Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит на тему Характеристика видов, форм и методов государственного финансового контроля в рф.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
АНПОО УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Специальность «Финансы»
Очное отделение
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансы, денежное обращение и кредит»
на тему:
«Характеристика видов, форм и методов государственного финансового контроля в РФ»
Исполнитель:
Студент 2 курса
Мокеева Алеся Алексеевна
Научный руководитель:
степень, звание
Зубенко Оксана Геннадьевна
Екатеринбург, 2022
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и применения принципов государственного финансового контроля 5
1.1 Сущность, определения и виды принципов государственного финансового контроля 5
Глава 2. Механизм реализации принципов государственного финансового контроля 12
2.1 Нормативно-правовая база обеспечивающая регламентацию и реализацию принципов государственного финансового контроля 12
2.2 Основные проблемы при осуществлении принципов государственного финансового контроля 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение
Политика государства в сфере экономики реализуется посредством использования финансово-кредитных рычагов, причем финансовый контроль является одним из важнейших механизмов осуществления государственной политики. В связи с появлением разнообразных форм собственности и финансового рынка, новых для современной России, а также развитием принципиально новых хозяйственных отношений, финансовый контроль сегодня подвержен серьезным изменениям.
В настоящее время появился аудит – новая форма финансового контроля, которая действует наряду с ведомственным и государственным контролем.
Однако, стоит отметить, что несмотря на довольно большое количество исследований в данной области, ряд проблем сферы налогового и финансового контроля требует дальнейшего рассмотрения и решения.
В частности, на сегодняшний день в нашей стране отсутствует единая и четкая методика и методология выявления нарушений в налоговой сфере, способная укрепить налоговую дисциплину предприятий и повысить уровень мобилизации бюджетных средств. Описанные причины определили выбор темы исследования настоящей работы, круг решаемых вопросов и ее структуру.
Говоря о действующей системе контроля за исполнением федерального бюджета, необходимо отметить, что в настоящий момент не существует количественных критериев оценки социально значимых результатов расходования средств бюджета. Иными словами, система на ориентирована на максимизацию эффективности использования бюджетных средств.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе исследования теоретических и практических аспектов государственного финансового контроля.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
-
рассмотреть понятие, сущность и функции государственного финансового контроля; -
исследовать формы и методы финансового контроля; -
выявить достоинства и недостатки существующей системы организации финансового контроля в Российской Федерации; -
разработать пути совершенствования финансового контроля.
Предметом исследования выступает организация государственного финансового контроля в системе публичных финансов.
Объектом исследования выступает государственный финансовый контроль в системе управления финансами.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и применения принципов государственного финансового контроля
1.1 Сущность, определения и виды принципов государственного финансового контроля
«Контроль» - это понятие, определение которого по-разному толкуется в юридической литературе. Одни авторы понимают «контроль» как функцию, форму, средство, элемент, явление, институт, для других «контроль» - это фактор, правомочие, условие, регулятор, гарант, метод, деятельность.
Важно отметить, что в каждом определении понятия «контроль» прослеживается индивидуальный подход того или иного научного направления юридической мысли, отражается элемент этого объёмного понятия.
Отметим, что именно контроль является одной из основных составляющих управления, именно он обеспечивает так называемую обратную связь. Контроль - понятие многогранное и присутствует во всех сферах человеческой жизни и деятельности. Например, преподаватель, вызывая ученика к доске или проводя письменный опрос, оценивает уровень знаний, навыков, умений учащегося в процессе обучения. Повар оценивает вкус и готовность блюда в процессе его приготовления. Государство оценивает целесообразность, законность и результативность собственной властной деятельности.
В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие контроль определяется как проверка, а также наблюдение с целью проверки; учреждение, ведающее такой проверкой.
В юридической литературе понятие «контроль» рассматривается как обособленная форма управленческой деятельности1. Проф. Б. А. Страшун рассматривает контроль как «одну из неотъемлемых функций управления, позволяющую сопоставить фактический результат управленческой деятельности с желаемым, выявить недостатки и их причины»2.
В литературе, посвящённой исследованию социального управления, «контроль» рассматривается как проверка деятельности кого или чего-либо, как наблюдение с целью проверки исполнения законов, постановлений.
Наиболее полное определение понятия «контроль» приводит С. В. Бендюрина, определяя его «как деятельность, обеспечивающую достижение ожидаемых результатов воздействия субъекта контроля на объект, основанную на правовых предписаниях (то есть соединения нормотворчества и исполнения), которые способствуют гармоничным отношениям между управляющим (субъектом) и управляемым (объектом)»3.
Контроль в качестве самостоятельной, функционально обособленной деятельности выражается в сознательной, целенаправленной, а также организующей работе, связанной с повышением эффективности государственного механизма. Следовательно, определенный объект, предмет и пределы контроля, формы и методы его осуществления прямо зависимы от правового статуса субъекта контроля.
Так, понятие «социальный контроль» обозначает совокупность средств и приемов, при помощи которых общество гарантирует, что поведение каждого его члена, отдельного субъекта управления, социальной группы будет осуществляться согласно установленным нормам и ценностям. Из этого заключается вывод о том, что государственный контроль может быть рассмотрен в качестве формы социального контроля, так как именно на государство возложена обязанность установления и поддержания в стране необходимого правового порядка, утверждения режима законности. Следует отметить, что наличие и реализация государственного контроля в обществе выступает как один из основополагающих компонентов его демократизации, а также обеспечения стабильности в важнейших областях развития государства.
Понятие контроля законодательной власти предложено рассматривать в трех главных аспектах,
- контроль в качестве систематической и конструктивной деятельности парламента, одной из главных функций реализации его компетенции, то есть контроль в качестве вида деятельности, который осуществляется посредством закрепленных правовых форм;
- контроль в качестве системы мер, которые обеспечивают обнаружение отрицательных явлений и тенденций в состоянии, а также функционировании подконтрольных объектов, проверки законности и исполнения легитимно принятых норм, выражающих общегосударственные интересы;
- контроль в качестве конечного элемента процесса управленческой деятельности, направленного на то чтобы систематизировать меры предупредительного, исправляющего, пресекающего, а в некоторых случаях и карательного воздействия4. Изучение государственного контроля с разных точек зрения определяет осуществление научной классификации видов государственного контроля по разным основаниям.
Для аргументации понимания и дефинирования государ-ственного контроля целесообразным представляется исторический экскурс, свидетельствующий о развитии данного вида государственной деятельности в нашем государстве. Возможно выделение четырёх периодов развития института государственного контроля в России. Можно предложить выделение четырех основных этапов становления государственного контроля. Первый – 1905 – 1918 годы; второй – 1918 – 1991 годы.; третий 1991 – 1993 годы.; четвертый – 1993 г. и по настоящее время.
В 1905-1918 гг. происходило становление института государственного контроля в нашем государстве. В данном периоде Манифест и закон об Учреждении Государственной Думы, изданные 6.08.1905 года, официально учреждают всесословное представительство в Российском государстве. Контрольная деятельность 1-й Государственной Думы, являлась очень плодотворной. За 72 дня собственной работы первой Думой принят 391 запрос по незаконным действиям правительства и в последующем Государственная Дума активно применяла данный инструмент для влияния на правительство, формируя, таким образом, компоненты будущего института государственного контроля.
Второй период развития государственного контроля в нашей стране охарактеризован тем, что с приходом к власти в России большевиков произошел перерыв процесса развития парламентаризма в России. Истинное возникновение государственного контроля, связано с объявлением в конце 1980-ых годов нового курса на «перестройку» старой командной административной системы. Эпоха перестройки охарактеризована бурным развитием государственного контроля. Открытое обсуждение проблем взаимных отношений с развивающимися государствами повлекло обнародование множества цифр, фактов, связанных с тем, что в прошлые годы характер советской помощи государствам «третьего мира»
являлся односторонним, с акцентом на военную помощь, при этом поставки вооружения исчисляли миллиардами долларов и рублей при очень проблематичной перспективе возврата задолженностей. Многими представителями общественности, дипломатами ставились вопросы о необходимости сбалансированности по сути безвозвратных поставок, изменения характера данных взаимоотношений, а также сделать их взаимовыгодными по-настоящему, поставить данные связи под жесткий парламентский контроль. Изменения начались также в сфере внешнеполитической деятельности.
Таким образом, именно в данный период произошло активное внедрение в практику парламентских расследований.
Третий период может быть назван переходным. Реформы, которые производились в конце 1980-ых годов, выступили как стимул для подобных реформ в законодательных нормах РСФСР.
Начало четвертого периода можно связать с принятием Конституции РФ в декабре 1993 г., закрепившей новые принципы формирования, а также работы представительных государственных органов власти. К сожалению, Конституция РФ прямо не включает в функции парламента контроль, но отрицать фактическое присутствие названной функции нельзя. Современная Россия в условиях формирования рыночной экономики и правового государства идет по пути создания необходимой правовой базы финансового контроля. В развитие положений Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон «О Счетной Палате РФ».
Проблема правовой неурегулированности ГФК выявляет ряд причин, которые ее обуславливают: нечеткость формулировок, влекущая неправильное толкование правовых норм, несогласованность НПА, отсутствие актов, утверждение которых диктует практика. Вместе с тем нужно признать, что за последние годы правовые основы ГФК несколько расширилась, его отдельные стороны освещают Налоговый, Бюджетный, Таможенный Кодексы РФ, законы о контрольных органах.
В современном мироустройстве непосредственно парламент — инструмент, с использованием которого общество обеспечивает собственное развитие, формируя требуемые основы и гарантии для благополучного и достойного существования граждан. На него возложена обязанность установления и поддержания в стране необходимого правового порядка, утверждения режима законности. Что определяет реализацию парламентом контрольных полномочий в отношении иных органов государственной власти.