Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятие проекта и управление проектом
1.2. Сущность и виды мотивации персонала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО «РОЗА ВЕТРОВ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ системы мотивации персонала ООО «Роза Ветров»
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ООО «РОЗА ВЕТРОВ»
3.2. Основные мероприятия проекта
3.3. Финансирование и оценка социально-экономической эффективности проекта
ВВЕДЕНИЕ
Управление проектами как дисциплина управления во многом поддерживает экономическую активность предприятия. В сфере услуг (в туризме), проекты приводят в действие туристский бизнес. Со времен развития российской экономики ведущие производители туристских продуктов открыли новые проекты - рынки въездного и внутреннего туризма в Россию, что на тот момент являлось новшеством для российских туристов и прорывом в экономике России.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что новые проекты по мотивации персонала требуют внесения существенных корректив в систему кадрового менеджмента и мотивационных процессов: адаптация, развитие и обучение и карьерный рост становятся ключевыми элементами управления проектами в процессе управления персоналом.
В данной работе под системой мотивации подразумеваются методы любого (материального и нематериального) воздействия на персонал с целью:
- повышения работоспособности;
- повышения эффективности труда;
- удержания сотрудников;
- повышения привлекательности компании для будущих сотрудников;
- повышения лояльности работающих сотрудников.
В этой связи, актуальность темы курсовой работы обусловлена:
- во-первых, важнейшей ролью управления проектами по совершенствованию системы мотивации труда персонала;
- во-вторых, объективной потребностью в исследовании управления проектами по совершенствованию системы мотивации труда персонала;
- в-третьих, практической значимостью исследований, связанных с разработкой и обоснованием основных направлений управления проектами по совершенствованию системы мотивации труда персонала.
Объект исследования: туристическое агентство ООО «Роза Ветров», г.Москва.
Предмет исследования: выступают социально-экономические отношения, объективно возникающие в процессе разработки проекта совершенствованию системы мотивации персонала ООО «Роза Ветров».
Цель исследования: изучение политики мотивации и разработка проект по совершенствованию системы мотивации персонала ООО «Роза Ветров».
Для достижения поставленной целей в работе предполагается решение следующих основных задач:
- рассмотреть теоретические основы управления проектами в сфере мотивации труда персонала;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ мотивации персонала ООО «Роза Ветров»;
- выявить актуальные проблемы функционирования данной системы;
- разработать проект совершенствования системы мотивации персонала.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ организационно-распорядительной и кадровой документации в центре ООО «Роза Ветров» в г. Москве, наблюдение за методами управления персонала в организации, сравнение подхода к работе по управлению персоналом на других-филиалах ООО «Роза Ветров», проведение метода экспертных оценок с помощью специально разработанных программ для работы с персоналом.
Теоретико-методологической базой исследования являются труды отечественных и (зарубежных) ученых-специалистов в сфере управления проектами, управления персоналом, мотивацией персонала : Кибанова А.Я, Шекшни С.В., Ермошкина Н.Н., Марченко О.И., Веснина В.Р., Лукичевой Л.И., Макаровой И.К. и др.
Информационной основной работы являются: нормативно-правовые акты Российской Федерации, локальные правовые акты ООО «Роза Ветров», бухгалтерская отчетность ООО «Роза Ветров» материалы периодических изданий и интернет-сайтов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятие проекта и управление проектом
Проект (с лат. Project — «выброшенный вперед») — это продукт деятельности проектирования либо организация инновационных направлений деятельности организации.[1]
Основные признаки проекта:
- постановка цели, ее достижение;
- модификация, реализация проекта – трансформация системы из существующей в желаемое или требуемое положение;
- новизна. Уникальность причисляется к проекту в целом, а не к отдельным его подсистемам;
- ограниченность в периоде исполнения и претворения в жизнь проекта;
- запрос ресурсов (материальных, человеческих);
- особая организация проекта, таким образом для любого проекта совершенствуется своя организационная структура, культуру и поведение в организации;
- компактность и разделение, компактность происходит с учетом внутренних и внешних факторов;[2]
Проект при его создании, организации и внедрении должен быть управляемым или управляться кем-то. Из этого следует выражение «управленческий проект».
Понятие управленческий проект может рассматриваться в нескольких направлениях. Основные их них представим схематично на рис. 1.1.
Управление проектом объединяет 2 английских слова: Project – что-либо придумывается, прогнозируется и Design – документально созданный план аспектов и задач.[3]
Рисунок 1.1. Создание проекта во внутренней среде организации
Автор книги «Управление проектом» Фил Бэгьюли - один из авторитетнейших ученых в кругу управления проектами в доступном и наполненном стиле детально объясняет все части программы управления проектами (особенно нюансы), подкрепляя их схемами, примерами из организаций и практикой. Автор указывает, что управление проектом – это использование знаний, умений, навыков, методов, средств и технологий при создании и исполнении проекта с целью достижения или получения ожиданий участников проекта.[4]
Профессор, автор учебного пособия «Управление проектами» Мазур И.И. полагает, что управление проектом – это сфера управления, охватывающая те участки производственной и непроизводственной сферы деятельности, в которых создание товара (услуги) воспроизводится как уникальный комплекс обобщенных целенаправленных предложений при определённых требованиях к времени создания для последующей реализации, материальным средствам и оценке желаемого результата.
Таким образом, управление проектом – это то, что зависит от руководителя проекта.
В основном это:
- цели и миссия проекта;
- видение проекта;
- объемы и планы работ;
- стоимость, количество, время;
- ресурсы;
- качество;
- риск;
- коммуникационные процессы;
- участники проекта;
- изменения в ходе создания проекта.[5]
1.2. Сущность и виды мотивации персонала
Мотивация труда персонала на современном этапе становления экономики - это не только нетарифная система оплаты, но и тарифная. Сюда входят также формы экономического стимулирования (цены, ставки по кредитам, ставки налогообложения доходов предприятий и т.п.), которые важно привлечь для сдерживания инфляционных тенденций в экономике. Необходимой составляющей стимулирования является материальное поощрение, которое отличается от экономического по форме воздействия на объект стимулирования. В механизме стимулирования труда персонала также необходимо выделить как подсистемы моральные и социальные, формы которых влияют на интересы людей, находящихся в плоскости сознания. Моральное стимулирование снимает противоречия между необходимостью выполнять нужную предприятиям работу и ненадлежащей материальной заинтересованностью в ней отдельного работника. Традиционные виды морального стимулирования следует и в дальнейшем использовать, но их надо дополнить адекватными рыночной экономике видами (имидж фирмы, выпуск товаров на экспорт, победа в конкурентной борьбе с известной фирмой и т.д.).
Знание сути внутренних причин мотивации полностью не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом. В этом поможет только адекватная оценка процесса мотивации на предприятии и умелое управление им является ключевым аспектом обеспечения экономических интересов работников различных предприятий на практике.
Построение эффективной системы стимулирования труда предполагает создание конкурентоспособной системы вознаграждений работникам, обеспечивающих получение дополнительной прибыли или является основной движущей силой в коллективе. Адекватная оценка процесса мотивации на предприятии и умелое управление им является ключевым аспектом обеспечения экономических интересов работников различных предприятий на практике.
Таким образом, мотивация - это воздействие на работника с помощью определенных факторов, которое напрямую зависят от потребностей, которые имеет человек. К таким факторам можно отнести определенный материальный объект, созданные условия труда или отдельную ситуацию, которая сложилась на предприятии. Задачей руководства предприятия является создание соответствующих условий для раскрытия потенциала работников, что обусловило бы возникновение устойчивой потребности в напряженной и результативной работе. При этом руководство должно учитывать конкретные ситуации, которые служат стимулами в процессе труда, учитывать не только личные способности работников, а и их личные мотивы: потребности, интересы, приоритеты, амбиции.
Кроме того, мотивация труда - определяющий фактор эффективности деятельности предприятий; эффективное стимулирование может быть обеспечено только сочетанием целого комплекса инструментов влияния на эффективность труда; материальное стимулирование является одним из важнейших стимулов повышения эффективности труда; выявление потребностей сотрудников, классификация работников по уровням потребностей - основная предпосылка экономичности мотивации; нематериальные стимулы - важный фактор влияния на управляющий персонал; учета специфики предприятия - важный фактор при выборе руководством политики стимулирования.
Предприятию необходимо соблюдать определенные принципы в стимулировании и мотивации работников, среди которых можно выделить:
1) сочетание краткосрочных и долгосрочных инструментов стимулирования;
2) обеспечение четкого механизма участия работника в результатах деятельности предприятия;
3) поощрение работников к созданию и реализации нововведений на предприятии;
4) всестороннее сочетание материальных и нематериальных стимулов;
5) расширение неформальной коммуникации.
Таким образом, мотивация труда - определяющий фактор эффективности деятельности предприятий; эффективное стимулирование может быть обеспечено только сочетанием целого комплекса инструментов влияния на эффективность труда; материальное стимулирование является одним из важнейших стимулов повышения эффективности труда; выявление потребностей сотрудников, классификация работников по уровням потребностей - основная предпосылка экономичности мотивации; нематериальные стимулы - важный фактор влияния на управляющий персонал; учета специфики предприятия - важный фактор при выборе руководством политики стимулирования.
Каждая современная организация представляет собой сложную систему с огромным количеством элементов, сложных взаимосвязей и процессов. Одним из таких элементов влияния мотивации на результаты деятельности предприятия в сфере услуг является мотивационный климат. То есть, решая задачу эффективной мотивации персонала организации, важным является формирование мотивационного климата, максимально ориентированного на достижение целей организации. Ведь никакие цели организации не могут быть достигнуты без заинтересованного в эффективной работе персонала. Поэтому основополагающими ресурсами в достижении успеха организации являются мотивы, стимулы, способности и потенциал профессионального роста персонала.
Влияние мотивации на результаты деятельности предприятия в сфере услуг является одним из факторов результативности и критериев профессионализма менеджмента. Однако для того, чтобы сформировать мотивационный процесс, необходимо определиться с пониманием сущности данного направления.
Влияние мотивации на результаты деятельности предприятия в сфере услуг охарактеризуем словами Зига Зиглара, «мотивация — это когда сотрудники работают хорошо, долго и довольны своей работой».[6]
Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что управление проектом – это использование знаний, навыков, методов, средств и технологий при выполнении проекта с целью достижения или превышения ожиданий участников проекта.
Сущность управления проектами заключается в методологии (или искусстве) организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла.
Основой эффективной системы мотивации является соотнесение целей компании с целями ее структурных единиц, а их с жизненными целями персонала. Такую ситуацию можно сформировать через активное вовлечение персонала в процесс анализа ситуации и разработки различных управленческих решений.