Файл: В современных условиях объективно повышается роль личностного фактора в школьном обучении.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диаграмма 4. Диагностика уровня восприятия.
Как видно из таблицы 4 и диаграммы 4:
8 чел (40%) – высокий уровень; 9 чел (45%)– средний уровень; 3 чел (15%) – низкий уровень.
Методика 5. Исследование зрительного восприятия при помощи пробы
«Назови фигуры».
Зрительное восприятие детей определяется скоростью запоминания и аккредитивное воспроизведение считываемого с доски материала, а также с учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы учителя, количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место их применения на уроке. По тому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия.
Методика 6. Определение слухового восприятия с помощью пробы
«Понимание текста».
Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала. Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный текст.
Таблица 5. Определение слухового восприятия
Имя ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||||||
Зрит. | Слух. | Зрит. | Слух. | Зрит. | Слух. | |||||
| Мадина | | | | + | + | | |||
| Бекхан | | | + | + | | | |||
| Адам | | + | + | | | | |||
| Сацита | | | + | | | | |||
| Фариза | | | + | + | | | |||
| Марям | + | + | | | | | |||
| Никита | + | + | | | | | |||
| Шамхан | | | | + | + | | |||
| Магомед | + | + | | | | | |||
| Висхан | | + | + | | | | |||
| Луиза | + | + | | | | | |||
| Петимат | | | | + | + | | |||
| Юнади | + | | | + | | | |||
| Хеда | | | + | + | | | |||
| Мелиса | | | + | + | | | |||
| Ася | + | + | | | | | |||
| Рукман | | | + | + | | | |||
| Биболт | | | + | + | | | |||
| Медина | | | | + | + | | |||
| Рамзан | | + | + | | | |
Диаграмма 5. Определение слухового восприятия
Как видно из таблицы 5 и диаграммы 5:
Зрительное восприятие:
6 чел (30%) – высокий уровень; 10 чел (50%) – средний уровень; 4 чел (20%) – средний уровень.
Слуховое восприятие:
8 чел – высокий уровень; 12 чел – средний уровень.
Методика 7. Методика для диагностики уровня развития наблюдательности.
Надо приготовить 2 картинки, несложные по сюжету и количеству деталей. Картинки эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5-10 деталей - различия. Ребёнок рассматривает 1-2 мин обе картинки, затем он должен рассказать о найденных им отличиях.
Полученные результаты.
Таблица 6. Диагностика уровня развития наблюдательности
Имя ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||
| Мадина | | | + | |||
| Бекхан | | + | | |||
| Адам | | + | | |||
| Сацита | | | + | |||
| Фариза | | | + | |||
| Марям | | + | | |||
| Никита | | + | | |||
| Шамхан | | | + | |||
| Магомед | | + | | |||
| Висхан | | + | | |||
| Луиза | + | | | |||
| Петимат | | | + | |||
| Юнади | | + | | |||
| Хеда | | + | | |||
| Мелиса | | + | | |||
| Ася | + | | | |||
| Рукман | | | + | |||
| Биболт | | | + | |||
| Медина | | | + | |||
| Рамзан | | + | |
Диаграмма 6. Диагностика уровня развития наблюдательности
Как видно из таблицы 6 и диаграммы 6:
2 чел (10%) – высокий уровень; 10 чел (50%) – средний уровень;
8 чел (40%) – низкий уровень.
Методика 8. Диагностика памяти. Слуховая память изучается с помощью методика «10 слов».
Методика 9. Зрительная память. Использование методики Д. Векслера.
Полученные результаты.
Таблица 7. Зрительная память
Имя ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||||||||
Зрит. | Слух. | Зрит. | Слух. | Зрит. | Слух. | ||||||||
| Мадина | | | + | + | | | ||||||
| Бекхан | | + | + | | | | ||||||
| Адам | + | + | | | | | ||||||
| Сацита | | | + | + | | | ||||||
| Фариза | | | + | + | | | ||||||
| Марям | + | | | + | | | ||||||
| Никита | | + | + | | | | ||||||
| Шамхан | | | | + | + | | ||||||
| Магомед | + | | | + | | | ||||||
| Висхан | + | + | | | | | ||||||
| Луиза | + | + | | | | | ||||||
| Петимат | | | + | + | | | ||||||
| Юнади | | | + | + | | | ||||||
| Хеда | | | | + | + | | ||||||
| Мелиса | | + | + | | | | ||||||
| Ася | + | + | | | | | ||||||
| Рукман | | | | | + | + | ||||||
| Биболт | | | + | + | | | ||||||
| Медина | | | | + | + | | ||||||
| Рамзан | | | + | + | | |
Диаграмма 7. Зрительная память
Диаграмма 8. Слуховая память
Как видно из таблицы 7 и диаграммы 7,8:
Зрительная память:
7 чел – высокий уровень; 12 чел – средний уровень; 1 чел – низкий уровень.
Слуховая память:
6 чел – высокий уровень; 10 чел – средний уровень. 4 чел – низкий уровень;
Общие результаты исследования мы представили в диаграмме 9.
Диаграмма 9.Диагностика готовности к школе на контрольном этапе исследования.
С целью статистического подтверждения полученных данных нами были использованы следующие методы: выборочное среднее значение, представляющее собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества, а также были найдены дисперсионные характеристики наших полученных данных, которые позволяют сделать нам вывод, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем выше дисперсионные значения, полученные нами, тем больше отклонения или разброс данных. Также нами был проведен корреляционный анализ полученных данных, который позволяет судить о наличие существенной взаимосвязи между двумя массивами данных. В частности мы использовали метод линейной корреляции, позволяющий установить прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям.
В результате проведенного статистического исследования были получены следующие данные.
3 чел (15%) – высокий уровень; 11 чел (55%) – средний уровень. 6 чел (30%) – низкий уровень;
Исходя из данных, полученных с помощью методов математической обработки мы предполагаем, что готовность ребёнка к школе можно повысить при правильной организации специальных мероприятий и применении психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
2.2 Формирующий этап исследования
Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой.
Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика.
В группу вошли дети с низкими показателями произвольности, форсированности учебных действий и тонкой моторики руки.
Занятия проводились 2 раза в неделю по 45мин. Каждое занятие было направлено на развитие различных психических процессов и организовывались по традиционной для всей программы схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть рефлексия, ритуал прощания.
Начиналось занятие куплетом песни, которая выбиралась ребятами по своему настроению и или общим рукопожатием с пожеланием всем здоровья и добра. Как правило им не составляло труда вспомнить предыдущее занятие и свои впечатления о различных играх. Общее отношение детей к занятиям менялось. В начале они охотно бежали в кабинет, не спрашивая о предстоящем занятии, а затем – стали интересоваться содержанием. Если не предполагалось проведение полюбившихся им упражнений, шли с неохотой. В такие дни приходилось прилагать дополнительные усилия для повышения их заинтересованности (это и включение в программу понравившихся игр, и вручение медалек «Самая серьёзная», «Самая догадливая», и др.)
Из упражнения на развитие внимания особенно понравилось «Живая картина» во время занятий на развитие мышления удивление вызывало задание перечислить возможные виды использования кирпича. К концу занятий дети стали гораздо быстрее принимать условия работ, повышалась их внимательность, о чём свидетельствует доброта и правильность выполнения достаточно сложных заданий.
В программе цикла «Развивающие игры» представлено 12 занятий. Каждое занятие нацелено на преимущественную тренировку одного из психических процессов.
В таблице мы представили программу занятий.
Таблица 8. Программа занятий.
№ | Тема занятий | Цель |
1 | Знакомство. | Создание атмосферы психологической безопасности, сплочённости группы. |
2 | Внимание. | тренировка произвольного внимания, продолжение работы |
3 | Память. | тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти. |
4 | Дивергентное мышление. | Дивергентное мышление. |
5 | Воображение. | тренировка способностей фантазировать, креативных способностей. |
6 | Конвергентное мышление. | тренировка способности мыслить логически, приучение к стандартным мыслительным операциям. |
7 | Коммуникативные навыки. | тренировка способности к совместной деятельности, сотрудничеству. |
8 | Дивергентное мышление. | тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы. |
9 | Внимание. | тренировка произвольного внимания, продолжение работы над развитием способностей взаимодействовать |
10 | Память. | тренировка произвольного компонента различных видов памяти. |
11 | Воображение. | тренировка способностей фантазировать, творческих способностей. |
12 | Заключение. | Закрепление положительно окрашенного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и к взаимодействию к группе сверстников. |