Файл: история эконом учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2020

Просмотров: 530

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

____________________________________________________________________

  1. Бунклиа М.К. Современный монетаризм. М., АО ДИС, 1993.

  2. Самуэльсон П. Экономика. СПб., Вильямс, 2003.

  3. Хайек Ф. Дорога к рабству. М., Экономика, 1992.














ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ


  1. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. М., Тандем, Эксмос, 2001.

  2. Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслитетей-экономистов до Маркса. М., Политиздат, 1979.

  3. Афанасьев В.С. Первые системы политической экономии (Метод экономической двойственности): Учеб. пособие. М., Инфра-М, 2005.

  4. Бартенев С.А. История экономический учений в вопросах и ответах. М., Юристъ, 2001.

  5. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений. М., Инфра-М, 2000.

  6. Елецкий Н.Д, Корниенко О.В. История экономических учений: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. М., МарТ, 2004.

  7. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. Учеб. пособие. М., Инфа-М, 2003.

  8. История экономических учений: современный этап / Под ред. А.Г. Худокормова. М., Инфра-М, 2007.

  9. Казаченко Л.Д. История экономики и экономических учений. Смоленск-Чита, 2003.

  10. Левита Р.Я. История экономических учений. Полный курс в кратком изложении. М., Инфра-М, 2002.

  11. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., Вита-Пресс, 1996.

  12. Подкидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. М., Инфра-М, 2007.

  13. Тарушкин А.Б. Институциональная экономика: Учеб. пособие. СПб., Питер, 2004.

  14. Шмарловская Г.А., Тур А.Н., Лебедько Е.Е. и др. История экономических учений. Минск, «Новое знание», 2006.

  15. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., Инфра-М, 2006.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ


  1. Австрийская школа в политической экономии. К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М., Экономика, 1992.

  2. Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи в России до марксизма. М., Политиздат, 1990.

  3. Аникин А.В. Люди науки. Встречи с выдающимися экономистами. М., Дело ЛТД, 1995.

  4. Аникин А.В. Уильям Пети. М., Экономика, 1986.

  5. Аникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. М., Политиздат, 1985.

  6. Бем-Баверк Э. Основы теории ценностей хозяйственных благ. Л., 1929.

  7. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., Дело ЛТД, 1994.

  8. Бунклиа М.К. Современный монетаризм. М., АО ДИС, 1993.

  9. Бьюкенен Дж. Границы свободы. Избр. произв. М., Таурус Альфа, 1997.

  10. Вальрас Л. Элементы чистой политэкономии. М., 1992.

  11. Веблен Т. Теория праздного класса. М., Прогресс, 1984.

  12. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., Прогресс, 1976.

  13. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М., Экономика, 1993.

  14. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., Гелиос АРВ, 1999.

  15. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М., Соцэкгиз, 1960.

  16. Кларк Дж. Распределение богатства. М., Экономика, 1992.

  17. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М., Дело ЛТД при участии издательства «Catallaxy», 1993.

  18. Маркс К. Капитал. / Пер. с нем. – М.: Политиздат, 1988.

  19. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. М., Прогресс, 1993.

  20. Менгер К. Основания политической экономики: Австрийская школа политэкономии. М., Прогресс, 1988.

  21. Милль Дж. С. Основания политической экономии с некоторыми из их приложений к общественной философии. М., Лашкевич и К, 1895.

  22. Ойкен В. Принципы экономической политики. М., Прогресс, 1993.

  23. Петти У. Трактат о налогах и сборах. Петраком, 1993.

  24. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., Соцэкгиз, 1937.

  25. Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения. Петрозаводск, Петроком, 1993.

  26. Рикардо Д. Сочинения. В 4-х т. М., Политиздат, 1955.

  27. Сисмонди Ж.С. Новые начала политической экономии или о богатстве в его отношении к народонаселению. М., Соцэкзгиз, 1937.

  28. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Петрозаводск, Петроком, 1993.

  29. Современное значение экономической теории К. Маркса // Леонтьев В. Экономическое эссе. Теории и исследования, факты и политика. М., Политиздат, 1990.

  30. Сэй Ж.-Ю., Бастиа Ф. Трактат по политической экономии. М., Дело, 2000.

  31. Тюрго А.Р. Избранные экономические произведения. М., Соцэкгиз, 1961.

  32. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб., Лениздат; CEV Press, 1996.

  33. Хайек Ф. Дорога к рабству. М., Экономика, 1992.

  34. Шумпетер Й. История экономического анализа. В 3-х т. СПб., Экономическая школа, 2001.

  35. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., Экономика, 1995.



















ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Тема. Современные направления экономической теории (2 часа)

    1. Посткейнсианство

    2. Монетаризм.

    3. Неолиберализм.

    4. Экономическая теория предложения.

    5. Школа рациональных ожиданий.

    6. Неоинституционализм и новая институциональная экономика.



Литература:


  1. Елецкий Н.Д, Корниенко О.В. История экономических учений: 100 экзаменационных ответов. Учебное пособие. М., МарТ, 2004.

  2. История экономических учений: современный этап / Под ред. А.Г. Худокормова. М., Инфра-М, 2007.

  3. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М., Инфра-М, 2002.

  4. Подкидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. М., Инфра-М, 2007.

  5. Шмарловская Г.А., Тур А.Н., Лебедько Е.Е. и др. История экономических учений. Минск, «Новое знание», 2006.

  6. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., Инфра-М, 2006.





























ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫБОРА ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


Контрольная работа является одним из основных способов проверки знаний студента. В рамках предмета «История экономических учений» письменная контрольная работа позволяет проанализировать глубину проработки выбранной студентом темы, оценить возможности учащегося в изложении и анализе информации, рассмотреть применение общих и специфических методов исследования.

Вариант работы определяется исходя из последней цифры в номере зачетной книжки. Для каждой цифры предусмотрены 3 темы для исследования. Студенту следует выбрать одну из них, исходя из собственных предпочтений и объема доступной информации.

Работа состоит из следующих разделов.

Содержание (оформляется на первом листе, сразу после указания темы).

Введение (в содержании не нумеруется. Рассматривается актуальность выбранной темы. Объем – 1-2 страницы).

Основная часть (состоит из 2-4 глав, которые имеют сквозную нумерацию).

Заключение (в содержании не нумеруется. Перечисляются основные выводы по теме, приводится собственный взгляд на проблему. Объем 2-3 страницы).

Список литературы (должен содержать не менее 4-х источников, включая интернет-ресурсы). После списка литературы ставится дата написания работы и подпись студента.


Контрольная работа оформляется в школьной 12-листовой тетради шариковой ручкой синего или черного цвета. Минимальный объем работы – 16 страниц (8 листов).

Работу следует сдать для проверки преподавателю и защитить до начала сессии.


















ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Если в номере Вашей зачетки последняя цифра 1:

Вариант 1.1. Экономические воззрения мыслителей Древнего Мира и периода Средневековья.

Вариант 1.2. Теория прибавочной стоимости К. Маркса.

Вариант 1.3. Неокейнсианство. Исследование проблем макроэкономического равновесия в динамике.


Если в номере Вашей зачетки последняя цифра 2:

Вариант 2.1. Меркантилизм – первая школа политэкономии.

Вариант 2.2. Марксистская схема воспроизводства совокупного общественного продукта.


Вариант 2.3. Посткейнсианство.


Если в номере Вашей зачетки последняя цифра 3:

Вариант 3.1. Учение Уильяма Петти.

Вариант 3.2. «Капитал» К. Маркса. Структура и значение работы.

Вариант 3.3. Старый (традиционный) институционализм.


Если в номере Вашей зачетки последняя цифра 4:

Вариант 4.1. Учение физиократов. Работы Ф. Кенэ и Ж. Тюрго.

Вариант 4.2. Общая характеристика маржинализма.

Вариант 4.3. Современный институционализм. Неоинституционализм и новая институциональная экономика.


Если в номере Вашей зачетки последняя цифра 5:

Вариант 5.1. Учение А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке рынка».

Вариант 5.2. Австрийская школа маржинализма.

Вариант 5.3. Учение Р. Коуза.


Если в номере Вашей зачетки последняя цифра 6:

Вариант 6.1. Учение А. Смита об общественном разделении труда.

Вариант 6.2. Лозаннская школа маржинализма.

Вариант 6.3. «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона.



Если в номере Вашей зачетки последняя цифра 7:

Вариант 7.1. Давид Рикардо и значение его работы «Начала политической экономии и налогообложения».

Вариант 7.2. Кардиналистская и ординалистская теории предельной полезности.

Вариант 7.3. Монетаризм. Учение М. Фридмана.


Если в номере Вашей зачетки последняя цифра 8:

Вариант 8.1. Экономический романтизм. Учения С. Сисмонди и П. Прудона.

Вариант 8.2. Учение А. Маршалла.

Вариант 8.3. Экономическая теория предложения. Эффект Лаффера.


Если в номере Вашей зачетки последняя цифра 9:

Вариант 9.1. Французский вариант пересмотра классической доктрины. Учение Ж.Б. Сэя и Ф. Бастиа.

Вариант 9.2. Исторические условия появления кейнсианства. Учение Дж. М. Кейнса.

Вариант 9.3. Неолиберализм.


Если в номере Вашей зачетки последняя цифра 0:

Вариант 0.1. Разложение рикардианской школы. Дж. С. Милль.

Вариант 0.2. Кейнсианская теория заработной платы и инфляции.

Вариант 0.3. Неоконсерватизм.















ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. История экономических учений – это:

а) наука, изучающая явления хозяйственной жизни в их исторически конкретных формах;

б) наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление;

в) наука, изучающая процесс возникновения, борьбы, смены и преемственной связи экономических теорий, отражающих историческое развитие общественных форм производства;

г) наука, изучающая историю социальных структур, процессов и явлений.


  1. В учении Аристотеля под «экономикой» или наукой о домоводстве понимается:

а) потребление и производство предметов, необходимых для удовлетворения насущных, естественных потребностей;

б) искусство вести торговые операции с другими народами;

в) наука об обогащении, приобретении богатства;

г) наука «естественного порядка», существующего в соответствии с вечными и неизменными законами природы.


  1. В экономических воззрениях Ф. Аквинского идея «справедливой цены» сводилась к:


а) определению ценности экономического блага его полезностью;

б) определению ценности издержками производства, главным образом, трудовыми затратами;

в) определению ценности любого товара ожидаемой прибылью от его продажи;

г) определению цены спросом на данный товар.


  1. Кто ввел в оборот экономической науки термин «политическая экономия»:

а) Т. Ман;

б) Аристотель;

в) А. Монкретьен;

г) А. Смит.


  1. Меркантилизм – это:

а) система экономических взглядов, в основе которой лежало представление о земледелии как источнике богатства (чистого дохода);

б) система экономических воззрений средневековья, периода городского замкнутого хозяйства, с разделением занятий, торговлей и деньгами;

в) система правительственной регламентации торговли и промышленности, имеющая целью обеспечить стране, в качестве торговца, большую сумму чистой прибыли в форме драгоценных металлов;

г) экономическая теория, обосновывающая необходимость свободной торговли.


  1. Общим в системах денежного и торгового баланса (раннего и позднего меркантилизма) является:

а) тот факт, что они принадлежат одному автору – Томасу Ману;

б) то, что они считали единственным источником богатства торговлю;

в) представление о деньгах и драгоценных металлах вообще как единственном богатстве страны;

г) стремление их сторонников увеличивать богатство страны путем регламентации денежного обращения.

  1. Под политикой протекционизма понимают:

а) экономическую политику по удержанию драгоценных металлов в стране;

б) экономическую политику, основанную на невмешательстве государства в экономическую жизнь общества;

в) экономическую политику по созданию активного торгового баланса;

г) экономическую политику по созданию благоприятных условий для развития отечественного производства.


  1. Какая из теорий денег разработана меркантилистами:

а) трудовая;

б) номиналистическая;

в) количественная;

г) металлистическая.


  1. Что являлось объектом исследования меркантилистов:

а) сфера обращения;

б) оборотный капитал;

в) капитал обращения;

г) торговый капитал;

д) денежный капитал;

е) производительный капитал;

ж) закон стоимости;

з) материальное производство;

и) деньги;

к) торговый баланс;

л) денежный баланс.


  1. Назовите представителей второго этапа русского меркантилизма:

а) Ж. Б. Кольбер;

б) Петр I;

в) У. Стаффорд;

г) А. Монкретьен;

д) А. Л. Ордин-Нащокин;

е) И. Т. Посошков;

ж) Н. Г. Чернышевский;

з) И. С. Пересветов;

и) Т. Ман,

к) Дж. Ло.


  1. Укажите категории, которые анализировали физиократы:

а) классы;

б) меновую стоимость;

в) закон стоимости;

г) чистый продукт;

д) прибыль;

е) добавленную стоимость;

ж) ренту;

з) заработную плату;

и) ежегодные авансы;

к) первоначальные авансы;

л) производительный и непроизводительный труд;

м) воспроизводство и реализацию общественного продукта;

н) деньги;

о) сельское хозяйство;


п) промышленность;

р) ссудный процент.


  1. В соответствии с концепцией физиократов богатство (чистый продукт) образуется:

а) благодаря торговле, издержкам обмена;

б) в промышленном производстве, возмещающим издержки образования стоимости;

в) в результате эксплуатации труда наемных рабочих;

г) в земледелии, где возрастание стоимости неэквивалентно расходам по ведению сельскохозяйственного процесса производства.


  1. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ иллюстрировала обращение богатства между общественными классами:

а) собственников земли, арендаторов и сельскохозяйственных рабочих;

б) собственников земли, земледельцев и бесплодным классом;

в) капиталистов-предпринимателей, землевладельцев и рабочих;

г) промышленников, земледельцев и лиц свободных профессий.


  1. Под принципом Laissez faire в экономической науке понимают:

а) экономическую политику государства по защите отечественных товаропроизводителей;

б) принцип создания активного сальдо внешней торговли;

в) принцип невмешательства в экономическую жизнь общества со стороны государства;

г) методологию экономического анализа, базирующуюся на экономическом объяснении истории.


  1. Укажите источники накопления английского капитала во второй половине XVIII века:

а) правительственные займы;

б) неэквивалентный обмен с колониями;

в) насильственное изъятие богатства у колоний;

г) эксплуатация труда английских крестьян-собственников;

д) эксплуатация наемного труда на английских предприятиях;

е) перераспределение богатства из сферы производства в сферу обращения;

ж) работорговля;

з) рост английских мануфактур;

и) огромные запасы полезных ископаемых в Англии.


  1. Под «невидимой рукой» в учении А. Смита понимается:

а) политика государства конца XVIII века;

б) вывод о необходимости государственного контроля над всей экономической сферой общества;

в) идея о необходимости государственного регулирования только сферы внешней торгвлия;

г) вывод о наличии самонастраивающегося хозяйственного механизма в рыночной экономики.


  1. Укажите позиции, из которых не исходил Смит в своем исследовании:

а) эгоизм людей;

б) стремление людей к общинному производству;

в) конкуренция;

г) погоня за прибылью;

д) цель производства – потребительная стоимость;

е) склонность людей к обмену;

ж) разделение труда;

з) действие объективных законов;

и) «laissez faire».


  1. Какую из функций денег анализировал А. Смит:

а) меру стоимости;

б) средство накопления;

в) средство платежа;

г) средство обращения;

д) мировые деньги.


  1. Какие из определений стоимости, данные Смитом, соответствуют теории трудовой стоимости при капитализме:

а) стоимость определяется затратами труда;

б) меновая стоимость определяется рабочим временем;

в) стоимость создается трудом и природой;

г) стоимость определяется заработной платой;

е) стоимость распадается на заработную плату, прибыль и ренту;