Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 1865

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

64


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ХАКАССКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ –

ФИЛИАЛ ФГАОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»












ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА


ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


Методические указания















Абакан

2011


УДК 658.235:658.78

Т65



Рецензент

А. Н. Борисенко, канд. техн. наук, доц. кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ХТИ – филиала СФУ



Т65 Транспортная логистика. Оценка параметров производственной программы автотранспортных предприятий : метод. указания к практическим занятиям / сост. А. В. Олейников, В. А. Васильев ; Сиб. федер. ун-т, ХТИ – филиал СФУ. – Абакан : РИО ХТИ – филиала СФУ, 2011. – 60 с.



Представлены практические работы по дисциплине «Транспортная логистика». Приведены методика оценки параметров функционирования станций технического обслуживания автомобилей и автотранспортных предприятий с использованием теории массового обслуживания и методика оптимизации номенклатуры запасных частей, входящих в состав материальных запасов автотранспортных предприятий.

Предназначены для студентов специальности 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и направления 190500.62 «Эксплуатация транспортных средств» всех форм обучения.



УДК 658.235:658.78



Печатается по решению

Редакционно-издательского совета ХТИ – филиала СФУ







© ХТИ – филиал СФУ, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ




























ВВЕДЕНИЕ


Принципиальная новизна логистического подхода к управлению автотранспортными и авторемонтными предприятиями состоит в том, что оно рассматривается как внутрипроизводственная логистическая система на микро- и макроуровне. На микроуровне предприятия выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они обеспечивают ритм работы этих систем, являются источниками материальных услуг – транспортных и обслуживающих услуг. На микроуровне автотранспортные и авторемонтные предприятия как внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность. Эти подсистемы обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы в виде транспортных услуг. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Логистический подход к управлению автотранспортными и авторемонтными предприятиями требует новых методов и моделей для разработки и принятия управленческих решений. В этой связи данные методические указания нацелены на оказание методической помощи в освоении новых методов расчета производственных программ, позволяющих перейти от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования.



Практическая работа № 1

РАСЧЕТ МНОГОКАНАЛЬНОЙ РАЗОМКНУТОЙ СИСТЕМЫ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

С УНИВЕРСАЛЬНЫМИ ПОСТАМИ


Цели:

научиться определять технические параметры и характеристики разомкнутых СМО с универсальными постами;

научиться определять экономические характеристики разомкнутых СМО с универсальными постами;

научиться определять оптимальную численность универсальных рабочих постов (каналов обслуживания).

Теоретические сведения


Система массового обслуживания (СМО) – это любая система, предназначенная для обслуживания поступающих в нее заявок.

Заявки, поступающие на обслуживание в СМО, образуют поток заявок. Элементы СМО, обслуживающие заявки, называются каналами обслуживания.

В большинстве случаев интервалы времени между моментами поступления заявок и времена обслуживания заявок в СМО представляют собой случайные величины. Другими словами, в большинстве случаев заранее точно неизвестно, когда поступит очередная заявка и сколько времени займет ее обслуживание. Поэтому теория систем массового обслуживания основана на математическом аппарате теории вероятностей и математической статистики.

Поток автомашин, прибывающих в зону ТО и ТР или на СТО, представляет собой простейший или пуассоновский поток событий, который обладает следующими тремя свойствами: стационарностью, ординарностью и отсутствием последействия.


Стационарным потоком требований называется такой поток, у которого вероятность поступления заявки (автомобили на ТО и ТР) зависит только от значения рассматриваемого текущего пробега, а не от значения этого пробега в общем пробеге автомобиля с начала эксплуатации.

Ординарным потоком называется поток требований, когда в любой момент времени практически невозможно одновременное появление двух или большего числа требований.

Отсутствие последствия – это независимость в данный момент поступлений требований от того, когда и сколько требований поступило до этого момента.


Технические параметры и характеристики СМО


Под параметрами СМО будем понимать величины, описывающие поток заявок СМО и каналы обслуживания.

Основным параметром потока заявок является его интенсивность (λ) среднее количество заявок, поступающих в СМО в единицу времени.

Основные параметры каналов обслуживания – количество каналов (n), среднее время обслуживания заявки в канале ( ). В расчетах вместо величины часто используется интенсивность обслуживания заявок (μ):


Интенсивность обслуживания представляет собой среднее количество заявок, которое может быть обслужено одним каналом СМО в единицу времени.

Параметром СМО с ограничением на количество заявок в очереди является также максимальное (предельно допустимое) количество заявок в очереди (m).

Под характеристиками СМО будем понимать величины, по которым можно оценивать эффективность работы СМО и выбирать лучший из нескольких вариантов СМО. При расчете характеристик СМО используется приведенная плотность процесса, называемая загрузкой системы:



Величина α представляет собой отношение интенсивности потока заявок к интенсивности обслуживания одним каналом. Для СМО с ограничениями на очередь и без очереди возможны любые значения α, так как в таких СМО часть заявок получает отказ, т. е. не допускается в СМО.

В качестве характеристик СМО обычно используются следующие величины:

Р0 – вероятность простоя СМО:



где k – число занятых каналов; S – число занятых мест ожидания. Эта величина показывает, какую часть от общего времени работы СМО все ее каналы свободны, т. е. простаивают из-за отсутствия заявок.

Рk – вероятность того, что в системе будет занято k каналов:



Ротк вероятность отказа численно равна вероятности возникновения очереди (т. е. заняты и каналы обслуживания, и места ожидания):


Эта величина показывает, какая доля всех поступающих заявок не обслуживается системой из-за занятости ее каналов или большого количества заявок в очереди. Для СМО без ограничений на очередь Ротк = 0.

Ротн – вероятность обслуживания или относительная пропускная способность СМО:



Эта величина показывает, какая доля всех поступающих заявок обслуживается системой. Очевидно, что Ротн = 1 – Ротк. Для СМО без отказов Ротн = 1.