Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Еще одна разновидность – это обвиняющий тип. Он руководствуются острым желанием выговориться и быть услышанным. Пытаться сбить его с его речевого потока невозможно, он не теряет нити своей речи. Обычно после одного-двух часов неутомимого раскрытия истины такому типу становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло. Не следует хоть малым намеком дать ему понять, что он в чем-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Если это сделать, то он повторит свою длинную речь еще два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трех часов.

Можно также наблюдать и еще одну разновидность - это такие типы конфликтных личностей, как жалобщики. Они бывают двух типов: реалистичные и параноидальные, которые жалуются на воображаемые обстоятельства.

В некоторых случаях можно столкнуться с данным типом людей в качестве слушателя, в других – в качестве предмета их жалоб и обвинений. Чаще всего в своих речевых оборотах они применяют слова - "всегда" или "никогда". Эти типы очень эмоционально и красноречиво описывают свои беды, и делая это так, что у слушателя нередко складывается мнение в их пользу. Было бы большой ошибкой соглашаться с жалобщиками или наоборот доказывает им, что они не правы. Стоит скорее всего перефразировать их жалобы своими словами, и дать им понять, что переживание их замечено. Также следует применять стратегии слушания в общении и выслушивать его независимо от того, прав он или не прав.

Таким образом, можно ему вернуть ощущение собственной значимости. А уже после высказывания сути его основной жалобы, можно будет искать способ прекращения разговора или перевода его на другую тему. Также рекомендуется переключить его внимание на решение проблемы, выяснить, что он собирается делать, какие способы решения проблемы видит.

Наблюдается в конфликте еще и сверхпокладистые. Они всегда и во всём уступают другим людям, и на первый взгляд не создают особых трудностей в процессе взаимодействия, но только на первый. Время от времени они создают проблемы не только себе, но и другим. На него нельзя полагаться, так как часто его слова расходятся с делом. Применяя стратегии общения, ему следует показать, что вы хотите правдивости с его стороны и постараться убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться не тем, что он во всём с вами соглашается
, а тем, насколько он будет правдив, и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем.

Можно также отнести к разновидностям нерешительных людей. Они не могут принять то или иное решение из-за страха ошибиться, поэтому они тянут и тянут с принятием решения. Они выжидают, пока нужное решение будет принято без них или необходимость его принятия не отпадёт вообще. Обычно встречаются два подтипа: аналитики - те, что боятся сделать ошибку, и добряки - те, что не хотят наживать себе врагов. Такие люди делают так много пробных шагов перед тем, как что-либо сделать, что вызывают раздражение у окружающих. Чтобы решиться на какой-либо шаг, аналитики готовы перерыть огромное количество документов, проделать множество вычислений. Однако они отличаются большой осмотрительностью и если уж на что решились, то непременно добиваются. С большой неохотой прислушиваются они к мнениям и сторонятся тех, кто на них оказывает давление. Навязанные им предписания они исполняют без особого энтузиазма 15.



Глава 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ



2.1 Описание выборки и диагностических методик исследования, исследование факторов влияющих на успешную социализацию
Социализация направлена на постепенное включение молодёжи в социальную жизнь общества посредством воспитания и образования. Она обеспечивает формирование опыта общественной жизни и общественных отношений, учит взаимодействию с другими людьми, позволяет освоить навыки практической индивидуальной и групповой работы.

Данное исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»). Это государственное Бюджетное учреждение, центр для несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей, оказавшихся в трудовой жизненной ситуации и социально-опасном положении, получили социальную реабилитацию на базе Центра. Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Р.Ф., Гражданским кодексом Р.Ф., Федеральным законом Российской Федерации «О некоммерческих организациях», Уставом и другими нормативными актами.

Педагогическая и реабилитационная работа в Центре направлена на развитие у детей психических и познавательных процессов, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, привитие семейных ценностей, большое внимание уделяется спортивному направлению, формированию здорового образа жизни.

Сложная социально-экономическая и политическая ситуация в стране приводит к росту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с этим работа Центра ведется во взаимодействии с учреждениями опеки и попечительства муниципальных образований Самарской области и комплексными центрами социального обслуживания населения Самарской области.

Следовательно, от того, как происходит социальное развитие и
социальная ориентация личности в этот период, зависит очень многое в формировании социальных позиций и установок подрастающего человека. Таким образом, становится очевидным необходимость социально -психологической работы с подростками. Следует разрабатывать социально-психологические основы воспитательских мер и воздействий, направленных на гармоничное развитие личности. Следует формировать мировоззрение и нравственные позиции. То есть, они должны явиться новообразованиями этого периода развития. Д.Б. Эльконин особое внимание уделял периодизации подросткового возраста и появлению именно этих новых психических образований. Он считал, что определяются они сменой одной деятельности на другую и развитием новых умений и навыков интеллектуальной и творческой деятельности16.

Общая выборка исследования составила – 70 человек.

Для достижения цели исследования и решения поставленных практических задач, мы использовали следующие методы: теоретический анализ, наблюдение, опрос, тестирование с применением следующих методик, и метод математико-статистической обработки полученных данных.

Однако далеко не всегда отношения между подростками складываются благоприятно. Причиной тому является неблагоприятное личностное развитие с различными девиациями, и отсутствия коммуникативных умений. Об отсутствии умений говорит неумение подростков проговаривать и вербально фиксировать свои переживания и эмоциональные состояния. Именно это является основной помехой для подростков при попытках устанавливать особенно с противоположным полом. Именно это неумение приводит чаще всего к конфликтным ситуациям недопонимания между подростками17.

Для диагностики конфликтности использовались следующие методики:

1. Использовалась методика диагностики самооценки и экспертной оценки степени конфликтности личности, а также оценки экспертом степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.). Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц. Сумма в 70 баллов указывает на очень высокую степень конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50 – на выраженную конфликтность; сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных ситуаций (Приложении Б).


2. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает что нужно сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования: конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации.

3. Для диагностики особенностей взаимоотношений в коллективе использовались следующие методики:

Методика диагностики межличностных отношений, разработанную Т. Лири. При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование – подчинение и дружелюбие – агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своём «идеальном Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Использовалась также методика диагностики эмпатических способностей личности В.В. Бойко18.

4. Для статистического анализа эмпирических данных использовался критерий U Манна-Уитни. Для удобства обработки эмпирического материала