Файл: государственное планирование как метод государственного регулирования экономики.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и нормативные основы применения государственного планирования
1.1. Роль государственного планирования в системе государственного регулирования экономики
1.2. Нормативно – правовое обеспечение государственного планирования
Глава 2. Анализ практики применения государственного планирования
2.1. Анализ эффективности применения государственного планирования
2.2. Основные проблемы государственного планирования и пути их решения
2.2. Основные проблемы государственного планирования и пути их решения
В настоящее время экономике угрожают различные вызовы и риски, связанные со стагнацией, низкой динамикой экономического роста, недостаточно высоким уровнем жизни населения, демографическими, экономическими, технологическими и другими проблемами. Находя пути нивелирования выше обозначенных угроз государство обеспечивает должный уровень национальной безопасности. Для этого необходимо осуществлять развитие реального сектора экономики, определять новые точки роста в связи с совершенствованием технологий, применением различных инноваций.
Все это возможно путем проведения рациональной экономической политики государства с учетом согласованного взаимодействия между государством и бизнес – сообществом. Успех обозначенного взаимодействия будет гарантирован лишь при эффективном государственном регулировании с учетом точного планирования.
В настоящее время в сфере государственного планирования существует ряд проблемных аспектов. В первую очередь они связаны с тем, что принятый в 2014 г. ФЗ № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» носит достаточно рамочный характер и призван внести новые моменты в систему государственного воздействия на экономические процессы. По истечению ряда лет практика показала, что этот закон так до конца и не имплементирован в практику государственного управления. Это выражается в отсутствии эффективной системы планирования, несоблюдении законных принципов планирования, что препятствует реализации целей и задач по обеспечению национальной безопасности и развитию государства.
Органы исполнительной власти не применяют на практике долгосрочное планирование, прибегая к принятию краткосрочных антикризисных планов, обосновывая это сложной геополитической обстановкой и нестабильностью в экономике.17
Эти факты привели к отсутствию полного пакета документов стратегического планирования, закрепленных в законе. В частности, не разработан основной документ государственного планирования в виде Стратегии социально-экономического развития РФ на долгосрочный период. С разработкой и принятием данного документа должны быть сформулированы цели, расставлены приоритеты развития государства, определены необходимые инструменты и механизм реализации. Основываясь на данную стратегию, должна быть произведена разработка документов планирования на отраслевом и региональном уровне. Как следствие база для разработки документов планирования важнейших отраслей экономики и развития регионов отсутствует. Не смотря на это отмечается большое количество разработанных документов планирования на региональном и муниципальном уровнях, которые не взаимосвязаны и не унифицированы. Зачастую такие документы планирования не нацелены на приоритеты страны и решают лишь точечные проблемы определенной территории.
Помимо вышеобозначенной проблемы стоит отметит отсутствие методических основ по разработке механизмов согласования документов государственного планирования между отраслями экономики и регионами. Таким образом, не определены правила увязки принимаемых документов с имеющимися ресурсами. Так же не закреплена методика по последовательности разработки документов планирования и не определены взаимосвязанные индикаторы таких документов.
Кроме того, в действующей системе государственного управления нет эффективного контроля и ответственности за исполнение принятых политико-экономических и управленческих решений. Таким образом, сегодня не реализуется самый главный принцип планирования — принцип системности, который предполагает обеспечение внутренней сопряженности разрабатываемых документов стратегического планирования как по основным этапам стратегического планирования (прогнозирование, целеполагание и стратегирование, программирование и планирование), так и по уровням планирования (федеральный, отраслевой и региональный, включая муниципальный), а также во временном интервале.
Таким образом, обозначенные проблемы в практике государственного планирования необходимо решать. Основой для их решения является создание процесса стратегического целеполагания. Целеполагание является инструментом для реализации принципов планирования, так как с помощью него возможно осуществить взаимоувязку всех документов планирования на каждом уровне власти.
Для обеспечения устойчивого динамичного экономического роста и развития стране необходимо расширить горизонты государственного планирования, выйти за рамки шестилетнего президентского цикла и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития, перейти к формированию долгосрочных стратегических приоритетов национального развития и ресурсной базы для их достижения18.
В этой связи, можно констатировать, что вопросы стратегического планирования в РФ требуют перенастройки сложившейся практики стратегического планирования и комплексной работы по реализации в полном объеме ФЗ-172 «О стратегическом планировании в РФ» и возможно внесения корректировок в сам закон.
Одним из важнейших исходных теоретико-методологических положений, которое должно лежать в основе системы документов стратегического планирования, является обеспечение их четкой увязки по временному горизонту планирования и порядку разработки. Закон № 172-ФЗ такого разграничения не содержит, что приводит к рассогласованности по времени разработанных и действующих документов и сроков их действия.
Прежде всего, в стратегическом планировании должна быть установлена глубина временного горизонта планирования и прогнозирования для основных документов стратегического планирования федерального уровня в рамках единого реализуемого цикла стратегического планирования. Как отмечалось выше, основные трудности функционирования системы стратегического планирования Российской Федерации заключаются во множественных нарушениях системного подхода при ее формировании в соответствии с законом № 172-ФЗ. В этой связи требуется достаточно серьезная проработка вопросов о формировании полноценной методологической основы стратегического планирования, определяющей пути и механизмы обеспечения системности и основных принципов стратегического планирования. Прежде всего, речь должна идти об обеспечении согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, показателям, срокам реализации, финансовым и иным ресурсам. Соответственно, в уточнении нуждается архитектура документов стратегического планирования. Она должна выстраиваться с учетом основных этапов стратегического планирования как процесса по определению целей и задач национального развития, с учетом решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.
Под архитектурой стратегического планирования следует понимать конструкцию ее системы, характеризуемую составом основных элементов стратегического планирования, с учетом функциональной взаимосвязи между ними. Основу такой архитектуры составляют документы стратегического планирования, выполняющие роль ее инструментов (прогнозы, стратегии, указы Президента РФ, национальные проекты и программы развития отраслей и сфер деятельности, макрорегионов и субъектов федерации).
Таким образом, предложенные меры по ускорению имплементации инструментов стратегического планирования в процесс формирования и реализации экономической политики являются ключевыми, однако не исчерпывают всех проблем, которые предстоит решить для превращения стратегического планирования в целенаправленный импульс роста российской экономики и качества жизни населения.
Заключение
Планирование представляет собой деятельность по разработке основных направлений государственной политики с целью социально – экономического развития и обеспечения национальной безопасности государства. Задачами государственного планирования является:
-
составление стратегического сценария устойчивого развития государства с учетом проведения анализа текущей ситуации; -
разработка мер по минимизации рисков, препятствующих устойчивому развитию и обеспечению национальной безопасности; -
совершенствование нормативно-правовой, научной и методологической базы, касающейся планирования; -
мониторинг показателей национальной безопасности и устойчивого развития государства; -
принятие мер информационно-аналитической, ресурсной и кадровой поддержки государственного планирования; -
проработка механизмов обеспечения национальной безопасности в связи с появлением новых рисков и угроз.
На законодательном уровне закреплены принципы государственного планирования. К ним относится принципы: единства и целостности, разграничения полномочий, непрерывности и преемственности, сбалансированности, результативности и эффективности, ответственности, открытости, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеримости, развития и обеспечения национальной безопасности, программно – целевой.
Государственное планирование подразделяется в зависимости от сроков построения планов на перспективное (долгосрочное), среднесрочное и краткосрочное планирование.
Государственное планирование является одним из инструментом обеспечение конкурентоспособности экономики и национальной безопасности государства. Государственное планирование строится на основе нормативно – правовой базы, включающей систему законов, подзаконных актов, описывающих нормы и правила осуществления государственного планирования.
Нормативно – правовая база включает в себя различные документы, которые классифицируются по различным основаниям. К ним относятся законы и подзаконные акты, акты органов государственной власти и органов самоуправления.
В настоящее время экономике угрожают различные вызовы и риски, связанные со стагнацией, низкой динамикой экономического роста, недостаточно высоким уровнем жизни населения, демографическими, экономическими, технологическими и другими проблемами. Находя пути нивелирования вышеобозначенных угроз государство обеспечивает должный уровень национальной безопасности. Для этого необходимо осуществлять развитие реального сектора экономики, определять новые точки роста в связи с совершенствованием технологий, применением различных инноваций.
Все это возможно путем проведения рациональной экономической политики государства с учетом согласованного взаимодействия между государством и бизнес – сообществом. Успех обозначенного взаимодействия будет гарантирован лишь при эффективном государственном регулировании с учетом точного планирования.
В настоящее время в сфере государственного планирования существует достаточно много проблем, основными из которых являются: рамочный характер законодательной базы; отсутствие единой эффективно действующей системы стратегического планирования, полного разработанного пакета документов планирования и механизмов межотраслевого и межрегионального согласования разрабатываемых документов стратегического планирования, а так же низкий уровень контроля и ответственности за исполнение принятых политико-экономических и управленческих решений. Для решения рассмотренных проблем необходимо принять весь пакет документов, осуществить унификацию уже принятых на всех уровнях власти, выработать механизмы согласования документов планирования.
Список использованных источников
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru -
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"- Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru -
Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ (ред. от 09.07.1999) "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (утратил силу) - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru -
Указ Президента РФ от 8 ноября 2021 г. N 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru -
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru -
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2015г. № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление» - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru -
Приказ Минэкономразвития России от 2 мая 2017 г. № 216 «Об утверждении формы доклада о реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации» - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru -
Приказ Минэкономразвития России от 11 апреля 2016 г. № 218 «Об утверждении формы представления сведений участниками разработки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» - Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru -
Приказ Минэкономразвития России от 23 марта 2017 г. № 132 (ед. от 18.02.2022) «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации» относятся к нормативной базе государственного планирования- Официальный интернет-портал правовой информации httn://www.pravo.gov.ru -
Белостоцкий А.А. Оценка устойчивого планирования и прогнозирования территориальных бюджетов в долгосрочной перспективе // Экономические науки. – № 1, 2018. – с. 136-140. -
Белянова А.М., Бирюков В.А., Черковец В.Н. Стратегическое планирование в условиях современной экономики России (материалы научного семинара по проблемам стратегического планирования) // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2021. № 3. С. 141–158. -
Бухвальд Е.М. Основные проблемы реализации системы стратегического планирования в Российской Федерации // От рецессии к стабилизации и экономическому росту: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. М.: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2021. С. 16-25. -
Глазьев С.Ю. О формировании системы стратегического управления экономикой // Государственная политика развития на современном этапе: содержание, направление перспективы. Материалы международной научной конференции 27 октября 2016 года. М.: Издательство Московского университета, 2017. С. 23–34. -
Евстафьева Ю.В. Применение стратегического планирования в управлении социально-экономическим развитием Российской Федерации // Стратегическое антикризисное управление: глобальные вызовы и роль государства. Сборник VI Международной научно-практической конференции. М.: Издательство Перо, 2020. С. 222–229. -
Заверский С.М., Киселева Е.С., Кононова В.Ю., Плеханов Д.А., Чуркина Н.М. Стратегическое планирование развития экономики: мировой опыт и выводы для России // Вестник Института экономики РАН. 2019. № 2. С. 22-40. -
Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование как инструмент ускорения экономического развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 214. № 6. С. 380–399. -
Липина С.А., Беляевская-Плотник Л.А., Сорокина Н.Ю. Стратегическое планирование в России: возможность и необходимость применения зарубежного опыта // Региональная экономика. Юг России. 2018. № 1(19). С. 44-52. -
Малков С.Ю. Стратегическое планирование и управление в Российской Федерации: проблемы и пути решения // Система государственного стратегического планирования в Российской Федерации: перспективы формирования. Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции 26 ноября 2019 г. М.: Издательство Перо, 2019. С. 17–34. -
Полтерович В.М. О формировании системы национального планирования в России // Государственный аудит. Право. Экономика. 2021. № 4. С. 8–14. -
Смирнова О.О. Государственное стратегическое планирование. Термины и определения // Материалы Первой всероссийской конференции молодых ученых по вопросам государственного стратегического планирования «Форум молодых стратегов – 2019» (Москва, 20 мая, 2019 г.). – М.: Изд-во МНЭПУ, 2019. – С. 89 -95. -
Смирнова О.О. Основы стратегического планирования Российской Федерации. М.: Наука, 2018. 302 с. -
Харитонова Т.В., Евстигнеев А. С. Основные подходы к государственному планированию в России // Сервис в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 282–292 -
Открытый бюджет Саратовской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.saratov.gov.ru/budget/?ysclid=lawi7lrnl736824610