Файл: Курсовая работа по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит на тему Характеристика видов, форм и методов государственного финансового контроля в рф.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Судя по сообщениям средств массовой информации, парламентариями ведется разработка федерального конституционного закона о российском парламенте. Пожалуй, необходимость принятия именно федерального конституционного закона о Федеральном Собрании, а не федерального закона, попытки, разработать которые предпринимались в 90-е годы минувшего столетия, уже давно назрела. Однако при наличии конституционного закона, на наш взгляд, нецелесообразно иметь законы, регулирующие отдельные направления парламентской деятельности. Думается, что федеральный закон «О парламентском контроле», а также федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» следует включить составными частями в разрабатываемый федеральный конституционный закон «О Федеральном Собрании Российской Федерации». Это позволило бы сделать закон о российском парламенте комплексным правовым актом, что повысило бы его регулятивное предназначение. Кроме того, более очевидной стала бы потребность изменения редакции статьи 94 Конституции Российской Федерации, в которой Федеральное Собрание характеризуется только как представительный и законодательный орган Российской Федерации. По нашему мнению, в данной статье следовало бы указать, что парламент России является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Российской Федерации.
Финансовый контроль представляет собой специальную отрасль контроля, осуществляемого в государстве, т.е. является его частью. Существование финансового контроля объективно обусловлено существованием контрольной функции финансов, помимо распределительной. Иными словами, использование государственных финансов для решения определенных задач предполагает и осуществление контроля за ходом их выполнения. Осуществление финансового контроля проходит в соответствии с установленными законом нормами, всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе особыми контрольными органами с участием граждан, трудовых коллективов и общественных организаций.
Важное значение финансового контроля объясняется теми аспектами, проверка которых проводится при осуществлении контроля, а именно:
- соблюдение общественными и государственными органами, учреждениями и предприятиями законодательно закрепленного порядка в процессе осуществления финансовой деятельности;
- соответствие осуществляемых действий государственными задачам, их эффективность и экономическая обоснованность.
Таким образом, финансовый контроль представляет собой проверку законности и корректности действий в сфере формирования и использования государственных денежных средств и средств субъектов местного самоуправление, соответствие деятельности задачам социально-экономического развития государства в целом и отдельных регионов.
Финансовый контроль предполагает проверку исполнения бюджетов всех уровней, контроль деятельности внебюджетных фондов, состояния государственных резервов, внутреннего и внешнего долга РФ.
Следует отметить, что объектом финансового контроля являются не только денежные средства, но и использование природных, трудовых, материальных и иных ресурсов страны.
Различные конкретные методы и формы контроля дают возможность обеспечить соблюдение интересов государства и его учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов.
Государственный финансовый контроль является инструментом реализации политики государства в сфере финансов, условием обеспечения финансовой стабильности. Он включает разработку и исполнение бюджетов всех уровней, а также контроль деятельности государственных учреждений и предприятий. В области негосударственной экономики контролируется лишь выполнение денежных обязательств перед государством, законность использования кредитов и субсидий из бюджета, соблюдение законодательства в сфере расчетов, учета и отчетности.
Если рассматривать содержание финансового контроля с точки зрения правовых отношений (финансового права), то можно выделить следующие основные аспекты финансового контроля:
- анализ правильность использования находящихся в их распоряжении (на праве оперативного управления или хозяйственного ведения) денежных ресурсов государственными и муниципальными организациями, предприятиями, учреждениями:
- контроль полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств перед государством, организациями и гражданами;
- проверка соблюдения установленного порядка осуществления финансовых операций и расчетов, а также хранения денежных средств учреждениями, организациями, предприятиями;
- выявление и анализ внутренних резервов производства;
- выявление, предупреждение и устранение возможных ошибок и нарушений финансовой дисциплины.
В случае выявления подобных нарушений, в установленном законом порядке совершаются действия по обеспечению возмещения материального ущерба государству, гражданам и организациям, а также применяются меры воздействия к предприятиям, должностным лицам и гражданам.
2.2 Основные проблемы при осуществлении принципов государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль предполагает проверку исполнения бюджетов всех уровней, состояния государственных резервов, внешнего и внутреннего долга, организации денежного обращения, обоснованности предоставления финансовых преимуществ и налоговых льгот.
К основным направлениям государственного финансового контроля относится следующая деятельность:
- проверка полноты и своевременности поступления всех видов государственных доходов и взносов во внебюджетные фонды;
- проверка корректности использования заемных средств, которые направляются на финансирование дефицита бюджета РФ;
- проверка величины, целевого использования и своевременности расходов бюджета.
В рамках государственного финансового контроля ежегодно предусматривается проведение уполномоченными органами ревизий поступления и использования средств бюджета в органах исполнительной власти, а также в организациях, пользующихся при осуществлении своей деятельности средствами федерального бюджета.
Взаимодействие органов Федерального казначейства, финансовых и налоговых органов нацелено на то, чтобы решить следующие задачи:
-
обеспечить достоверность информации по отчетности и учету доходов, которые поступают в бюджетную систему; -
устранить диспропорции зачисления доходов в разные уровни бюджетов, которые связаны с использованием всех форм расчетов, учитывая льготы и отсрочки, которые предоставлены определенным налогоплательщикам; -
правильно распределить федеральные регулирующие налоги по разным бюджетным уровням; -
устранить расхождения отчетной информации и привести в сопоставимый вид учет и отчетность по налогам и обязательным платежам, которые зачисляются в бюджетную систему; -
усилить контрольные функции для роста собираемости налогов и прочих платежей обязательного характера; -
совершенствовать системы информационных форм и средств связи для обмена данными, сверки баз данных; -
использовать оперативную и текущую информацию в целях прогнозной оценки и проработки исполнения доходной части бюджета федерального уровня и бюджетов субъектного уровня для большей полноты финансирования бюджетных расходов; -
совместное решать организационные и методические вопросы в случае исполнения доходной части бюджетной системы РФ.
В ходе совместной контрольно-экономической деятельности налоговых органов и Федерального казначейства:
- проверяется корректность предоставления налоговых льгот, анализируется целевое использование льготируемых средств; формулируются и направляются в законодательные органы предложения по вопросам увеличения доходной базы бюджетной системы и целесообразности использования установленных льгот;
- осуществление проверок налогоплательщиков, по согласованию, для оценки обоснованности предоставляемых расчетов к возврату (возмещению) бюджетных средств;
- оценка корректности осуществляемых небанковских, денежных и товарных зачетов, с точки зрения правильности определения недоимки в бюджеты соответствующих уровней;
- проверка своевременности исполнения платежных документов коммерческими банками;
- проведение прогнозной оценки планируемых налоговых и иных обязательных поступлений в бюджетную систему страны.
Можно выделить такие виды негосударственного финансового контроля, как: корпоративный (внутрифирменный), аудиторский, контроль клиентов- юридических лиц со стороны коммерческих банков.
Корпоративный (внутрифирменный) контроль проводится службами самой организации (финансовым отделом, ревизионным, бухгалтерией и т.п.) за финансами своего предприятия и его обособленных подразделений.
Указанные службы сопоставляют планируемые и фактические финансовые результаты хозяйственной деятельности, оценивают результаты реализации инвестиционных проектов, отслеживают осуществление затрат собственных и заемных средств, контролируют финансовое состояние фирмы.
В соответствии с действующим законодательством, коммерческие банки осуществляют контроль соблюдения клиентами – юридическими лицами валютного законодательства и порядка ведения расчетно-кассовых операций. Осуществляя кредитование предприятия, банк может проверить иные аспекты финансово-хозяйственной деятельности заемщика. Подобный контроль со стороны банка представляет собой один из элементов управления кредитным риском.
Деятельность аудиторов, как вид финансового контроля – это предпринимательская деятельность аудиторских фирм и аудиторов по проведению независимых проверок различной финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия, в том числе налоговых деклараций, платежно-расчетной документации и т.п. Помимо этого, аудиторы могут оказывать иные услуги, например, консультационные.
Право на осуществление аудиторской деятельности имеют как физические лица (аудиторы), так и аудиторские фирмы – юридические лица любой формы собственности, в том числе иностранные и совместные предприятия.