Файл: Система социального страхования в России и направления ее развития (Глава 1. Теоретические аспекты социального страхования).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты социального страхования
1.1. Понятие социального страхования и его виды
1.2. История развития социального страхования в России
Глава 2. Анализ социального страхования в Российской Федерации (на примере Ставропольского края)
2.1. Анализ доходов Фонда социального страхования Российской
2.2. Анализ расходов фонда социального страхования Российской Федерации
Совершенно неприемлем и второй, радикальный подход – возложить всю тяжесть дополнительного финансирования на плечи самих граждан, частного бизнеса и некоммерческих организаций, поскольку в таком случае расходы этих экономических агентов должны будут увеличиться в относительном выражении примерно в 3 раза, в то время как для низкообеспеченных групп населения нередко обременительной является и существующая нагрузка[53].
Поэтому необходим поиск компромиссов и объединение усилий всех заинтересованных сторон. Ведь простое механическое увеличение бюджетных расходов даже если и не нарушит сбалансированности бюджетной системы, может не привести к достижению второй важнейшей наряду с ростом благосостояния трудящихся цели – повышению качества работы социальных систем.
Со стороны органов власти необходимы постепенное и дифференцированное увеличение налоговой нагрузки и обеспечение повышения эффективности самих расходов, осмотрительное совершенствование системы оплаты труда, усиление принципа адресности социальных льгот и бесплатных услуг в зависимости от благосостояния получателей, возможно – привлечение негосударственных организаций к выполнению госзаданий.
Граждане и заинтересованные предприятия должны быть морально и организационно готовы к увеличению степени своего участия в финансировании образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты и наряду с этим – к формированию более активной позиции в отношении повышения эффективности их функционирования.
Самим же работникам бюджетной сферы следует осознать, что увеличение уровня оплаты труда не может оставаться «механическим» и «внешним» – оно должно быть гармонично увязано с ростом квалификационных требований и определенным повышением интенсивности труда.
Итак, основные выводы состоят в следующем:
Финансовое обеспечение является хотя и далеко не единственным, но очень важным фактором социального развития, поэтому приоритетной задачей социальной политики ближайших лет становится существенное увеличение ассигнований на образование, здравоохранение и культуру для обеспечения нормального уровня оплаты труда[54].
Главный источник дополнительных вложений – средства государства за счет пересмотра приоритетов бюджетной политики и прогрессивного налогообложения сверхдоходов.
Для действенного улучшения социально-экономической ситуации недостаточно только мер государственной политики, но требуется объединение усилий всех заинтересованных сторон.
Заключение
Социальное страхование – система экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путём перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах.
Обязательное социальное страхование – созданная государством система экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путём перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке и аккумулированных в государственных внебюджетных фондах.
Обязательное социальное страхование отличается от добровольного социального страхования, прежде всего, своим назначением, которое заключается в финансировании государственных социальных программ, направленных на: 1) материальное обеспечение трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности; 2) поддержку материнства и детства; 3) охрану здоровья всех членов общества. Добровольное социальное страхование предназначено для повышения уровня страховой защиты граждан от социальных рисков.
В секторе обязательного социального страхования имеет место рост расходов. Замена ЕСН на страховые взносы, отмена регрессивной шкалы налогообложения, отмена специальных налоговых режимов для целей обязательного социального страхования дали следующие положительные результаты: возврат к страховым принципам формирования целевых фондов денежных средств (возможность соотнесения размера страховых выплат с объемами уплаченных страховых взносов), установление единого дня всех работодателей порядка исчисления и уплаты страховых взносов, частичное упрощение процедуры исчисления страховых взносов (взносы начисляются до достижения доходов работника предельной облагаемой базы нарастающим итогом с начала года), аккумулирование страховых платежей непосредственно на счетах страховщика, повышение ответственности как страхователя, так и страховщика.
В результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность ФСС перестала отвечать многим страховым принципам, положенным в основу его функционирования. Постоянное снижение размеров обязательных отчислений, широкий перечень льгот превратили систему обязательного социального страхования, реализуемую ФСС в дотационную. Наблюдается невозможность выполнения ФСС закрепленных за ним функций, отмечается перегруженность ФСС нестраховыми (дополнительными) функциями, что также провоцирует диспропорции и неэффективное использование имеющихся ресурсов.
Действующая система обязательного социального страхования, реализуемая ФСС, имеет внутренние резервы увеличения доходов и снижения расходов.
Однако, в формировании и расходовании средств ФСС РФ имеют место существенные недостатки: низкий порог установленной предельной облагаемой базы для начисления страховых взносов; не начисляются взносы на выплаты по договорам гражданско-правового характера; отсутствует возможность проведения взаимозачетов по двум видам обязательного социального страхования: на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; остается сложной процедура возврата Фондом излишне перечисленных страховых взносов.
В связи с этим в работе представлены предложения по корректировке законодательства в части усовершенствования порядка исчисления и уплаты страховых платежей в ФСС РФ. Предложенные направления увеличения доходов и пути сокращения расходов будут способствовать обеспечению сбалансированности финансовых потоков ФСС.
Список литературы
Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования».
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
Алехина Е.С. Социальное страхование в системе социальной защиты населения России // Перспективы науки. 2010. № 14. С. 48-55.
Ахинов А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА, 2011.
Васильцова Л. И. Прирост человеческого капитала в сфере здравоохранения // Известия УрГЭУ. 2012. № 2. – С. 12.
Гаджиясулов М.М. Совершенствование системы обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга // Финансы и кредит. 2013. №36 (564). С. 53.
Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита. – М., 2010.
Колыбелкин М.В. Социальные расходы как приоритет бюджетной политики государства // Ежегодник «Виттевские чтения». 2014. № 1. С. 77-80.
Лесниченко Е.Н. Основные аспекты зарождения и развития социального страхования / Е.Н.Лесниченко, Е.С.Терехова // Страховое дело. - 2012. - № 9. - С.59-64.
Меланьин М.И. Социальные расходы Российской Федерации в контексте формирования социального государства // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. № 3. С. 4.
Павлюченко В.Г. Государственное регулирование обязательного социального страхования // Уровень жизни населения регионов России. - 2012. - № 8. - С.73-79.
Сафонов В.Н., Куркова М.А. Социальные расходы бюджетов как элемент социального государства в Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 1-2. С. 112-115.
Шипович Л. Критерии и показатели роста национальной экономики в развитии экономической системы // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 15 (306). – Вып. 41. – С. 152–157.
Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. М., 2012. С. 169.
ФСС России: fss.ru
Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
Приложение 1
Система социального страхования РФ
Приложение 2
Субъекты социального страхования в РФ
Приложение 3
Формы и виды социального страхования
-
Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита. – М., 2010. – С. 12. ↑
-
Павлюченко В.Г. Государственное регулирование обязательного социального страхования // Уровень жизни населения регионов России. - 2012. - № 8. - С.73-79. ↑
-
Алехина Е.С. Социальное страхование в системе социальной защиты населения России // Перспективы науки. 2010. № 14. С. 48-55. ↑
-
Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита. – М., 2010. – С. 12. ↑
-
Алехина Е.С. Социальное страхование в системе социальной защиты населения России // Перспективы науки. 2010. № 14. С. 48-55. ↑
-
Ахинов А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА, 2011. – С. 27. ↑
-
Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита. – М., 2010. – С. 12. ↑
-
Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита. – М., 2010. – С. 13. ↑
-
Алехина Е.С. Социальное страхование в системе социальной защиты населения России // Перспективы науки. 2010. № 14. С. 48-55. ↑
-
Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита. – М., 2010. – С. 12. ↑
-
Ахинов А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА, 2011. – С. 20. ↑
-
Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита. – М., 2010. – С. 12. ↑
-
Алехина Е.С. Социальное страхование в системе социальной защиты населения России // Перспективы науки. 2010. № 14. С. 48-55. ↑
-
Ахинов А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА, 2011. – С. 27. ↑
-
Меланьин М.И. Социальные расходы Российской Федерации в контексте формирования социального государства // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. № 3. С. 4. ↑
-
Алехина Е.С. Социальное страхование в системе социальной защиты населения России // Перспективы науки. 2010. № 14. С. 48-55. ↑
-
Меланьин М.И. Социальные расходы Российской Федерации в контексте формирования социального государства // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. № 3. С. 4. ↑
-
Ахинов А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА, 2011. – С. 27. ↑
-
Алехина Е.С. Социальное страхование в системе социальной защиты населения России // Перспективы науки. 2010. № 14. С. 48-55. ↑
-
Ахинов А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА, 2011. – С. 29. ↑
-
Гаджиясулов М.М. Совершенствование системы обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга // Финансы и кредит. 2013. №36 (564). С. 53. ↑
-
Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита. – М., 2010. – С. 13. ↑
-
Ахинов А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА, 2011. – С. 27. ↑
-
Ахинов А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА, 2011. – С. 27. ↑
-
Гаджиясулов М.М. Совершенствование системы обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга // Финансы и кредит. 2013. №36 (564). С. 53. ↑
-
Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита. – М., 2010. – С. 13. ↑
-
Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита. – М., 2010. – С. 13. ↑
-
Ахинов А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА, 2011. – С. 27. ↑
-
Гаджиясулов М.М. Совершенствование системы обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга // Финансы и кредит. 2013. №36 (564). С. 53. ↑
-
Захарова Т.И. Социальное страхование и социальная защита. – М., 2010. – С. 13. ↑
-
Лесниченко Е.Н. Основные аспекты зарождения и развития социального страхования / Е.Н.Лесниченко, Е.С.Терехова // Страховое дело. - 2012. - № 9. - С.59-64. ↑
-
Гаджиясулов М.М. Совершенствование системы обязательного социального страхования на основе концепции социально-страхового маркетинга // Финансы и кредит. 2013. №36 (564). С. 53. ↑
-
Лесниченко Е.Н. Основные аспекты зарождения и развития социального страхования / Е.Н.Лесниченко, Е.С.Терехова // Страховое дело. - 2012. - № 9. - С.59-64. ↑
-
Лесниченко Е.Н. Основные аспекты зарождения и развития социального страхования / Е.Н.Лесниченко, Е.С.Терехова // Страховое дело. - 2012. - № 9. - С.59-64. ↑
-
Сафонов В.Н., Куркова М.А. Социальные расходы бюджетов как элемент социального государства в Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2012. № 1-2. С. 112-115. ↑
-
Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об основах обязательного социального страхования». ↑
-
Ахинов А., Мысляева И.Н. Экономика общественного сектора. – М.: ИНФРА, 2011. – С. 27. ↑
-
Меланьин М.И. Социальные расходы Российской Федерации в контексте формирования социального государства // Вестник Московского государственного областного университета. 2014. № 3. С. 4. ↑
-
Колыбелкин М.В. Социальные расходы как приоритет бюджетной политики государства // Ежегодник «Виттевские чтения». 2014. № 1. С. 77-80. ↑
-
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». ↑
-
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). ↑
-
Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». ↑
-
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) ↑
-
Васильцова Л. И. Прирост человеческого капитала в сфере здравоохранения // Известия УрГЭУ. 2012. № 2. – С. 12. ↑
-
ФСС России: fss.ru ↑
-
ФСС России: fss.ru ↑
-
ФСС России: fss.ru ↑
-
ФСС России: fss.ru ↑
-
Шипович Л. Критерии и показатели роста национальной экономики в развитии экономической системы // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 15 (306). – Вып. 41. – С. 152–157. ↑
-
Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru ↑
-
Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru ↑
-
Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru ↑
-
Шипович Л. Критерии и показатели роста национальной экономики в развитии экономической системы // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 15 (306). – Вып. 41. – С. 152–157. ↑
-
Шипович Л. Критерии и показатели роста национальной экономики в развитии экономической системы // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 15 (306). – Вып. 41. – С. 152–157. ↑