Файл: государственное планирование как метод государственного регулирования экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2. Основные проблемы государственного планирования и пути их решения



В настоящее время экономике угрожают различные вызовы и риски, связанные со стагнацией, низкой динамикой экономического роста, недостаточно высоким уровнем жизни населения, демографическими, экономическими, технологическими и другими проблемами. Находя пути нивелирования выше обозначенных угроз государство обеспечивает должный уровень национальной безопасности. Для этого необходимо осуществлять развитие реального сектора экономики, определять новые точки роста в связи с совершенствованием технологий, применением различных инноваций.

Все это возможно путем проведения рациональной экономической политики государства с учетом согласованного взаимодействия между государством и бизнес – сообществом. Успех обозначенного взаимодействия будет гарантирован лишь при эффективном государственном регулировании с учетом точного планирования.

В настоящее время в сфере государственного планирования существует ряд проблемных аспектов. В первую очередь они связаны с тем, что принятый в 2014 г. ФЗ № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» носит достаточно рамочный характер и призван внести новые моменты в систему государственного воздействия на экономические процессы. По истечению ряда лет практика показала, что этот закон так до конца и не имплементирован в практику государственного управления. Это выражается в отсутствии эффективной системы планирования, несоблюдении законных принципов планирования, что препятствует реализации целей и задач по обеспечению национальной безопасности и развитию государства.

Органы исполнительной власти не применяют на практике долгосрочное планирование, прибегая к принятию краткосрочных антикризисных планов, обосновывая это сложной геополитической обстановкой и нестабильностью в экономике.17

Эти факты привели к отсутствию полного пакета документов стратегического планирования, закрепленных в законе. В частности, не разработан основной документ государственного планирования в виде Стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочный период. С разработкой и принятием данного документа должны быть сформулированы цели, расставлены приоритеты развития государства, определены необходимые инструменты и механизм реализации. Основываясь на данную стратегию, должна быть произведена разработка документов планирования на отраслевом и региональном уровне. Как следствие база для разработки документов планирования важнейших отраслей экономики и развития регионов отсутствует. Не смотря на это отмечается большое количество разработанных документов планирования на региональном и муниципальном уровнях, которые не взаимосвязаны и не унифицированы. Зачастую такие документы планирования не нацелены на приоритеты страны и решают лишь точечные проблемы определенной территории.


Помимо вышеобозначенной проблемы стоит отметит отсутствие методических основ по разработке механизмов согласования документов государственного планирования между отраслями экономики и регионами. Таким образом, не определены правила увязки принимаемых документов с имеющимися ресурсами. Так же не закреплена методика по последовательности разработки документов планирования и не определены взаимосвязанные индикаторы таких документов.

Кроме того, в действующей системе государственного управления нет эффективного контроля и ответственности за исполнение принятых политико-экономических и управленческих решений. Таким образом, сегодня не реализуется самый главный принцип планирования — принцип системности, который предполагает обеспечение внутренней сопряженности разрабатываемых документов стратегического планирования как по основным этапам стратегического планирования (прогнозирование, целеполагание и стратегирование, программирование и планирование), так и по уровням планирования (федеральный, отраслевой и региональный, включая муниципальный), а также во временном интервале.

Таким образом, обозначенные проблемы в практике государственного планирования необходимо решать. Основой для их решения является создание процесса стратегического целеполагания. Целеполагание является инструментом для реализации принципов планирования, так как с помощью него возможно осуществить взаимоувязку всех документов планирования на каждом уровне власти.

Для обеспечения устойчивого динамичного экономического роста и развития стране необходимо расширить горизонты государственного планирования, выйти за рамки шестилетнего президентского цикла и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития, перейти к формированию долгосрочных стратегических приоритетов национального развития и ресурсной базы для их достижения18.

В этой связи, можно констатировать, что вопросы стратегического планирования в РФ требуют перенастройки сложившейся практики стратегического планирования и комплексной работы по реализации в полном объеме ФЗ-172 «О стратегическом планировании в РФ» и возможно внесения корректировок в сам закон.

Одним из важнейших исходных теоретико-методологических положений, которое должно лежать в основе системы документов стратегического планирования, является обеспечение их четкой увязки по временному горизонту планирования и порядку разработки. Закон № 172-ФЗ такого разграничения не содержит, что приводит к рассогласованности по времени разработанных и действующих документов и сроков их действия.



Прежде всего, в стратегическом планировании должна быть установлена глубина временного горизонта планирования и прогнозирования для основных документов стратегического планирования федерального уровня в рамках единого реализуемого цикла стратегического планирования. Как отмечалось выше, основные трудности функционирования системы стратегического планирования Российской Федерации заключаются во множественных нарушениях системного подхода при ее формировании в соответствии с законом № 172-ФЗ. В этой связи требуется достаточно серьезная проработка вопросов о формировании полноценной методологической основы стратегического планирования, определяющей пути и механизмы обеспечения системности и основных принципов стратегического планирования. Прежде всего, речь должна идти об обеспечении согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, срокам реализации, финансовым и иным ресурсам. Соответственно, в уточнении нуждается архитектура документов стратегического планирования. Она должна выстраиваться с учетом основных этапов стратегического планирования как процесса по определению целей и задач национального развития, с учетом решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.

Под архитектурой стратегического планирования следует понимать конструкцию ее системы, характеризуемую составом основных элементов стратегического планирования, с учетом функциональной взаимосвязи между ними. Основу такой архитектуры составляют документы стратегического планирования, выполняющие роль ее инструментов (прогнозы, стратегии, указы Президента РФ, национальные проекты и программы развития отраслей и сфер деятельности, макрорегионов и субъектов федерации).

Таким образом, предложенные меры по ускорению имплементации инструментов стратегического планирования в процесс формирования и реализации экономической политики являются ключевыми, однако не исчерпывают всех проблем, которые предстоит решить для превращения стратегического планирования в целенаправленный импульс роста российской экономики и качества жизни населения.

Заключение



Планирование представляет собой деятельность по разработке основных направлений государственной политики с целью социально – экономического развития и обеспечения национальной безопасности государства. Задачами государственного планирования является:


  • составление стратегического сценария устойчивого развития государства с учетом проведения анализа текущей ситуации;

  • разработка мер по минимизации рисков, препятствующих устойчивому развитию и обеспечению национальной безопасности;

  • совершенствование нормативно-правовой, научной и методологической базы, касающейся планирования;

  • мониторинг показателей национальной безопасности и устойчивого развития государства;

  • принятие мер информационно-аналитической, ресурсной и кадровой поддержки государственного планирования;

  • проработка механизмов обеспечения национальной безопасности в связи с появлением новых рисков и угроз.

На законодательном уровне закреплены принципы государственного планирования. К ним относится принципы: единства и целостности, разграничения полномочий, непрерывности и преемственности, сбалансированности, результативности и эффективности, ответственности, открытости, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеримости, развития и обеспечения национальной безопасности, программно – целевой.

Государственное планирование подразделяется в зависимости от сроков построения планов на перспективное (долгосрочное), среднесрочное и краткосрочное планирование.

Государственное планирование является одним из инструментом обеспечение конкурентоспособности экономики и национальной безопасности государства. Государственное планирование строится на основе нормативно – правовой базы, включающей систему законов, подзаконных актов, описывающих нормы и правила осуществления государственного планирования.

Нормативно – правовая база включает в себя различные документы, которые классифицируются по различным основаниям. К ним относятся законы и подзаконные акты, акты органов государственной власти и органов самоуправления.

В настоящее время экономике угрожают различные вызовы и риски, связанные со стагнацией, низкой динамикой экономического роста, недостаточно высоким уровнем жизни населения, демографическими, экономическими, технологическими и другими проблемами. Находя пути нивелирования вышеобозначенных угроз государство обеспечивает должный уровень национальной безопасности. Для этого необходимо осуществлять развитие реального сектора экономики, определять новые точки роста в связи с совершенствованием технологий, применением различных инноваций.

Все это возможно путем проведения рациональной экономической политики государства с учетом согласованного взаимодействия между государством и бизнес – сообществом. Успех обозначенного взаимодействия будет гарантирован лишь при эффективном государственном регулировании с учетом точного планирования.


В настоящее время в сфере государственного планирования существует достаточно много проблем, основными из которых являются: рамочный характер законодательной базы; отсутствие единой эффективно действующей системы стратегического планирования, полного разработанного пакета документов планирования и механизмов межотраслевого и межрегионального согласования разрабатываемых документов стратегического планирования, а так же низкий уровень контроля и ответственности за исполнение принятых политико-экономических и управленческих решений. Для решения рассмотренных проблем необходимо принять весь пакет документов, осуществить унификацию уже принятых на всех уровнях власти, выработать механизмы согласования документов планирования.

Список использованных источников



  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru

  2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"- Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru

  3. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ (ред. от 09.07.1999) "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (утратил силу) - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru

  4. Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. N 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru

  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru

  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2015г. № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление» - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru

  7. Приказ Минэкономразвития России от 2 мая 2017 г. № 216 «Об утверждении формы доклада о реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации» - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru

  8. Приказ Минэкономразвития России от 11 апреля 2016 г. № 218 «Об утверждении формы представления сведений участниками разработки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru

  9. Приказ Минэкономразвития России от 23 марта 2017 г. № 132 (ед. от 18.02.2022) «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации» относятся к нормативной базе государственного планирования- Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru

  10. Белостоцкий А.А. Оценка устойчивого планирования и прогнозирования территориальных бюджетов в долгосрочной перспективе // Экономические науки. – № 1, 2018. – с. 136-140.

  11. Белянова А.М., Бирюков В.А., Черковец В.Н. Стратегическое планирование в условиях современной экономики России (материалы научного семинара по проблемам стратегического планирования) // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2021. № 3. С. 141–158.

  12. Бухвальд Е.М. Основные проблемы реализации системы стратегического планирования в Российской Федерации // От рецессии к стабилизации и экономическому росту: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2021. С. 16-25.

  13. Глазьев С.Ю. О формировании системы стратегического управления экономикой // Государственная политика развития на современном этапе: содержание, направление перспективы. Материалы международной научной конференции 27 октября 2016 года. М.: Издательство Московского университета, 2017. С. 23–34.

  14. Евстафьева Ю.В. Применение стратегического планирования в управлении социально-экономическим развитием Российской Федерации // Стратегическое антикризисное управление: глобальные вызовы и роль государства. Сборник VI Международной научно-практической конференции. М.: Издательство Перо, 2020. С. 222–229.

  15. Заверский С.М., Киселева Е.С., Кононова В.Ю., Плеханов Д.А., Чуркина Н.М. Стратегическое планирование развития экономики: мировой опыт и выводы для России // Вестник Института экономики РАН. 2019. № 2. С. 22-40.

  16. Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование как инструмент ускорения экономического развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 214. № 6. С. 380–399.

  17. Липина С.А., Беляевская-Плотник Л.А., Сорокина Н.Ю. Стратегическое планирование в России: возможность и необходимость применения зарубежного опыта // Региональная экономика. Юг России. 2018. № 1(19). С. 44-52.

  18. Малков С.Ю. Стратегическое планирование и управление в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Система государственного стратегического планирования в Российской Федерации: перспективы формирования. Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции 26 ноября 2019 г. М.: Издательство Перо, 2019. С. 17–34.

  19. Полтерович В.М. О формировании системы национального планирования в России // Государственный аудит. Право. Экономика. 2021. № 4. С. 8–14.

  20. Смирнова О.О. Государственное стратегическое планирование. Термины и определения // Материалы Первой всероссийской конференции молодых ученых по вопросам государственного стратегического планирования «Форум молодых стратегов – 2019» (Москва, 20 мая, 2019 г.). – М.: Изд-во МНЭПУ, 2019. – С. 89 -95.

  21. Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации. М.: Наука, 2018. 302 с.

  22. Харитонова Т.В., Евстигнеев А. С. Основные подходы к государственному планированию в России // Сервис в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 282–292

  23. Открытый бюджет Саратовской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.saratov.gov.ru/budget/?ysclid=lawi7lrnl736824610