Файл: 1 Экономический рост в условиях глобализации 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2. Меры государственного макроэкономического регулирования с точки зрения их связи с оптимизацией экономических эффектов иностранных инвестиций



Проблема государственного регулирования заключается в том, что государству удобнее оперировать на макроэкономическом уровне, его стандартные инструменты влияния на экономику хорошо известны: ставка процента, налоги, импортные пошлины и подобные им. Формулы, оперирующие с интегральными величинами, многократно испытаны на практике, а неопределённость и риски принятия решений относительно предсказуемы. Воздействие на микроуровне сопряжено с существенно большей неопределённостью и требует от регулирующих органов максимально полной информации о конкретных региональных отраслевых рынках, что может потребовать от государства дополнительных издержек сбора и обработки информации для принятия решений. Микроэкономическое регулирование может быть осуществлено также через компании с государственным участием, однако, в зависимости от специфики конкретной страны, может оказаться, что такие механизмы воздействия либо не доступны в принципе, либо доступны не во всех отраслях.

Для инвестиций очень важна именно микроэкономическая специфика. Поэтому в данной части работы в процессе обоснования направлений совершенствования инвестиционной политики, следует определить взаимосвязи тех или иных решений государства на макроуровне с поведением конкрентных инвесторов.

Далее необходимо проанализировать существующие меры государственного макроэкономического регулирования с точки зрения их связи с оптимизацией конкретных общеэкономических эффектов иностранных инвестиций, определить условия проявления эффектов изменения доходности и предоставить краткие выводы по наличию рисков вытеснения инвестиций для каждого случая.

1. Ускорение научного и технологического развития

Через встречные инвестиции в собственные научные разработки и обучающие центры государство может добиваться максимизации технологического обмена. Стратегия в большинстве случаев является абсолютно выигрышной как для иностранных компаний, так и для внутренних производителей в смежных отрас­лях и для общества в целом. Следует отметить, что подобные меры начинают проявляться только спустя определённый промежуток времени, поэтому при оценке выгод от государственных инвестиций в технологии следует оценивать их в долго срочной перспективе.


Поскольку издержки национальных производителей под действием техно­логического обмена снижаются, возникает риск возникновения эффекта вытес­нения иностранных инвестиций внутренними. Следует отметить, что подобное вытеснение оказывает скорее положительное влияние на экономику и его минимизация может являться только задачей государства, повышающего приток иностранной валюты. То есть, если целевая функция государства выглядит таким образом, что приток иностранной валюты в экономику имеет больший приоритет, то оно должно оценивать риск возникновения вытеснения в данной ситуации. В противном случае, вытеснение не является значимым риском для государства.

2. Государственное участие в развитии инфраструктуры

Подобный комплекс мер может включать в себя поощрение иностранных компаний к развитию инфраструктуры и финансированию социальных проектов. Такая стратегия несёт прямые выгоды как для общества в целом, так и для внутренних и внешних инвесторов, снижая их стартовые затраты. Более того, за счёт реализации эффекта масштаба, такая стратегия может быть выгодна одновременно и государству (если развитие инфраструктуры в явном виде фигурирует в его целевой функции) и иностранным компаниям.

Инвестиции в инфраструктуру снижают потенциальные издержки внутренних инвесторов и создают угрозу возникновения внутренней конкуренции и про­явления эффекта вытеснения иностранных инвестиций.

При этом, если задачей государства является максимизация только эффектов экономического развития (или только инфраструктурное развитие), и объём вытесняемых инвестиций со­поставим с объёмом вытесняющих их внутренних, то действием данного эффекта можно пренебречь

3. Участие государства в собственности

Государственное участие как в собственности национальных компаний, так и в собственности филиалов зарубежных фирм позволяет минимизировать стартовые издержки внутренних и внешних инвесторов. За счёт этого снижения становится возможной реализация проектов как с высокими стартовыми издержками (первая фаза инвестиционного цикла), так и с высокими рисками, которые в отсутствие государственного вмешательства могли быть не привлекательными для инвесторов.



Таким образом, через участие в собственности, государством может быть стимулирован дополнительный приток инвестиционного капитала. Если объектом рассмотрения являются иновационные отрасли с высокими рисками, то максимизируемым эффектом экономического развития будет являться также технологический обмен. Участие государства в собственности может нести так­же выгоду в виде дополнительных налоговых поступлений.

Следует отметить, что наряду со снижением стартовых издержек для инвесторов, государственное участие снижает их потенциальную прибыль и экономическую самостоятельность. Снижение самостоятельности заключается, в частности, в том, что принятие решения о перемещении производства в другую страну для инвестора будет сопряжено с дополнительными издержками.

4 Совершенствование институтов

Прежде всего, подразумевается совершенстование институтов, связанных с правовой поддержкой процессов организации и ведения бизнеса, и принятие антикоррупционных мер. Стратегия также является абсолютно выигрышной с точки зрения как общества, так и инвесторов (внешних и внутренних). Грамотно выстроенная система институтов является также залогом построения эффективных систем передачи знаний и инновационных подходов от международных компаний национальным. мерам совершенствования институтов также может быть отнесено совершенствование внутреннего финансового рынка. Некоторые исследования убедительно показывают наличие положительной корреляции между развитостью финансовых институтов и привлекательностью экономики для иностранных инвесторов.

Для финансовых организаций транзакционные издержки играют перво­степенную роль, поскольку материальные затраты на организацию производства не так высоки. Таким образом, улучшение институтов имеет двойной положительный эффект: снижает стартовые издержки непосредственно и создаёт благоприятный инвестиционный климат через развитие финансовых организаций, условия деятельности которых существенно улучшаются.

Также можно легко заметить, что минимизация транзакционных издержек, связанная с развитием институтов
, является, безусловно, выгодной и для ино­странных компаний и для местных производителей, поэтому следует принимать во внимание всю совокупность положительных эффектов, достигаемых миними­зацией транзакционных издержек в долгосрочной перспективе при оценке стои­мости этой минимизации для государства.

5. Варьирование таможенных пошлин

Один из основных результатов, достигаемых таможенным регулировани­ем - закупка отделением международной компании сырья у внутренних произво­дителей. Варьирование таможенных пошлин может осуществляться в том числе путём вступления и выхода из международных торговых и таможенных организаций. Стратегия прямого варьирования ставки импортного налога может использоваться только при отсутствии жёстких внешних торговых соглашений. Если государство максимизирует поступления от пошлин, то такая стратегия балансирует между выгодностью для государства и внутренних производителей с одной стороны и интересами транснациональных корпораций с другой, не позволяя прийти к равновесному, взаимовыгодному решению.

Если основной задачей государства является восполнение дефицита платёжного баланса, то снижение пошлин выгодно одновременно и государству и иностранным инвесторам, но невыгодно локальным производителям.

Для определения ограничений применимости данного метода регулирова­ния необходимо определить максимальный уровень пошлин на импортную про­дукцию, необходимый для того, чтобы иностранная компания осталась на рынке (то есть, не сработал бы эффект замещения).

Если компанияориентирована на внешний рынок и производит конечную продукцию. Этот пункт, в свою очередь, подразделяется на два в зависимости от того, является ли компания вертикально интегрированной.

Для случая неинтегрированных компаний возможно установить такую таможенную политику, при которой будет стимулироваться внутреннее производство в отраслях, вертикально связанных с рассматриваемой отраслью. Для того, чтобы сделать промежуточную продукцию местных производителей конкурентоспособной, необходимо установить пошлины на импорт аналогичной продукции таким образом, чтобы цена ввозимых товаров равнялась средним издержкам внутренних поставщиков:

В то же время, если эффективная ставка налога меньше максимальной, то для поддержания конкурентоспособной отрасли промежуточной продукции необходимо назначать её именно исходя из средних издержек внутреннего производителя, что будет способствовать увеличению производительности труда в национальной экономике и её демонополизации.


В случае вертикально интегрированной компании (для осуществления конечного производства импортируется промежуточная продукция своего же подразделения) нецелесообразно поддерживать внутреннего поставщика, так как вертикально-интегрированная компания придерживается своих стратегических целей и с большой вероятностью не будет отказываться от импорта промежуточных товаров даже при его относительной невыгодности. Компания ориентирована на внутренний рынок и производит конечную продукцию. На внутреннем рынке спрос гораздо менее эластичен. Это значит, что увеличение пошлин будет вести к росту цены. Поэтому здесь ставка импортной пошлины будет ограничена эффективной ставкой импортозаме- щения,

Вывод по 3 главе

За статистикой по притоку ПИИ в Россию скрываются три негативные особенности:

  • офшорное (т.е. российское) происхождение су­щественной доли поступающих в нашу страну «зарубежных» инвестиций;

  • чрезвычайно неравномерное распределение инвестиций между отдельными регионами;

  • высокая отраслевая волатильность. Причина этого - текущее кризисное состояние отечественной экономики, которое не позволяет ге­нерировать на регулярной основе и в значительном количестве инвестиционные проекты, способные заинтересовать иностранных инвесторов

Проблема государственного регулирования заключается в том, что государству удобнее оперировать на макроэкономическом уровне, его стандартные инструменты влияния на экономику хорошо известны: ставка процента, налоги, импортные пошлины и подобные им. К государственным мерам, способствующими эффективному влиянию на экономический рост в России , следует отнести:

1. Ускорение научного и технологического развития

2. Государственное участие в развитии инфраструктуры

3. Участие государства в собственности

  1. Совершенствование институтов