Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 1590

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Определяем среднее время ожидания в очереди автомобилем, не получившим отказ, час.:



Определяем среднее время пребывания автомобиля в системе, час.:



Основные числовые характеристики функционирования АТП при n = 2 определены. В дальнейшем для построения графика оптимизации нам потребуются суммарные значения затрат, руб.:



Порядок вычисления вероятностей состояний и основных характеристик СМО закрытых ремонтных предприятий с универсальными постами при n = 3, 4 и т. д. аналогичен представленному выше.


Задание


Автотранспортное предприятие имеет в своем составе N автомобилей. Среднесуточный пробег автомобилей составляет L километров. Периодичность проведения технического обслуживания № 1 составляет 3000 км, технического обслуживания № 2 – 9000 км. Посты для выполнения ТО – 1,2 являются универсальными. Автомобили работают 280 дней в году. Среднее время обслуживания автомобиля при ТО–1 составляет а при ТО–2

Определить оптимальное количество постов для проведения технического обслуживания и характеристики работы автотранспортного предприятия (с построением графика).

При расчете экономических характеристик СМО учесть, что стоимость простоя одного автомобиля в течение единицы времени составляет – Спр. а, руб.; затраты, связанные с простоем одного канала в течение единицы времени – СПР, руб.; расход средств на выплату зарплаты рабочим постов за единицу времени – СЗП, руб.

Дополнительные исходные данные для расчета выбрать по табл. 3.2.

Таблица 3.2


Таблица вариантов заданий


Вариант

N

L, км

час

час

Спр. а, руб.

СПР, руб.

СЗП, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

12

472

0,96

1,85

120

48

66

2

14

484

1,12

2,16

155

62

85

3

15

490

1,20

2,31

160

64

88

4

17

502

1,36

2,62

210

84

116

5

25

553

2,04

3,93

250

100

138

6

19

514

1,52

2,93

180

72

99

7

22

532

1,76

3,39

165

66

91

8

24

544

1,92

3,70

230

92

127

9

13

583

2,44

4,70

280

112

154

10

24

544

1,92

3,70

115

46

63

11

25

400

1,19

3,00

145

58

80

12

23

420

1,25

3,15

190

76

105

13

26

330

0,98

2,48

250

100

138

14

15

370

1,10

2,78

280

112

154

15

17

290

0,57

1,43

270

108

149

16

22

280

0,54

1,35

150

60

83

17

18

270

0,80

2,03

193

77

106

18

19

360

1,07

2,70

199

80

109

19

20

240

0,71

1,80

262

105

144

20

28

280

0,83

2,10

312

125

172

21

24

368

1,43

1,91

224

90

123

22

26

444

1,51

2,01

206

82

113

23

14

534

1,70

2,28

287

115

158

24

16

544

1,51

2,01

349

140

192

25

19

482

1,55

2,06

143

57

79

26

15

510

1,78

2,38

181

72

100

27

17

607

1,05

1,40

237

95

130

28

17

483

1,13

1,51

312

125

172

29

21

378

1,23

1,64

349

140

192

30

28

406

1,47

1,96

336

134

185



Контрольные вопросы


1. Отличия закрытых систем массового обслуживания от открытых систем.

2. Параметры закрытых СМО: интенсивность потока заявок, интенсивность обслуживания, количество постов ожидания.

3. Вероятностные характеристики СМО: вероятность простоя СМО, вероятность, что будет занято k каналов обслуживания, вероятность отказа в обслуживании, вероятность обслуживания.

4. Абсолютные характеристики СМО: абсолютная пропускная способность, максимальная пропускная способность, средняя длина очереди, среднее число занятых каналов, среднее число свободных каналов, среднее время ожидания обслуживания, среднее время пребывания заявки в СМО.

5. Экономические характеристики СМО.

6. Оптимизация числа обслуживающих каналов.



Практическая работа № 4

ОПТИМИЗАЦИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ


Цели:

изучение номенклатуры запасных частей, входящих в группы А, В, С;

научиться определять единый стоимостной и относительный стоимостный показатели для каждой запасной части;

научиться определять номенклатуру запасных частей, входящих в группы А, В, С аналитическим методом.


Теоретические сведения


Хранить все выпускаемые в качестве запасных частей детали у дилера, и тем более на АТП (СТО), нерационально. Это приведет к значительному увеличению запасов, росту складских площадей и, самое главное, к неэффективному использованию запасов – большая их часть останется лежать «мертвым грузом». С другой стороны, поскольку отказы деталей носят случайный характер, то теоретически в любой момент может понадобиться любая из запасных частей.

Под номенклатурой запасных частей понимается перечень наименований элементов автомобиля, составленных в определенной последовательности в соответствии с технической документацией предприятий-изготовителей.

Определение номенклатуры запасных частей и объемов хранения на складах разного уровня осуществляется различными методами. В основу наиболее распространенного положено деление всей номенклатуры запасных частей для каждой модели автомобиля по частоте спроса на группы А, В и С. Согласно данному методу вся номенклатура деталей конкретной модели автомобиля (с точки зрения спроса на них) делится на группы А, В, С: первая группа А – детали высокого спроса, В – среднего и С – детали редкого спроса.

Номенклатуру групп А, В, С можно определить с использованием графического и аналитического методов расчетов. Графический метод расчета прост в использовании, но имеет значительную погрешность.

При графическом способе (рис. 4.1) на оси ординат наносятся значения , на оси абсцисс – индексы 1, 2, ..., i, ..., N, соответствующие присвоенным номерам позиций номенклатуры запасных частей.

Точки с координатами на графике соединяются плавной кривой OO'D, которая в общем случае является выпуклой. Затем проводится касательная к кумулятивной кривой OO'D, параллельно прямой OD.


Прямая OD соответствует равномерному распределению затрат по всей номенклатуре, т. е. характеризует долю «определенной» детали в общем показателе:



Рис. 4.1. Определение номенклатуры групп АВС


Абсцисса точки касания О', округленная до ближайшего целого значения, отделяет от всей номенклатуры деталей первую группу NA (группа А), в которую входят детали с показателями

Соответственно ордината точки О' – указывает долю группы деталей в общем показателе

Продолжим деление на группы оставшейся номенклатуры деталей, воспользовавшись вышеописанным приемом. Соединим точку О' с точкой D и проведем касательную к кривой О'O"D, параллельную прямой О'D.

Абсцисса точки касания О'' делит оставшуюся номенклатуру деталей также на две группы: группа В и группа С.

Доля оставшейся «осредненной» детали составит:



где NA – число деталей (номенклатура) группы А.

Таким образом, в группу В попадают детали с показателем , подчиняющимся неравенству:



Следует указать, что если кривая OO'О"D не выпуклая, то невозможно выделить ни одну из групп деталей; если кривая O'O"D выпуклая, то невозможно выделить группы В и С.

Аналитический способ расчета позволяет определять номенклатуру групп с необходимой точностью и включает в себя несколько этапов.

На первом этапе расчетов вводится единый стоимостный показатель, отражающий все виды затрат, связанных с i-й запасной частью. Данный показатель рассчитывается для каждой детали с использованием формулы:



где Мi количество i-х деталей, израсходованных за определенный интервал времени (или пробег автомобиля), шт; CЗЧi – стоимость i-й детали, руб.; CТЭi – стоимость трудозатрат на устранение отказа i-й детали, руб.; CПi – потери прибыли предприятия, связанные с простоем автомобиля в ремонте, в частности, из-за отсутствия i-й запасной части, руб.


Полученные значения Ci ранжируются, располагаясь в убывающей последовательности:



Затем производится присвоение новых индексов: а = 1, b = 2, ..., т = N, где N общее количество наименований деталей (номенклатура):



Для удобства расчетов на втором этапе вводятся относительные величины рассматриваемых стоимостных показателей qi (в процентах), тем самым производим нормирование показателей:



Для удобства расчетов количество деталей N целесообразно нормировать в интервале 0–1 и ввести аргумент х. Величины qi суммируются нарастающим итогом и представляются в табличной форме в виде пар значений для подбора аналитической зависимости.

В большинстве случаев используются две нелинейные зависимости:



Выбор той или иной зависимости зависит от значения коэффициента корреляции (чем он выше, тем точнее зависимость).

На третьем этапе определяем коэффициенты зависимостей (a0, a1, a, b) с использованием метода наименьших квадратов (МНК). При определении коэффициентов необходимо соблюдать начальные условия: первое – при х = 0, = 0; второе – при х = 1, = 1.


Методика определении коэффициентов представлена в табл. 4.1.


Таблица 4.1


Методика определения коэффициентов зависимостей


Этапы методики

Зависимость

Зависимость

1. Преобразуем выражение

2. Определим производные функции

по коэффициентам

,

,

3. Составим систему уравнений

Продолжение табл. 4.1


4. Решаем систему уравнений методом Крамера


Для определения координат точки О' (рис. 4.1) воспользуемся теоремой Лагранжа, согласно которой:


(4.1)


где f' (x) – производная функции f (x) в точке касания; f (B), f (A) – значения функции f (x) в начальной и конечной точках.

Решив уравнение (4.1) относительно хA, определим абсциссу и далее переходим к номенклатуре по формуле:



которая делит номенклатуру на две группы.

Вводим новую систему координат, принимая за начало отсчета абсциссу xA и ординату (xA). В некоторых случаях с целью унификации расчета шкалы по осям могут быть вновь отнормированы. Таким образом, основное уравнение (4.1) записывается в виде:


(4.2)


Пример. В результате анализа расходования запасных частей на предприятии были получены следующие данные (табл. 4.2).


Таблица 4.2


Исходные данные


Номер запасной части

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

qi

0,5

0,2

0,1

0,063

0,05

0,05

0,014

0,01

0,01

0,003


Для проведения расчетов отнормируем величину аргумента, а также просуммируем значение qi с нарастающим итогом (табл. 4.3)


Таблица 4.3


Отнормированные исходные данные


Величина аргумента х

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1

0,5

0,7

0,8

0,863

0,913

0,963

0,977

0,987

0,997

1


Используя метод наименьших квадратов, выполнив предварительно соответствующие преобразования, находим параметры зависимостей:


а0 = 2,4585; а1 = –1,4998,

а = 0,7328; b = 0,2688.


Результаты расчетов значений по приведенным аналитическим зависимостям приведены в табл. 4.4.


Таблица 4.4

Результаты расчета теоретических значений


Величина

аргумента х

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

по

0,48

0,66

0,78

0,86

0,92

0,97

0,99

1,00

1,00

по

0,39

0,48

0,53

0,57

0,61

0,64

0,67

0,69

0,71

По результатам расчетов построен график (рис. 4.2).

Как видно из рис. 4.2 степенная зависимость (черная прерывистая линия) не точно описывает имеющиеся исходные данные (синяя линия). Таким образом, в качестве аналитической зависимости принимаем первую функцию (красная линия)



Рис. 4.2. Изменение


Для расчета абсциссы точки касания воспользуемся уравнением (4.1). Поскольку с одной стороны



а с другой стороны по теореме Лагранжа



(получается подстановкой в уравнение (4.1) значений функции и аргумента в начальных и конечных точках, т. е. при х = 0, у = 0 и при х = 1, у = 1), получим


В результате решения квадратного уравнения, с подстановкой в него уже определенных коэффициентов, получим два корня – x1 = 1,28 и x2 = 0,3. Так как значение аргумента не может быть больше единицы, то истинным корнем является xA = x2 = 0,3.

Подставив полученное значение аргумента в исходную аналитическую зависимость, получим относительную стоимостную оценку деталей группы А:



Полученные значения указывают координаты точки О' – границы группы А (рис. 4.1). Домножив xA = 0,3 на количество (номенклатуру) деталей данного узла N, получим количественную оценку числа наименований деталей группы А.

Определим координаты точки О". При подстановке xA = 0,3, qA = 0,755 в формулу (4.2), находим



Затем по формуле



получим x = xA+B = 0,45 и qA+B = 0,88.

Если в качестве зависимости будет выбрана функция , то методика оценивания номенклатуры групп будет иметь следующие позиции:



Задание


По результатам анализа расхода запасных частей были получены данные по значениям единого стоимостного показателя (Ci) для различных деталей автомобиля (табл. 4.5 и 4.6). Исходя из имеющейся информации, определить номенклатуру запасных частей входящих в группы A, B, C используя аналитический метод расчета.


Таблица 4.5


Таблица вариантов заданий


Номер

элемента

Номера вариантов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Значение единого стоимостного показателя (Ci), руб.

1

16340

40850

15712

9078

15712

23856

36765

18854

3631

32994

2623

7439

6840

848

3815

2

13440

33600

12923

7467

12923

19622

30240

15508

2987

27138

11426

32400

29793

3692

16615

3

33287

38280

30381

6076

6600

48599

34452

36457

2430

13860

15468

35280

13635

2703

14193

4

40174

46200

36667

7333

7966

58654

41580

44000

2933

16728

9861

22491

8692

1723

9048

5

3717

18585

7744

3204

2950

5427

16727

9293

1282

6195

15184

27144

10081

2567

9179

6

9760

48800

20333

8414

7746

14250

43920

24400

3366

16267

12778

22842

8484

2160

7724

7

9913

22800

8143

5429

4851

14473

20520

9771

2171

10187

5769

14580

7336

2314

8953

8

11409

26240

9371

6248

5583

16657

23616

11246

2499

11724

11481

29016

14599

4606

17817

9

15053

28600

8171

22880

17333

21977

25740

9806

9152

36400

19672

46080

16168

11378

63247

10

11116

21120

6034

16896

12800

16229

19008

7241

6758

26880

5394

12636

4434

3120

17344

11

8800

39600

9659

10732

11647

12848

35640

11590

4293

24459

9062

16200

8120

1565

7714

12

4500

20250

4939

5488

5956

6570

18225

5927

2195

12507

3464

6192

3104

598

2949

13

768

5220

1864

932

2747

1121

4698

2237

373

5769

14783

21870

9113

2627

19627

14

1094

7440

2657

1329

3916

1597

6696

3189

531

8223

14904

22050

9188

2649

19788

15

1797

8265

5700

2119

1816

2623

7439

6840

848

3815

33666

35280

19600

2703

30489

16

7826

36000

24828

9231

7912

11426

32400

29793

3692

16615

17039

17856

9920

1368

15431

17

10595

39200

11362

6759

6759

15468

35280

13635

2703

14193

16340

40850

15712

9078

15712

18

6754

24990

7243

4309

4309

9861

22491

8692

1723

9048

13440

33600

12923

7467

12923

19

10400

30160

8401

6417

4371

15184

27144

10081

2567

9179

33287

38280

30381

6076

6600

20

8752

25380

7070

5400

3678

12778

22842

8484

2160

7724

40174

46200

36667

7333

7966

21

3951

16200

6113

5786

4263

5769

14580

7336

2314

8953

3717

18585

7744

3204

2950

22

7863

32240

12166

11514

8484

11481

29016

14599

4606

17817

9760

48800

20333

8414

7746

23

13474

51200

13474

28444

30118

19672

46080

16168

11378

63247

9913

22800

8143

5429

4851

24

3695

14040

3695

7800

8259

5394

12636

4434

3120

17344

11409

26240

9371

6248

5583

25

6207

18000

6767

3913

3673

9062

16200

8120

1565

7714

15053

28600

8171

22880

17333

26

2372

6880

2586

1496

1404

3464

6192

3104

598

2949

11116

21120

6034

16896

12800

27

10125

24300

7594

6568

9346

14783

21870

9113

2627

19627

8800

39600

9659

10732

11647

28

10208

24500

7656

6622

9423

14904

22050

9188

2649

19788

4500

20250

4939

5488

5956

29

23059

39200

16333

6759

14519

33666

35280

19600

2703

30489

768

5220

1864

932

2747

30

11671

19840

8267

3421

7348

17039

17856

9920

1368

15431

1094

7440

2657

1329

3916