ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 1372

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций (статья 15 ФЗ).

Информация об изменениях:

11. Реорганизация банков

12 Уставный капитал, его роль в деятельности банка, виды вкладов и уставный капитал

Уставный капитал

Виды уставного капитала и их особенности

№19. СТРУКТУРА АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ БАНКА И ЗАДАЧИ ЕГО ОСНОВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

№22Банковские ресурсы и их классификация

Близкое определение дает финансово-экономичсекий словарь финансовым ресурсам предприятия:

Финансовые ресурсы предприятия - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Они являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

№23. Собственные средства (капитал) банка

Функции кредита

В современных условиях кредит выполняет две основные функции: перераспределительную и функцию замещения наличных денег кредитными операциями. Назначение кредита в перераспределительной функции заключается в том, что с его помощью временно свободные средства в денежной или товарной форме, принадлежащие одним экономическим субъектам, передаются во временное пользование других экономических субъектов на условиях возвратности, срочности и, как правило, платности. 

Формы обеспечения кредитов

43 вопрос Понятие делового риска и стадии их возникновения Банки - центральные звенья в системе рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня. Актуальность темы подтверждается тем, что принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех только тогда, когда принимаемые риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Активы, в основном кредиты, должны быть достаточно ликвидны для того, чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки при этом обеспечить приемлемый для акционеров размер прибыли. Достижение этих целей лежит в основе политики банка по принятию рисков и управлению ими.Риск представляет элемент неопределённости, который может отра­зиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведении какой-либо экономической операции. Вот и банк не может рабо­тать без риска, как и не может быть полностью преодолен ни один из видов риска. А поскольку целью деятельности банка является получение макси­мальной прибыли, он должен уделять огромное внимание осуществлению своих операций при минимально возможных рисках. Во избежание банкрот­ства её ликвидация, для достижения и сохранения устойчивого положения на рынке банковских услуг банкам необходимо искать и применять эффек­тивные методы и инструменты управления этими рисками. Следовательно, пока существуют банки и банковские операции, всегда будут актуальными и значимыми управление рисками бан­ков и проблемы, связанные с ним.     Управление рисками является основным в банковском деле. Особого внимания заслуживает процесс управления кредитным риском, потому что от его качества зависит успех работы банка. Ключевыми элементами эффективного управления являются: хорошо развитые кредитная политика и процедуры; хорошее управление портфелем; эффективный контроль над кредитами; и, что наиболее важно, хорошо подготовленный для работы в этой системе персонал.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКИХ РИСКОВ1.1. Сущность и виды банковских рисков      Риск является неотъемлемой характеристикой банковской деятельности. Он играет определяющую роль в формировании финансовых результатов деятельности банков, служит важной характеристикой качества активов и пассивов банков, и, таким образом, должен использоваться при сравнительном анализе их финансового состояния, положения на рынке банковских услуг.В трудах отечественных и зарубежных ученых приводятся различные определения понятия «банковский риск».Банковский риск - неопределенность в отношении будущих денежных потоков, вероятность потерь или недополучения доходов по сравнению с планируемыми, представленная в стоимостном выражении.Банковский риск означает опасность (возможность) потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций.Банковский риск - вероятность того, что произойдет событие, которое неблагоприятно скажется на прибыли или капитале банка. Банковский риск – это опасность потери уже имеющегося имущества или неполучения запланированного результата.Наиболее точным представляется первое определение, однако оно не учитывает вероятность незапланированного увеличения расходов при осуществлении определенных банковских операций. Поэтому наиболее полным будет следующее определение понятия «банковский риск»:Банковский риск - неопределенность в отношении будущих денежных потоков, вероятность потерь или недополучения доходов по сравнению с планируемыми или вероятность возникновения непредвиденных расходов при осуществлении определенных банковских операций, представленная в стоимостном выражении.44 Заключение кредитного договора,порядок выдачи и погашения кредита. Современный кредитный рынок представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям различных субъектов рыночной экономики. Он является частью рынка финансовых услуг.

Качественная и количественная оценка кредитного портфельного риска проводится одновременно с использованием следующих методов оценки риска кредитного портфеля:

- аналитический;

- статистический;

- коэффициентный.

Аналитический метод представляет собой оценку возможных потерь (уровня риска) банка и осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2004 г. № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" ред. от 24.12.2012 № 2948-У. Данное Положение предусматривает, что классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков должны производиться банками на комплексной основе в зависимости от следующих критериев:

- финансового состояния заемщика, оцененного с применением подходов, используемых в отечественной и международной банковской практике;

- возможности заемщика погасить основную сумму долга с причитающимися в пользу банка по кредитному договору процентов, комиссионных и иных платежей, характеризующих качество обслуживания долга;

- наличия у заемщика качественного и высоколиквидного обеспечения в объеме, достаточном для компенсации банку основной суммы долга по ссуде, всех процентов в соответствии с договором, а также возможных издержек, связанных с реализацией залоговых прав;

- наличия и длительности просроченных платежей по основному долгу и процентам по нему;

- количества переоформлений ссудной задолженности в ходе действия кредитного договора.

Для определения размера расчётного резерва в соответствии с нормативными актами ЦБ РФ используется разделение ссуд на категории качества, на основании профессионального суждения с применением комбинации двух критериев, "финансовое положение" и "качество обслуживания долга". Согласно таблице все ссуды делятся на пять категорий качества:

Таблица 1

Категории качества

47 вопрос Ликвидность банка и его обязательства.Источник средств для выполнения своих обязательств . Ликвидность коммерческого банка: сущность и факторы ее определяющие

1.1 Понятие ликвидности коммерческого банка

Термин «ликвидность» (от лат. liquidus - жидкий, текучий) в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства.

Различают следующие понятия ликвидности Колесников В.И. Банковское дело. - М.: 2009. с. 167:

ликвидность рынка - достаточное количество денежных средств у участников рынка для обеспечения его нормального функционирования;

ликвидность баланса - соответствие соотношения отдельных статей баланса установленным нормативам;

ликвидность активов - скорость и наличие возможностей трансформации их отдельных видов в денежные средства;

ликвидность банка - способность обеспечить своевременное погашение своих обязательств.

Понятие ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков

Иными словами, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими - собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными им средствами путем оперативного управления их структурными элементами.

С учетом этого в мировой банковской теории и практике ликвидность принято понимать как «запас» или как «поток». При этом ликвидность как «запас» включает в себя определение уровня возможности коммерческого банка выполнять свои обязательства перед клиентами в определенный конкретный момент времени путем изменения структуры активов в пользу их высоколиквидных статей за счет имеющихся в этой области неиспользованных резервов. Ликвидность как «поток» анализируется с точки зрения динамики, что предполагает оценку способности коммерческого банка в течение определенного периода времени изменять сложившийся неблагоприятный уровень ликвидности или предотвращать ухудшение достигнутого, объективно необходимого уровня ликвидности (сохранять его) за счет эффективного управления соответствующими статьями активов и пассивов, привлечения дополнительных заемных средств, повышения финансовой устойчивости банка путем роста доходов. Таким образом, каждый коммерческий банк должен самостоятельно обеспечивать поддержание своей ликвидности на заданном уровне на основе как анализа ее состояния, складывающегося на конкретные периоды времени, так и прогнозирования результатов деятельности и проведения в последующем научно обоснованной экономической политики в области формирования уставного капитала, фондов специального назначения и резервов, привлечения заемных средств сторонних организаций, осуществления активных кредитных операций Деньги, кредит, банки. / Под ред. Лаврушина О. И. М., 2008 с. 218.

Коммерческие банки выступают посредниками между теми, кто располагает денежными средствами в виде сбережений, и теми, кто в них нуждается, поэтому их деятельность заключается в том, чтобы рационально привлекать эти средства и предоставлять их в ссуду либо инвестировать по более высоким ставкам для обеспечения общей доходности, в том числе получения прибыли. Для осуществления операционной деятельности, связанной с привлечением денежных средств и их размещением в условиях рыночной неопределенности будущего спроса и поступлений наличных средств за определенный период, банку нужны средства в их ликвидной форме, т.е. такие активы, которые могли бы быть легко и быстро превращены в наличные деньги с небольшим риском потерь или вообще без него. Таким образом, ликвидность коммерческого банка - это возможность использовать его активы в качестве наличных денежных средств или быстро превращать их в таковые. Коммерческий банк считается ликвидным, если суммы его наличных средств и других ликвидных активов, а также возможности быстро мобилизовать средства из других источников достаточны для своевременного погашения долговых и финансовых обязательств. Кроме того, ликвидный резерв необходим для удовлетворения практически любых непредвиденных финансовых нужд: заключения выгодных сделок по кредиту или инвестированию; на компенсирование сезонных и непредвиденных колебаний спроса на кредит, восполнение средств при неожиданном изъятии вкладов и так далее Колесников В.И. Банковское дело. - М.: 2009. с. 169.

В отечественной экономической литературе, в отличие от установившейся международной банковской терминологии, подчас смешиваются два понятия - ликвидность баланса банка и платежеспособность последнего, что в последующем приводит к отождествлению методов и способов поддержания ликвидности и платежеспособности кредитных институтов. Если первое в большей степени дело самого банка и он самостоятельно выбирает в конкретных условиях те или иные способы поддержания своей ликвидности на уровне установленных норм, то второе, как правило, относится к функциям государства в лице Центрального банка. Итак, банк считается ликвидным, если суммы его денежных средств, которые банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяют своевременно выполнять обязательства по пассиву. Необходимо подчеркнуть, что в целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера. Центральные банки стран рыночной экономики регулируют ликвидность коммерческих банков посредством установления ограничений на обязательства банка, предела задолженности одного заемщика, введения особого контроля за выдачей крупных кредитов, создания системы рефинансирования коммерческих банков и обязательного резервирования части привлеченных средств, проведения процентной политики и осуществления операций с ценными бумагами на фондовом рынке. В нашей стране платежеспособность коммерческих банков тоже регулируется. При этом банки управляют своей платежеспособностью при помощи методов распознавания, оценки и контролирования риска потери ликвидности.

В целом понятие «платежеспособность банков» является относительным, базирующимся на предположении, что вкладчики не станут снимать средства со своих счетов одновременно. Однако ситуация в стране может оказаться такой, что вероятность выполнения сразу значительного числа требований станет реальной, банки в таком случае неизбежно разоряться. А так как разорившиеся банки связаны со многими другими через межбанковский рынок, то это повлечет за собой целую цепь банкротств, результатом которых может быть нарушение денежного обращения с риском перехода в кризис всей денежно-кредитной системы страны, а затем и экономики в целом.

Для поддержания необходимого уровня ликвидности банк всегда должен прогнозировать возможность отлива вкладов до востребования, а также «ненадежных» срочных вкладов, увеличение спроса на кредит со стороны клиентуры, изменение экономической конъюнктуры.

При анализе ликвидности необходимо изучить размещение средств банка с точки зрения доходности активов. Это связано с тем, что коммерческие банки относятся к организациям, деятельность которых направлена на получение прибыли. Конфликт между ликвидностью и прибылью можно считать центральной проблемой, которую решает банк при размещении средств. Следовательно, анализ ликвидности банка необходимо проводить в разрезе с анализом его доходности. Избыточная ликвидность негативно влияет на доходность банка, поэтому в краткосрочном плане банку выгодно поддерживать ликвидные активы на минимальном уровне, работая на грани минимально допустимых значений нормативов ликвидности, вследствие этого достигается наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов, которое при соблюдении определенных принципов управления обеспечит доходность проводимых операций. А в долгосрочном плане предпочтительным вариантом оказывается поддержание относительно более высокого уровня ликвидности, но это противоречит достижению более высокой доходности, зато будет способствовать упрочнению финансового состояния банка. Таким образом, поддержание ликвидности на требуемом уровне осуществляется проведением определенной политики банка в области пассивных и активных операций, вырабатываемой с учетом конкретных условий денежного рынка, специфики клиентуры, развития банковских услуг.

51. Порядок выдачи наличных денег клиентам

53 вопрос. Понятие факторинга и его виды.

Факторинг — это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, связанная с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании неоплаченных платежных требований за поставленные товары, выполненные работы и услуги и прав Виды факторинга

№57. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

№58. Договор лизинга: форма и содержание

Кредит под залог ценных бумаг

Основные преимущества продукта:

Требования к заемщику:

Условия кредитования:

Обеспечение:

Процентные ставки и комиссии:

78



9. порядок открытия и закрытия операционных касс и дополнительных офисов



12.1. Дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, операционные офисы, операционные кассы вне кассового узла открываются (закрываются) по решению органа управления кредитной организации (решению руководителя филиала), которому это право предоставлено уставом кредитной организации (положением о филиале).

Датой открытия дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла является дата направления уведомления, предусмотренного соответственно пунктом 12.2 или пунктом 12.3 настоящей Инструкции. С указанной даты внутреннее структурное подразделение вправе осуществлять делегированные ему банковские операции и сделки.

Датой закрытия дополнительного офиса, кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла является дата направления уведомления, предусмотренного соответственно пунктом 12.4 или пунктом 12.5 настоящей Инструкции.

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 22 июля 2013 г. N 3029-У в пункт 12.2 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

12.2. Об открытии (изменении местонахождения (адреса) дополнительного офиса кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России по месту открытия (новому местонахождению) дополнительного офиса.

К уведомлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктом 9.4.1 либо подпунктом 9.4.2, либо подпунктом 9.4.3 пункта 9.4 настоящей Инструкции.

12.3. Об открытии (изменении местонахождения (адреса) кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), и территориальное учреждение Банка России по месту открытия (новому местонахождению) кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла.

К уведомлению, направляемому в территориальное учреждение Банка России по месту открытия (новому местонахождению) кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла, прилагаются документы, предусмотренные подпунктом 9.4.1 либо подпунктом 9.4.2 пункта 9.4 настоящей Инструкции.

12.4. О прекращении совершения банковских операций и сделок в дополнительном офисе кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России по местонахождению дополнительного офиса.

12.5. О прекращении совершения операций в кредитно-кассовом офисе, операционном офисе, операционной кассе вне кассового узла кредитная организация (филиал) уведомляет по форме приложения 15 к настоящей Инструкции территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее (его) деятельностью, и территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитно-кассового офиса, операционного офиса, операционной кассы вне кассового узла.


12.6. Внесение сведений об открытии (изменении местонахождения (адреса) внутреннего структурного подразделения в Книгу государственной регистрации кредитных организаций осуществляется территориальным учреждением Банка России вне зависимости от направления запроса (проведения проверки), предусмотренного абзацем вторым пункта 9.4 настоящей Инструкции.






10. порядок открытия и закрытия обменных пунктов

Уполномоченный банк или его филиал уведомляет об открытии обменного пункта или об изменении любых сведений об обменном пункте территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью уполномоченного банка, и территориальное учреждение Банка России по месту открытия или новому местонахождению обменного пункта.
Территориальное учреждение Банка России по месту открытия обменного пункта в течение двух недель от даты получения уведомления уполномоченного банка подготавливает (после осуществления проверки) заключение о соответствии помещения для совершения операций с ценностями, действующим требованиям, направляет его в уполномоченный банк и вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций сведения об обменном пункте в соответствии с информацией, содержащейся в уведомлении.
Обменный пункт имеет право начать работу только после получения положительного заключения.
Основаниями для отказа в выдаче положительного заключения являются:
несоответствие помещения для совершения операций с ценностями требованиям, установленным нормативными актами Банка России;
наличие неисполненных предписаний Банка России об устранении нарушений валютного законодательства, выявленных в деятельности уполномоченного банка, или нарушений требований законодательства Российской Федерации при совершении операций с наличной валютой или чеками с участием физических лиц;
наличие неоплаченного уполномоченным банком штрафа;
наличие предписания Банка России о введении ограничения либо запрета на проведение уполномоченным банком операций с иностранной валютой.
Письмо об отказе в выдаче уполномоченному банку положительного заключения направляется в его адрес не позднее двух недель от даты получения уведомления об открытии.
Обменный пункт подлежит закрытию по следующим основаниям:
решение о закрытии обменного пункта, принятое органом управления уполномоченного банка, которому это право предоставлено уставом или положением;
приказ Банка России об отзыве или аннулировании лицензии на осуществление банковских операций;
предписание Банка России о введении ограничения или запрета на проведение уполномоченным банком банковских операций с иностранной валютой.
Если иное не установлено Банком России, обменные пункты не могут открывать:
уполномоченные банки и их филиалы за пределами территории Российской Федерации;
иностранные банки на территории Российской Федерации.
Обменный пункт должен быть оборудован стендом, находящимся в месте, доступном для обозрения физическими лицами, и содержащим следующую информацию и документы:
наименование, местонахождение (почтовый адрес) и телефон банка, открывшего обменный пункт;
режим работы обменного пункта (при круглосуточном режиме работы операционный день заканчивается в 15.00, а в случае расположения обменного пункта в помещении иной организации и невозможности доступа в помещение обменного пункта
во внерабочее время указанной организации рабочий день обменного пункта не может превышать рабочий день организации);
перечень операций с наличной иностранной валютой и чеками, осуществляемых данным обменным пунктом;
курсы иностранных валют и кросс-курсы;
информация для обращений и жалоб физических лиц, связанных с работой обменного пункта;
выписка из тарифов банка сведений о размерах комиссионного вознаграждения, взимаемого за осуществление операций с наличной валютой и чеками, заверенная подписью руководителя и скрепленная оттиском круглой печати уполномоченного банка;
копия положительного заключения территориального учреждения Банка России по месту открытия обменного пункта, заверенная подписью руководителя и скрепленная оттиском круглой печати уполномоченного банка;

правила приема банком поврежденных денежных знаков иностранных государств;
правила приема банком чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (прил. 14);
признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России;
информация об установленном уполномоченным банком порядке и условиях осуществления операций по переводу денежных
средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковского счета, заверенные подписью руководителя и скрепленные круглой печатью уполномоченного банка.
В обменном пункте в отдельном досье должны находиться заверенные подписью руководителя и скрепленные оттиском круглой печати уполномоченного банка копии следующих документов:
решение органа управления банка, которому это право предоставлено уставом или положением, об открытии, изменении местонахождения, приостановлении деятельности обменного пункта;
приказ банка о назначении соответствующего лица кассовым работником обменного пункта;
документ, свидетельствующий о прохождении кассовым работником обменного пункта специальной подготовки по способам определения признаков подлинности денежных знаков иностранных государств и чеков, а также платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России;
договор о полной индивидуальной материальной ответственности кассового работника обменного пункта;
приказ банка о назначении должностного лица, ответственного за установление курсов иностранных валют и кросс-курсов, и о порядке их доведения до обменного пункта;
документ, подтверждающий право собственности (аренды, субаренды) банка на здание (помещение), в котором располагается обменный пункт.
Обменный пункт должен быть обеспечен справочными материалами по определению платежеспособности денежных знаков Банка России, подлинности денежных знаков иностранных государств, а также необходимыми техническими средствами контроля подлинности денежных знаков.
Кассовый работник обменного пункта обязан иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, а также служебное удостоверение сотрудника уполномоченного банка.
В помещении обменного пункта могут находиться сотрудники уполномоченного банка, сотрудники подразделения инкассации, имеющие при себе документы, удостоверяющие их личность, а также уполномоченные представители органов и агентов валютного контроля Российской Федерации и иных федеральных органов, проводящие проверку обменного пункта в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


11. Реорганизация банков

Реорганизация банков – это процесс слияния или присоединения банков, в результате которых появляются новые кредитные учреждения, или же произойдет ликвидация некоторых кредитных учреждений.

Реорганизация банков происходит по той же самой системе, как и процедура реорганизации юридических лиц. Реорганизацию банков можно проводить по пяти формам: слияние, присоединение,  разделение, выделение и преобразование. Только стоит учитывать момент, по которому реорганизация банков отвечает не только за свои интересы, но и за интересы своих вкладчиков.

Все банки должны сообщить своим кредиторам о том, что желают провести реорганизацию не меньше, чем за 30 дней до принятия решения. Сейчас банк обязан поместить эту информацию на личном сайте, если же такого нет, он в обязательном порядке сообщает это в СМИ. Только не в одно издание, а сразу в два: одно юридическое, другое государственное. А также каждый клиент банка должен получать персональное письмо, в котором будет вся информация о процессе реорганизации. Также в  письме должна быть указана причина, по которой будет проведена реорганизация, также должны быть сведенья о новом банке, в которой нужно будет обращаться потом. Банк, который берет на себя права и обязательства должен в письменной форме подтвердить прием прав.

Каждый из кредиторов за эти 30 дней имеет полное право на требования исполнения всех обязательств банка. Если же возмещение невозможно, банк обязан возместить все убытки и оплатить все налоги. Если же прошло больше, чем 30 дней, кредитор или же юридическое лицо не имеет права, что-либо требовать пока процесс реорганизации, не пройдет до конца. Сроки реорганизации банков могут доходить до 1 года.

В процессе реорганизации банк обязуется информировать своих кредиторов, а также юридических лиц обо всех происходящих событий, которые касаются финансов. Если прибыль, активы или убытки достигают более, чем 10%,  информация должна доставляться в персональном письме. Если кто-то покупает акции банка в больших количествах, то эта информация также должна быть отправлена персонально.

Поэтапная процедура реорганизации банков начинается именно с осведомления, и только потом происходит все остальное.  Стоимость реорганизации банков зависит от многих факторов, на это влияют различные задолженности банков, вымогательства кредиторов, и другие различные оформления.

12 Уставный капитал, его роль в деятельности банка, виды вкладов и уставный капитал

Уставный капитал

Уставный капитал банка состоит из суммы вложений его участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Это первоначальный ресурс для деятельности кредитной организации. В уставном капитале не может быть заемных средств. Минимальный его размер для вновь регистрируемого банка – 180 млн рублей.


Уставный капитал банка, являющегося акционерным обществом, – это номинальная стоимость акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал такого банка может быть увеличен при помощи дополнительной эмиссии акций или повышения их номинальной стоимости. Сократить его можно при помощи уменьшения номинальной стоимости акций или путем приобретения размещенных акций и их погашения.

В случае если банк работает в форме общества с ограниченной ответственностью, уставный капитал увеличивается при помощи капитализации части прибыли, дополнительных взносов участников кредитной организации, за счет вкладов третьих лиц. Уменьшается он посредством сокращения номинальной стоимости долей всех участников банка или погашения долей, принадлежащих банку.

Виды уставного капитала и их особенности

Одной из отличительных черт общества с ограниченной ответственностью (далее ООО) является обязательное наличие уставного капитала, чаще всего поделенного в определенных долях. Уставный капитал – это имущественный базис общества, призванный обезопасить интересы кредиторов организации. Подробнее об этом прописано в ст.90 Гражданского кодекса РФ. Риски возможных убытков, возникшие в ходе работы общества, распределяются среди участников пропорционально собственным размерам долей в уставном капитале.

Минимум половину уставного капитала ООО необходимо оплатить в ходе государственной регистрации. Остальную часть следует внести в уставной капитал до истечения первого года работы общества. В случае неисполнения данного условия обществу необходимо:

  1. или уменьшить собственный уставный капитал с последующей регистрацией изменений;

  2. или завершить свою дальнейшую работу через ликвидацию общества.

Величина уставного капитала регламентируется законом от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее закон), согласно которому минимумом является 100 МРОТ. На сегодняшний день минимальный размер уставного капитала составляет 10000 рублей. С одной стороны, данная сумма невелика для обеспечения интересов кредиторов. С другой стороны даёт возможность практически любому гражданину обзавестись собственным ООО с минимальными финансовыми вложениями.

Данный закон определяет перечень видов вкладов в уставный капитал: деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку. Безусловно, каждый вид имеет свои плюсы и минусы, и ниже ознакомимся с ними подробнее.

Так при оплате всех долей деньгами, учредители находятся в одинаковом положении. Отпадает необходимость независимой оценки имущества, не возникает субсидиарной ответственности в случае преувеличенной оценки вклада, исключается возникновение неликвидного актива на балансе общества, не придётся платить налог на имущество.


К недостаткам денежного вклада можно отнести необходимость открытия накопительного счета в банке, что приведет к дополнительным финансовым тратам. Кроме того, деньги подвержены инфляции. Поэтому не обеспечение их реальным имуществом может отрицательно сказаться на интересах кредиторов. Большей популярностью среди учредителей пользуются неденежные виды вкладов.

Короткая формулировка понятия неденежный вклад согласно закону – это вещи, имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вносимые в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Особенностью неденежных вкладов является их обязательная денежная оценка. Данная оценка подтверждается единогласным решением общего собрания учредителей. Если же участником общества внесён неденежный вклад стоимостью более 200 МРОТ, то данный вклад требует заключения независимого оценщика.

Некоторые участники в качестве взноса в уставной капитал вносят ценные бумаги. Это специфичный вид вклада и имеет ряд нюансов:

  • потребуются знания в области экономики для эффективного использования такого вклада как имущество общества;

  • есть вероятность потери рыночной стоимости ценных бумаг, что может привести к потере прибылей и невозможности получения дивидендов;

  • такой вид вклада может потребовать экспертизы независимого оценщика и при завышенной оценке участники общества несут субсидиарную ответственность;

  • к тому же форма ценной бумаги утверждена законом и не соответствие нормам ведет к недействительности данных активов.

Среди учредителей вновь образующихся ООО большой интерес вызывает вклад имуществом. А участникам общества следует знать, что с момента образования общества и государственной регистрации право собственности, на внесенное в уставный капитал имущество, утрачивается ими. Согласно Гражданскому кодексу (п.6 ст.66) учредители вправе самостоятельно дать денежную оценку вклада по взаимному соглашению между собой. Это возможно, если стоимость имущества вклада менее 20000 рублей. В противном случае появляется ряд недостатков такого вида вклада:

  • обязательное заключение независимого оценщика, плюс субсидиарная ответственность участников за завышенную оценку;

  • необходимость уплаты налога на имущество общества;

  • внесение в качестве имущества недвижимости и транспортных средств подлежит государственной регистрации;

  • если же одним из участников выступает юридическое лицо, то ему придётся восстанавливать НДС;

  • на балансе общества возможно появление дорогостоящего, но бесполезного имущества.

Определенные трудности вызывает оплата вклада в уставный капитал в виде имущественных или иных имеющих денежную оценку прав. Здесь речь идёт о правах, вытекающие из исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, право аренды и т.п. Так при оценке прав на использование объектов интеллектуальной собственности не ясно- каким образом оценщик определяет стоимость такого вклада, на какие критерии он может опираться. И потом возникает резонный вопрос: Где и как использовать данный объект в кратко- и долгосрочной перспективе? Ведь известны случаи, когда появлялись сложности в реализации такого рода вкладов при удовлетворении имущественных требований кредиторов.


Смотрите также файлы