Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятие проекта и управление проектом
1.2. Сущность и виды мотивации персонала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ООО «РОЗА ВЕТРОВ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ системы мотивации персонала ООО «Роза Ветров»
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ООО «РОЗА ВЕТРОВ»
3.2. Основные мероприятия проекта
3.3. Финансирование и оценка социально-экономической эффективности проекта
Исходя из специфики сферы деятельности организации и необходимости решения тех или иных экономических и финансово-хозяйственных задач в различных случаях, один и тот же показатель может быть основным показателем мотивации или дополнительным показателем ее условий. То есть размеры материального стимулирования должны быть дифференцированными за каждым его конкретным показателем.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
НА ПРИМЕРЕ ООО «РОЗА ВЕТРОВ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Туристическая фирма ООО «Роза Ветров» было основана в 1993 г. Сегодня в ассортименте услуг фирмы 12 направлений выездного туризма: Таиланд (с 1997 года), Египет (с 1999 года), Испания (с 2003 года), Куба и Доминикана (с 2004 года), Мальдивы и Шри-Ланка (с 2007 года), Греция (с 2008 года), Австрия и Андорра (с 2009 года), ОАЭ (с 2010 года). Также компания практикует внутренний туризм по рекреациям средней полосы России и лечебно-оздоровительным курортам Краснодарского края и Крымского полуострова.
Миссия ООО «Роза Ветров» состоит в удовлетворении потребностей клиента в области туристских услуг.
Цели турагентства «Роза Ветров»:
- предлагать услуги только высокого качества, подчеркивающие индивидуальность каждого из клиента;
- учитывать все пожелания клиентов;
- на деле подтверждать репутацию надежной турагентства, ставящей превыше всего свои обязательства перед клиентами, партнерами, сотрудниками.
Проведем анализ основных показателей деятельности предприятия в таблице 2.1.
Из данных таблицы 2.1 видно, что прибыль от реализации турпакетов в 2015 составила 550124 тыс. руб., в 2016 – 690885 тыс. руб., что на 140761 тыс. руб. больше или на 25% соответственно.
Прибыль от реализации турпакетов в 2017 составила 792390 руб., что на 242266 тыс. руб. больше относительно 2015 г. или на 44% соответственно.
Таблица 2.1
Анализ рентабельности предприятия
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Абс. и относ. показатели, 2016/2015 гг |
Абс. и относ. показатели, 2017/2015 гг |
||
руб. |
Темп роста, % |
руб. |
Темп роста, % |
||||
1. Прибыль от реализации турпакетов, тыс.руб |
550124 |
690885 |
792390 |
140761 |
25 |
242266 |
44 |
2. Себестоимость реализованных турпакетов, |
790126 |
923781 |
998950 |
133655 |
17 |
208824 |
26 |
Рассмотрим динамику продаж турпакетов предприятия «Роза Ветров» в период 2015-2017 гг. в таблице 2.2. В силу того, что туристский бизнес имеет сезонность динамику продаж турпакетов в ООО «Роза Ветров» рассмотрим по кварталам.
Таблица 2.2
Динамика продаж турпакетов в ООО «Роза Ветров»
№ п/п |
Показатели (млн.руб.) |
Годы |
Темп роста по отношению к предыдущему году, % |
|||
2015 |
2016 |
2017 |
2015 г. |
2017 г. |
||
1 |
Первый квартал, млн.руб. |
2352 |
3476 |
4950 |
147,79 |
142,41 |
2 |
Второй квартал, млн.руб. |
3257 |
4076 |
3778 |
125,15 |
92,69 |
3 |
Итого за 1-ое полугодие, млн.руб. |
5609 |
7552 |
8728 |
134,64 |
115,57 |
4 |
Третий квартал, руб. |
3550 |
4500 |
3218 |
126,76 |
71,51 |
5 |
Итого за 9 месяцев, млн,руб. |
9159 |
12052 |
11946 |
113,59 |
99,12 |
6 |
Четвертый квартал, млн,руб. |
3555 |
4900 |
1616 |
137,83 |
33,00 |
7 |
Итого за 2-ое полугодие, млнр.уб. |
7105 |
9400 |
4836 |
132,30 |
52,00 |
8 |
Всего за год, руб. |
12714 |
16952 |
22870 |
133,33 |
80,00 |
Полученные результаты показывают ритмичность развития розничного товарооборота организации. В 2017 г. наблюдается увеличение объема продаж на 33,33 % или на 4238 млн.руб по сравнению результатами деятельности 2015 г. В 2017 г. товарооборот имеет положительную тенденцию изменения и увеличился в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 20% или на 5918 руб.
Рассмотрим организационную управленческую структуру турагентства «Роза Ветров».
В соответствии с уровнем развития предприятия, организационная структура ООО «Роза Ветров» является линейно-функциональной (рис. 2.1).
Администрация
Бухгалтерия
Отдел информационных технологий
Отдел
продаж
Отдел маркетинга
Рисунок 2.1. Организационная структура ООО «Роза Ветров»
Опишем должностные обязанности работников турагентства ООО «Роза Ветров».
В администрацию структурно входит генеральный директор. В обязанности генерального директора входит организация и осуществление юридической, управленческой, маркетинговой деятельности, управление рекламной деятельностью, контроль деятельности работников.
Заместитель директора координирует работу всех работников, принимает решения по вопросам найма, увольнения, перевода персонала. Контролирует расстановку и правильность использования работников на предприятии.
Бухгалтерию представляет внештатный бухгалтер. В его обязанности входит организация и ведение бухгалтерского учета на предприятии, уплата налогов, составление и сдача бухгалтерской отчетности, работа с банком и другая деятельность, связанная с финансами и бухгалтерским учетом.
Отдел продаж представляют менеджеры по продажам туров. В их обязанности входит оценка предложений по координации турмаршрутов с учетом индивидуальных и специальных требований клиентов турагентства. Заключение договоров с клиентами на реализацию турпродуктов.
Отдел информационных технологий представляет внештатный системный администратор. В его задачи входит обслуживание технических автоматизированных процессов по управлению предприятием и наладка оргтехники офиса.
Отдел маркетинга анализирует и прогнозирует основные конъюнктурообразующие факторы туристского рынка, включая экономическую ситуацию и финансовое состояние потенциальных клиентов.
Благодаря чёткому распределению труда между всеми звеньями, рассматриваемая компания хорошо зарекомендовала себя на местном рынке.
Состав и структура персонала турагентства в 2015-2017 гг. представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Состав и структура персонала турагентства в 2015-2017 гг.
Категории работников |
2015 |
2016 |
2017 |
Абс. и относ. показатели, 2016/2015 гг |
Абс. и относ. показатели, 2017/2015 гг |
||
Кол-во., чел. |
Кол-во., чел. |
Темп роста, % |
Кол-во., чел. |
Темп роста, % |
|||
Всего персонал, в т.ч. |
3 |
5 |
6 |
2 |
167 |
3 |
200 |
Директор |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
Менеджер по туризму |
2 |
4 |
4 |
2 |
200 |
2 |
200 |
Маркетолог |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
100 |
Имеющаяся в настоящее время в ООО «Роза Ветров» численность персонала удовлетворяет потребность в трудовых ресурсах для объема продаж турпакетов. Наибольшую долю занимают менеджеры по продажам, в 2015 г. работало 2 менеджера, в 2016 г. в силу расширения клиентской базы объема продаж турпакетов на работ были приняты дополнительно 2 менеджера и их общее число составило 4 чел.: 2 чел. по внутреннему туризма и 2 чел. по выездному туризму. Доказательство тому, что фирма начала расширяться свидетельствует то, что в 2017 г. был принят в штат маркетолог, и общее количество персонала составило в 2017 г. – 6 чел. По сравнению с 2016 г. штат персонала был 5 чел, а в 2015 г. – 3 чел.
Показатели динамики изменения численности персонала, в общем, и по категориям, а также текучесть кадров показана в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Анализ движения работников
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Абс. и относ. показатели, |
Абс. и относ. показатели, |
|||
Кол-во., чел. |
Кол-во., чел. |
Темп роста, % |
Кол-во., чел. |
Темп роста, % |
||||
1 .Среднегодовая численность персонала, чел. |
3 |
5 |
6 |
2 |
167 |
1 |
120 |
|
2. Количество уволенных, всего, в т.ч: по собственному желанию |
1 |
2 |
2 |
1 |
200 |
- |
- |
|
за нарушение трудовой дисциплины по другим причинам |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3. Количество принятых работников, чел. |
1 |
2 |
2 |
1 |
100 |
- |
- |
|
4. Число работников, проработавших весь год, чел. |
2 |
3 |
4 |
1 |
150 |
1 |
133 |
|
5. Коэффициент оборота по выбытию |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,1 |
133 |
-0,1 |
-133 |
|
6. Коэффициент оборота по приему |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,1 |
133 |
-0,1 |
-133 |
|
7. Коэффициент постоянного состава |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
-0,1 |
-116 |
0,1 |
116 |
Текучесть работников играет большую роль в деятельности предприятия. Анализ движения работников показал, что среднесписочная численность работников в 2017 году по сравнению с 2015 годом увеличилась на 3 чел.
Количество уволенных по собственному желанию в 2015 г. составило
1 чел.; в 2014 г. – 2 чел. и 2 чел. в 2017 г. Количество принятых по собственному желанию в 2015 г. составило 1 чел.; в 2014 г. – 2 чел. и 2 чел. в 2017 г.
Коэффициент оборота по выбытию в 2015 г. составил 0,3%, в 2016 г. – 0,4%, в 2017 г. – 0,3%.
Коэффициент постоянного состава составил в 2015 г. - 0,7%, в 2016 г. – 0,6%, в 2017 г. – 0,7%.
Анализ общих аспектов деятельности позволяет сделать вывод о том, что конечные результаты показателя движения работников турагентства составили к концу 2017 г. 30% текучести персонала среди менеджеров по туризму.
2.2. Анализ системы мотивации персонала ООО «Роза Ветров»
Рассмотрим, с помощью каких методов в компании «Роза Ветров» проходят мотивационные мероприятия по развитию персонала. Проанализируем материальную мотивацию в компании «Роза Ветров».
Надбавки (премиальные, бонусы) устанавливаются и оформляются приказом директора по предприятию с указанием срока выплаты. Размер надбавки составляет от 10 до 50% в зависимости от объема и сложности выполняемой работы. Размер выплаты определяется решением непосредственного руководителя и директора предприятия. Рассмотрим изменение в размере оплаты труда по категориям работников. Полученные данные представлены в таблице 2.5.
Как показывает анализ данных, темп роста заработной платы в ООО «Роза Ветров» одинаков для всех должностей, кроме директора, у которого прирост ежегодно составляет 13-14%, тогда как у других категорий рост заработной платы составляет 12% как в 2015 г. так и в 2017 г
Таблица 2.5
Изменения в размере оплаты труда работников[7]
Директор |
Маркетолог |
Менеджеры по продажам турпакетов |
||||
Руб |
Рост в % к пред. году |
Руб |
Рост в % к пред. году |
Руб |
Рост в % к пред. году |
|
2015 |
34673 |
- |
- |
26900 |
||
2016 |
39870 |
+13% |
- |
- |
28650 |
+ 12% |
2017 |
46378 |
+14% |
33050 |
- |
30260 |
+12% |