водителей автотранспорта, для устройства на работу, учебу, для посещения бассейна;
  • стоматологический кабинет;
  • лабораторная, рентгенографическая, ультразвуковая и функциональная диагностика [20].

2.2 Анализ кадрового потенциала в ОГБУЗ «ССМП и МК»

Анализируя кадровый состав за 2015-2017 гг. можно сказать, что основную часть персонала составляют медицинские сестры – более 44% (57 человек к концу 2017 г.) (табл. 1). Рост числа медсестер составил 2 человека (4%).

Таблица 1

Состав и динамика численности персонала ОГБУЗ «ССМП и МК»

Квалификация персонала

2015

2016

2017

1

2

3

4

Врачи

7

9

10

в т.ч. высшей категории

1

1

2

I категории

1

1

1

II категории

3

4

4

III категории

2

3

3

Медицинские сестры

55

53

57

Санитарки

32

31

36

Прочие работники

16

17

25

ВСЕГО:

110

110

129

Доля врачей составляет всего 7,8% (10 человек в 2017 году), в абсолютном выражении рост числа врачей составил 3 человека (14%).

Изучив фонд оплаты труда можно сделать выводы относительно его динамики (таблица 2).

Таблица 2