ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2020
Просмотров: 3247
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.
2. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.
3. Понятие и предмет муниципального права как отрасли права.
4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.
6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.
8. Органы местного самоуправления как юридические лица.
9. Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины: понятие, виды.
11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.
14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.
15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.
16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения
17. Основные теории местного самоуправления.
20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.
Особенности организации местного самоуправления в наукоградах
Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"
21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.
25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.
26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.
28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы.
Понятие межмуниципального сотрудничества
30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой.
Правовое положение (статус) муниципального служащего
31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.
37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.
38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.
41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.
42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.
43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.
44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.
45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.
46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.
53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.
54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.
56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.
57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения
58. Гарантии права граждан РФ на осуществление местного самоуправления.
При приватизации муниципального имущества используются следующие способы:
• продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
• продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;
• продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;
• выкуп арендованного муниципального имущества;
• преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в муниципальной собственности;
• внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;
• отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
Например, в ряде случаев целесообразно сохранить контроль за приватизируемым предприятием со стороны муниципального образования (предприятие имеет большое социально-экономическое значение для муниципального образования, его населения). Поэтому можно преобразовать предприятие в открытое акционерное общество, продав частным собственникам лишь часть акций. Другая часть остается в муниципальной собственности. Можно ввести специальное право на участие муниципального образования в управлении обществом («золотую акцию»).
Возможны иные способы приватизации — продажа предприятия по коммерческому конкурсу с инвестиционными и (или} социальными условиями и др.
Разработку программы должна обеспечить администрация муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования по решению представительного органа местного самоуправления может быть создан орган по управлению муниципальным имуществом, который и должен в этом случае разработать перечень подлежащих приватизации муниципальных предприятий с указанием способов их приватизации и обоснованием их выбора.
В соответствии с Законом о приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Правительство РФ утвердило Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества и Положение о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества[126].
Аукцион проводится открытым по составу участников. Форма подачи предложения по цене имущества определяется органом местного самоуправления, принимающим решение о способе приватизации муниципального имущества (эти предложения могут подаваться в закрытой форме либо заявляться открыто в ходе проведения торгов).
Конкурс также является открытым. Однако предложения по цене приватизируемого имущества подаются его участниками в закрытой форме (в запечатанном конверте).
Продавцы муниципального имущества назначаются органами местного самоуправления-(это могут быть, например, органы по управлению муниципальным имуществом).
Для проведения аукциона (конкурса) создается комиссия, состав которой определяется органом местного самоуправления.
Решение комиссии о результатах рассмотрения заявок претендентов и об итогах аукциона (конкурса) оформляются протоколом.
К участию в аукционе (конкурсе) допускаются физические и юридические лица.
Аукцион (конкурс), на участие в котором не было подано заявок либо участие в котором принял только один участник, признается несостоявшимся.
Между продавцом и победителем аукциона (конкурса) заключается договор купли-продажи.
Победитель конкурса одновременно с договором купли-продажи имущества заключает с продавцом договор о порядке выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий.
Органы местного самоуправления определяют состав комиссии по контролю за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческого конкурса.
Порядок оплаты муниципального имущества устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет.
Продавец муниципального имущества обязан опубликовать сообщение об итогах аукциона (конкурса) в тех же изданиях, в которых было опубликовано информационное сообщение о его проведении, в срок не позднее 30 дней после заключения договора купли-продажи имущества.
Законе приватизации государственного имущества закрепляет полномочия муниципальных образований в отношении отдельных открытых акционерных обществ.
Как уже отмечалось, органы местного самоуправления при преобразовании муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решение об использовании в отношении указанных акционерных обществ специального права на участие муниципальных образований в управлении этими обществами («золотая акция»). В этом случае органы местного самоуправления, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают представителей муниципальных образований в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию открытого акционерного общества.
Данные представители вправе вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров. Они также обладают правом вето при принятии общим собранием акционеров решения: а) о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении его в новой редакции; б) о реорганизации открытого акционерного общества; в) о ликвидации открытого акционерного общества и др.
Представители муниципальных образований имеют право доступа ко всем документам открытого акционерного общества и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны, а также обладают другими правами, предусмотренными Законом о приватизации государственного имущества.
Специальное право («золотая акция») действует до принятия органом местного самоуправления решения о его прекращении.
23 мая 1998 г. Правительство РФ утвердило Положение о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации[127].
Специализированный аукцион является открытым. Заявки на участие в нем подаются в письменной форме. Все победители аукциона получают акции по единой цене продажи одной акции.
Как уже отмечалось, Закон о приватизации государственного имущества не применяется в отношении тех объектов муниципальной собственности, приватизация которых осуществляется на основе законов, определяющих права органов местного самоуправления в процессе приватизации данного муниципального имущества. Так, приватизация жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда осуществляется в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. (с последующими изменениями) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления с гражданином, получающим жилое помещение в собственность. Закон особо защищает права несовершеннолетних, которые остались проживать в жилом помещении в случае смерти родителей и в иных случаях утраты попечения родителей. В этом случае органы опеки и попечительства (которыми согласно ГК РФ являются органы местного самоуправления), приемные родители, иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, договоры оформляют самостоятельно с согласия законных представителей и органов опеки и попечительства.
Федеральный закон от 16 мая 1995 г. «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» в целях обеспечения государственных гарантий на получение гражданами доступного и бесплатного образования ввел мораторий на приватизацию муниципальных образовательных учреждений всех типов. Ликвидация образовательного учреждения, учредителем которого является орган местного самоуправления может быть осуществлена только с согласия представительного органа местного самоуправления[128].
Приватизация земли, в том числе земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации, также должна регулироваться другими федеральными законами. Например, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» содержит специальную главу, посвященную особенностям приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков. Предусматривается, что садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.
Закон определяет последовательность осуществления приватизации данных земельных участков и определяет роль органов местного самоуправления в этом процессе. После соответствующих действий со стороны общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного объединения, комиссии по подготовке материалов для приватизации земельных участков, созданную общим собранием, орган местного самоуправления принимает решение о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления. Это решение является основанием для выдачи гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю.
Членам объединения документы выдает правление, которое получает эти документы в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству по доверенностям членов такого объединения.
Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.
Пока не приняты федеральные законы, определяющие порядок приватизации других земельных участков, действуют указы Президента РФ от 25 марта 1992 г. «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»; от 26 ноября 1997 г. «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или права их аренды» и др.
Продаже в порядке приватизации не подлежат земли общего пользования в населенных пунктах (площади, улицы, набережные и др.), земли заповедников, а также другие находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, оборот которых не допускается законодательством Российской Федерации.
Средства, поступающие от приватизации в местные бюджеты, направляются:
• на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов местного самоуправления;
• на финансирование мероприятий по социальной защите населения;
• на реализацию соответствующих инвестиционных программ.
Деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью предполагает осуществление ими иных прав собственника муниципального имущества.
Органы местного самоуправления осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с управлением и распоряжением муниципальной собственностью.
Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, затрагивающие вопросы управления муниципальной собственностью, в частности:
• правила передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций; сдачи муниципального жилья в аренду;
• правила пользования земельными ресурсами;
• правила пользования сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения.
Органы местного самоуправления ведут реестры объектов муниципальной собственности. Порядок ведения данных реестров и требования к их содержанию устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Органы местного самоуправления, выступая от имени муниципального образования, должны эффективно использовать права собственника муниципального имущества.
В ведении органов местного самоуправления находятся различные объекты муниципальной собственности: земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и учреждения, жилищный и нежилой фонд; объекты инженерной инфраструктуры и др.
Вместе с тем многие муниципальные образования являются дотационными. В связи с этим органы местного самоуправления должны не уповать на финансовую помощь государства, а опираться на собственные ресурсы, эффективно управлять имеющейся в их распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми и иными местными ресурсами; тесно взаимодействовать со всеми предприятиями, организациями, расположенными на их территории, в целях обеспечения комплексного развития своей территории, сохранения и улучшения природной среды, ее экологии, а также решения иных социально-экономических задач; знать и умело использовать свои гарантированные Конституцией РФ и Европейской Хартией местного самоуправления полномочия в разных сферах местной жизни.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия использования передаваемых объектов. Они могут сдавать объекты муниципальной собственности в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом.
Органы местного самоуправления обладают большими правами в отношении муниципальных предприятий, учреждений и организаций, что дает им возможность эффективно управлять муниципальным хозяйством, создавать необходимые условия для удовлетворения населением муниципальных образований повседневных жизненных потребностей.
Для осуществления хозяйственной деятельности органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Согласно ГК РФ (ст. 215) часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Другая часть муниципального имущества (нераспределенная) составляет казну соответствующего муниципального образования. Такое разделение муниципального имущества важно прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им предприятий и учреждений по их долгам.