Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит на тему Характеристика видов, форм и методов государственного финансового контроля в рф.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При этом требуется обратить внимание на то, что казначейской системой еще не достигнут пик своего развития и постепенно она будет претерпевать существенные изменения, которые направлены на ее совершенствование.
Уголовно-правовой контроль над преступностью экономического характера является особым направлением государственной деятельности, цель которого заключается в борьбе с экономической преступностью с помощью формирования уголовной политики, совершенствования уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, уголовного законодательства, законодательства об деятельности оперативно-розыскного характера, использования указанных норм, осуществления контроля их применения и соблюдения конституционных свобод и прав граждан. В зависимости от непосредственных целей и субъектов есть возможность выделения следующих видов и направлений уголовно-правового контроля экономической преступности:
- контроль уголовно-правового характера, который осуществляется исполнительными и законодательными органами госвласти при формировании государственной уголовной политики;
- уголовно-правовой контроль, который осуществляется судебными, исполнительными и законодательными органами госвласти при толковании и создании норм права, которые непосредственно регламентируют борьбу с преступностью экономического характера;
- уголовно-правовой контроль, который осуществляется органами уголовной юстиции и прочими органами, которые непосредственно связаны с борьбой с преступностью;
- уголовно-правовой контроль на этапе исполнения наказаний уголовного характера.
В процессе совершенствования правового регулирования процедур казначейского исполнения бюджетов могут и должны использоваться многие положительные моменты, присутствовавшие в советский период в кассовом обслуживании бюджетов, которые в настоящее время неоправданно утрачиваются или игнорируются.
Рассматривая вопросы финансового контроля необходимо отметить, что сегодня Центральным банком реализуется программа, имеющая целью повышение эффективности (оптимизацию) расчетно-кассовой системы ЦБР. Анализ мирового опыта, проведенный в рамках настоящей работы, дает основания утверждать, что практически в каждой стране существует государственная платежная система. Причем ведущую роль в ее функционировании играет казначейство. Подобную систему целесообразно разработать и внедрить в России, поскольку это позволит получить следующие результаты:
- реализовать единый порядок взаимодействия через Федеральное казначейство с финансовыми органами и администраторами;
- разработать и внедрить унифицированную единую методологию и механизм исполнения бюджетов всех уровней;
- эффективно использовать уже существующую инфраструктуру Федерального казначейства, и его единый программный комплекс;
- исключить затраты на функционирование региональных и местных казначейств, поскольку Федеральное казначейство на безвозмездной основе выполняет функции организации исполнения бюджетов всех уровней;
- создать благоприятные условия для аккумулирования временной свободных средств с целью консолидированного управления ликвидностью.
Создание централизованной модели, в которой предусмотрено казначейское исполнение бюджетов, будет иметь следующие важнейшие результаты:
- повышение эффективности реализации Федеральным казначейством своих полномочий;
- совершенствование экономических отношений, возникающих в процессе взаимодействия между участниками бюджетных отношений.
В качестве основных причин невысокого уровня государственного финансового контроля в РФ можно обозначить следующие: отсутствие единой концепции проведения финансового контроля, что вызывает дублирование осуществления соответствующих функций. На данном этапе работа, проводимая в целях совершенствования этого вопроса, не имеет четких ориентиров, и следовательно, недостаточно эффективна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
В настоящее время органами государственной власти уделяется недостаточно внимания вопросам оптимизации системы финансового контроля. В связи с очевидностью необходимости наличия развитой контрольной системы как обязательного условия эффективного развития экономики, проведен ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы контроля. Важное значение в данном вопросе имеет принятие Бюджетного Кодекса.
Государственный контроль — это одна из основных функций парламента, его структурных подразделений, парламентариев и специальных органов, созданных самим парламентом на основе законодательства, осуществляемая путем проверок и мониторинга исполнения органами исполнительной власти, а в необходимых случаях и расследования их действий, повлекших негативные последствия и нанесших существенный ущерб интересам государства и общества.
В целях обеспечения эффективности государственного финансового контроля, необходимо не только обозначить контролирующие органы в Бюджетном Кодексе, но и закрепить их задачи и функции, права и обязанности на законодательном уровне.
В настоящее время наблюдается некоторая раздробленность финансовой системы, обусловленная, в том числе, отсутствием координации действий органов власти, выполняющих контрольные функции. То есть, в большинстве случаев, работа каждого конкретного органа проводится только в рамках своего ведомства.
При изучении вопросов осуществления финансового контроля в России, было установлено, что полномочия органов Федерального казначейства, закрепленные за ними в период создания, сегодня претерпели ряд изменений в связи с новой социально-экономической действительностью. В соответствии с нормами Бюджетного Кодекса, органы Федерального казначейства наделены функциями финансового контроля
, однако в результате проведенного исследования законодательной базы финансового контроля, можно сделать вывод об отсутствии в настоящее время отлаженной системы контроля управления государственными финансовыми ресурсами. Указанные факторы приводят к нецелевому и неэффективному использованию государственных бюджетных средств.
В качестве основных причин невысокого уровня государственного финансового контроля в РФ можно обозначить следующие:
- отсутствие единой концепции проведения финансового контроля, что вызывает дублирование осуществления соответствующих функций. На данном этапе работа, проводимая в целях совершенствования этого вопроса, не имеет четких ориентиров, и следовательно, недостаточно эффективна.
- отсутствие системной нормативно-правовой базы в сфере финансового контроля и проработанной концепции его организации.
- отсутствие четкого проработанного порядка и механизма взаимодействия органов аудиторского и государственного финансового контроля. Данному вопросу на теоретическом, законодательном и практическом уровне необходимо уделять повышенное внимание.
Также стоит отметить, что в научной литературе не сложилось единое понятие финансового контроля и классификации его параметров. Решению данной проблемы способствовало бы принятие федерального закона «О государственном финансовом контроле».
Исходя из такого понимания сущности государственного контроля, вряд ли можно относить к формам государственного контроля назначение на должности и освобождение от должности председателя Счетной палаты Российской Федерации и других ее должностных лиц, как это сделано в статье 5 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ. Вполне очевидно, что в таких случаях осуществляется работа по расстановке кадров, а не контрольная деятельность.
В статье 12 анализируемого Закона предусмотрено участие представителей палат Федерального Собрания в правительственных комиссиях по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий по решению Правительства Российской Федерации. На наш взгляд, такое «сотрудничество» не соответствует принципу разделения властей. Кроме того, во-первых, нет ясности в вопросе о том, какими полномочиями наделяется в таких случаях парламентарий. Во-вторых, не очевидны причины «объединения» парламентского и правительственного контроля. В-третьих, вряд ли обоснованно возлагать на представителя палаты Федерального Собрания обязанность отчитываться на заседании соответствующего профильного комитета об итогах деятельности всей правительственной комиссии. Представляется, что более логично требовать от него отчета о своей личной работе в этой комиссии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция Российской Федерации. – М., 2022. -
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ -
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Федеральным законом 31.07.1998 г. N 147-ФЗ О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». -
Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание законодательства РФ», 10.12.2012, N 50 (часть 4), ст. 6953. -
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228. -
Указ Президента РФ от 02.04.2013 N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции») // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, N 14, ст. 1670. -
Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы» // Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1729. -
Солдатов В.И., Сапожников Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2019. С. 68. -
Авдокушин Е. Ф. Международные финансовые отношения (основы финансомики): учебное пособие для бакалавров. - М.: Дашков и Ко, 2017. -
Алехин Б. И. Государственный долг: учебное пособие// М.: Юнити-Дана, 2017. -
Бендюрина С. В. Федеральный государственный контроль (конституционноправовое исследование): Дисс... канд. юр. наук. М., 2017. -
Брызгалин А.В. «Налоги и финансовое право» - Москва 2017, 167с. -
Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М.: Дашков и К, 2017. -
Горшенев В. М., Шахов И. Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 2018. -
Государственный контроль за экономикой. -М.: Юристь, 2018. - 319 с. -
Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2018. 192с. -
Пантелеев А. Ю. Роль федерального казначейства в повышении эффективности управления государственными финансами, г. Ульяновск, УлГУ, 2017. -
Соменков А.Д. Бюджетный контроль в зарубежных странах. Книга 1,2: Монография.-Элиста: АПП Джангар, 2018. -
Страшун Б. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М., 2017. С. 304. -
Шорина Е. В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР. М., 2019. С. 43. -
Большаков Н.М., Енц Г.П. Оценка эффективности финансового контроля как инструмент управления социальной сферой/ Н. М Большаков, Г. П. Енц // Проблемы теории и практики управления( международный журнал), 2019. № 1.С.41-49. -
Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность // Аудиторские ведомости. - 2018. № 9. - С.30. -
Бурцев В.В. К вопросу о стандартизации государственного финансового контроля / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2018. - № 1. - С.82-94. -
Гранкин И. В. Основные признаки законодательных органов // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 5. -
Грачева М.В. Внутренний контроль и аудит в секторе государственного управления // Финансы. - 2019. - № З.-С. 66 -
Карасев А.Т., Гиздатов А.Р. Государственный контроль в системе государственного контроля в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 9. С.36-37. -
Кирикова O.A. Риски в финансовом управлении средствами федерального бюджета // Финансы. - 2019. - № 12. -С.15. -
Лексин И.В. Контроль в системе разделения властей: специфика Российской Федерации // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. №51. С. 241-242. -
Лимская декларация руководящих принципов контроля. // Контроллинг. -2018.-№ 1.-е. 56-65. -
Лопина Л. О взаимодействии участников бюджетного процесса // Бюджет. 2019. №12. 42-48. -
Нестеренко Т. Реформирование бюджетного учета в Российской Федерации // Бюджет. 2018. №12. С. 30-34. -
Садовникова Г.Д. Парламентское расследование и развитие института государственного контроля в РФ // Государственная власть и местное самоуправление.- 2019. - №2. - С. 19. -
Юридический словарь. М., 2018; Энциклопедический словарь. 2018. URL: /http://dic. academic.ru/dic.nsl7es/85072/