Файл: Система социального страхования в России и направления ее развития (Глава 1. Теоретические аспекты социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В дополнение к ОСС функционирует институт добровольного социального страхования (ДСС). В поле деятельности страховщиков в сфере ДСС попадают дополнительные услуги и дополнительные гарантии застрахованным. Наиболее распространенными являются пенсионное и медицинское добровольное страхование. Отличительными чертами добровольного страхования являются договорный характер отношений, социальное партнерство работодателей и работников, тесная зависимость социальных выплат от уровня доходов страховщика[37].

Существование фондов социального страхования обеспечивает надежную социальную защиту[38]. Государство обязывает уплачивать страховые взносы, так как при отсутствии страховых взносов отсутствует и страховое обеспечение, поскольку страховое обеспечение напрямую зависит от размера заработной платы застрахованных граждан и фонды по форме относятся к внебюджетным[39].

Правила исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов отражены в Федеральном законе от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»[40].

Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[41] устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[42] регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[43] регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования. Профессор Л. И. Васильцова считает, что ФЗ от 29.11.2010 г. № 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» влияет на укрепление человеческого капитала. По замыслу разработчиков, Закон реально делает человека центральным звеном системы оказания медицинской помощи[44].


Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Социальное страхование – система экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путём перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах.

Социальное страхование осуществляется в обязательной и в добровольной формах. Обязательное социальное страхование – созданная государством система экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путём перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке и аккумулированных в государственных внебюджетных фондах. Добровольное социальное страхование – форма управления социальными рисками общества путём перераспределения средств, собранных на эти цели на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах.

Обязательное социальное страхование отличается от добровольного социального страхования, прежде всего, своим назначением, которое заключается в финансировании государственных социальных программ, направленных на: 1) материальное обеспечение трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности; 2) поддержку материнства и детства; 3) охрану здоровья всех членов общества. Добровольное социальное страхование предназначено для повышения уровня страховой защиты граждан от социальных рисков.

Глава 2. Анализ социального страхования в Российской Федерации (на примере Ставропольского края)

2.1. Анализ доходов Фонда социального страхования Российской

Федерации


Бюджет ФСС РФ, по сути, является финансовым планом, который в законодательной форме устанавливает доходы и позволяет осуществлять расходы ФСС РФ. Это означает, что все финансовые ресурсы объединены и управляются через бюджет фонда.

Особое внимание при составлении бюджета уделяется сбалансированности его доходов и расходов, а также обеспечению установленного норматива оборотных средств.

Состав доходов Ставропольского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013-2015 гг. представлен в таблице 3. Из данных таблицы следует, что доходы Ставропольского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в 2014 г. увеличились на 22,1%, что связано с поступлениями средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета фонда (70,7 млн. руб.).

Таблица 3

Доходы Ставропольского регионального отделение Фонда

социального страхования Российской Федерации в 2013–2015 гг., тыс. руб. [45]

Наименование доходов

Доходы

Темп роста, %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2014/
2013
гг.

2015/
2014
гг.

2015/
2013
гг.

1

2

3

4

5

6

7

Доходы

360476298.9

440045731.7

425488232.6

122.1

96.7

118.0

Налоговые и
неналоговые доходы

293965453,0

291946732.2

346408866.5

99.3

118.7

117.8

Налога и взносы на социальные нужды

281739449.4

281614826.0

315876326.9

100.0

112.2

112,1

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

Средства на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

233930078,1

233635944.4

256140880.9

99.9

109.6

109.5

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний

60163559,5

58394311.5

59735446.0

97.1

102.3

99.3

Покрытие дефицита бюджета ФСС

-

70702029.2

30532539,6

-

43.2

-

Средства федерального бюджета на реализацию государственных функций

48849543.00

60396697,3

61579366.1

123.6

102.0

126.1

Средства ФОМС,

передаваемые бюджету ФСС на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и

в послеродовом

периоде, а также

диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года

жизни

16661302,9

17000000,0

17500000,00

102.0

102.9

105.0


В 2014 г. наблюдается уменьшение налоговых и неналоговых доходов, что напрямую связано с экономическим кризисом, когда произошел спад производства, сокращение рабочих мест, уменьшение налогооблагаемых выплат работающему населению, что в свою очередь напрямую отразилось на доходах бюджета отделения.

В 2015 г. доходы отделения сократились на 3,3%, что связано с сокращением перечислений из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета отделения на 56,8%. В целом, темпы роста всех показателей дохода бюджета по сравнению с 2013 г. возросли, за исключением страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что позволяет сделать вывод об устойчивом соотношении доходной части бюджета отделения и выявлении резервов для увеличения в абсолютных показателях.

Формирование доходов напрямую связано с расходами, поэтому необходимо остановиться на статьях расходов на цели государственного социального страхования.

2.2. Анализ расходов фонда социального страхования Российской Федерации

Анализ расходов бюджета (табл. 4) показывает, что все основные показатели расходов бюджета Ставропольского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выросли в 2014 г. по сравнению с 2013 г. Расходы в 2015 г. снизились по статье «Образование» на 99, 8% в связи с тем, что расходы по оздоровлению детей переданы на уровень субъекта Федерации и таким образом, расходы бюджета по сравнению с 2014 г. в 2015 г. по этой сократились на 19 490 225 тыс. руб.

Несмотря на то, что расходы на социальную политику в 2015 г. выросли только на 5%, следует отметить, что часть расходов федерального бюджета, передаваемых в виде межбюджетных трансфертов на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и оказание государственной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту лечения, переданы на уровень 22 субъектов РФ.

Расходы бюджета в 2013 г. составили по обязательному социальному страхованию в сумме 267 230 290,8 тыс. руб. и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 46 655 128,6 тыс. руб.


Таблица 4

Динамика расходов бюджета Ставропольского

регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за 2013 — 2015 гг., тыс. руб. [46]

Виды

расходов

Период

Отклонение

Темп роста, %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г.

2015 г.

2014
2013
гг.

2015

2014
гг.

2015
2013
гг.

Общегосударственные вопросы

3427.8

4635.7

5742.2

1257,9

1056.5

136.7

122.5

167.5

Образование

16939310.2

19535263.4

45038.8

2595953.2

19490225

106.5

0.2

0.3

Социальная

362442165.9

428960868.0

453767989.7

66518702.1

24807122

123

105.8

125.2

политика

Итого расходов

379384903.9

448500817.1

453818770.7

69115913.2

5317953.6

121.9

101.2

119.6

Всего объем расходов бюджета Фонда в 2013 г. составил 379 384 903,8 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 49 690 176,6 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 15 809 307,8 тыс. руб. Проанализировав доходы и расходы за 2013 – 2015 гг., можно сказать, что расходы бюджета превышают его доходы. Бюджет Ставропольского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с каждым годом становится более дефицитным. На покрытие дефицита государство выделяет средства из федерального бюджета РФ.

Отрицательное влияние на увеличение дефицита бюджета оказало введение единого социального налога, когда процентные ставки по взносам были значительно снижены, но в тоже время заявлены повышенные социальные обязательства по выплатам застрахованным лицам в связи с временной нетрудоспособностью, материнством. Если в ближайшее время не будут найдены новые источники формирования бюджета Ставропольского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации или сокращение имеющихся, то система социального страхования может оказаться банкротом и плавно перейдет к бюджетному финансированию, нарушая принцип страхования, что, в конечном счете, может привести к социальному обеспечению.