Файл: Логистический подход на практике (на примере компании).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
Введение
В настоящее время все больше российских компаний осознают необходимость создания эффективной логистической системы как неотъемлемого условия успешного функционирования бизнеса. В связи с этим, все большую значимость приобретает система логистического управления.
Система логистического управления материальным потоком действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса в процессе распределения продукции. Спрос - закономерное экономическое явление, колебания которого являются в свою очередь одним из важнейших факторов влияния на конкурентоспособность организации[1].
Практика показывает, что в настоящее время рыночные отношения формируются в условиях высокой конкуренции. Каждой компании, желающей оставаться на высоком уровне конкурентоспособности и чтобы добиться успеха в осуществлении предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных методов управления процессами. Наиболее прогрессивным направлением в этой области является применение логистического подхода[2].
Объектом исследования в работе является ПАО «АВТОВАЗ».
Предмет исследования – применяемые на предприятии логистические подходы.
Цель исследования – анализ логистических подходов, используемых ПАО «АВТОВАЗ».
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- Изучить сущность логистического подхода в управлении запасами предприятия;
- Охарактеризовать методики внедряемых логистических систем при управлении запасами;
- Рассмотреть применение логистического подхода Just-in-Time на предприятии ПАО «АВТОВАЗ».
Методической основой исследования являются учебная и методическая литература, статьи в периодической печати и Интернет-ресурсы.
Сущность логистического подхода в управлении запасами предприятия
Логистика направлена на оптимизацию издержек и заключается в организации рационального процесса товародвижения от поставщиков сырья к потребителю, включающий в себя выполнение таких логистических операций как: закупку материальных ценностей, создание запасов, размещение и хранение материальных ценностей на складе, транспортные услуги, распределение готовой продукции потребителям[3].
Всё чаще российские предприниматели сталкиваются с рядом проблем при применении в работе логистического процесса на предприятии. А именно не эффективная работа службы логистики, которая за собой влечет ряд проблем в организации работы транспортного и складского процесса. Для их устранения большинство руководителей прибегают к применению инструментов логистического воздействия, что позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций, а именно:
- сокращение простоев оборудования;
- оптимизация запасов;
- сокращение временных затрат на организацию складских работ;
- эффективное использование складских площадей;
- снижение запасов на пути движения материального потока;
- снижение транспортных расходов.
При этом создаются оптимальные условия для функционирования микросреды предприятия и увеличив уровень логистического сервиса.
В условиях рыночной экономики предприятия стремятся улучшить функционирование своей деятельности и приобрести преимущества по отношению к своим конкурентам. Некоторые предприятия используют для этого методы стимулирования сбыта (разрабатывают акции, привлекательную упаковку и т.д.), другие делают акцент на стратегии (диверсификация, узкая специализация), третьи уделяют внимание издержкам и т.д. Но на сегодняшний день все больше предприятий делает ставку на внедрение логистического подхода, как основного аспекта по созданию эффективной деятельности и приобретения конкурентного преимущества.
Логистический подход – это комплекс мер, направленных на улучшение функционирования логистической системы предприятия.
Основными элементами логистической системы являются: склад, транспорт, запас, информация и т.д. Следует указать, что важнейшей составляющей логистической системы, влияющей на финансовый результат предприятия, является запас. Использование логистического подхода с целью повышения эффективности деятельности предприятия определяет необходимость управления запасами.
В науке на сегодняшний день существует множество различных трактовок понятия «запас», которые характеризуют его с разных точек зрения: экономики, менеджмента, бухгалтерского учета и др. С учетом логистического подхода можно предложить следующее определение категории «запас» – это товарно-материальные ценности в приложении к ним логистиских операций.
Само понятие запас принадлежит к объективной категории. Это связано с тем, что при рыночных условиях осуществляется товарное производство. Следовательно, когда предприятие производит какой - либо товар – это уже и есть запас и его наличие не зависит от субъекта управления. Однако необходимо отметить и субъективную сторону категории «запас», которая заключается в том, что запасом необходимо управлять (определять размер и состав запаса). Следовательно, существует необходимость в квалифицированных кадрах по управлению запасами. Таким образом, при изучении категории «запас» обе стороны являются равнозначно важными.
К запасу материальных ценностей относят сырье, комплектующие, материалы, готовые изделия, находящиеся в сферах производства и торговли. А составляющими запаса являются информация, финансовые ресурсы или прочие разнообразные ценности[4].
Как показывают исследования, деятельность по управлению запасами представляет собой проблемную область для предприятий, работающих в различных секторах экономики, и как, правило, она связана с финансированием запасов, т.е. расходами на их создание и обслуживание. С одной стороны отсутствие необходимого объема запасов может привести к простою оборудования, упущенной прибыли в связи с отсутствием товара на складе в момент возникновения повышенного спроса, а значит потери потенциальных покупателей, закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др. Излишние размеры запасов могут привести к дополнительным расходам, возникающим вследствие отвлечения денежных средств из оборота, содержания запасов на складе, утрате их потребительских свойств и т.д.
Методики внедряемых логистических систем и их реализация
Система KANBAN была разработана и впервые в мире реализована фирмой «Toyota». В 1959 году эта фирма начала эксперименты с системой KANBAN и в 1962 году запустила процесс перевода всего производства на этот принцип. В основе организации производства фирмы «Toyota» лежит годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке, основанные на прогнозировании покупательского спроса (период упреждения - 1 и 3 месяца). Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объёмы производства).
Постоянное использование философии «точно в срок» позволяет раскрыть необнаруженные дефекты. Так как запасы продукции и деталей могут скрывать проблемы на производстве, то при их уменьшении ежедневный контроль выявит, к примеру, неисправности или простои[5].
Для регулирования в системе KANBAN используют сигнальные устройства (карточки и пр.). При безбумажной технологии в виде сигнальных устройств вместо карточек используются контейнеры (KLT тара). Карточки или контейнеры составляют суть системы KANBAN. Разрешение производить или поставлять дополнительные комплектующие исходит из последующих операций. Карточка является разрешением на получение или производство следующей партии комплектующих[6].
Вместо карточек можно использовать контейнер в качестве сигнального устройства. В этом случае появление пустого контейнера на производственном участке визуально сигнализирует о необходимости его заполнения. Количество материальных запасов регулируется простым добавлением или удалением контейнеров.
Другим вариантом организации сигнализации является маркировка на полу, выполненная в виде контура тары. Пустое место, обозначенное контуром, сигнализирует о необходимости пополнения. Также возможна установка стеллажей у производственного участка, где каждое место выступает в виде сигнального устройства и его освобождение служит сигналом для его пополнения.
Возможны другие способы сигнализации, в том числе основанные на IT технологиях.
Система KANBAN не должна приводить к нулевым материальным запасам на производственном участке и обеспечивает контроль количества материалов, которое должно находиться в производственном процессе в данный момент времени.
Последовательность внедрения системы KANBAN представлена ниже:
- анализ данных о среднемесячном потреблении каждого управляемого по системе KANBAN изделия;
- определение объема контейнеров (объем материалов необходимый для одного производственного шага) по следующей формуле: средний расход за время пополнения, умноженный на страховой фактор (10-30%);
- изменение логического и физического расположения мест складирования деталей по рабочим участкам;
- разработка системы сигналов по принципам, описанным выше.
При функционировании системы JIT ничего не производится и запас на производственном участке не пополняется пока конечный продукт не будет реализован или отгружен. Когда конечный продукт «вытянут», для восполнения изъятого «вытягиваются» изделия из предыдущей стадии производства или от поставщиков. Таким образом, система Just-in-Time предполагает обеспечение производственного участка всем ассортиментом материалов и комплектующих, необходимых для сборки (изготовления) такого количества производимых изделий на данном участке, которое его покинуло.
Таким образом, отправной точкой для пополнения запаса на производственном участке при реализации системы KANBAN является сигнал, выдаваемый в виде карточки или пустого контейнера по мере его окончания, но при этом на производственном участке есть полностью заполненный контейнер в объеме запаса, достаточного для работы на период пополнения + 10 - 30% (страховой запас). В системе Just-inTime отправной точкой служит отгрузка готового изделия с производственного участка, после которой осуществляется пополнение запаса в объеме, необходимом для производства следующего аналогичного изделия.
Точно в срок (Точно вовремя, ТВС, Just In Time, JIT) - наиболее распространенная в мире логистическая концепция. Основная идея концепции заключается в следующем: если производственное расписание задано, то можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы, компоненты и полуфабрикаты будут поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, не нужны. Является также одним из основных принципов бережливого производства.
Широкое распространение системы «Точно в срок» началось с конца 50-х годов XX в., когда японская компания Toyota Motors, а потом и другие автомобильные компании Японии начали внедрять систему KANBAN. В настоящее время система «Точно в срок» широко используется в Японии, США и Европе[7].
Применение логистического подхода Just-in-Time на предприятии ПАО «АВТОВАЗ»
В табл.1 дана характеристика подсистем системы транспортно - логистических услуг ПАО «АВТОВАЗ»
Таблица 1 - Характеристика подсистем системы транспортно - логистических услуг ПАО «АВТОВАЗ»
Наименование подсистемы |
Характеристика подсистемы |
Подсистема транспортного хозяйства |
Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта. |
Подсистема складского хозяйства |
Главной функцией является хранение товаров в соответствие с требованиями, предъявляемыми к товару. Размещение товаров на складе в зависимости от частоты потребности в товаре и др. |
Подсистема транспортно- логистических услуг |
Оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них: подготовка товаров для продажи; проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида, предварительная обработка; транспортно-экспедиционные услуги; упаковка, маркировка; паллетирование грузов и др. |