Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные данные о работе
Версия шаблона | 2.1 |
Вид работы | Комплексная электронная предзащита |
Название дисциплины | Защита выпускной квалификационной работы (бакалавриат 37.03.01 «Психология») -1 неделя (2) |
Тема | Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации. (на примере Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН») |
Фамилия выпускника | Романова |
Имя выпускника | Ольга |
Отчество выпускника | Андреевна |
Id (№ контракта) | 03900617406457007 |
Содержание
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 6
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
Глава 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 37
Заключение 43
Глоссарий 46
Список использованных источников 49
Приложения 54
Приложение А 54
Приложение Б 55
Введение
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что в современных условиях включение человека в социальную структуру является неотъемлемой частью, так как благодаря этому процессу можно обеспечить единую целостность общества. Социализация позволяет человеку стать полноценным членом общества, решать собственные проблемы и помогать решать их другим.
В результате социализации усваиваются нормы и ценности общества, правила поведения и социальные нормы.
Следует отметить, что в настоящее время, с изменением социально – экономических условий и жизни общества в целом, в качестве общего для всех требования выступает требование быть толерантным, но не переходить границы дозволенных социальных норм, правил и обычаев, сложившихся в ходе длительного становления мирового общества.
В период активного развития этноса в обществе начинают преобладать ценности, ставящие акцент на значение личного успеха, риска и достижения в различных сферах общественной жизни, что в конечном счете стимулирует прогресс этноса. При этом чаще всего успешно социализированными оказываются личности с ярко выраженной индивидуальностью, непосредственностью, самореализация которых обусловлена общественными интересами. В основном эти люди «напрямую» связывают себя и человечество, подчиняя этим двум доминантам устоявшиеся групповые нормы и у них наиболее ярко сформированными оказываются конкретно личностный и общечеловеческий уровень идентичности.
Поэтому, важным фактором успешности социализации является вхождение в общество, так как процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.
Цель исследования – выявить психологические условия развития личности для успешной социализации.
Объект исследования – межличностные отношения в обществе, психологические факторы влияющие на социализацию индивида.
Предмет исследования – влияние психологических факторов на успешную социализацию.
Гипотеза исследования. Согласно нашей гипотезе мы предполагаем, что:
- личностная конфликтность имеет различия в самооценке и экспертной оценке и проявляется в различных стилях социализации;
- конфликтность и особенности взаимоотношений профессиональной группой влияют на качество взаимоотношений (авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчинение, зависимость, дружелюбие, альтруистичность, эмпатийность.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ основных понятий социализации, психологических условий развития личности для успешной социализации.
2. Подобрать диагностический инструментарий и провести эмпирическое исследование психологических условий развитие личности как фактор успешной социализации на примере Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»).
3. Выявить взаимосвязь неблагоприятных или благоприятных факторов для успешной социализации.
Методы и методики исследования.
Теоретические методы. Применялся теоретический анализ.
Психодиагностические методы: опрос, тестирование с применением диагностических методик: методики диагностики самооценки и экспертной оценки степени конфликтности личности Ладанова И.Д., методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса; методики диагностики межличностных отношений, разработанную Т. Лири, методики диагностики эмпатических способностей В.В.Бойко.
Для статистической обработки данных использовался критерий U (Манна – Уитни).
Общая выборка исследования составила – 70 человек, несовершеннолетних детей в возрасте от 10 до 14 лет. Исследование проводилось на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Октябрьский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (ГКУ СО «Октябрьский СРЦН»).
Практическая значимость. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных нами данных при адаптации молодого поколения к взаимодействию с обществом и формированию в них позитивных отношений.
Основная часть
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1 Понятие личности и основные факторы ее развития.
Одной из явных проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации и исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и почему чему человек становится деятельным общественным субъектом. Проблема социализации индивида в российской науке исследуется, в основном, с точки зрения социологии и социальной психологии. Если в социологическом направлении социализация индивида понимается как развитие определенных социальных качеств с целью интеграции в систему социальных отношений, то для социально-психологического направления социализация выступает процессом интериоризации индивидом ценностно-нормативной системы культуры.
Так, история возникновения тeрмина «социализация» связана недоразумением или скoрее с неточностью при переводе с немецкого языка на английский. Но все жe, новое слово прижилось и аккумулировалo классическую проблематику. Пoнятие «социализация» намного ширe традициoнных понятий «образование» и «воспитание». Образoвание подразумевает передачу определенной суммы знаний.
Вoспитание – это систeма целeнаправленных, сознательнo спланированных дeйствий, целью которых является формированиe у рeбенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание и никем не запланированные воздействия извне.
Подростковый этап развития личности является весьма сложным. Ученые указывают, что именно в этот период происходит много изменений как в отношении формирования личности, так и его поведенческих проявлений. А главной особенностью подростка нестабильность его личности. В этот период – все противоположные черты и стремления подростка сосуществуют, но в то же время и борятся друг с другом. Выделяется при этом противоречивость проявлений характера и поведения взрослеющего ребенка1.
На первый взгляд незначительные размолвки по поводу организации поведения между родителями по поводу метода воспитания, могут заканчиваться серьезными конфликтами. Частой причиной конфликтов с подростками является увеличение отрицательных обобщений. Это происходит, когда какой – то незначительный проступок переносится на всю личность ребенка.
Ученые выделяют, что происходят существенные изменением практически во всем. Все подструктуры личности изменяются и качественно перестраиваются в подростковый период. И таким образом возникают и формируются и стойко закрепляются новые психологические новообразования. Именно этот процесс изменением, по мнению ученых, и влияет на все основные и личностные, и поведенческие особенности подростков.
Как выделяет исследователь Ю. Юричка, у подростка складываются разнообразные образы себя. Сначала они могут подвергаются внешним влияниям. Потом же, к окончанию этого периода они объединяются в одное целое. Таким образом, на границе ранней юности возникает «Я – концепция». Она и является центральным новообразованием всего периода подростничества2.
Х. Ремшидт при описании подросткового периода отмечает его как возраст врастания в культуру. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом кризисным, описал три типа развития в этот период.
Особыми чертами первого периода являются резкое, бурное, кризисное течение. То есть, этот отрезок воспринимается и переживается как второе рождение. И таким образом возникает новое «Я» подростка. Характеризуется плавным, медленным и постепенным ростом второй период. В этот период подросток как бы начинает входить во взрослую жизнь без особых уже глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
А уже тот период процесса развития, когда подросток сам начинает активно и сознательно формировать и воспитывать себя, начинается третий период. Подросток преодолевает усилием воли свои внутренние тревоги и кризисы. Формируется в этот период важные для человека свойства – высоки 1 уровень самоконтроля и самодисциплины. По мнению ученого самым важным и главным становится открытие своего я. Возникает и укрепляется рефлексия - осознание своей неповторимой индивидуальности3.
Еще одна доминанта социализации проявляется в тяге подростка к преодолению, к волевым напряжениям, правда они иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета). Еще одна доминанта – это доминанта романтики. Она проявляется в стремлении подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму. Особое внимание ученый обращал на развитие полноценного мышления в подростковом возрасте. Главным в развитии мышления он считал овладение подростком – умением преобразовывать и использовать различные понятия. Такое умение - овладение специальными понятиями в какой - либо области, ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности. Тем самым происходит усвоение новых способов поведения. Ученый придавал особо важное значение еще двум новообразованиям возраста. Это – развитие рефлексии и на ее основе – развитие самосознания