ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 1372
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
12 Уставный капитал, его роль в деятельности банка, виды вкладов и уставный капитал
Виды уставного капитала и их особенности
№19. СТРУКТУРА АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ БАНКА И ЗАДАЧИ ЕГО ОСНОВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
№22Банковские ресурсы и их классификация
Близкое определение дает финансово-экономичсекий словарь финансовым ресурсам предприятия:
№23. Собственные средства (капитал) банка
- наличия и длительности просроченных платежей по основному долгу и процентам по нему;
- количества переоформлений ссудной задолженности в ходе действия кредитного договора.
1.1 Понятие ликвидности коммерческого банка
Различают следующие понятия ликвидности Колесников В.И. Банковское дело. - М.: 2009. с. 167:
ликвидность баланса - соответствие соотношения отдельных статей баланса установленным нормативам;
ликвидность банка - способность обеспечить своевременное погашение своих обязательств.
51. Порядок выдачи наличных денег клиентам
53 вопрос. Понятие факторинга и его виды.
№57. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
№58. Договор лизинга: форма и содержание
9. порядок открытия и закрытия операционных касс и дополнительных офисов
12.1. Дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные офисы, операционные кассы вне кассового узла открываются (закрываются) по решению органа управления кредитной организации (решению руководителя филиала), которому это право предоставлено уставом кредитной организации (положением о филиале).
Датой открытия дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла является дата направления уведомления, предусмотренного соответственно пунктом 12.2 или пунктом 12.3 настоящей Инструкции. С указанной даты внутреннее структурное подразделение вправе осуществлять делегированные ему банковские операции и сделки.
Датой закрытия дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла является дата направления уведомления, предусмотренного соответственно пунктом 12.4 или пунктом 12.5 настоящей Инструкции.
Информация об изменениях:
Указанием Банка России от 22 июля 2013 г. N 3029-У в пункт 12.2 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
12.2. Об открытии (изменении местонахождения (адреса) дополнительного офиса кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России по месту открытия (новому местонахождению) дополнительного офиса.
К уведомлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктом 9.4.1 либо подпунктом 9.4.2, либо подпунктом 9.4.3 пункта 9.4 настоящей Инструкции.
12.3. Об открытии (изменении местонахождения (адреса) кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), и территориальное учреждение Банка России по месту открытия (новому местонахождению) кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла.
К уведомлению, направляемому в территориальное учреждение Банка России по месту открытия (новому местонахождению) кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла, прилагаются документы, предусмотренные подпунктом 9.4.1 либо подпунктом 9.4.2 пункта 9.4 настоящей Инструкции.
12.4. О прекращении совершения банковских операций и сделок в дополнительном офисе кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России по местонахождению дополнительного офиса.
12.5. О прекращении совершения операций в кредитно-кассовом офисе, операционном офисе, операционной кассе вне кассового узла кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее (его) деятельностью, и территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла.
12.6. Внесение сведений об открытии (изменении местонахождения (адреса) внутреннего структурного подразделения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций осуществляется территориальным учреждением Банка России вне зависимости от направления запроса (проведения проверки), предусмотренного абзацем вторым пункта 9.4 настоящей Инструкции.
10. порядок открытия и закрытия обменных пунктов
Уполномоченный
банк или его филиал уведомляет об
открытии обменного пункта или об
изменении любых сведений об обменном
пункте территориальное учреждение
Банка России, осуществляющее надзор за
деятельностью уполномоченного банка,
и территориальное учреждение Банка
России по месту открытия или новому
местонахождению обменного пункта.
Территориальное учреждение Банка
России по месту открытия обменного
пункта в течение двух недель от даты
получения уведомления уполномоченного
банка подготавливает (после осуществления
проверки) заключение о соответствии
помещения для совершения операций с
ценностями, действующим требованиям,
направляет его в уполномоченный банк
и вносит в Книгу государственной
регистрации кредитных организаций
сведения об обменном пункте в соответствии
с информацией, содержащейся в уведомлении.
Обменный пункт имеет право начать
работу только после получения
положительного заключения.
Основаниями
для отказа в выдаче положительного
заключения являются:
несоответствие
помещения для совершения операций с
ценностями требованиям, установленным
нормативными актами Банка России;
наличие неисполненных предписаний
Банка России об устранении нарушений
валютного законодательства, выявленных
в деятельности уполномоченного банка,
или нарушений требований законодательства
Российской Федерации при совершении
операций с наличной валютой или чеками
с участием физических лиц;
наличие
неоплаченного уполномоченным банком
штрафа;
наличие предписания Банка
России о введении ограничения либо
запрета на проведение уполномоченным
банком операций с иностранной валютой.
Письмо об отказе в выдаче уполномоченному
банку положительного заключения
направляется в его адрес не позднее
двух недель от даты получения уведомления
об открытии.
Обменный пункт подлежит
закрытию по следующим основаниям:
решение о закрытии обменного пункта,
принятое органом управления уполномоченного
банка, которому это право предоставлено
уставом или положением;
приказ Банка
России об отзыве или аннулировании
лицензии на осуществление банковских
операций;
предписание Банка России
о введении ограничения или запрета на
проведение уполномоченным банком
банковских операций с иностранной
валютой.
Если иное не установлено
Банком России, обменные пункты не могут
открывать:
уполномоченные банки и
их филиалы за пределами территории
Российской Федерации;
иностранные
банки на территории Российской Федерации.
Обменный пункт должен быть оборудован
стендом, находящимся в месте, доступном
для обозрения физическими лицами, и
содержащим следующую информацию и
документы:
наименование, местонахождение
(почтовый адрес) и телефон банка,
открывшего обменный пункт;
режим
работы обменного пункта (при круглосуточном
режиме работы операционный день
заканчивается в 15.00, а в случае расположения
обменного пункта в помещении иной
организации и невозможности доступа в
помещение обменного пункта
во
внерабочее время указанной организации
рабочий день обменного пункта не может
превышать рабочий день организации);
перечень операций с наличной
иностранной валютой и чеками, осуществляемых
данным обменным пунктом;
курсы
иностранных валют и кросс-курсы;
информация для обращений и жалоб
физических лиц, связанных с работой
обменного пункта;
выписка из тарифов
банка сведений о размерах комиссионного
вознаграждения, взимаемого за осуществление
операций с наличной валютой и чеками,
заверенная подписью руководителя и
скрепленная оттиском круглой печати
уполномоченного банка;
копия
положительного заключения территориального
учреждения Банка России по месту открытия
обменного пункта, заверенная подписью
руководителя и скрепленная оттиском
круглой печати уполномоченного банка;
правила приема банком поврежденных
денежных знаков иностранных государств;
правила приема банком чеков (в том
числе дорожных чеков), номинальная
стоимость которых указана в иностранной
валюте (прил. 14);
признаки
платежеспособности банкнот и монеты
Банка России;
информация об
установленном уполномоченным банком
порядке и условиях осуществления
операций по переводу денежных
средств
из Российской Федерации по поручению
физических лиц без открытия банковского
счета, заверенные подписью руководителя
и скрепленные круглой печатью
уполномоченного банка.
В обменном
пункте в отдельном досье должны находиться
заверенные подписью руководителя и
скрепленные оттиском круглой печати
уполномоченного банка копии следующих
документов:
решение органа управления
банка, которому это право предоставлено
уставом или положением, об открытии,
изменении местонахождения, приостановлении
деятельности обменного пункта;
приказ
банка о назначении соответствующего
лица кассовым работником обменного
пункта;
документ, свидетельствующий
о прохождении кассовым работником
обменного пункта специальной подготовки
по способам определения признаков
подлинности денежных знаков иностранных
государств и чеков, а также платежеспособности
и подлинности банкнот и монеты Банка
России;
договор о полной индивидуальной
материальной ответственности кассового
работника обменного пункта;
приказ
банка о назначении должностного лица,
ответственного за установление курсов
иностранных валют и кросс-курсов, и о
порядке их доведения до обменного
пункта;
документ, подтверждающий
право собственности (аренды, субаренды)
банка на здание (помещение), в котором
располагается обменный пункт.
Обменный
пункт должен быть обеспечен справочными
материалами по определению платежеспособности
денежных знаков Банка России, подлинности
денежных знаков иностранных государств,
а также необходимыми техническими
средствами контроля подлинности денежных
знаков.
Кассовый работник обменного
пункта обязан иметь при себе документ,
удостоверяющий его личность, а также
служебное удостоверение сотрудника
уполномоченного банка.
В помещении
обменного пункта могут находиться
сотрудники уполномоченного банка,
сотрудники подразделения инкассации,
имеющие при себе документы, удостоверяющие
их личность, а также уполномоченные
представители органов и агентов валютного
контроля Российской Федерации и иных
федеральных органов, проводящие проверку
обменного пункта в соответствии с
действующим законодательством Российской
Федерации.
11. Реорганизация банков
Реорганизация банков – это процесс слияния или присоединения банков, в результате которых появляются новые кредитные учреждения, или же произойдет ликвидация некоторых кредитных учреждений.
Реорганизация банков происходит по той же самой системе, как и процедура реорганизации юридических лиц. Реорганизацию банков можно проводить по пяти формам: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Только стоит учитывать момент, по которому реорганизация банков отвечает не только за свои интересы, но и за интересы своих вкладчиков.
Все банки должны сообщить своим кредиторам о том, что желают провести реорганизацию не меньше, чем за 30 дней до принятия решения. Сейчас банк обязан поместить эту информацию на личном сайте, если же такого нет, он в обязательном порядке сообщает это в СМИ. Только не в одно издание, а сразу в два: одно юридическое, другое государственное. А также каждый клиент банка должен получать персональное письмо, в котором будет вся информация о процессе реорганизации. Также в письме должна быть указана причина, по которой будет проведена реорганизация, также должны быть сведенья о новом банке, в которой нужно будет обращаться потом. Банк, который берет на себя права и обязательства должен в письменной форме подтвердить прием прав.
Каждый из кредиторов за эти 30 дней имеет полное право на требования исполнения всех обязательств банка. Если же возмещение невозможно, банк обязан возместить все убытки и оплатить все налоги. Если же прошло больше, чем 30 дней, кредитор или же юридическое лицо не имеет права, что-либо требовать пока процесс реорганизации, не пройдет до конца. Сроки реорганизации банков могут доходить до 1 года.
В процессе реорганизации банк обязуется информировать своих кредиторов, а также юридических лиц обо всех происходящих событий, которые касаются финансов. Если прибыль, активы или убытки достигают более, чем 10%, информация должна доставляться в персональном письме. Если кто-то покупает акции банка в больших количествах, то эта информация также должна быть отправлена персонально.
Поэтапная процедура реорганизации банков начинается именно с осведомления, и только потом происходит все остальное. Стоимость реорганизации банков зависит от многих факторов, на это влияют различные задолженности банков, вымогательства кредиторов, и другие различные оформления.
12 Уставный капитал, его роль в деятельности банка, виды вкладов и уставный капитал
Уставный капитал
Уставный капитал банка состоит из суммы вложений его участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Это первоначальный ресурс для деятельности кредитной организации. В уставном капитале не может быть заемных средств. Минимальный его размер для вновь регистрируемого банка – 180 млн рублей.
Уставный капитал банка, являющегося акционерным обществом, – это номинальная стоимость акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал такого банка может быть увеличен при помощи дополнительной эмиссии акций или повышения их номинальной стоимости. Сократить его можно при помощи уменьшения номинальной стоимости акций или путем приобретения размещенных акций и их погашения.
В случае если банк работает в форме общества с ограниченной ответственностью, уставный капитал увеличивается при помощи капитализации части прибыли, дополнительных взносов участников кредитной организации, за счет вкладов третьих лиц. Уменьшается он посредством сокращения номинальной стоимости долей всех участников банка или погашения долей, принадлежащих банку.
Виды уставного капитала и их особенности
Одной из отличительных черт общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) является обязательное наличие уставного капитала, чаще всего поделенного в определенных долях. Уставный капитал – это имущественный базис общества, призванный обезопасить интересы кредиторов организации. Подробнее об этом прописано в ст.90 Гражданского кодекса РФ. Риски возможных убытков, возникшие в ходе работы общества, распределяются среди участников пропорционально собственным размерам долей в уставном капитале.
Минимум половину уставного капитала ООО необходимо оплатить в ходе государственной регистрации. Остальную часть следует внести в уставной капитал до истечения первого года работы общества. В случае неисполнения данного условия обществу необходимо:
-
или уменьшить собственный уставный капитал с последующей регистрацией изменений;
-
или завершить свою дальнейшую работу через ликвидацию общества.
Величина уставного капитала регламентируется законом от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее закон), согласно которому минимумом является 100 МРОТ. На сегодняшний день минимальный размер уставного капитала составляет 10000 рублей. С одной стороны, данная сумма невелика для обеспечения интересов кредиторов. С другой стороны даёт возможность практически любому гражданину обзавестись собственным ООО с минимальными финансовыми вложениями.
Данный закон определяет перечень видов вкладов в уставный капитал: деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку. Безусловно, каждый вид имеет свои плюсы и минусы, и ниже ознакомимся с ними подробнее.
Так при оплате всех долей деньгами, учредители находятся в одинаковом положении. Отпадает необходимость независимой оценки имущества, не возникает субсидиарной ответственности в случае преувеличенной оценки вклада, исключается возникновение неликвидного актива на балансе общества, не придётся платить налог на имущество.
К недостаткам денежного вклада можно отнести необходимость открытия накопительного счета в банке, что приведет к дополнительным финансовым тратам. Кроме того, деньги подвержены инфляции. Поэтому не обеспечение их реальным имуществом может отрицательно сказаться на интересах кредиторов. Большей популярностью среди учредителей пользуются неденежные виды вкладов.
Короткая формулировка понятия неденежный вклад согласно закону – это вещи, имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вносимые в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Особенностью неденежных вкладов является их обязательная денежная оценка. Данная оценка подтверждается единогласным решением общего собрания учредителей. Если же участником общества внесён неденежный вклад стоимостью более 200 МРОТ, то данный вклад требует заключения независимого оценщика.
Некоторые участники в качестве взноса в уставной капитал вносят ценные бумаги. Это специфичный вид вклада и имеет ряд нюансов:
-
потребуются знания в области экономики для эффективного использования такого вклада как имущество общества;
-
есть вероятность потери рыночной стоимости ценных бумаг, что может привести к потере прибылей и невозможности получения дивидендов;
-
такой вид вклада может потребовать экспертизы независимого оценщика и при завышенной оценке участники общества несут субсидиарную ответственность;
-
к тому же форма ценной бумаги утверждена законом и не соответствие нормам ведет к недействительности данных активов.
Среди учредителей вновь образующихся ООО большой интерес вызывает вклад имуществом. А участникам общества следует знать, что с момента образования общества и государственной регистрации право собственности, на внесенное в уставный капитал имущество, утрачивается ими. Согласно Гражданскому кодексу (п.6 ст.66) учредители вправе самостоятельно дать денежную оценку вклада по взаимному соглашению между собой. Это возможно, если стоимость имущества вклада менее 20000 рублей. В противном случае появляется ряд недостатков такого вида вклада:
-
обязательное заключение независимого оценщика, плюс субсидиарная ответственность участников за завышенную оценку;
-
необходимость уплаты налога на имущество общества;
-
внесение в качестве имущества недвижимости и транспортных средств подлежит государственной регистрации;
-
если же одним из участников выступает юридическое лицо, то ему придётся восстанавливать НДС;
-
на балансе общества возможно появление дорогостоящего, но бесполезного имущества.
Определенные трудности вызывает оплата вклада в уставный капитал в виде имущественных или иных имеющих денежную оценку прав. Здесь речь идёт о правах, вытекающие из исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, право аренды и т.п. Так при оценке прав на использование объектов интеллектуальной собственности не ясно- каким образом оценщик определяет стоимость такого вклада, на какие критерии он может опираться. И потом возникает резонный вопрос: Где и как использовать данный объект в кратко- и долгосрочной перспективе? Ведь известны случаи, когда появлялись сложности в реализации такого рода вкладов при удовлетворении имущественных требований кредиторов.