Файл: государственное планирование как метод государственного регулирования экономики.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и нормативные основы применения государственного планирования
1.1. Роль государственного планирования в системе государственного регулирования экономики
1.2. Нормативно – правовое обеспечение государственного планирования
Глава 2. Анализ практики применения государственного планирования
2.1. Анализ эффективности применения государственного планирования
2.2. Основные проблемы государственного планирования и пути их решения
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Поволжский институт УПРАВЛЕНИЯ
имени П.А. СТОЛЫПИНА
Факультет государственного и муниципального управления
Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
на тему:
«ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ»
Автор работы:
студентка 2 курса 121 гр.
очной формы обучения
Сердогалиева Амина Эдуардовна ___________________________
Руководитель работы:
Прошунин Павел Петрович
Ф.И.О. ______________________
Оценка______________________
Подпись_____________________
«____» _________2022 г.
Саратов 2022 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические и нормативные основы применения государственного планирования 5
1.1. Роль государственного планирования в системе государственного регулирования экономики 5
1.2. Нормативно – правовое обеспечение государственного планирования 9
Глава 2. Анализ практики применения государственного планирования 16
2.1. Анализ эффективности применения государственного планирования 16
2.2. Основные проблемы государственного планирования и пути их решения 20
Заключение 25
Список использованных источников 28
Введение
В последние годы на фоне реформирования государственной сферы и повышения самостоятельности сектора экономики все большее значение стало приобретать государственное регулирование экономики.
Процесс национального регулирования экономики предполагает выполнение многих функций. К ним относятся прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, учет, управление и анализ, активизация и стимулирование. Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Можно отметить, что данные функции в национальной системе регулирования экономики являются центральными, так как цели управления формируются в рамках «прогнозно-плановых» функций. В современных условиях государственное планирование принимает небывалые масштабы. Сознательно или подсознательно каждый предсказывает последствия своих действий, решений, выносит суждения о будущем, строит модели будущего. Ускорение технического прогресса, возрастающая административная сложность и растущая неопределенность играют все большую роль в необходимости государственного планирования.
В управлении экономическим развитием планирование является основополагающим принципом, поскольку управленческие решения имеют предсказательную или плановую направленность. Планы выявляют системные неопределенности и демонстрируют факторы, с помощью которых достигаются поставленные цели.
Принятие федерального закона, касающегося стратегического планирования должно было способствовать созданию системы государственного планирования. Но по истечению определенного периода времени на практике не отмечается положительное влияние государственного планирования на социально – экономическое развитие государства. Это связано с рядом причин, среди которых рамочный характер принятого закона, различная практика исполнения на разных уровнях власти, отсутствие системы государственного планирования, разобщенность составных элементов государственного планирования. Таким образом, все вышесказанное обуславливает актуальность и значимость темы.
Целью работы является исследование государственного планирования как метода государственного регулирования экономики. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Исследовать роль государственного планирования в системе государственного регулирования экономики.
2. Изучить нормативно – правовое обеспечение государственного планирования.
3. Провести анализ эффективности применения государственного планирования.
4. Выявить основные проблемы государственного планирования и пути их решения.
Предметом изучения выступают общественные отношения, связанные с процессом государственного регулирования экономики.
Объектом исследования является государственное планирование.
Методы исследования включают в себя общенаучные, такие как классификация, анализ, синтез, обобщение, сравнения.
Информационная база исследования включает в себя нормативную базу в сфере государственного планирования, учебную и специальную литературу, статистические данные, а также интернет-источники информации.
Глава 1. Теоретические и нормативные основы применения государственного планирования
1.1. Роль государственного планирования в системе государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики представляет собой деятельность государства, преследующая определенную цель, по решению экономических и социальных задач. Государственное регулирование экономики осуществляется в том числе с применением различных инструментов, одним из которых является государственное планирование.
На законодательном уровне термин «планирование» закреплен в Федеральном законе "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ1. Планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.
Целью государственного планирования является разработка комплекса мероприятий, направленного на обеспечение основных положений, закрепленных Конституцией РФ2. К ним относится: следование конституционным правам и свободам, повышение уровня жизни населения, укрепление обороны и безопасности государства.
Задачами государственного планирования является:
-
составление стратегического сценария устойчивого развития государства с учетом проведения анализа текущей ситуации; -
разработка мер по минимизации рисков, препятствующих устойчивому развитию и обеспечению национальной безопасности; -
совершенствование нормативно-правовой, научной и методологической базы, касающейся планирования; -
мониторинг показателей национальной безопасности и устойчивого развития государства; -
принятие мер информационно-аналитической, ресурсной и кадровой поддержки государственного планирования; -
проработка механизмов обеспечения национальной безопасности в связи с появлением новых рисков и угроз3.
На законодательном уровне закреплены принципы государственного планирования. Первый принцип единства и целостности подразумевает единые принципы, методология, порядок реализации государственного планирования и составление отчетности по результатам. Суть принципа разграничения полномочий состоит в том, что на каждом уровне государственной власти определяются свои цели и задачи по достижению устойчивого развития государства. Последовательность разработки и реализации документов государственного планирования нашла отражение в принципах непрерывности и преемственности. Принцип сбалансированности означает разработку и принятие документов государственного планирования с учетом расстановки приоритетов, определения целей и задач, мероприятий и показателей, а также сроков реализации. Принцип результативности и эффективности заключается в том, чтобы достижение поставленных целей было произведено с минимальным количеством затрат. Установление ответственности участников государственного планирования за разработку документов государственного планирования закреплено в принципе ответственности. Принцип открытости состоит в том, что документы государственного планирования подлежат официальному опубликованию, за исключением документов, содержащих охраняемым законом тайну. Цели и задачи государственного планирования должны быть поставлены с учетом принципа реалистичности. Суть принципа ресурсной обеспеченности состоит в том, чтобы в документах государственного планирования должны определяться источники обеспечения закрепленных мероприятий по устойчивому развитию. Принцип измеримости подразумевает возможности оценки достигнутых целевых индикаторов. Все показатели, принятые в рамках государственного планирования, должны соответствовать принципам развития и обеспечения национальной безопасности, что подразумевает под собой принцип соответствия показателей целям. Разработка приоритетов и целей развития строится на основе программно – целевого принципа
4.
Государственное планирование подразделяется в зависимости от сроков построения планов. Перспективное (долгосрочное) планирование представляет собой разработку генеральной стратегии действий с учетом долговременных целей на срок от 5 до 10 лет. Среднесрочное планирование предполагает разработку планов на срок от 1 года до 5 лет с учетом изменения сценариев развития, возникающих рисков. Краткосрочное планирование предполагает разработку планов в срок до 1 года с целью оперативного регулирования имеющихся ресурсов.
Государственное планирование образует целую систему, включающую следующие элементы. Объекты планирования – социально-экономическое развитие государства, обеспечение национальной безопасности. Субъекты планирования являются институты государства, которые подразделяются в зависимости от уровня власти (рисунок 1).
Рис. 1. Субъекты государственного планирования
Важность государственного планирования в системе государственного регулирования экономики весьма высока, что подтверждается следующими факторами:
-
рост роли государства в реализации функций по контролю за основными элементами национальной экономики; -
рост интеграции национальной экономики; -
имеющиеся глобальные проблемы, связанные с истощением природных ресурсов, обеспечением национальной безопасности государства; -
общественный характер производства; -
усложнение межотраслевых и межрегиональных связей; -
низкий уровень саморегулирования экономики5.
Таким образом, государственное планирование представляет собой сложную систему государственного управления. Целью государственного планирования является разработка комплекса мероприятий, направленного на обеспечение основных положений, закрепленных Конституцией РФ. К ним относится: следование конституционным правам и свободам, повышение уровня жизни населения, укрепление обороны и безопасности государства. Роль и значение государственного планирования весьма высоки, что обусловлено важностью составления планов для принятия управленческих решений.
1.2. Нормативно – правовое обеспечение государственного планирования
Государственное планирование является одним из инструментом обеспечение конкурентоспособности экономики и национальной безопасности государства. Государственное планирование строится на основе нормативно – правовой базы, включающей систему законов, подзаконных актов, описывающих нормы и правила осуществления государственного планирования.
Нормативно – правовая база включает в себя различные документы, которые классифицируются по различным основаниям, представленным на рисунке 2.
В настоящее время в России достаточно обширная законодательная база в области государственного планирования. Основой правового регулирования государственного планирования является Конституция Российской Федерации.
Нормативное закрепление государственного планирования началось с Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"6, который был принят в целях возвращения к централизованному планированию в связи с ростом диспропорций между регионами, разрывом связей между регионами и конфликтами. Действие закона прекратилось в связи с принятием Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ. В законе описаны правовые основы планирования в России, уровень осуществления планирования, а также регулирует отношения участников процесса планирования.
Рис. 2. Классификация нормативно-правовой базы государственного планирования
В законе дается трактовка следующих терминов: планирование, стратегическое планирование, государственное и муниципальное управление, система планирования, документ планирования и ряд других терминов, применяемых в сфере государственного планирования.
Помимо этого, закон устанавливает полномочия органов государственной власти России и ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере государственного планирования.
Система государственного планирования описана в данном нормативно – правовом акте путем определения принципов, задач, участников и их полномочий, описания документов и информационного обеспечения государственного планирования.
Закон устанавливает перечень документов государственного планирования, к которым относятся