Файл: Система социального страхования в России и направления ее развития (Глава 1. Теоретические аспекты социального страхования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Добровольное личное страхование реализуется за счёт средств, полученных в виде страховых взносов как от граждан за счёт их собственных доходов, так и от работодателей, страхующих своих работников, используя на эти цели определённую часть прибыли. Величина страховых взносов устанавливается страховщиками самостоятельно и регулируется теорией актуарных расчётов. При этом существует прямая взаимосвязь между размерами страховых взносов и страхуемыми рисками[15].

Дефицит средств покрывается страховщиками самостоятельно за счёт собственных резервных фондов[16].

Одним из существенных отличий обязательного социального страхования от добровольного является то, что средства внебюджетных фондов и выплачиваемых ими пособий самоиндексируются параллельно с ростом заработной платы, что в определённой степени защищает их от негативного воздействия инфляции. Для защиты страховых фондов по добровольному социальному страхованию от влияния инфляции необходимо их надёжное и доходное инвестирование.

Внебюджетные фонды системы обязательного социального страхования являются государственной собственностью, управление ими осуществляют органы государственной власти.

Страховые компании, занимающиеся добровольным социальным страхованием, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, имеющими законодательно закреплённые права и обязанности перед государством[17]. Несмотря на то, что добровольное социальное страхование, так же как и обязательное социальное страхование, позволяет защищать население от социальных рисков, данный вид страхования подлежит налогообложению на всех стадиях и для всех участников процесса страхования[18].

Таким образом, на основе сравнительной характеристики обязательного и добровольного социального страхования в России можно сделать следующий вывод: добровольное социальное страхование является важным дополнением обязательного социального страхования, так как недостатки одного могут быть компенсированы достоинствами другого[19].

Рассмотрим механизм взаимодействия обязательного и добровольного социального страхования в системе социальной защиты населения России (рис. 2).

Рис. 2. Механизм взаимодействия обязательного и добровольного социального страхования в системе социальной защиты населения России[20]


Связующим звеном между обязательным и добровольным социальным страхованием выступают социальные риски[21]. На наш взгляд, обязательное и добровольное социальное страхование оказывают взаимное влияние на уровень развития друг друга. Между обязательной и добровольной формами организации социального страхования нами выявлены взаимосвязи по следующим направлениям:

1. Влияние обязательного социального страхования на уровень развития добровольного социального страхования.

Во-первых, существует обратная зависимость между уровнем развития обязательного социального страхования и объёмом собранных премий по добровольному социальному страхованию. Известно, что чем эффективнее функционирует система обязательного социального страхования, тем меньше заключаются договора добровольного личного страхования, и наоборот. Так, в докладе 1987 г. Швейцарской компании по перестрахованию (Swiss Re) указывалось, что быстрый рост объёма премий по страхованию жизни объясняется отчасти «... растущими финансовыми трудностями социальной пенсионной системы» [22]. То есть чем выше уровень страховой защиты от социальных рисков, обеспечиваемый обязательной формой социального страхования, тем меньше спрос на страховые продукты добровольного социального страхования в стране, и наоборот. Однако в России данная зависимость не наблюдается, так как при наличии низкого уровня страховых выплат по обязательному социальному страхованию добровольное социальное страхование практически не развито в силу отсутствия на него спроса[23].

Во-вторых, эффективность функционирования обязательного социального страхования может оказывать определённое влияние на развитие добровольной формы социального страхования. Если размеры социальных выплат достаточны для поддержания материального положения граждан, пострадавших от социальных рисков, на достойном уровне, то последние могут выступать в качестве страхователей по добровольному социальному страхованию, заключая страховые договоры, либо продолжая уплачивать страховые премии по уже существующим страховым договорам (то есть, не прекращая их действие по причине невозможности уплаты страховых взносов) [24].

2. Влияние добровольного социального страхования на финансовые возможности обязательного социального страхования.

Увеличение ресурсов системы обязательного социального страхования происходит за счёт обложения страховыми взносами сумм страховых платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, за исключением:


‒ сумм страховых платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных лиц;

‒ сумм страховых платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и(или) причинения вреда здоровью застрахованного лица[25];

‒ сумм пенсионных взносов работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;

‒ взносов работодателя на накопительную часть трудовой пенсии, но не более 12 тыс. руб. в год в расчёте на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя[26].

То есть чем лучше развито добровольное социальное страхование в стране, тем больше объём поступлений в национальную систему обязательного социального страхования, что создаёт возможности для повышения размера социальных выплат[27].

Наличие в стране развитого добровольного социального страхования существенно повышает уровень страховой защиты населения от социальных рисков, что положительно сказывается на экономической активности граждан, в некоторой степени способствует развитию предпринимательства, которое в итоге приводит к росту числа занятых в экономике страны и обеспечивает: увеличение средств, поступающих в систему обязательного социального страхования в качестве обязательных страховых взносов; сокращение расходов федерального бюджета на социальную помощь лицам, пострадавшим от наступления социальных рисков; снижение численности безработных[28]. Частные покупки полисов страхования жизни могут заменить (авт. не заменить, а дополнить) государственное обеспечение, предоставляя определённые преимущества, и наоборот[29].

3. Конкуренция обязательного и добровольного социального страхования.

Государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования и страховщики, занимающиеся добровольным социальным страхованием, конкурируют в процессе своей инвестиционной деятельности. Так, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, занимающиеся пенсионным страхованием, являются конкурентами Пенсионного фонда РФ при проведении инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. В соответствии с российским законодательством государственные внебюджетные фонды имеют существенные преимущества в инвестиционной деятельности перед страховыми организациями, что противопоставляет их друг другу, а не объединяет для достижения общей цели.


4. Сотрудничество обязательного и добровольного социального страхования – это развитое за рубежом и перспективное для России направление взаимодействия обязательного и добровольного социального страхования, заключающееся в совместном предоставлении страховой защиты населению от социальных рисков[30].

Для развития в нашей стране данного направления необходимо экономическое обоснование и разработка механизма взаимодействия обязательного и добровольного социального страхования в ходе параллельной реализации ими страхования от социальных рисков с целью повышения уровня социальной защищённости населения России.

1.2. История развития социального страхования в России

В России социальная политика всегда была противоречива и непоследовательна. Некоторые социальные гарантии закреплены в Конституции РФ, некоторые конкретизированы в кодексах, федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативных правовых актах.

Социальное страхование в России развивалось поэтапно. В XIX в. было отменено крепостное право. В Царстве Польском возникли первые добровольные больничные кассы, обязательно-факультативное страхование, в 1861 г. – обязательное страхование горнорабочих[31].

С конца 60-х гг. XIX в. начали разрабатываться первые законопроекты социального страхования (министр финансов Н. Х. Бунге подготовил законопроект от ответственности работодателей за увечье и смерть работников; Л. Э. Нобель предложил создать страховые кассы, в которые централизованно отчислялся бы определенный процент с заработка работников; следующий министр финансов С. Ю. Витте подготовил еще один законопроект об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть работников). Объединения работодателей противоречиво высказывались о социальном страховании, а государственная политика в этом вопросе была непоследовательной[32].

В начале ХХ в. были осуществлены первые попытки страховой защиты отдельных категорий работников (в 1901–1903 гг. организуются Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве в Москве, Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга; введены в действие Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим работоспособность на заводских и рудничных работах).


2 июня 1903 г. был принят Закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семей в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Закон распространялся на рабочих фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности. Юрист М. М. Винавер, считал, что принятие Закона от 02.06.1903 г. стало следствием того, что «правосознание общества в вопросах, касающихся вознаграждения за потерю трудоспособности, сделало уже громадный шаг вперед от теории вины к теории профессионального риска» [33].

В июне 1912 г. принимается «Страховой закон 1912 г.». Этот закон предусматривал страхование на случай болезни, расходы по лечению возлагались на работодателя (если рабочий терял трудоспособность, то работодатель должен был обеспечивать бесплатное лечение в течение 4 месяцев), материальную помощь рабочим при потере работоспособности, связанной с выполнением профессиональных функций, выплату пособия по случаю родов для работниц, состоящих членами больничных касс.

Первая мировая война деформировала всю социальную сферу Российской империи. После Февральской революции 1917 г. социальное страхование переживало невиданный ранее подъем и по своей правовой базе и общественному характеру было одним из самых прогрессивных в мире.

В советский период относительно полноценное социальное страхование существовало только в период нэпа. С 1919 г., а затем с конца 20-х гг. ХХ в. в нашей стране сложилась довольно своеобразная и по-своему эффективная система государственного социального обеспечения, в значительной части лишенная страховых начал[34].

Сегодня в Российской Федерации основой социальной защиты является единая система обязательного социального страхования[35]. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»[36], обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с Федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В ФЗ от 16.07.1999 г. № 165 определены следующие виды страхового обеспечения по отдельным видам обязательного социального страхования (ОСС): оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; единовременное пособие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение; пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.