Файл: Проблемы коммуникаций в стоматологической клинике «Ренессанс Дент».pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и особенности коммуникационных процессов в современной организации
1.1. Понятие и принципиальные модели процесса коммуникации в организации
1.2. Типология коммуникаций в организации
Глава 2. Анализ коммуникаций в ООО «Ренессанс Дент»
2.1. Краткая характеристика организации. Оценка внешней среды
2.3. Анализ инструментов и источников информации
3.1. Концептуальное планирование. Определение целевых групп
2.3. Анализ инструментов и источников информации
Важнейшей целью внешних коммуникаций стоматологической клиники является продвижение услуг, для чего используется ряд методов, представленных в таблице 8 в порядке убывания значимости.
Таблица 8
Методы продвижения услуги, используемые клиникой
«Ренессанс Дент» [40]
Метод |
Содержание |
Преимущества |
Недостатки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Устные коммуникации |
Устная передача информации о клинике знакомым и родственникам пациентами |
Не требует затрат Эмоционально окрашена |
Субъективна Зачастую не профессиональная, в результате чего информация может быть искажена |
Интернет-реклама |
Информацию об услугах клиники, новых технологиях, специалистах Обеспечивается возможность записи на прием |
Относительно недорога Круглосуточная работа Содержательна и достоверна |
Требует постоянной поддержки и обновления Не доступна части (хотя и небольшой) потенциальных клиентов |
Презентации |
Информация о новых услугах с демонстрацией этих услуг |
Содержательна и достоверна Наглядна |
Охватывает небольшую аудиторию |
Наружная реклама |
Привлекает новых клиентов Сообщает о месторасположении клиники |
Работает длительное время |
Мало информативна |
Публикации в СМИ и рекламных изданиях |
Информирует об услугах, ценах, применяемых технологиях и их преимуществах Агитирует |
При относительно небольших затратах информативна Способствует повышению имиджа |
Модульная реклама с перечислением видов деятельности клиники малоэффективна |
Телевидение, радио |
Эмоционально воздействуя, вызывает интерес к компании Напоминает о необходимости обращения в стоматологическую клинику |
Эмоционально окрашена Запоминающаяся |
Высокая стоимость |
Почтовая рассылка |
Информирует об услугах, ценах, применяемых технологиях и их преимуществах Поздравления и информационные сообщения постоянным клиентам |
Высокий охват потенциальной аудитории при относительно небольшой стоимости |
В виду большого потока рекламных листовок может быть не замечена |
Продолжение таблицы 8
1 |
2 |
3 |
4 |
Полиграфия (визитки, гарантийные талоны с логотипом клиники, календари) |
Предоставляет информацию об адресе и телефонах клиники |
Недорога |
Недолговечна (особенно при плохом качестве) |
Выставки |
Дает возможность получить информацию о новых технологиях, материалах и прочих новинках зубоврачебной индустрии |
Получение ценной информации Участие в выставках способствует формированию положительного имиджа |
Высокая стоимость участия |
Из данных, представленных в таблице 8, видно, что приоритетными в системе внешних коммуникаций в клинике «Ренессанс Дент» являются устные коммуникации (при обмене информацией с пациентами), а также коммуникации через Интернет.
В целях оценки имиджа клиники пациентами проведено их анкетирование. О работе клиники от большинства респондентов были получены положительные отзывы, профессиональные качества врачей и медперсонала устраивают 77% опрошенных. Качество медицинских услуг было оценено пациентами высоко, и средний балл по работе составил 4,5. На рис. 6 представлена оценка пациентами работы клиники по 5-балльной системе.
Рисунок 6 - Оценка работы стоматологической клиники[41]
Внутренние коммуникации осуществляются, наряду с формальными методами передачи информации в любой организации (приказ, распоряжение, указание), посредством таких инструментов коммуникации, как обсуждение, коллегиальность, взаимоконтроль. Каналы коммуникации выбираются исходя из критериев эффективности и целесообразности, применительно к каждому конкретному случаю.
В таблице 9 представлены инструменты и источники внутренних коммуникаций.
Таблица 9
Инструменты внутренних коммуникаций[42]
Направления деятельности |
Сообщения |
Инструменты коммуникаций |
Организация лечебного процесса |
Графики лечения по пациентам, карточки клиентов, расчеты нагрузки врачей и другого медицинского персонала |
Электронные и бумажные носители информации. Телефонная связь. Запись на прием через Интернет-сайт Устные коммуникации |
Материально-техническое обеспечение лечебного процесса |
План материально-технического снабжения. Расчеты потребностей в расходных материалах, лечебных препаратах и пр. Заявки на расходные материалы, лечебные препараты и пр. |
Электронные и бумажные носители информации. Электронные информационные письма (e-mail). Телефонная связь Устные коммуникации |
Финансовая деятельность |
Финансовый план Бюджеты денежных средств Счета на оплату коммунальных платежей и аренды. Отчеты о выполнении финансового плана |
Электронные и бумажные носители информации. |
Сложившаяся коммуникационная структура стоматологической клиники «Ренессанс Дент» имеет ряд недостатков, представленных в таблице 10.
Проведенное исследование позволило выявить недостаток в системе внешних коммуникаций с клиентами. На наш взгляд, оформление сайта имеет ряд недостатков. Во-первых, текст главного меню (как и рекламный текст на главной странице) выполнен серым цветом на фоне белого, что существенно снижает его читаемость. Во-вторых, для того, чтобы ознакомиться с перечнем услуг клинике, посетитель сайта должен зайти в дополнительный раздел по ссылке. В-третьих, и самое главное, потенциальный клиент не может получить на сайте информацию о диапазоне цен на услуги, что, очевидно, позволяет ему сделать вывод о высоком уровне цен и отнесении клиники к категории «элит» класса. Часть потенциальных клиентов при этом теряется.
Таблица 10
Проблемы в организации коммуникаций в стоматологической клинике «Ренессанс Дент» [43]
Проблема |
Проявление |
Причина |
Недостатки в организации внешних коммуникаций с клиентами |
Сайт стоматологической клинике в Интернет не обеспечивает желаемого притока дополнительных клиентов. |
Недостатки в оформлении (внешнем виде сайта) – текст меню сайта сливается с основным фоном. Информация об услугах требует зайти по ссылке в дополнительный раздел. Информация о ценах на услуги не представлена |
Недостатки организации внешних коммуникаций с рынком труда |
На сайте клиники отсутствует информация о вакансиях |
Не используются возможности сайта в решении кадровых проблем (в рассматриваемой ситуации – без дополнительных затрат) |
Недостатки в организации внутренних коммуникаций |
Потери времени персонала и клиентов на выполнение функций, которые могли бы быть совмещены либо сокращены |
Нерациональная организация потоков информации |
В организации внутренних коммуникаций выявлена проблема, связанная с оперативностью и рациональностью передачи информации. Во-первых, анкетная информация о пациенте при первом его посещении клиники вносится в карточку клиента администратором перед приемом. При этом пациент зачастую отвечает на вопросы администратора в присутствие других пациентов, что не отвечает требования этичности. Кроме того, если время приемом различных врачей совпадают, клиенты вынуждены ждать своей очереди для заполнения карточки, что приводит к потере времени клиента и простою врачей.
В то же время, на сайте клиники по ссылке «Записаться на прием» содержится предложение заполнить анкету, однако сама анкета как таковая отсутствует, а лишь предлагается оставить следующую информацию: Ф.И.О.; контактный телефон; е-mail; проблема; желательное время посещения.
Анализ информации, представленной на сайте, показывает, что клиника не использует такой, на настоящий момент распространенный, способ привлечения персонала, как публикация на страницах сайта информации о вакансиях.
Кроме того, в клинике не предусмотрена процедура информирования администратора о том, что врач отстает от расписания, в результате администратор не имеет возможности информировать пришедшего на прием пациента о том, на какое время задерживается его прием.
Таким образом, коммуникационная структура стоматологической клиники «Ренессанс Дент» не является достаточно эффективной и имеет резервы совершенствования.
Вывод. Коммуникационная структура стоматологической клиники «Ренессанс Дент» представлена двумя основными блоками: системой внешних коммуникаций и системой внутренних коммуникаций. Стоматологическая клиника «Ренессанс Дент» является открытой системой, коммуникации которой направлены на формирование устойчивой положительной репутации, обеспечивающей в будущем гарантию стабильной работы клиники.
Внутренние формальные коммуникации в клинике, главным образом, определены линейно-функциональной системой организации. Информация передается по подчинению. Формальные горизонтальные связи определены производственной необходимостью.
Сложившаяся коммуникационная структура стоматологической клиники «Ренессанс Дент» имеет ряд недостатков:
- корпоративный сайт, являющийся важнейшим каналом внешней коммуникации, отличен от оптимального;
- в организации внутренних коммуникаций выявлена проблема, связанная с оперативностью и рациональностью передачи информации.
Глава 3. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование коммуникаций в стоматологической клинике «Ренессанс Дент»
3.1. Концептуальное планирование. Определение целевых групп
Выявленные недостатки в коммуникационной структуре стоматологической клиники «Ренессанс Дент» делают необходимым разработку рекомендаций, направленных на ее совершенствование. В таблице 11 представлены предлагаемые организационные пути решения выявленных проблем внешних и внутренних коммуникаций.
Пути решения проблем внешней и внутренней коммуникационной структуры стоматологической клиники «Ренессанс Дент»[44]
Проявление |
Причина |
Пути решения |
Недостатки в организации внешних коммуникаций с клиентами |
||
Сайт стоматологической клинике в Интернет не обеспечивает желаемого притока дополнительных клиентов. |
Недостатки в оформлении (внешнем виде сайта) – текст меню сайта сливается с основным фоном. Информация об услугах требует зайти по ссылке в дополнительный раздел. Информация о ценах на услуги не представлена |
Изменить дизайн сайта Перенести информацию о перечне услуг на главную страницу сайта Разместить прейскурант цен на услуги (в разделе «Услуги») |
Недостатки в организации внешних коммуникаций с рынком труда |
||
На сайте клиники отсутствует информация о вакансиях |
Не используются возможности сайта в решении кадровых проблем (в рассматриваемой ситуации – без дополнительных затрат) |
Размещение на сайте рубрики «Вакансии» |
Недостатки в организации внутренних коммуникаций |
||
Потери времени персонала и клиентов на выполнение функций, которые могли бы быть совмещены либо сокращены |
Нерациональная организация потоков информации |
Разместить на сайте клиники полную анкету пациента, обеспечить возможность получения анкеты и размещения ее в электронную базу клиентов Разработать процедуру информирования администратора об отставании врача от расписания в процессе лечения пациента |