Файл: В современных условиях объективно повышается роль личностного фактора в школьном обучении.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диаграмма 4. Диагностика уровня восприятия.



Как видно из таблицы 4 и диаграммы 4:

8 чел (40%) – высокий уровень; 9 чел (45%)– средний уровень; 3 чел (15%) – низкий уровень.

Методика 5. Исследование зрительного восприятия при помощи пробы

«Назови фигуры».

Зрительное восприятие детей определяется скоростью запоминания и аккредитивное воспроизведение считываемого с доски материала, а также с учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы учителя, количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место их применения на уроке. По тому важно определить и развивать уровень зрительного восприятия.

Методика 6. Определение слухового восприятия с помощью пробы

«Понимание текста».

Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала. Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный текст.

Таблица 5. Определение слухового восприятия

Имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Зрит.

Слух.

Зрит.

Слух.

Зрит.

Слух.



Мадина










+

+






Бекхан







+

+









Адам




+

+












Сацита







+












Фариза







+

+









Марям

+

+















Никита

+

+















Шамхан










+

+






Магомед

+

+















Висхан




+

+












Луиза

+

+















Петимат










+

+






Юнади

+







+









Хеда







+

+









Мелиса







+

+









Ася

+

+















Рукман







+

+









Биболт







+

+









Медина










+

+






Рамзан




+

+











Диаграмма 5. Определение слухового восприятия



Как видно из таблицы 5 и диаграммы 5:

Зрительное восприятие:

6 чел (30%) – высокий уровень; 10 чел (50%) – средний уровень; 4 чел (20%) – средний уровень.

Слуховое восприятие:

8 чел – высокий уровень; 12 чел – средний уровень.

Методика 7. Методика для диагностики уровня развития наблюдательности.

Надо приготовить 2 картинки, несложные по сюжету и количеству деталей. Картинки эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5-10 деталей - различия. Ребёнок рассматривает 1-2 мин обе картинки, затем он должен рассказать о найденных им отличиях.

Полученные результаты.

Таблица 6. Диагностика уровня развития наблюдательности

Имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень



Мадина







+



Бекхан




+






Адам




+






Сацита







+



Фариза







+



Марям




+






Никита




+






Шамхан







+



Магомед




+






Висхан




+






Луиза

+









Петимат







+



Юнади




+






Хеда




+






Мелиса




+






Ася

+









Рукман







+



Биболт







+



Медина







+



Рамзан




+






Диаграмма 6. Диагностика уровня развития наблюдательности



Как видно из таблицы 6 и диаграммы 6:

2 чел (10%) – высокий уровень; 10 чел (50%) – средний уровень;

8 чел (40%) – низкий уровень.

Методика 8. Диагностика памяти. Слуховая память изучается с помощью методика «10 слов».

Методика 9. Зрительная память. Использование методики Д. Векслера.

Полученные результаты.

Таблица 7. Зрительная память

Имя ребенка

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Зрит.

Слух.

Зрит.

Слух.

Зрит.

Слух.



Мадина







+

+









Бекхан




+

+












Адам

+

+















Сацита







+

+









Фариза







+

+









Марям

+







+









Никита




+

+












Шамхан










+

+






Магомед

+







+









Висхан

+

+















Луиза

+

+















Петимат







+

+









Юнади







+

+









Хеда










+

+






Мелиса




+

+












Ася

+

+















Рукман













+

+



Биболт







+

+









Медина










+

+






Рамзан







+

+









Диаграмма 7. Зрительная память

Диаграмма 8. Слуховая память



Как видно из таблицы 7 и диаграммы 7,8:

Зрительная память:

7 чел – высокий уровень; 12 чел – средний уровень; 1 чел – низкий уровень.

Слуховая память:

6 чел – высокий уровень; 10 чел – средний уровень. 4 чел – низкий уровень;

Общие результаты исследования мы представили в диаграмме 9.

Диаграмма 9.Диагностика готовности к школе на контрольном этапе исследования.



С целью статистического подтверждения полученных данных нами были использованы следующие методы: выборочное среднее значение, представляющее собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества, а также были найдены дисперсионные характеристики наших полученных данных, которые позволяют сделать нам вывод, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем выше дисперсионные значения, полученные нами, тем больше отклонения или разброс данных. Также нами был проведен корреляционный анализ полученных данных, который позволяет судить о наличие существенной взаимосвязи между двумя массивами данных. В частности мы использовали метод линейной корреляции, позволяющий установить прямые связи между переменными величинами по их абсолютным значениям.

В результате проведенного статистического исследования были получены следующие данные.

3 чел (15%) – высокий уровень; 11 чел (55%) – средний уровень. 6 чел (30%) – низкий уровень;

Исходя из данных, полученных с помощью методов математической обработки мы предполагаем, что готовность ребёнка к школе можно повысить при правильной организации специальных мероприятий и применении психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

2.2 Формирующий этап исследования
Коррекционная программа для младших школьников подготовлена кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой.

Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ученика.

В группу вошли дети с низкими показателями произвольности, форсированности учебных действий и тонкой моторики руки.

Занятия проводились 2 раза в неделю по 45мин. Каждое занятие было направлено на развитие различных психических процессов и организовывались по традиционной для всей программы схеме: ритуал приветствия, рефлексия, основная часть рефлексия, ритуал прощания.

Начиналось занятие куплетом песни, которая выбиралась ребятами по своему настроению и или общим рукопожатием с пожеланием всем здоровья и добра. Как правило им не составляло труда вспомнить предыдущее занятие и свои впечатления о различных играх. Общее отношение детей к занятиям менялось. В начале они охотно бежали в кабинет, не спрашивая о предстоящем занятии, а затем – стали интересоваться содержанием. Если не предполагалось проведение полюбившихся им упражнений, шли с неохотой. В такие дни приходилось прилагать дополнительные усилия для повышения их заинтересованности (это и включение в программу понравившихся игр, и вручение медалек «Самая серьёзная», «Самая догадливая», и др.)

Из упражнения на развитие внимания особенно понравилось «Живая картина» во время занятий на развитие мышления удивление вызывало задание перечислить возможные виды использования кирпича. К концу занятий дети стали гораздо быстрее принимать условия работ, повышалась их внимательность, о чём свидетельствует доброта и правильность выполнения достаточно сложных заданий.

В программе цикла «Развивающие игры» представлено 12 занятий. Каждое занятие нацелено на преимущественную тренировку одного из психических процессов.

В таблице мы представили программу занятий.

Таблица 8. Программа занятий.



Тема занятий

Цель

1

Знакомство.

Создание атмосферы психологической безопасности, сплочённости группы.

2

Внимание.

тренировка произвольного внимания, продолжение работы


3

Память.

тренировка произвольного компонента слуховой,

зрительной и моторной памяти.

4

Дивергентное мышление.

Дивергентное мышление.

5

Воображение.

тренировка способностей фантазировать, креативных способностей.

6

Конвергентное мышление.

тренировка способности мыслить логически, приучение к стандартным мыслительным операциям.


7

Коммуникативные навыки.

тренировка способности к совместной деятельности, сотрудничеству.

8

Дивергентное мышление.

тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.

9

Внимание.

тренировка произвольного внимания, продолжение работы над развитием способностей взаимодействовать

10

Память.

тренировка произвольного компонента различных видов памяти.

11

Воображение.

тренировка способностей фантазировать, творческих способностей.

12

Заключение.

Закрепление положительно окрашенного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и к взаимодействию к группе сверстников.