Файл: зачет по муниципальному праву.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2020

Просмотров: 3170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.

2. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.

3. Понятие и предмет муниципального права как отрасли права.

4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.

5. Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения.

6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.

7. Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.

8. Органы местного самоуправления как юридические лица.

9. Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины: понятие, виды.

10. Муниципальные выборы: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.

11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.

12. Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.

13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.

14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.

15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.

16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения

17. Основные теории местного самоуправления.

18. Структура органов местного самоуправления: понятие и правовое закрепление. Органы местного самоуправления и муниципальные органы.

Информация об изменениях:

19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.

Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Особенности организации местного самоуправления в наукоградах

Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"

21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.

23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.

24. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.

25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.

26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.

27. Территориальное общественное самоуправления (ТОС): понятие, порядок образования и осуществления. Органы ТОС, их полномочия

28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы.

Понятие межмуниципального сотрудничества

29. Правовая основа местного самоуправления (общая характеристика). Европейская Хартия местного самоуправления.

30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой.

Правовое положение (статус) муниципального служащего

31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

32.Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ.

33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.

34. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.

35 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях.

36 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государственный контроль за их осуществлением

37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.

38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.

39. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Муниципальное имущество.

40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления

41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.

42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.

43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.

44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.

45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.

46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.

47. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.

48. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.

49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.

50. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.

51. Местная администрация: понятие, структура, полномочия (общая характеристика), акты. Глава местной администрации.

52. Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.

54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.

55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).

56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.

57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения

58. Гарантии права граждан РФ на осуществление местного самоуправления.

59. Муниципальная служба: понятие, правовое регулирование, основные принципы. Финансирование муниципальной службы.

60. Принципы и порядок установления и изменения границ территории муниципальных образований. Согласие население на изменение границ муниципального образования.

В то же время Закон о местном самоуправлении (2003) не предусмотрел возможность добровольной передачи отдельных полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта РФ, в тех случаях, когда их реализация на уровне субъекта Федерации более целесообразна.

Включение ст. 75 в гл. 10 «Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью» данного Закона свидетельствует о том, что законодатель рассматривает временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления в качестве санкции, применяемой к органам местного самоуправления, что не во всех случаях соответствует действительности.

Законом о местном самоуправлении (2003) предусмотрены различные процедуры временной передачи некоторых полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти.

В случае, если в связи со стихийными бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией представительный орган муниципального образования и местная администрация отсутствуют и (или) не могут быть сформированы, решение о передаче полномочий принимается высшим должностным лицом субъекта РФ либо руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ при наличии согласия представительного органа местного самоуправления или решения законодательного органа государственной власти субъекта РФ, принимаемого большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Исходя из содержания закона решение может быть принято высшим должностным лицом субъекта РФ при согласии законодательного органа государственной власти субъекта РФ, даже если представительный орган местного самоуправления выступил против.

Иная процедура закреплена для принятия решения об изъятии некоторых полномочий если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение законодательства. В таком случае решение о временном осуществлении органами исполнительной власти субъекта РФ отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Согласие иных органов государственной власти и местного самоуправления не требуется. При этом данное решение не может быть принято руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ единолично.

Наиболее сложная процедура передачи отдельных полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта РФ предусмотрена в случае возникновения у муниципального образования значительной просроченной задолженности по исполнению своих долговых или бюджетных обязательств. Решение об этом может быть принято только решением арбитражного суда субъекта РФ по ходатайству высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и (или) представительного органа муниципального образования либо главы муниципального образования. В соответствии со ст. 33 АПК РФ такие дела будут относиться к специальной подведомственности.


В случае принятия арбитражным судом положительного решения в муниципальном образовании вводится временная финансовая администрация на срок до одного года. Временная финансовая администрация призвана реализовывать финансовые полномочия местной администрации и контрольного органа муниципального образования, но не представительного органа муниципального образования.

Решения органов государственной власти субъектов РФ, о временном осуществлении ими отдельных полномочий органов местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

В порядке и случаях, установленных федеральными законами, отдельные полномочия органов местного самоуправления могут временно осуществляться федеральными органами государственной власти. В качестве примера такого закона можно привести Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3‑ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее – Закон о чрезвычайном положении). В соответствии со ст. 11 этого Закона допускается полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 14 Закона о чрезвычайном положении на территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном Законом о чрезвычайном положении. Кроме того, в соответствии со ст. 15 данного Закона Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов Указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.

В п. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1‑ФКЗ «О военном положении» также предусмотрен запрет на проведение на территории, на которой введено военное положение, референдумов и выборов в органы местного самоуправления. Кроме того, данный Закон допускает введение в органах местного самоуправления дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности.


41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.


Район (уезд) — административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько сельских округов (волостей, сельсоветов), а также городские поселения.


Вариант организации власти в районе зависит от субъекта Федерации, которые самостоя­тельно решают вопросы своего административно-территориально­го устройства, организации государственной власти на своей тер­ритории, а также от населения городских и сельских поселений, находящихся в административных границах района, имеющих возможность как создавать собственные муниципальные образова­ния в своих поселениях, так и объединяться в целях создания районного муниципального образования.

Организация местного самоуправления в районе (уезде) возможна в различ­ных вариантах.

1. В границах территории района может быть создано единое районное муниципальное образование. Особенностью этого вари­анта организации местного самоуправления в районе является то, что в границах территории районного муниципального образова­ния отсутствуют какие-либо иные муниципальные образования (городские, сельские и т.д.). В городских и сельских поселениях, расположенных на территории района, не образуются самостоя­тельные органы местного самоуправления, обладающие правом формировать и утверждать собственный бюджет, вводить местные налоги и сборы и т.д. В этом случае имеются: а) единые районные органы местного самоуправления, которые могут иметь структур­ные подразделения в городских и сельских поселениях, располо­женных на территории района; б) единая районная муниципаль­ная собственность; в) единый районный бюджет.

Структурным подразделениям районной администрации, кото­рые создаются в городских и сельских поселениях (сельских окру­гах, сельсоветах, волостях), могут передаваться в управление объ­екты районной муниципальной собственности, им могут выделяться также из районного бюджета финансовые средства (смета расходов).

Данная организация местного самоуправления возможна при условии, что население городских и сельских поселений или органы, обладающие правом от имени населения принимать решения, высказались за образование единого районного муниципального образования.

Создание единых районных муниципальных образований обусловлено слабостью финансово-экономической базы небольших поселений.

2. На территории районного муниципального образования имеются другие муниципальные образования (городские, поселковые, сельские). Основной проблемой организации местного самоуправления в районе в этом случае является решение вопросов о взаимодействии районных органов самоуправления с городскими и сельскими поселениями, имеющими статус муниципаль­ных образований, о разграничении источников доходов, объектов собственности между ними. Не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Разграничения полномочий по вопросам совместного ведения устанавливаются договором между муници­пальными образованиями.


3. В ряде субъектов Федерации район признается уровнем государственного управления.

Субъекты Федерации вправе создавать территориальные (местные) органы государственной власти общей компетенции: органы представительной и исполнительной государственной власти тер­риториальных единиц, которые непосредственно входят в состав субъекта Федерации. Если в административно-территориальных единицах сформированы органы местного самоуправления, то их полномочия не могут быть прекращены (в связи с созданием соответствующих местных органов государственной власти) без учета мнения населения на основании и в формах, предусмотренных законами субъекта Федерации. Население вправе потребовать проведения в этом случае референдума. Если же такое требование не заявляется, то для досрочного прекращения полномочий муниципальных орга­нов достаточно решения соответствующих представительных органов местного самоуправления.

При этом надо иметь в виду, что субъекты Российской Федерации, решая вопрос об уровнях публичной власти на своей территории, в большинстве своем не предусматривают создания местных органов государственной власти общей компетенции, образующих самостоятельный уровень публичной власти в субъекте Федерации.

Во всех случаях организации местного самоуправления в районе (уезде) на его территории могут действовать органы территориального общественного самоуправления. Они создаются в город­ских, сельских поселениях (когда данные поселения не имеют статуса муниципального образования) или на части территории городских, сельских поселений (когда данные поселения имеют ста­тус муниципального образования).


42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.


Организация и деятельности муниципальной избирательной комиссии.

Организация работы и акты контрольного органа муниципального образования.

Порядок формирования, состав и компетенция контрольного органа муниципального образования.

Согласно ст. 38 Закона № 131-ФЗ. Ст. 265 Бюджетного Кодекса РФ в структуре органов местного самоуправления может образовываться и действовать специализированный контрольный орган муниципального образования (Обычно счётная палата, контрольно-ревизионная или контрольно-счётная комиссия), который призван осуществлять следующие возложенные на него цели и задачи:

1. участие в подготовке и рассмотрении и утверждении проекта местного бюджета и отчёт об его исполнении;

2. контроль за целевым использованием выделенных средств из местного бюджета;

3. установление контроля за соблюдением установленного порядка распоряжения и управления муниципальным имуществом.

Согласно ст. 40 Устава г. Томска таким контрольным органом муниципального образования в г. Томске выступает Счётная палата г. Томска, создаваемая по решению Городской Думы.


Наиболее подробно организация и деятельность Счётной палаты г.Томска регулируется специальным положением об этом органе, утверждённым в 2006 г. решением Городской Думы. Согласно этому положению перед Счётной палатой г. Томска фактически ставится выполнение нескольких главных задач:

1. задача по осуществлению контроля за соблюдением установленного порядка подготовки, рассмотрения и утверждения городского бюджета на очередной финансовый год и отчёт об его исполнении;

2. финансово-экономическая экспертиза всех проектов муниципально-правовых актов, регулирующих вопросы бюджетно-финансовой деятельности в г. Томске;

3. контроль за целевым использованием по назначению средств городского бюджета в соответствие с доходной и расходными частями бюджета г. Томска;

4. финансовый контроль за надлежащим состоянием и обслуживанием внутреннего муниципального долга, эффективностью и рациональностью привлечения внешних муниципальных заимствований, эмиссий и размещения муниципальных ценных бумаг;

5. контроль за законностью, эффективностью и обоснованностью предоставления из городского бюджета субсидий, бюджетных кредитов, субвенций и иной финансовой помощи юридическим и физическим лицам, а также предоставление муниципальных гарантий и поручительств со стороны муниципального образования г. Томска;

6. контроль за эффективностью распоряжения и управления объектами муниципальной собственности, а также своевременностью поступления доходов в городской бюджет от приватизации объектов муниципального имущества;

7. подготовка своих предложений и рекомендаций по совершенствованию регулирования бюджетного устройства и процесса в г. Томске, устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, а также принятие необходимых мер по их недопущению в будущем в деятельности всех участников бюджетно-финансовой деятельности в г. Томске.

В состав Счётной Палаты г. Томска входят её Председатель, аудиторы-ревизоры и сотрудники аппарата Счётной Палаты. Сам Председатель Счётной палаты избирается на собрании Думы г. Томска на конкурсной основе и сроком полномочий на 5 лет.

Кандидатура Председателя Счётной Палаты г. Томска считается избранной, если за неё проголосовало более половины от общего числа депутатов Городской Думы. При этом, к его кандидатуре предъявляется ряд специальных квалификационных требований, а именно – наличие высшего профессионального образования и опыт руководящей деятельности работы в органах государственной власти и местного самоуправления не менее 3х лет.

Как первого руководителя на Председателя Счётной палаты г. Томска возлагается выполнение следующих своих конкретных полномочий:

1. осуществление общего руководства работы Счётной палаты;

2. утверждение и подписание актов Счётной палаты, включая акты документальных проверок, составление служебных и аналитических записок, а также вынесение заключений, предписаний и представлений;