Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 1875
Скачиваний: 8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАКАССКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –
ФИЛИАЛ ФГАОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Методические указания
Абакан
2011
УДК 658.235:658.78
Т65
Рецензент
А. Н. Борисенко, канд. техн. наук, доц. кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ХТИ – филиала СФУ
Т65 Транспортная логистика. Оценка параметров производственной программы автотранспортных предприятий : метод. указания к практическим занятиям / сост. А. В. Олейников, В. А. Васильев ; Сиб. федер. ун-т, ХТИ – филиал СФУ. – Абакан : РИО ХТИ – филиала СФУ, 2011. – 60 с.
Представлены практические работы по дисциплине «Транспортная логистика». Приведены методика оценки параметров функционирования станций технического обслуживания автомобилей и автотранспортных предприятий с использованием теории массового обслуживания и методика оптимизации номенклатуры запасных частей, входящих в состав материальных запасов автотранспортных предприятий.
Предназначены для студентов специальности 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и направления 190500.62 «Эксплуатация транспортных средств» всех форм обучения.
УДК 658.235:658.78
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета ХТИ – филиала СФУ
© ХТИ – филиал СФУ, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАСЧЕТ МНОГОКАНАЛЬНОЙ РАЗОМКНУТОЙ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 6
СО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ПОСТАМИ 32
ЗАКРЫТЫХ РЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ЗАКРЫТОЙ СМО) 34
ВВЕДЕНИЕ
Принципиальная новизна логистического подхода к управлению автотранспортными и авторемонтными предприятиями состоит в том, что оно рассматривается как внутрипроизводственная логистическая система на микро- и макроуровне. На микроуровне предприятия выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они обеспечивают ритм работы этих систем, являются источниками материальных услуг – транспортных и обслуживающих услуг. На микроуровне автотранспортные и авторемонтные предприятия как внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность. Эти подсистемы обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы в виде транспортных услуг. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.
Логистический подход к управлению автотранспортными и авторемонтными предприятиями требует новых методов и моделей для разработки и принятия управленческих решений. В этой связи данные методические указания нацелены на оказание методической помощи в освоении новых методов расчета производственных программ, позволяющих перейти от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования.
Практическая работа № 1
РАСЧЕТ МНОГОКАНАЛЬНОЙ РАЗОМКНУТОЙ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
С УНИВЕРСАЛЬНЫМИ ПОСТАМИ
Цели:
– научиться определять технические параметры и характеристики разомкнутых СМО с универсальными постами;
– научиться определять экономические характеристики разомкнутых СМО с универсальными постами;
– научиться определять оптимальную численность универсальных рабочих постов (каналов обслуживания).
Теоретические сведения
Система массового обслуживания (СМО) – это любая система, предназначенная для обслуживания поступающих в нее заявок.
Заявки, поступающие на обслуживание в СМО, образуют поток заявок. Элементы СМО, обслуживающие заявки, называются каналами обслуживания.
В большинстве случаев интервалы времени между моментами поступления заявок и времена обслуживания заявок в СМО представляют собой случайные величины. Другими словами, в большинстве случаев заранее точно неизвестно, когда поступит очередная заявка и сколько времени займет ее обслуживание. Поэтому теория систем массового обслуживания основана на математическом аппарате теории вероятностей и математической статистики.
Поток автомашин, прибывающих в зону ТО и ТР или на СТО, представляет собой простейший или пуассоновский поток событий, который обладает следующими тремя свойствами: стационарностью, ординарностью и отсутствием последействия.
Стационарным потоком требований называется такой поток, у которого вероятность поступления заявки (автомобили на ТО и ТР) зависит только от значения рассматриваемого текущего пробега, а не от значения этого пробега в общем пробеге автомобиля с начала эксплуатации.
Ординарным потоком называется поток требований, когда в любой момент времени практически невозможно одновременное появление двух или большего числа требований.
Отсутствие последствия – это независимость в данный момент поступлений требований от того, когда и сколько требований поступило до этого момента.
Технические параметры и характеристики СМО
Под параметрами СМО будем понимать величины, описывающие поток заявок СМО и каналы обслуживания.
Основным параметром потока заявок является его интенсивность (λ) – среднее количество заявок, поступающих в СМО в единицу времени.
Основные параметры каналов обслуживания – количество каналов (n), среднее время обслуживания заявки в канале ( ). В расчетах вместо величины часто используется интенсивность обслуживания заявок (μ):
Интенсивность обслуживания представляет собой среднее количество заявок, которое может быть обслужено одним каналом СМО в единицу времени.
Параметром СМО с ограничением на количество заявок в очереди является также максимальное (предельно допустимое) количество заявок в очереди (m).
Под характеристиками СМО будем понимать величины, по которым можно оценивать эффективность работы СМО и выбирать лучший из нескольких вариантов СМО. При расчете характеристик СМО используется приведенная плотность процесса, называемая загрузкой системы:
Величина α представляет собой отношение интенсивности потока заявок к интенсивности обслуживания одним каналом. Для СМО с ограничениями на очередь и без очереди возможны любые значения α, так как в таких СМО часть заявок получает отказ, т. е. не допускается в СМО.
В качестве характеристик СМО обычно используются следующие величины:
Р0 – вероятность простоя СМО:
где k – число занятых каналов; S – число занятых мест ожидания. Эта величина показывает, какую часть от общего времени работы СМО все ее каналы свободны, т. е. простаивают из-за отсутствия заявок.
Рk – вероятность того, что в системе будет занято k каналов:
Ротк – вероятность отказа численно равна вероятности возникновения очереди (т. е. заняты и каналы обслуживания, и места ожидания):
Эта величина показывает, какая доля всех поступающих заявок не обслуживается системой из-за занятости ее каналов или большого количества заявок в очереди. Для СМО без ограничений на очередь Ротк = 0.
Ротн – вероятность обслуживания или относительная пропускная способность СМО:
Эта величина показывает, какая доля всех поступающих заявок обслуживается системой. Очевидно, что Ротн = 1 – Ротк. Для СМО без отказов Ротн = 1.