Файл: Учебное пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2020

Просмотров: 6433

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Введение в технологии разработки программного обеспечения

1.1.Основные этапы развития технологии разработки

1.1.1.Первый этап – «стихийное» программирование.

1.1.2.Второй этап – структурный подход к программированию (60-70-е годы XX в)

1.1.3.Третий этап – объектный подход к программированию (с середины 80-х годов до нашего времени)

1.1.4.Четвертый этап – компонентный подход и CASE-технологии (с середины 90-х годов до нашего времени)

1.1.5.Пятый этап – разработка, ориентированная на архитектуру и CASE-технологии (с начала XXI в. до нашего времени)

1.2.Эволюция моделей жизненного цикла программного обеспечения

1.2.1.Каскадная модель

1.2.2.Спиральная модель

1.2.3.Макетирование

1.2.4.Быстрая разработка приложений

1.2.5.Компонентно-ориентированная модель

1.2.6.XP-процесс

1.3.Стандарты, регламентирующие процесс разработки программного обеспечения

1.3.1.ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

1.3.1.1.Предисловие

1.3.1.2.Введение

1.3.1.3.Область применения

1.3.1.4.Основные положения систем менеджмента качества

1.3.2.ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15504

1.3.2.1.Обзор

1.3.2.2.Область применения

1.3.2.3.Состав ИСО/МЭК ТО 15504

1.3.2.4.Связь с другими международными стандартами

1.3.3.ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств

1.3.3.1.Введение

1.3.3.2.Область применения

1.3.3.3.Прикладное применение настоящего стандарта

2.Анализ проблемы и постановка задачи

2.1.Введение в системный анализ

2.2.Системные ресурсы

2.3.Анализ проблемы и моделирование предметной области с использованием системного подхода

2.3.1.Основные положения

2.3.2.Этап 1. Достижение соглашения об определении проблемы

2.3.3.Этап 2. Выделение основных причин – проблем, стоящих за проблемой

2.3.3.1.Устранение корневых причин

2.3.4.Этап 3. Выявление заинтересованных лиц и пользователей

2.3.5.Этап 4. Определение границ системы-решения

2.3.6.Этап 5. Выявление ограничений, налагаемых на решение

2.4.Методология ARIS

2.4.1.Организационная модель

2.4.2.Диаграмма цепочки добавленного качества

2.4.3.Модели eEPC

2.5.Стандарты IDEF0 - IDEF3

2.5.1.Методология описания бизнес процессов IDEF3

2.5.1.1.Синтаксис и семантика моделей IDEF3

2.5.1.2.Требования IDEF3 к описанию бизнес-процессов

2.5.2.Методология функционального моделирования IDEF0

2.5.2.1.Синтаксис и семантика моделейIDEF0

2.5.2.2.Построение моделей IDEF0

3.Анализ требований и их формализация

3.1.Методы определения требований

3.1.1.Интервьюирование

3.1.1.1.Этапы проведения интервью

3.1.2.Мозговой штурм и отбор идей

3.1.2.1.Генерация идей

3.1.2.2.Отбор идей

3.1.3.Совместная разработка приложений (JAD – Joint application design)

3.1.3.1.Роли в сеансах JAD

3.1.3.2.Сеансы JAD

3.1.3.3.Результаты проведения сеанса JAD

3.1.3.4.Недостатки метода JAD

3.1.4.Раскадровка

3.1.4.1.Типы раскадровок

3.1.5.Обыгрывание ролей

3.1.5.1.Суть метода обыгрывания ролей

3.1.5.2.Сценарный просмотр

3.1.6.CRC-карточки (Class-Responsibility-Collaboration, класс-обязанность-взаимодействие)

3.1.7.Быстрое прототипирование

3.2.Формализация требований

3.2.1.Метод вариантов использования и его применение

3.2.1.1.Построение модели вариантов использования

3.2.1.2.Спецификация вариантов использования

3.2.1.3.Преимущества

3.2.2.Псевдокод

3.2.3.Конечные автоматы

3.2.4.Графические деревья решений

3.2.5.Диаграммы деятельности

3.3.Техническое задание (ГОСТ 34.602-89)

3.3.1. Общие сведения

3.3.2.Назначение и цели создания (развития) системы

3.3.2.1.Назначение системы

3.3.2.2.Цели создания системы

3.3.3.Характеристики объекта автоматизации

3.3.4.Требования к системе

3.3.4.1.Требования к системе в целом

3.3.4.2.Требования к функциям (задачам)

3.3.4.3.Требования к видам обеспечения

3.3.5.Состав и содержание работ по созданию системы

3.3.6.Порядок контроля и приемки системы

3.3.7.Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

3.3.8.Требования к документированию

3.3.9.Источники разработки

4.Архитектуры программных систем

4.1.Планирование архитектуры

4.1.1.Архитектурно-экономический цикл

4.1.2.Программный процесс и архитектурно-экономический цикл

4.1.2.1.Этапы разработки архитектуры

4.1.3.Суть программной архитектуры

4.1.3.1.Архитектурные образцы, эталонные модели и эталонные варианты архитектуры

4.1.3.2.Архитектурные структуры и представления

4.2.Проектирование архитектуры

4.2.1.Атрибутный метод проектирования

4.2.1.1.Этапы ADD

4.2.2.Создание макета системы

4.3.Документирование программной архитектуры

4.3.1.Варианты применения архитектурной документации

4.3.2.Представления

4.3.2.1.Выбор значимых представлений

4.3.3.Документирование представления

4.3.3.1.Документирование поведения

4.3.3.2.Документирование интерфейсов

4.4.Методы анализа архитектуры

4.4.1.Метод анализа компромиссных архитектурных решений – комплексный подход к оценке архитектуры

4.4.1.1.Этапы АТАМ

4.4.2.Метод анализа стоимости и эффективности — количественный подход к принятию архитектурно-проектных решений

4.4.2.1.Контекст принятия решений

4.4.2.2.Реализация СВАМ

5.Технология MDA.

5.1.Использование архитектуры, управляемой моделью

5.1.1.Концепция архитектуры, управляемой моделью

5.1.2.Модельные точки зрения и модели MDA

5.2.Язык объектных ограничений OCL

5.2.1.Типы данных и операции OCL

5.2.2.Инфиксная форма записи выражений OCL

5.2.3.Последовательности доступа к объектам в языке OCL

5.2.4.Операции над коллекциями

5.2.4.1.Стандартные операции

5.2.4.2.Операция select

5.2.4.3.Операция reject

5.2.4.4.Выделение элементов коллекции

5.2.4.5.Упорядочение набора

5.2.4.6.Логические итераторы

5.2.4.7.Операции для работы со строками

5.2.4.8.Работа с датами

5.3.Возможности технологии ECO

5.3.1.Введение в технологию ЕСО

5.3.2.Модель ЕСО

5.3.3.Пространство имен ЕСО

5.4.Разработка приложений на основе ECO

5.4.1.Этапы создания приложения по технологии ECO

5.4.2.Создание простого MDA-приложения

5.4.2.1.Создание модели UML

5.4.2.2.Создание интерфейса

5.4.2.3.Связывание интерфейса с моделью

5.4.2.4.Создание логики на OCL

6.Документирование программных систем в соответствии с ГОСТ

6.1.Управление документированием программного обеспечения

6.1.1.Предисловие

6.1.2.Область применения

6.1.3.Роль руководителей

6.1.4.Функции программной документации

6.1.4.1.Информация для управления

6.1.4.2.Связь между задачами

6.1.4.3.Обеспечение качества

6.1.4.4.Инструкции и справки

6.1.4.5.Сопровождение программного обеспечения

6.1.4.6.Исторические справки

6.1.5.Установление стратегии документирования

6.1.6.Определение стандартов и руководств по документированию

6.1.6.1.Выбор модели жизненного цикла программного обеспечения

6.1.6.2.Определение типов и содержания документов

6.1.6.3.Определение качества документов

6.1.6.4.Определение форматов документов

6.1.6.5.Определение системы обозначения документов

6.1.7.Установление процедуры документирования

6.1.8.Распределение ресурсов для документирования

6.1.8.1.Персонал

6.1.8.2.Средства

6.1.8.3.Финансирование

6.1.9.Планирование документирования

6.2.Требования к содержанию документов на автоматизированные системы

6.2.1.Общие положения

6.2.2.Требования к содержанию документов по общесистемным решениям

6.2.2.1.Ведомость эскизного (технического) проекта

6.2.2.2.Пояснительные записки к эскизному, техническому проектам

6.2.2.3.Схема функциональной структуры

6.2.2.4.Описание автоматизируемых функций

6.2.2.5.Описание постановки задачи (комплекса задач)

6.2.2.6.Локальная смета и локальный сметный расчет

6.2.2.7.Паспорт

6.2.2.8.Формуляр

6.2.2.9.Проектная оценка надежности системы

6.2.2.10.Общее описание системы

6.2.2.11.Программа и методика испытаний (компонентов, комплексов средств автоматизации, подсистем, систем)

6.2.3.Требования к содержанию документов с решениями по организационному обеспечению

6.2.3.1.Описание организационной структуры

6.2.3.2.Методика (технология) автоматизированного проектирования

6.2.3.3.Технологическая инструкция

6.2.3.4.Руководство пользователя

6.2.3.5.Описание технологического процесса обработки данных

6.2.4.Требования к содержанию документов с решениями по программному обеспечению

6.2.4.1.Описание программного обеспечения

6.2.5.Другие разделы

6.3.Принципы разработки руководства программиста

6.3.1.Общие положения

6.3.2.Содержание разделов

6.4.Разработка руководства пользователя

6.4.1.Общие замечания

6.4.2.Содержание разделов руководства

6.4.2.1.Общие сведения

6.4.2.2.Описание применения

6.4.2.3.Требования к процедурам функционирования системы

Заключение

Библиографический список

Различие между подходами систем менеджмента качества семейства ИСО 9000 и моделями совершенства заключается в их областях применения. Стандарты семейства ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.

1.3.2.ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15504

Основы оценки и аттестации зрелости процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем установлены стандартами ИСО/МЭК ТО 15504, разработанными на базе концепций CMM (Capability Maturity Model for Software).

1.3.2.1.Обзор

ИСО/МЭК ТО 15504 предоставляет основу для аттестации процесса жизненного цикла программных средств. Эта основа может быть использована организациями, занимающимися планированием, управлением, наблюдением, контролем и совершенствованием приобретения, поставки, разработки, эксплуатации, развития и поддержки программных средств.

ИСО/МЭК ТО 15504 предоставляет структурный подход к аттестации процесса жизненного цикла программных средств, проводящейся:

  • организацией или от ее имени с целью выяснения состояния ее собственных процессов для их усовершенствования;

  • организацией или от ее имени с целью определения пригодности ее собственных процессов для выполнения определенного требования или класса требований;

  • организацией или от ее имени с целью определения пригодности процессов другой организации для определенного договора или класса договоров.

Такая основа для аттестации процесса

  • способствует самоаттестации;

  • направлена на обеспечение адекватности управления аттестуемыми процессами;

  • принимает во внимание контекст, в котором выполняются аттестуемые процессы;

  • выдает набор рейтингов процесса (профиль процесса), а не результат типа зачет/незачет;

  • подходит ко всем сферам приложений и для организаций любого размера.

Чтобы организация могла улучшить качество своей продукции, она должна иметь проверенный, последовательный и надежный метод для аттестации состояния своих процессов, а также она должна иметь средства использования результатов как часть связной программы усовершенствования.

Использование аттестации процессов внутри организации должно способствовать

  • выработке культуры постоянного совершенствования, а также соответствующих механизмов поддержания этой культуры;

  • разработке процессов, отвечающих бизнес-целям;

  • оптимизации использования ресурсов.


Это приведет к появлению зрелых организаций, максимально восприимчивых к требованиям потребителя и рынка, имеющих минимальную стоимость полного жизненного цикла своей продукции и, как результат, максимально удовлетворяющих конечного пользователя.

Покупателям также будет выгодно использование аттестации процесса. Ее применение при определении зрелости

  • уменьшит неопределенность при выборе поставщиков программно-насыщенных систем за счет того, что риски, связанные со зрелостью подрядчика, выявляются еще до заключения договора;

  • позволит заранее предусмотреть необходимые меры на случай возникновения рискового события;

  • предоставит количественные критерии выбора при сопоставлении потребностей бизнеса, требований и оценочной стоимости проекта со зрелостью конкурирующих поставщиков.

Главные преимущества стандартизированного подхода к аттестации процесса в том, что он

  • станет открытым, общедоступным подходом к аттестации процесса;

  • приведет к общему пониманию использования аттестации для усовершенствования процесса и оценки зрелости;

  • при приобретении облегчит оценку зрелости поставщика;

  • будет контролироваться и регулярно пересматриваться в свете опыта использования;

  • будет меняться только международным соглашением;

  • будет способствовать согласованию существующих схем.

Подход к аттестации процесса, определенный в ИСО/МЭК ТО 15504, разработан с целью предоставить основу для общего подхода к описанию результатов аттестации процесса, позволяющего в какой-то степени сравнивать аттестации, основанные на разных, но совместимых моделях и методах. Изощренность и сложность, требующиеся от процесса, зависят от его контекста. Например, планирование для группы из пяти человек необходимо гораздо в меньшем объеме, чем для группы из пятидесяти человек. Этот контекст влияет на то, как ведущий аттестатор судит о действии, а также на степень сравнимости профилей различных процессов.

1.3.2.2.Область применения

Аттестация процесса применяется в основном в двух контекстах (Рис. 1 .17).

В контексте усовершенствования процесса аттестация процесса предоставляет средства охарактеризовать текущую деятельность организационной единицы в терминах зрелости некоторых выбранных процессов. Анализ результатов в свете бизнес-потребностей организации выявляет сильные и слабые стороны процессов, а также присущие им риски. Это, в свою очередь, позволяет определить, эффективны ли эти процессы в достижении своих целей, а также выявить существенные причины низкого качества или превышения бюджета или сроков. Все вместе это позволяет расставить приоритеты при усовершенствовании процессов.

Рис. 1.17. Оценка и аттестация процессов жизненного цикла программных средств и информационных систем


Определение зрелости процесса связано с анализом соответствия заявленной зрелости выбранных процессов целевому профилю зрелости процессов для того, чтобы выявить риски, связанные с выполнением проекта использующего выбранные процессы. Заявленная зрелость может быть основана на результатах прежних аналогичных аттестаций процесса или на аттестации, проведенной с целью выработки заявленной зрелости.

Две части ИСО/МЭК ТО 15504 (части 7 и 8) посвящены использованию аттестации для усовершенствования процесса и для определения зрелости процесса. Другие части ИСО/МЭК ТО 15504 посвящены различным вопросам, относящимся к аттестации процесса.

ИСО/МЭК ТО 15504 разработан так, чтобы в рамках единого источника удовлетворить потребности потребителей, поставщиков и аттестаторов, а также их индивидуальные требования.

Преимущества, вытекающие из использования данного комплекта документов, включают

для приобретателей:

  • способность определять текущую и потенциальную зрелости процессов жизненного цикла у поставщика;

для поставщиков:

  • способность определять текущую и потенциальную зрелости своих собственных процессов жизненного цикла;

  • способность определять области и приоритеты для усовершенствования процессов;

  • основу, задающую схему усовершенствования процессов;

для аттестаторов:

  • основу для проведения аттестаций.

1.3.2.3.Состав ИСО/МЭК ТО 15504

ИСО/МЭК ТО 15504 состоит из девяти частей. Данный раздел описывает каждую часть и ее роль в ИСО/МЭК ТО 15504.

Рис. 1.18. Состав ИСО/МЭК ТО 15504

Рис. 1 .18 показывает потенциальную схему использования ИСО/МЭК ТО 15504. Часть 1 (этот документ) служит общей отправной точкой ИСО/МЭК ТО 15504. Читатели, интересующиеся только усовершенствованием процесса или определением зрелости поставщика, должны прочесть части 7 и 8 соответственно, содержащие детальное руководство по этим контекстам использования. Эти части позволят пользователю определить наиболее подходящий для себя способ использования нормативных компонентов ИСО/МЭК ТО 15504 (части 2 и 3). Часть 4 является руководством по применению части 2 и части 3, тогда как часть 5 – это пример аттестационной модели, совместимой с эталонной моделью (часть 2). Пользователи, интересующиеся в основном ролью аттестаторов, должны обратить внимание на часть 6, содержащую руководство по навыкам и компетентности аттестаторов.

Таблица 1 .2 перечисляет основные классы читателей ИСО/МЭК ТО 15504 и указывает, какие части данного набора документов посвящены первостепенным областям их интересов.

Таблица 1.2

Аудитория ИСО/МЭК ТО 15504

Класс читателей

Интересы

Части, предлагаемые к прочтению

Заказчик (спонсор) аттестации

Как проводится аттестация, какие требуются инструменты и иная поддержка, как инициировать аттестацию

1, 2, 3, 4, 6

Заказчик (спонсор) усовершенствования процесса

Инициирование программы усовершенствования, определение входов для аттестации для целей усовершенствования, использование результатов аттестации для усовершенствования.

7

Заказчик (спонсор) определения зрелости процесса

Инициирование программы определения зрелости поставщика, определение целевого профиля зрелости, проверка и использование результатов аттестации при определении зрелости.

8

Аттестаторы

Проведение согласованной аттестации, развитие навыков и компетентности, необходимых для проведения аттестации.

2, 3, 4, 5, 6

Разработчики аттестационных моделей

Разработка модели для проведения аттестации, совместимой с эталонной моделью.

2, 3, 4, 5

Разработчики методов аттестации

Разработка метода, который поддерживал бы проведение аттестации, соответствующей требованиям.

2, 3, 4

Разработчики инструментальных средств

Разработка инструментальных средств, которые помогали бы аттестаторам в сборе, записи, классификации данных в ходе аттестации.

2, 3, 4, 5




Часть 1 (информационная) является отправной точкой ИСО/МЭК ТО 15504. Она описывает взаимодействие частей набора документов и содержит руководство по их выбору и использованию. Она разъясняет требования, содержащиеся в ИСО/МЭК ТО 15504 и их применимость к проведению аттестаций.

Часть 2 (нормативная) ИСО/МЭК ТО 15504 определяет двумерную эталонную модель для описания процессов и их зрелости, использующуюся при аттестации процессов. Эталонная модель определяет ряд процессов, определенных в терминах их назначения и итогов, а также основу для оценивания зрелости процессов посредством аттестации атрибутов процессов, структурированных по уровням зрелости. Также определены требования для установления совместимости различных аттестационных моделей с эталонной моделью.

Часть 3 (нормативная) ИСО/МЭК ТО 15504 определяет требования для проведения аттестации таким образом, чтобы результаты были повторимыми, надежными и согласующимися.

Часть 4 (информационная) ИСО/МЭК ТО 15504 содержит руководство по проведению аттестаций процессов жизненного цикла программных средств, по интерпретации требований ИСО/МЭК ТО 15504-2 и ИСО/МЭК ТО 15504-3 для различных контекстов аттестации. Это руководство охватывает выбор и использование документированного процесса для аттестации, совместимой аттестационной модели (или моделей), а также вспомогательного инструмента или средства аттестации. Это руководство является достаточно общим и применимо для всех организаций для проведения аттестаций с использованием разнообразных методов и технических приемов для того, чтобы поддерживаться целым рядом средств.

Часть 5 (информационная) ИСО/МЭК ТО 15504 содержит пример модели для проведения аттестации процесса, основанную на эталонной модели из ИСО/МЭК ТО 15504-2 и непосредственно с ней совместимую. Аттестационная модель (или модели) расширяют эталонную модель включением в нее всеобъемлющего набора показателей производительности и зрелости процессов.

Часть 6 (информационная) ИСО/МЭК ТО 15504 описывает компетентность, образование, специальную подготовку и опыт, необходимые аттестаторам для проведения аттестации процессов. Она описывает механизмы, которые могут быть использованы для демонстрации компетентности и подтверждения образования, специальной подготовки и опыта.

Часть 7 (информационная) ИСО/МЭК ТО 15504 описывает, как определять входы и использовать результаты аттестации, имеющей целью усовершенствование процесса. Это руководство включает примеры применения усовершенствования процесса в различных ситуациях.

Часть 8 (информационная) ИСО/МЭК ТО 15504 описывает, как определять входы и использовать результаты аттестации, имеющей целью определение зрелости процессов. Она охватывает определение зрелости процессов как в простейших ситуациях, так и в более сложных, включающих, например, будущую зрелость. Это руководство по проведению определения зрелости процессов может использоваться либо организацией для определения собственной зрелости, либо потребителем для определения зрелости (потенциального) поставщика.


Часть 9 (нормативная) ИСО/МЭК ТО 15504 является консолидированным словарем терминов, специфически определенных для целей ИСО/МЭК ТО 15504.

1.3.2.4.Связь с другими международными стандартами

ИСО/МЭК ТО 15504 дополняет некоторые другие международные стандарты и другие модели для оценки зрелости и эффективности организаций и процессов. Данный раздел описывает связь между ИСО/МЭК ТО 15504 и большинством связанных с ним международных стандартов.

ИСО/МЭК ТО 15504 преследует ту же цель, что и серия стандартов ИСО 9000 – обеспечение уверенности в системе управления качеством поставщика, одновременно предоставляя потребителям основу для оценки того, обладают ли потенциальные поставщики производственными возможностями, отвечающими их потребностям. Аттестация процессов дает пользователям возможность оценивать зрелость процессов по непрерывной шкале таким образом, что эти оценки сравнимы и повторимы в отличие от аудитов качества, основанных на ИСО 9001:1994, дающих оценку типа зачет/незачет. Кроме того, основа, описываемая ИСО/МЭК ТО 15504, предоставляет возможность подобрать объем аттестации так, чтобы он охватывал лишь определенные процессы, вызывающие интерес, а не все процессы, используемые организационной единицей.

ИСО/МЭК ТО 15504 в части «Процессного подхода» и «Системного подхода к административному управлению» отвечает концепции ИСО 2000 года в области системы качества. Требования к системам административного управления (менеджмента) качеством установлены в стандартах:

  • ISO 9000:2000 «Quality management systems – Fundamentals and vocabulary» (Системы административного управления качеством. Основы и словарь);

  • ISO 9000:2000 «Quality management systems – Requirements» (Системы административного управления качеством. Требования);

  • ISO 9000:2000 «Quality management systems – Guidelines for performance improvement» (Системы административного управления качеством. Руководящие указания по усовершенствованию);

  • ISO 19011:2000 «Quality management systems – Guidelines for auditing quality and environmental management systems».

Эталонная модель описания, оценки и аттестации зрелости процессов деятельности, используемой при выполнении этапов жизненного цикла продукции, проекта или системы (ИСО/МЭК ТО 15504-2), согласована с ИСО/МЭК 12207:1995 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств». Однако эта эталонная модель может быть использована для разработки модели оценки уровня зрелости процессов других видов деятельности. Изложенные в ИСО/МЭК ТО 15504 рабочие продукты процессов и их характеристики могут быть использованы для оценки и усовершенствования процессов любого вида деятельности. ИСО/МЭК ТО 15504 предоставляет механизм включения в этот перечень дополнительных рабочих продуктов и процессов, необходимых для осуществления конкретного вида деятельности и, следовательно, для оценки уровня зрелости этих дополнительных процессов и вида деятельности в целом.