ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2020
Просмотров: 3453
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ПРЕДРЕЛИГИОЗНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ
Предрелигиозные формы мироощущения. Колдовство (магия), анимизм, тотемизм
Ренессанс религии в современной России
Тема 2. ОТ МИФОЛОГИИ К ФИЛОСОФИИ
Специфика мифологического мышления
Мифологический эпос Гомера и Гесиода
ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия как попытка понять мир
Роль философии в жизни общества
ТЕМА 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ
Эволюция понятия материи в естественнонаучном материализме
ТЕМА 6. СПОСОБЫ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ В ТРАКТОВКЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА
Движение как способ существования материи
Пространство и время как формы существования материи
Мифологическая и религиозная космогония
Древнегреческие космогонические теории
ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Теоретические модели, реальность и истинность математики
Эволюция представлений о физической картине мира
Специфика философской теории познания
Знание как предмет теории познания
Эмпиризм и рационализм в теории познания
Теория познания в немецкой классической философии
Развитие теории познания в марксистской и современной философии
ТЕМА 10. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Роль и назначение чувств и разума в познании
Диалектика чувственного и рационального познания
Познание и предвидение; интуитивное и априорное знание
Границы познания. И. Кант: вещи в себе и явления, знание и вера
Познание как путь к истине. Понятие истины. Объективная, относительная и абсолютная истина
ТЕМА 12. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
Развитие философского понимания сущности общества и его структуры
Общество как развивающаяся система
История как предмет исследования
Циклическая концепция исторического прогресса
Спиралевидность общественного развития
Ковариантная модель всемирной истории
Постмодернистские концепции истории
ТЕМА 14. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Соотношение культуры и цивилизации. Понятие цивилизации
Восток – Запад – Россия как типы цивилизации
ТЕМА 15. КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА
Философское осмысление мировой истории
ТЕМА 16. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ
Ранние концепции происхождения жизни, их конкретно-научная и философская ограниченность
Современные конкретно-научные предпосылки решения вопроса о возникновении жизни
Взаимосвязь развития органического мира с развитием всей планеты
Роль философской методологии в изучении проблемы происхождения жизни
ТЕМА 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Донаучные воззрения на происхождение человека
Научный взгляд на проблему человека
Детерминизм и свобода человека
Движущие силы становления человека
ТЕМА 18. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Содержание общественного прогресса
Законы и критерии общественного прогресса
Сервер Методического
Обеспечения ВГУЭС
http://abc.vvsu.ru
Разработка, менеджмент
и поддержка abc.vvsu.ru,
Гмарь Александр,
все вопросы по адресу: abc@vvsu.ru
Дата конвертации: 05
Октябрь 2000, 16:58
Все права защищены ©
ВГУЭС 2000.
ВГУЭС, 690600, г.Владивосток,
ул.Гоголя, 41, http://www.vvsu.ru
(4232) 25-72-21,
(4232) 42-91-58
Электронное издание.
Любое распространение запрещено.
Название:
ФИЛОСОФИЯ (Конспект лекций)
Авторы: Н.И. Шашков, Л.Д. Ерохина, А.П. Шендерецка, В.П. Смагин, Н.С. Сыроед, Н.В. Соколюк
Редактор: А.А. Ильин
Аннотация:
2-е издание курса лекций
по философии задумано как обобщение
опыта проведения лекционных и семинарских
занятий в рамках программы, утвержденной
Госстандартом.
В лекционных
материалах затрагиваются философские
вопросы бытия, познания, общественной
жизни, истории, человека. Также
анализируются сложные взаимоотношения
философии и религии, философии и
мифологии. Авторы представляют
дискуссионные точки зрения на природу
этих вопросов.
Данный курс лекций
по философии подготовлен авторским
коллективом преподавателей ВГУЭиС,
ДВГУ и ДВГАУЭ в следующем составе: темы
1, 7, 11, 17 – д-р филос. наук Шашков Н.И.; темы
2, 9, 13, 15 – канд. филос. наук Ерохина Л.Д.;
темы 3, 4, 5, 6, 10, 12, 18 – канд. филос. наук
Шендерецка А.П.; тема 8 – канд. физ-мат.
наук Смагин В.П.; тема 14 – доцент Сыроед
Н.С.; тема 16 – ст. преп. Соколюк Н.В.
Для
студентов инженерных вузов с целью
активизации самостоятельной работы по
изучению философии и систематизации
научной литературы.
Содержание:
Тема 1. ПРЕДРЕЛИГИОЗНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ 8
Предрелигиозные формы мироощущения. Колдовство (магия), анимизм, тотемизм 8
Религиозное мироощущение 14
Ренессанс религии в современной России 18
Тема 2. ОТ МИФОЛОГИИ К ФИЛОСОФИИ 20
Специфика мифологического мышления 20
Мифология и древние верования 22
Эстетика древней мифологии 25
Мифологический эпос Гомера и Гесиода 27
ТЕМА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ 34
Философия как попытка понять мир 34
Основные философские проблемы 37
Роль философии в жизни общества 38
ТЕМА 4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ 41
Понятие мировоззрения 41
Философское мировоззрение 44
Идеализм и его формы 46
Материализм и его формы 50
ТЕМА 5. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ 54
Понятие бытия 54
Эволюция понятия материи в естественнонаучном материализме 59
ТЕМА 6. СПОСОБЫ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ В ТРАКТОВКЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА 71
Движение как способ существования материи 71
Пространство и время как формы существования материи 78
ТЕМА 7. КОСМОГОНИЯ 86
Мифологическая и религиозная космогония 86
Древнегреческие космогонические теории 89
Космологическая проблема 91
ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА 94
Теоретические модели, реальность и истинность математики 94
Эволюция представлений о физической картине мира 98
ТЕМА 9. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ 104
Специфика философской теории познания 104
Субъект и объект познания 105
Знание как предмет теории познания 107
Эмпиризм и рационализм в теории познания 109
Теория познания в немецкой классической философии 112
Развитие теории познания в марксистской и современной философии 113
ТЕМА 10. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ 115
Роль и назначение чувств и разума в познании 115
Структура процесса познания 116
Диалектика чувственного и рационального познания 119
ТЕМА 11. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 123
Познание и предвидение; интуитивное и априорное знание 123
Границы познания. И. Кант: вещи в себе и явления, знание и вера 128
Познание как путь к истине. Понятие истины. Объективная, относительная и абсолютная истина 129
Критерии истины 135
ТЕМА 12. ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 145
Развитие философского понимания сущности общества и его структуры 145
Общество как развивающаяся система 149
Марксистская теория общества 158
Перспективы общества 158
ТЕМА 13. ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ 162
История как предмет исследования 162
Циклическая концепция исторического прогресса 163
Линейная концепция истории 165
Спиралевидность общественного развития 168
Ковариантная модель всемирной истории 171
Постмодернистские концепции истории 173
ТЕМА 14. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 176
Соотношение культуры и цивилизации. Понятие цивилизации 176
Многообразие цивилизаций 181
Восток – Запад – Россия как типы цивилизации 185
ТЕМА 15. КОНЦЕПЦИЯ ЕВРАЗИЙСТВА 190
Истоки евразийства 190
Программа евразийства 191
Православные идеалы 192
Философское осмысление мировой истории 194
Вопросы истории России 195
Идеократическое государство 199
ТЕМА 16. ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ 204
Ранние концепции происхождения жизни, их конкретно-научная и философская ограниченность 204
Понятие жизни 206
Современные конкретно-научные предпосылки решения вопроса о возникновении жизни 208
Взаимосвязь развития органического мира с развитием всей планеты 213
Роль философской методологии в изучении проблемы происхождения жизни 218
ТЕМА 17. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ 221
Донаучные воззрения на происхождение человека 221
Научный взгляд на проблему человека 222
Детерминизм и свобода человека 225
Движущие силы становления человека 235
ТЕМА 18. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 240
Содержание общественного прогресса 240
Законы и критерии общественного прогресса 244
Глобальные проблемы современных цивилизаций 246
Будущее 259
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 261
ЛИТЕРАТУРА 264
Тема 1. ПРЕДРЕЛИГИОЗНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ
МИРООЩУЩЕНИЕ
Предрелигиозные формы мироощущения.
Колдовство (магия), анимизм, тотемизм
Попытки понять природу или, во всяком случае, приспособиться к ней, чтобы более или менее свободно, уютно чувствовать себя в ее лоне, привели первобытного человека к тому, что он начинает ее (природу) антропологизировать, то есть начинает судить о ней по своему образу и подобию. У первобытных людей возникали определенные представления и даже некоторые идеи об окружающем мире, которые позволяли им ориентироваться в мире их обитания.
Но первобытный человек стремился и приспособить природу к себе. Одной из первых форм этого приспособления явилась магия (колдовство), которую некоторые современные исследователи относят к самым низшим из известных ступеней цивилизации. Магия – это дорелигиозная форма освоения человеком мира, в которой присутствует дихотомическое его деление на две равные части: на добро и зло. Доброй частью занимается белая магия. Злая часть стала предметом черной магии.
Магия питается ассоциацией идей, лежащей как в основаниях человеческого разума, так и в основах человеческого неразумения. В этом противоречии лежит ключ к пониманию магии. Человек еще в диком состоянии научился соединять в мысли те вещи, которые он находил связанными между собой в действительности. Затем он эту связь (ассоциацию) перевернул, заключив, что ассоциации в мыслях должны предполагать такую же связь в действительности. Руководствуясь этим, он пытался предсказать и вызывать события такими способами, которые, по нашим нынешним представлениям, имели совершенно фантастический характер. Так возникла магия (колдовство), которая зиждется на вере в то, что через различные предметы, принадлежащие тем или иным людям, можно воздействовать на их носителей. Это, в свою очередь, привело к тому, что люди, боясь такого колдовского воздействия, не выбрасывают, например, обрезки волос, ногтей и пр. из опасения, что они могут попасть к демонам, колдунам, которые, используя эти предметы, сотворят зло. Немецкий крестьянин еще в ХIХ в. в течение всего времени – от рождения ребенка до его крещения – не позволял отдавать что-либо из дому, чтобы колдовство не повредило еще неокрещенному ребенку. Австралийские аборигены наблюдают следы насекомых около могилы, чтобы знать, в каком направлении искать колдуна, от колдовства которого человек умер. Зулус жует кусок дерева, чтобы этим символическим действием смягчить сердце человека, у которого ему нужно купить быков, или сердце женщины, на которой он желает жениться.
Надо отметить, что колдовство не действует на тех, кто в него не верит, и действует на тех, кто верит в него безусловно. Именно последние поддерживают колдовство, распространяя о нем всякие "достоверные" слухи.
Нельзя не коснуться хотя бы немного и такой "науки" как астрология, которая усиленно пропагандируется ныне нашей печатью, телевидением, радио и т.д. Французский религиозный философ и публицист ХIX в. де Местр, извращая факты, заявлял, что астрология связана с истинами первостепенной важности. Однако сущность астрологии состоит в том, что поверхностная, существующая только в воображении, аналогия ошибочно принимается за действительность. Это можно видеть хотя бы в том, что астрологи связывают Солнце с золотом, с петухом, который возвещает наступление дня, с такими животными, как лев, бык, а Месяц (Луну) – с серебром и изменчивым хамелеоном и т.д.
Тайноведение (магия, астрология, гадание и т.д.) держалось и держится не одной только собственной силой. Например, гадание служит колдуну лишь предлогом к предстоящему расследованию. Совмещая в своем лице жреца и колдуна, маг имеет на своей стороне всю силу человеческих верований и предрассудков, а также религии. Он может действовать колдовством и силой власти. Маги всегда жили колдовством и поддерживали веру в колдовство.
Магия имеет свое начало вовсе не в обмане. Более того, она редко употреблялась как обман. Вообще-то, колдун изучает свою древнюю профессию совершенно серьезно и добросовестно и сохраняет и приумножает веру в колдовство. Он одновременно является обманщиком и обманутым, соединяет воедино энергию верующего с хитростью лицемера. Колдовство уходит корнями в древнейшие времена. Оно противостоит современным религиям и в частности христианству, которое признает силу и величие только одного высшего существа – Иисуса Христа.
Другой формой отношения древнего человека к природе является анимизм как вера в духов. Возникновение анимизма следует отнести к тому времени, когда первобытные люди посчитали, что существуют не только видимые человеку предметы, но и невидимые. Последние скрываются в телах в качестве "душ", или же лишены всякой телесности, являясь "духами".
Анимизм (в современном языке ему более соответствует термин "спиритуализм") представляет собой философскую основу как дикарей, так и цивилизованных народов. Он распадается на два догмата: один из них касается душ отдельных существ, способных продолжать свое существование после смерти или уничтожения тела; другой – это остальные духи, которые поднимаются до самих богов.
На первой стадии своего развития человек олицетворял отдельные явления и силы природы, ибо он судил о них по аналогии с самим собой: мир казался ему одушевленным, а природные явления представлялись плодом деятельности живых существ, похожих на него, то есть наделенных сознанием, волей, желаниями, потребностями и т. д. Эти живые существа, заключенные в телах, и представляют собой "духов".
Анимисты полагают, что духи общаются с людьми, поступки которых доставляют им удовольствие или неудовольствие. Отсюда, естественно, вера в существование духов ведет к действительному их почитанию или к желанию их умилостивить. Таким образом, анимизм в его полном развитии включает верования в управляющие божества и подчиненных им духов, в душу и в будущую жизнь. Затем верования переходят в действительное поклонение.
Древние люди, по-видимому, старались понять две группы биологических вопросов. Во-первых, вопрос о том, в чем заключается различие между живым и мертвым телом; во-вторых, что означают человеческие образы, появляющиеся в сновидениях и видениях? Древние дикари, вероятно, сделали вывод, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает возможность чувствовать, мыслить, действовать, а призрак составляет его образ, или второе "я". И то, и другое, таким образом, отделимо от тела; жизнь может уйти из него и сделать мертвым, а призрак показывается людям вдали от собственного тела.
Далее произошло, по-видимому, соединение жизни и призрака. Если то и другое присущи телу, почему бы им не быть присущими друг другу, почему бы им не быть проявлениями одной и той же души? Отсюда недалеко до признания личной души, или духа. Можно далее рассуждать так: душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, нечто, вроде пара, воздуха, тени. Она составляет причину жизни и мысли у того, кого она одушевляет. Она полностью управляет телесным существом и способна его покидать, переноситься с места на место. Особенно это проявляется в сновидениях, когда душа отделяется от тела и ведет самостоятельное существование. Так, южные австралийцы говорят о человеке, находящемся в бесчувственном или бессознательном существовании, что "он без души". Индейцы в Северной Америке утверждают, что болезнь происходит оттого, что "тень" (душа) больного отделена от тела и что выздоравливающий приобретает вновь душу.
Признание существования души в конечном счете ведет к утверждению бытия души после смерти человека, то есть к верованию в будущую жизнь. Учение о будущей после смерти жизни распадается на два главных направления, связанные между собой, даже переходящие друг в друга. Это – учение о переселении душ, истоки которого уходят в верования общин Азии (Индия). Переселение душ трактуется в зависимости от поведения человека на земле, в его действительной жизни. Это учение, по-видимому, не имеет будущего. Оно остановилось в своем развитии.
Другое учение связано с утверждением о существовании души после смерти тела. Это учение возникло в глубокой древности. Оно видоизменялось и существует сейчас в различных (в частности, в христианстве) религиях. Э.Б. Тайлор отмечает, что "вера в будущую жизнь является стимулом к добру, надеждой, поддерживающей человека в страданиях и перед страхом смерти, ответом на вечный вопрос о столь неравномерном распределении счастья и несчастья в настоящем мире, ответом в виде ожидания другого мира, где будут улажены все несправедливости" [75. с. 255].
Учение о переселении душ связано, вероятно, с эмпирическими наблюдениями древних людей за физическим сходством между родителями и детьми. На острове Ванкувер (Канада) в 1860 г. один юноша пользовался большим почетом у индейцев, потому что имел на бедре знак, подобный шраму от огнестрельной раны. Отсюда заключили, что какой-то вождь, умерший четыре поколения тому назад и получивший такую же рану, вернулся в среду своих сородичей.