Файл: В современных условиях объективно повышается роль личностного фактора в школьном обучении.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы по первой главе
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Его основным содержанием становится усвоение знаний общих для всех детей.
Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в современной деятельности дошкольников.
Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный, к полноценному развитию своего личностного, интеллектуального и других потенциалов в данной ему педагогической среде.
Для того чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющие у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития, педагогам и психологом необходимо: выявить психологические особенности ребенка, настраивать учебно-воспитательный процесс на его индивидуальные особенности, возможности и потребности; помочь ребенку сформировать навыки и внутренние психологические механизмы, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
2.1 Констатирующий этап исследования
Опытно-экспериментальное исследование мы провели на базе Червленская СОШ № 1. ИМ.к.в.Абухова. В эксперименте участвовали учащиеся 1-го класса, количество 20 детей.
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
1.Констатирующий этап – диагностика психологической готовности детей к школьному обучению;
2.Формирующий этап- проведение психокоррекционной работы со школьниками;
3.Контрольный этап – повторная диагностика психологической готовности детей к школьному обучению.
Целью исследования было изучить формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению. Для этого мы использовали следующие методики: Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, автор С.А. Банков); Определение школьной зрелости по тесту Керна – Йирасека; Уровень умственной работоспособности по корректурным пробам; Методика «Чего не хватает?» ; Исследование Методика «Назови фигуры» ; Методика «Понимание текста» ; Методика для диагностики уровня развития наблюдательности; Методика «10 слов» ; Методика Д. Векслера.
Методика 1. Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, автор С.А. Банков) данная методика предполагает изучение психосоциальной зрелости ребенка. Полученные результаты диагностик мы представили в таблицах и диаграммах.
Таблица 1. Степень психосоциальной зрелости
Имя ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||
| Мадина | | | + | |||
| Бекхан | | + | | |||
| Адам | | + | | |||
| Сацита | | + | | |||
| Фариза | + | | | |||
| Марям | + | | | |||
| Никита | + | | | |||
| Шамхан | | + | | |||
| Магомед | | + | | |||
| Висхан | + | | | |||
| Луиза | + | | | |||
| Петимат | | + | | |||
| Юнади | | + | | |||
| Хеда | | + | | |||
| Мелиса | | + | | |||
| Ася | + | | | |||
| Рукман | | | + | |||
| Биболт | | | + | |||
| Медина | | | + | |||
| Рамзан | | + | |
Как видно из таблицы и диаграммы:
6 человек (30%) – имеют высокий уровень, дети, которые считаются школьно-зрелыми;10 человек (50%) – имеют средний уровень; 4 человека (20%) – имеют низкий уровень психосоциальной зрелости.
Диаграмма 1.
Методика 2. Определение школьной зрелости по тесту Керна – Йирасека.
Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонко двигательных координации. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.
Таблица 2. Определение школьной зрелости
Имя ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | Низкий уровень | Очень низкий | |
| Мадина | | | | + | |
| Бекхан | | + | | | |
| Адам | | + | | | |
| Сацита | | + | | | |
| Фариза | | + | | | |
| Марям | + | | | | |
| Никита | + | | | | |
| Шамхан | | + | | | |
| Магомед | + | | | | |
| Висхан | + | | | | |
| Луиза | + | | | | |
| Петимат | | + | | | |
| Юнади | + | | | | |
| Хеда | | + | | | |
| Мелиса | | + | | | |
| Ася | + | | | | |
| Рукман | | + | | | |
| Биболт | | | | + | |
| Медина | | + | | | |
| Рамзан | | + | | | |
Диаграмма 2. Определение школьной зрелости
Как видно из таблицы 2 и диаграммы 2:
7чел – высокий уровень; 11чел – средний уровень; 2 чел – низкий уровень.
Методика 3. Уровень умственной работоспособности по корректурным
Пробам.
Важным критерием школьной зрелости, т.е. готовности к школе, является уровень сформированность произвольного внимания.
Таблица 3. Уровень умственной работоспособности
Имя ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||
| Мадина | | | + | |||
| Бекхан | | + | | |||
| Адам | | + | | |||
| Сацита | | + | | |||
| Фариза | | + | | |||
| Марям | + | | | |||
| Никита | + | | | |||
| Шамхан | | | + | |||
| Магомед | + | | | |||
| Висхан | + | | | |||
| Луиза | + | | | |||
| Петимат | | + | | |||
| Юнади | + | | | |||
| Хеда | | + | | |||
| Мелиса | | + | | |||
| Ася | + | | | |||
| Рукман | | | + | |||
| Биболт | | + | | |||
| Медина | | | + | |||
| Рамзан | | + | |
Диаграмма 3.Уровень умственной работоспособности
Как видно из таблицы 3:
7 человек – высокий уровень; 9 человек - средний уровень; 4 человека – низкий уровень.
Методика 4. Диагностика уровня восприятия. Методика «Чего
не хватает?». Ребёнку предлагается 7 рисунков. На каждом из которых не хватает какого-то важного элемента.
Таблица 4. Диагностика уровня восприятия.
Имя ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
| Мадина | | | + |
| Бекхан | | + | |
| Адам | | + | |
| Сацита | + | | |
| Фариза | + | | |
| Марям | + | | |
| Никита | + | | |
| Шамхан | | + | |
| Магомед | + | | |
| Висхан | + | | |
| Луиза | + | | |
| Петимат | | | + |
| Юнади | | + | |
| Хеда | | + | |
| Мелиса | | + | |
| Ася | | | |
| Рукман | | + | |
| Биболт | | + | |
| Медина | + | | + |
| Рамзан | | + | |